Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Патриархальная теория


Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила вто­рое дыхание в период средневекового абсолютизма и каки­ми-то отголосками дошла до наших дней.

Согласно этой теории общество и государство возникают из семьи, а общественная и государственная власть – из власти отца семейства.

У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму чело­веческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные, люди стремятся к объединению, к образованию патриархаль­ной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и разви­тие отцовской власти.

Конфуций (YI – Y вв. до н.э.) в духе древне китайских традиций трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство – большой семье.

В развернутом виде патриархальная теория происхождения государства представлена в произведениях ярого английского роялиста Р. Филмера (XYII век). В работе «Патриархия, или За­щита естественного права королей» (1642) со ссылками на патриархальную теорию Р. Филмер доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его власте­лином.

Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видный исто­рик М.Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из влас­ти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пусти­ла глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперлич­ность, способную решать все проблемы за всех. По сути такая традиция антидемократична, обрекает людей на пас­сивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.

Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических «оруженосцев», готовых на все лады вос­хвалять вождей, оправдывать в глазах людей самые нега­тивные их действия и решения. Наиболее уродливо эта тен­денция проявилась во времена сталинского тоталитаризма. Культовая идеология не только оправдывала, но и всячес­ки восхваляла концентрацию неограниченной власти в руках Сталина, сразу же превращая каждый его шаг в «исторический», «судьбоносный», «решающий». Вся страна оказалась вовлеченной в это грандиозное восхваление, почти эпическую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всесилия и всезнания одного человека. Но под аккомпанемент оглушающей культовой идеологии шел небы­валый разгул беззакония и произвола. Человеческая личность ни социально, ни юридически не была защищена.



Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко госу­дарственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широким полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологические «оруженосцы».

Патриархальную теорию критиковали многие и в раз­ное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государ­ство.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теологическая теория | Договорная теория

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.