Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие спроса. Закон и кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос




Механизм функционирования рынка. Рыночное решение основных экономических проблем.

Рыночная система – это система не хаоса и анархии. Она функционирует упорядоченно и эффективно, ее чаще всего называют саморегулирующейся системой.

Саморегулирование рыночной системы – это ее постоянное движение к равновесию, через постоянные отклонения и поиск нового уровня равновесия.

Основу механизма саморегулирования составляет конкурентное ценообразование.

Ценовой механизм координирует развитие рыночной экономики. Его эффективность зависит от числа участников и от степени свободы в принятии решений.

 

 

Проблему “Что производить?” в рыночной экономике решает потребитель, имея деньги и выбирая для покупки тот или иной товар.

“Как производить?” – эта проблема решается у производителя на основе конкуренции между производителями.

Проблема “Для кого производить?” определяется на рынке ресурсов, т.к. эти рынки формируют уровни заработной платы, ренты, процента и прибыли, т.е. источников, из которых складываются доходы людей.

Таким образом, рыночная экономика представляет собой отработанный механизм для координации людей и фирм через систему конкурентных цен и рынков.


 

Спрос – это количество товара, которое потребители хотят и могут купить за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой товара и величиной покупательного спроса на этот товар.

Если цена на товар растет, то при прочих равных условиях величина спроса на него падает, и наоборот, снижение цены ведет к росту величины спроса.

Действие закона спроса можно объяснить эффектом дохода и эффектом замещения.

Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и способен приобрести этот товар в большем количестве, не отказываясь от других привычных покупок.

Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремиться заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

 

 

Товар Гиффена – низший товар, занимающий в бюджете потребителя значительное место и имеющий кривую спроса с положительным наклоном.

Факторы, влияющие на спрос (неценовые детерминанты спроса):

1. Цены на сопряженные товары. Сопряженные товары делятся на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары.

Если товары взаимозаменяемые, то рост цены одного товара приводит к увеличению спроса на другой товар. И наоборот.

Если товары взаимодополняющие, то рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар. И наоборот.

2. Изменение доходов потребителей (I)

В зависимости от дохода товары делятся на следующие виды:

I. Нормальные товары

Товары, спрос на которые растет при росте потребительских доходов, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории.

Нормальные товары делятся:

• предметы первой необходимости;

• предметы второй необходимости;

• предметы роскоши.

 

II. Малоценные товары

Это товары спрос на которые падает при росте потребительских доходов называются малоценными товарами или товарами низшей категории

III. Товары абсолютной необходимости

 

3. Потребительские ожидания (относится к спросу).

Они связаны с изменением уровня цен, дохода, экономической и политической обстановки и т.д.

4. Потребительские вкусы и предпочтения.

На вкусы и предпочтения потребителей оказывают влияние вкусы и предпочтения других потребителей.

Американский экономист определяет три типичных случая взаимных влияний потребителей:

1. Эффект присоединения к большинству (стадное чувство в потреблении)

Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие.

2. Эффект сноба

Потребитель стремится выделиться из толпы. Спрос предъявляется вопреки спросу большинства.

3. Эффект Веблена

Приобретение товаров с целью произвести на окружающих неизгладимое впечатление (престижное потребление).

5. Число потребителей на рынке.

Неценовые факторы изменяют спрос и приводят к сдвигу (смещению) всей кривой спроса либо вправо (если спрос увеличивается), либо влево (если спрос уменьшается).

Необходимо различать изменение величины спроса и изменение спроса, движение по кривой спроса и движение самой кривой спроса.

 


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.