Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные теории происхождения права


 

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его приро­ды, сущности, назначения права и правового регулирова­ния.

Теологическая теория исходит из божественного про­исхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Теологи­ческая теория одна из первых связала право с добром и спра­ведливостью. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные до­казательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мне­ний ее создателей по вопросу происхождения права. Сто­ронники этой теории считают, что параллельно, существу­ют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, госу­дарства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как выс­шего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естествен­ное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Гроций утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из не­изменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное пра­во, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, есте­ственное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливос­ти, из нравственных начал. Но во всех случаях естествен­ное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антрополо­гическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII—XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «наци­онального», «народного» сознания. Историческая школа пра­ва смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».



Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действен­ность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возник­новения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Пра­во – это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Думается, отрицать влияние психологического факто­ра на возникновение и функционирование права нет основа­ний, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Марксистская концепция происхождения правапосле­довательно материалистическая. Марксизм убедительно до­казал, что корни права лежат в экономике, в базисе обще­ства. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство, марксистской теории. Вместе с тем марксизм также жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Одна­ко право имеет более глубокие корни, чем классы, его воз­никновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

Подводя итог анализа различных условий и факторов происхождения государства, а также различных теорий его формирования и возникновения, необходимо сформулировать вывод об ограниченности каждой из вышеперечисленных концепций, представляющих собой субъективный взгляд ее представителей на объективный процесс развития социума. Современные же подходы основываются на признании плюрализма факторов: весьма трудно, если вообще возможно, выделить один, ведущий фактор, детерминирующий процесс возникновения государства. Существует определенное научное согласие относительно характеристики предпосылок образования государства, среди которых выделяются экономические, экологические, демографические, психологические и внешние факторы. Экономические факторы связаны с неолитической революцией, переходом к производящему хозяйству; экологические – с определенными видами хозяйственной деятельности (например, ирригация); психологические – с образом жизни отдельных наций (например, кочевой – у цыган); внешние – с угрозами обществу, исходящими извне, а также опытом развития других стран.

 

Вместе с тем при всем многообразии форм возникших государств всем им при­сущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.

1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то государ­ство – на территориальной общности своих граждан или подданных.

Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции.

Следует подчеркнуть, что признаком государства является не тер­ритория сама по себе, а деление населения по месту проживания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государ­ству.

2. Государство – это особая организация публичной власти, кото­рая уже не совпадает с волей всего населения, носит политический характер. Ее специфика в следующем:

– если общественная власть первобытного строя выражала интере­сы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрос­лое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

– реализация политической власти осуществляется особым аппа­ратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, про­фессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

– выполнение решений политической власти обеспечивается спе­циально созданным карательным аппаратом, аппаратом насилия (армия, милиция, разведка, тюрьмы и т.д.).

3. Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, необходимы раз­личные налоги и сборы.

 

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: иные (не основные) теории происхождения государства. Теория общественного договора с точки зрения английской философско-политической мысли XYII века (Т. Гоббс и Дж. Локк).

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарскому занятию № 1 по следующим вопросам: 1. Организация, природа публичной власти и социальное управление в первобытном обществе. 2. Способы регулирования общественных отношений в догосударственный период. 3. Предпосылки возникновения государства. 4. Предпосылки возникновения права.

4. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарскому занятию № 2 по следующим вопросам: 1. Основные теории происхождения государства (патриархальная, теологическая, договорная, теория насилия, классовая, органическая теория). 2. Основные теории происхождения права.

Разработали:

Преподаватель

кафедры теории и истории государства и права

майор внутренней службы Е.Ю.Одинокова

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория насилия | Распространение микроорганизмов в природе

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.