КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность, функции и структура рынка
Рынок объединяет в себе несколько понятий: 1. Рынок – это любое место торговли товарами. 2. Рынок представляет собой сферу товарного обмена, где складывается система экономических отношений между продавцами и покупателями. 3. Рынок рассматривается как способ функционирования всей экономики и ассоциируется с рыночной экономикой в целом.
Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства (ТП) и товарного обращения (ТО), форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже товаров. Рынок – это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах. Главными из которых являются свобода экономической деятельности и использование конкурентного равновесия цен спроса и предложения. Основные черты рынка: 1. Экономическая свобода, которая проявляется по двум направлениям: • свобода предпринимательства; • свобода потребительского выбора. 2. Связь и взаимодействие спроса и предложения. 3. Свобода конкурентной борьбы Конкуренция – это “душа” рынка. 4. Свободное ценообразование. 5. Всеобщность рынка Развитие наряду с товарными рынками рынка труда, рынка капитала, валюты, ценных бумаг и т.д.
Цена – это денежная форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Функции цены: 1. Ориентирующая Цены предоставляют информацию для действия покупателей и продавцов. 2. Стимулирующая Цены способствуют наиболее экономичным способам производства и рациональности спроса. 3. Распределительная Цены играют ключевую роль в распределении доходов между участниками рыночной экономики.
Функции рынка: 1. Информационная Рынок дает объективную информацию о количестве, качестве поставляемых товаров через изменение цен. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять свое производство с меняющимися условиями рынка. 2. Посредническая Рынок сводит вместе производителей и потребителей. 3. Регулирующая Через рынок осуществляется регулирования общественного производства, т.е. решаются проблемы “что?”, “как?”, и “для кого производить?”. 4. Ценообразующая На рынке на основе баланса интересов производителей и потребителей, соотношения спроса и предложения устанавливаются свободные цены.
5. Дифференцирующая В процессе конкуренции происходит дифференциация товаропроизводителей, развитие эффективных фирм и разорение неэффективных.
Классификация функциональной структуры рынка: 1. По географическому положению: • местный (региональный) рынок; • национальный (внутренний) рынок; • мировой (внешний) рынок. 2. С точки зрения соответствия действующему законодательству: • легальный (официальный) рынок; • нелегальный (теневой) рынок. 3. В зависимости от государственного воздействия на рынок: • свободный рынок; • регулируемый рынок. 4. По степени ограниченности конкуренции выделяют следующие модели рынка: • рынок совершенной конкуренции; • рынок несовершенной конкуренции. 5. По экономическому назначению объектов рыночных отношений выделяют два относительно обособленных вида рынка: • рынок продуктов; • рынок ресурсов. Эти рынки можно разделить еще на частные рынки. Например, рынок продуктов – на рынок автомобилей, обуви, мебели и т.д. Рынок ресурсов – на рынок земли, рабочей силы, капитала и т.д. 6. По субъектам: • рынок покупателей (предложение превышает спрос, есть конкуренция производителей);
• рынок продавцов (значительное превышение спроса над предложением, конкуренция покупателей). 7. По характеру продаж: • оптовый рынок; • розничный рынок. Организационная структура рынка (или инфраструктура) – это совокупность институтов и организаций, обслуживающих его нормальное функционирование.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |