Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исполнительные органы. Руководство текущей деятельностью корпорации осуществляется ее исполнительным органом (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным

Руководство текущей деятельностью корпорации осуществляется ее исполнительным органом (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету).

По решению общего собрания акционеров полномочия ИО общества м/б переданы по договору ком (управляющей) организации или ИП (управляющему).

К компетенции ИО относятся все вопросы руководства текущей деятельностью корпорации, выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета). Он должен действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно. Они несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные К их действиями (бездействием).

К д обеспечить создание и эффективное функционирование ежедневного контроля финансово-хозяйственной деятельности.

Для организации повседневного внутреннего контроля К общим собранием акционеров в соответствии с ее уставом создается контрольно-ревизионная служба, работники которой должны быть независимы от исполнительных органов. Это может быть ревизионная комиссия или ревизор, которым по решению общего собрания могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей.

Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) определяется законодательством и уставом обществ корпорации, а порядок деятельности - внутренним документом, утверждаемым общим собранием акционеров.

Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности осуществляется по итогам деятельности корпорации за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора), решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) или по требованию акционера (акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества. Лица, занимающие должности в органах управления корпорации, обязаны представить ревизионной комиссии (ревизору) документы о финансово-хозяйственной деятельности.

Ревизионная комиссия (ревизор) корпорации вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров в соответствии.

Члены ревизионной комиссии (ревизор) не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета), а также занимать иные должности в органах управления.

Помимо ревизионной комиссии (ревизора) финансово-хозяйственную деятельность корпорации на основании заключаемого с ним договора проверяет аудитор (гражданин или аудиторская организация), утверждаемый общим собранием. Размер оплаты его услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества.

Рекомендуется создание комитета совета директоров по аудиту.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности ревизионная комиссия (ревизор) или аудитор общества составляет заключение, в котором должны содержаться:

- подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов общества;

- информация о фактах нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Соблюдение органами и должностными лицами процедурных требований, подготовку и проведение общего собрания, заседания совета директоров в соответствии с нормативными требованиями обеспечивает корпоративный секретарь. Он оказывает членам совета директоров содействие в получении информации, знакомит вновь избранных членов совета с документами, разъясняет соответствующие положения законодательства.

В обязанности секретаря может входить контроль над корпоративными документами.

К обязана хранить следующие документы: договор о создании соответствующего АО; устав, изменения и дополнения, внесенные в него, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании общества, документ о гос регистрации общества; документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы общества; положение о филиале или представительстве общества; годовые отчеты; документы бух учета; документы бух отчетности; протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции); бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров; отчеты независимых оценщиков; списки аффилированных лиц общества; списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями законодательства; заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля; проспекты эмиссии, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию; иные документы.

5. Особенности управления в корпорациях с долей участия государственного или муниципального образования и «компаниях одного лица»

АО с долей участия гос или мун образования в уставном капитале имеют существенные особенности в организации управления.

Образование АО с долей участия государственного или муниципального образования. Прежде всего следует отметить, что такие общества могут возникать путем преобразования гос и мун предприятий в ОАО со стопроцентной долей участия гос или мун образования в их уставных капиталах, а также в результате приватизации унитарных предприятий способом акционирования или путем внесения гос или мун имущества в качестве вклада в уставный капитал ХО (ст. ст. 25, 37 Закона о приватизации).

Порядок реализации государством его прав как акционера регулируется Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями ОАО». В соответствии с этим НПА волеизъявление акционера - РФ, в том числе внесение вопросов в повестку дня общего собрания акционеров, выдвижение кандидатов для избрания в органы управления, ревизионную и счетную комиссии, предъявление требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, созыв внеочередного общего собрания акционеров, назначение представителя (выдача доверенности) для голосования на общем собрании акционеров, определение позиции по вопросам повестки дня общего собрания акционеров, оформляется решением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

Позиция акционера - РФ по вопросам повестки дня общего собрания акционеров отражается в письменных директивах, выдаваемых Агентством представителю для голосования на общем собрании акционеров. Представитель действует на основании письменных директив и доверенности Агентства.

В начале XX в. возможность существования "компании одного лица" еще не признавалась российским законодательством и хозяйственной практикой. В конце 80-х гг. XIX в. И.Т. Тарасов по этому поводу писал: "Т.к. акционерная компания есть universities persona rum, то она должна состоять из нескольких акционеров, что и признано, прямо или косвенно, почти всеми законодательствами... если путем погашения акций, которые вместе с тем должны быть и уничтожаемы, число акционеров сделается меньше установленного минимума, тогда компания должна ликвидироваться, погасив и остальные акции". Г.Ф. Шершеневич в конце 90-х гг. XIX в. отмечал, что "как соединение, акционерное товарищество не может быть менее чем из двух лиц... Сосредоточение акций или паев в руках одного лица означало бы прекращение товарищества. В своем соединении участники образуют юридическое лицо". "В современной хозяйственной практике капиталистических стран, - писал по этому поводу примерно век спустя М.И. Кулагин, - в результате процессов централизации капитала обычным явлением стали юридические лица, состоящие из одного участника. "И хотя вопиющее противоречие подобной "корпорации" самой сущности ЮЛ как коллективного образования очевидно, -подчеркивает наш современник В.А. Мусин, - подчиняясь экономическим потребностям, поначалу коммерческая и судебная практика зарубежных стран, затем их доктрина и закон признали право на существование "компаний одного лица".

Признание "компании одного лица" в зарубежном законодательстве происходило двумя путями: путем официального разрешения на создание такой организации или косвенного признания компании с одним участником, в которой по каким-либо причинам другие участники (акционеры) выбыли из ее состава. Так, в Законе о товариществах Франции 1966 г. в редакции 1985 г. определено, что объединение в одних руках всех долей участия или акций не влечет автоматического прекращения товарищества. К числу стран, на законодательном уровне закрепивших право на создание "компании одного лица" в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью наряду с Данией (с 1973 г.), Германией (с 1980 г.), Нидерландами (с 1986 г.), Бельгией (с 1987 г.) и другими, относится также Россия.

Так, в Германии "компании одного лица" составляют до 45% всех ООО, а вместе с "семейными обществами" (контролируемыми обычно супругами) и обществами, фактически контролируемыми одним лицом, составляют более 80% всех таких обществ. При этом общее число ООО достигает в Германии 450 тыс., а во Франции и Японии - около 1 млн., и их совокупный капитал значительно превышает совокупный капитал АО.

В российском Законе об АО предусматривается возможность создания и существования АО с одним акционером. Для предотвращения образования "финансовых пирамид", во избежание полного освобождения от ответственности реальных учредителей в российском законодательстве подобно законодательству других стран установлено ограничение на создание и существование ХО, состоящих из одного акционера (участника), также имеющего одного акционера (участника) (п. 2 ст. 10 Закона об АО, п. 2 ст. 7 Закона об ООО).

Рассматривая проблему "компаний одного лица", М.И. Кулагин называет эти организации "юридическими мутантами". В "компании одного лица" по букве закона должны существовать все обычные для традиционного ЮЛ органы - общее собрание, правление, ревизоры, но на практике они отсутствуют, поскольку собственник концентрирует в своих руках все управленческие функции и воплощает в себе все органы компании".

Российское законодательство по общему правилу исходит из необходимости наличия в ХО всех предусмотренных законом органов управления. Согласно ст. 53 ГК РФ ЮЛ приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Только в предусмотренных законом случаях ЮЛ может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников. К числу таких случаев следует отнести "компании одного лица".

Согласно акционерному законодательству положения Закона об АО распространяются на общества с одним акционером постольку, поскольку этим законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений (п. 2 ст. 2 Закона об АО). Согласно этому Закону в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно (п. 3 ст. 47 Закона об АО). В соответствии с п. 3 ст. 47 Закона об АО положения гл. VII "Общее собрание акционеров", определяющей порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров к обществам, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров.

Решение общего собрания акционеров (участников) "компании одного лица" должно быть оформлено аналогично решению единственного участника о создании общества. Указанное решение подписывает единоличный исполнительный орган основного общества или по его доверенности любое другое лицо. Заметим, что полномочия единоличного исполнительного органа основного общества м/б ограничены по усмотрению самого общества путем передачи для предварительного согласования с советом директоров в рамках его дополнительной компетенции (пп. 18 п. 1 ст. 65 Закона об АО) вопросов реализации обязательственных прав по акциям (долям участия) дочерних обществ.

В части организации деятельности других органов управления "компании одного лица" - совета директоров и исполнительных органов общества следует отметить следующее. В ХО, 100% акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежит другому обществу, совет директоров может, по сути, назначаться этим обществом или не образовываться вообще.

Что касается исполнительных органов "компании одного лица", они действуют в том же порядке, что и в других ХО, за редкими исключениями, установленными на законодательном уровне. Так, согласно п. 2 ст. 81 Закона об АО к обществам, состоящим из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа, положения закона о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, не применяются. Аналогичное положение содержится в п. 6 ст. 45 Закона об ООО.

Если единственным акционером или участником общества является физическое лицо, то каких-либо ограничений на назначение именно этого физического лица единоличным исполнительным органом общества действующее законодательство о хозяйственных обществах и о труде не содержит. Более того, такая возможность напрямую вытекает из смысла ст. 273 ТК РФ, в частности, определяющей, что положения гл. 43 ТК РФ, устанавливающие особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа, не распространяются на руководителя организации, являющегося единственным участником (учредителем) этой организации. Таким образом, единственный акционер (участник) - физическое лицо одновременно может быть и единоличным исполнительным органом хозяйственного общества. Решение единственного акционера (участника) о назначении единоличного исполнительного органа будет основанием для заключения трудового договора с физическим лицом.

 

 

 


[1] Каплин С. Ю. Государственная корпорация как субъект права: автореф. дисс. на соиск. … к.ю.н. Казань, 2011. - С. 11.

[2] Каплин С. Ю. Государственная корпорация как субъект права: автореф. дисс. на соиск. … к.ю.н. Казань, 2011. - С. 12.

[3] См.: О Банке развития: федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ; О страховании вкладов физических лиц в банках РФ: федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177- ФЗ; О российской корпорации нанотехнологий: федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139- ФЗ; О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ; О государственной корпорации «Ростехнологии»: федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ; О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»: федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ$J государственной корпорации по строительству олимпийских объектов: федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ. / Кузьминов А.А. Государственные корпорации: проблемы единства организационно-правовой формы. // Гражданское право. 2009. № 2. С. 26.

[4] СЗ РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 145.

[5] См.: Мерзликина Р.А., Тамирова К.К. Государственная корпорация как одна из форм участия государства в гражданско-правовых отношениях / Труды юрид. фак-та СевКавГТУ: сб. научн. Трудов. Ставрополь, 2004. Вып. 2. С. 96. / Кузьминов А.А. Государственные корпорации: проблемы единства организационно-правовой формы. // Гражданское право. 2009. № 2. С. 26.

[6] http://www.consultant.ru/law/hotdocs/11059.html

[7] Статья 12 Закона об ООО.

[8] Согласно ФЗ РФ от 1 июня 2011 г. N 106-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 июня 2011 г. МРОТ устанавливается в размере 4611 руб.

[9] О том же статья 105 и 106 ГК РФ. И ст. 6 Закона об акционерных обществах.

[10] КОНСОРЦИУМ - временное объединение компаний, банков на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. Консорциум несет солидарную ответственность перед своими заказчиками.

[11] Объединение компаний, например, страховой пул.

[12] Форма монополистического соглашения между фирмами, принадлежащими чаще всего к одной отрасли, с целью извлечения монопольной прибыли посредством регулирования объёмов производства и сбыта (квот) для его основных участников. Одной из форм картельного соглашения является синдикат.

[13] Расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта.

[14] Территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры, или биологического вида.

[15] Звягинцев М.Г. Корпоративное право. М.: 2005.

[16] Корпоративное право. Курс лекций. Кирилловых А.А. М.: Юстицинформ, 2009. С. 28-29.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Совет директоров (наблюдательный совет) | Общая часть
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.