КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие спроса. Закон и кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос
Механизм функционирования рынка. Рыночное решение основных экономических проблем. Рыночная система – это система не хаоса и анархии. Она функционирует упорядоченно и эффективно, ее чаще всего называют саморегулирующейся системой. Саморегулирование рыночной системы – это ее постоянное движение к равновесию, через постоянные отклонения и поиск нового уровня равновесия. Основу механизма саморегулирования составляет конкурентное ценообразование. Ценовой механизм координирует развитие рыночной экономики. Его эффективность зависит от числа участников и от степени свободы в принятии решений.
Проблему “Что производить?” в рыночной экономике решает потребитель, имея деньги и выбирая для покупки тот или иной товар. “Как производить?” – эта проблема решается у производителя на основе конкуренции между производителями. Проблема “Для кого производить?” определяется на рынке ресурсов, т.к. эти рынки формируют уровни заработной платы, ренты, процента и прибыли, т.е. источников, из которых складываются доходы людей. Таким образом, рыночная экономика представляет собой отработанный механизм для координации людей и фирм через систему конкурентных цен и рынков.
Спрос – это количество товара, которое потребители хотят и могут купить за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой товара и величиной покупательного спроса на этот товар. Если цена на товар растет, то при прочих равных условиях величина спроса на него падает, и наоборот, снижение цены ведет к росту величины спроса. Действие закона спроса можно объяснить эффектом дохода и эффектом замещения.
Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и способен приобрести этот товар в большем количестве, не отказываясь от других привычных покупок. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремиться заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.
Товар Гиффена – низший товар, занимающий в бюджете потребителя значительное место и имеющий кривую спроса с положительным наклоном. Факторы, влияющие на спрос (неценовые детерминанты спроса): 1. Цены на сопряженные товары. Сопряженные товары делятся на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. Если товары взаимозаменяемые, то рост цены одного товара приводит к увеличению спроса на другой товар. И наоборот. Если товары взаимодополняющие, то рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар. И наоборот. 2. Изменение доходов потребителей (I) В зависимости от дохода товары делятся на следующие виды: I. Нормальные товары Товары, спрос на которые растет при росте потребительских доходов, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Нормальные товары делятся: • предметы первой необходимости; • предметы второй необходимости; • предметы роскоши.
II. Малоценные товары Это товары спрос на которые падает при росте потребительских доходов называются малоценными товарами или товарами низшей категории III. Товары абсолютной необходимости
3. Потребительские ожидания (относится к спросу). Они связаны с изменением уровня цен, дохода, экономической и политической обстановки и т.д. 4. Потребительские вкусы и предпочтения. На вкусы и предпочтения потребителей оказывают влияние вкусы и предпочтения других потребителей. Американский экономист определяет три типичных случая взаимных влияний потребителей:
1. Эффект присоединения к большинству (стадное чувство в потреблении) Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. 2. Эффект сноба Потребитель стремится выделиться из толпы. Спрос предъявляется вопреки спросу большинства. 3. Эффект Веблена Приобретение товаров с целью произвести на окружающих неизгладимое впечатление (престижное потребление). 5. Число потребителей на рынке. Неценовые факторы изменяют спрос и приводят к сдвигу (смещению) всей кривой спроса либо вправо (если спрос увеличивается), либо влево (если спрос уменьшается). Необходимо различать изменение величины спроса и изменение спроса, движение по кривой спроса и движение самой кривой спроса.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |