Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Таким образом, абсолютная монархия в России формируется в условиях крепостной системы и опирается на крепостническое дворянство





Тема: «Преобразования в государственном аппарате и государственное управление в XVIII в. Государственный аппарат Российской империи в первой половине XIX в. Реформы и контрреформы в России во второй половине XIX в.».

Социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), а в России абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Т.О. к концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия, которая возникла не сразу после образования централизованного государства и установления самодержавного строя, т. к. самодержавие еще не есть абсолютизм. Для последнего требуется ряд условий и предпосылок.

Т.О. Объединению русских земель вокруг Москвы сопутствовал процесс формирования централизованного государственного аппарата. Система власти и управления строилась на принципе местничества и раздаче служебных чинов. Царь в своей деятельности опирался на аристократическую Боярскую думу и бюрократическую систему приказов. Сословная структура общества породила соответствующие политические и государственные образования (Земские соборы). Серьезным испытанием для сословно-представительной монархии стала опричнина.

Конец XVI – начало XVII вв. в России принято называть периодом Смутного времени (1598 – 1613). Это был глубокий кризис общества и государства.

Причины Смуты:

* Социально-экономический кризис: утверждалось крепостное право, что болезненно сказывалось на положении народа и вызывало социальный протест тяглового сословия;

* Политический кризис: политика подчинения казачьих районов (с конца XVI в.) обострила отношения между властью и казачеством (в итоге именно казаки составили ядро повстанческих армий Лжедмитрия I, Болотникова, «Тушинского вора» и стали одной из главных движущих сил Смуты); обострилась борьба за власть между боярскими группировками, между московским и провинциальным дворянством, поскольку последнему был закрыт доступ к реальному управлению страной; в борьбе за влияние в армии столкнулись интересы дворянства и казаков. В итоге недовольны оказались все;



* Династический кризис: прерывание правящей династии (смерть сыновей Ивана Грозного – Ивана и Дмитрия, бездетность царя Федора Иоанновича);

* Экспансия соседних государств: Швеции и Польши, которые стремились захватить русские земли;

Период смуты в русском государстве характеризуется неустойчивостью государственной власти и частой сменой политических режимов.

Этапы Смуты:

1. Династический этап (1598 – 1605).

2. Социальный этап (1605 – 1610).

В этот период появляются фигуры Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.

Зимой 1608 – 1609 гг. Лжедмитрий II расположился недалеко от Москвы в Тушино. Тушинский лагерь превратился в настоящий укрепленный город с царским дворцом. «Тушинский вор» установил контроль над значительными территориями к востоку, северу и северо-западу от Москвы.

В тушинском лагере сложилась своя система управления: Боярская дума, состоявшая из бояр, перешедших на сторону самозванца, и приказы. Их захваченного тушинцами Ростова был привезен митрополит Филарет (Федор Романов) и провозглашен патриархом.

В сентябре 1609 г. шведский король Сигизмунд III осадил Смоленск. В декабре Лжедмитрий II бежал из Тушинского лагеря в Калугу.

В феврале 1610 г. посольство во главе с боярином Михаилом Салтыковым заключило с польским королем договор об условиях восшествия на московский престол его сына Владислава.

Бояре и дворяне в июле 1610 г. свергли Шуйского и заставили его постричься в монахи. Власть временно перешла в руки правительства из семи бояр (Боярская Дума как Временное правительство – 1610 г. Страной стала править Боярская Дума во главе с Ф.И. Мстиславским. Дума состояла из 7 человек, и ее правление в период междуцарствия получило наименование «семибоярщина»), решившего посадить на русский престол Владислава.

Швеция, воспользовавшись ситуацией, захватила Новгород и стала грабить северо-западные российские территории. Одновременно по стране бродили отряды польских шляхтичей, осаждавшие и грабившие города и монастыри. Тем же занимались и казаки. Центральной власти, по сути, не было. Перед страной встала угроза потери независимости.

3. Национально-освободительный этап (1610 – 1613).

Войска первого национального ополчения во главе с Прокопием Ляпуновым отбросили армию польского короля и осадили Москву. К ополченцам присоединились казаки – тушинцы во главе с Иваном Заруцким и князем Дмитрием Трубецким. Осада не дала результатов. Второе ополчение стало создаваться в Нижнем Новгороде во главе с К. Мининым и Д. Пожарским. В апреле 1612 г. Второе ополчение остановилось в Ярославле. Здесь было сформировано Временное правительство страны – Совет всей земли. В его состав вошли представители духовенства, Боярской думы, выборные от дворян и городов. Ратными делами заведовал Д. Пожарский, земскими – казной, закупкой оружия и припасов, выдачей жалованья войску – К. Минин. Были образованы и правительственные учреждения – приказы. В октябре 1612 г. ополченцы освободили Кремль.

В январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, самый представительный в истории средневековой Руси. На нем присутствовали и бояре, и высшее духовенство, и дворяне, и посад, впервые были представлены казаки и черносошные крестьяне. После продолжительных споров 21 февраля 1613 г. русским царем был избран Михаил Романов (1613 – 1645 гг.), племянник последнего царя Федора Ивановича.

Смута привела к новому способу управления страной. Идея вотчинного управления государством на основе произвола и свободно толкуемого обычая уже не могла возродиться. Россия встала на путь восстановления сословно-представительной монархии. К управлению страной активно привлекались Боярская дума и Земские соборы в широком составе.

В первой половине XVII в. Россия встала на путь восстановления сословно-представительной монархии. К управлению страной активно привлекались Боярская дума и Земские соборы в широком составе. Земские соборы, заседавшие почти непрерывно, занимались законодательством, изысканием средств для пополнения казны, церковными и внешнеполитическими делами.



В 1620-е гг. государственная власть несколько окрепла и земские соборы стали созываться реже. В 1630-е гг. они уже обсуждали гл.о. внешнеполитические вопросы и принимали решения о дополнительных налогах, необходимых для ведения войн.

Боярская дума по-прежнему оставалась верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда. Состав Боярской думы пополнялся приближенными и родственниками царя, думными дворянами и думными дьяками. Для XVII в. характерна тесная связь личного состава Боярской думы с приказной системой: многие ее члены выполняли обязанности судей приказов, воевод, находились на дипломатической службе и т.д.

На XVII в. приходится расцвет приказной системы управления. Приказы – органы центрального государственного управления. Характерной чертой приказной системы управления являлась пестрота и неопределенность функций приказов. Отсутствовало четкое разграничение компетенции между приказами. Во главе приказа стоял судья (иногда казначей, печатник, дворецкий и т.д.), который назначался из членов Боярской думы. Помощниками судей были дьяки. Дьяки комплектовались из родового дворянства, верхушки посада или из лиц духовного звания. За свою службу они «верстались» участком земли и денежным вознаграждением. Дьякам подчинялись подьячие (младшие, средние и старшие). В крупных приказах складывалась разветвленная внутренняя структура. Они подразделялись на столы, а столы – на повытья. Стол возглавлялся дьяком, повытье – старшим подьячим. В приказах сложилась особая система управления: большинство дел рассматривалось судьями приказов или дьяками единолично, а спорные дела подлежали коллегиальному обсуждению. Крайней степени достигла централизация управления: в приказах решались не только важные, но и незначительные дела. К концу XVII в. система приказов начала приходить в несоответствие с потребностями управления формировавшегося абсолютистского государства.

Самодержавие во 2 пол. XVII в.

Со 2 пол. XVII в. значение Земских соборов и Боярской думы начинает падать. В правление Алексея Михайловича (1645 – 1676) четко обозначается новая тенденция в развитии политического строя страны – постепенный переход от сословно-представительной монархии к абсолютной.

Абсолютизм – это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху.

Власть достигает высшей степени централизации. В России абсолютная монархия окончательно складывается в ходе петровских преобразований. Однако уже с сер. XVII в. отчетливо прослеживаются мероприятия, направленные на укрепление самодержавной власти монарха.

В 1649 г. на Земском соборе было принято знаменитое Соборное Уложение. Впервые была предпринята попытка создать свод всех действующих правовых норм, включая судебники и новоуказные статьи. Материал был сведен в 25 глав и 967 статей. Наметилось разделение норм по отраслям и институтам.

Источниками Уложения стали судебники, указные книги приказов, царские указы, думские приговоры, решения Земских соборов (большая часть статей была составлена по челобитным гласных собора), Стоглав, литовское и византийское законодательство.

В Соборном Уложении определялся статус главы государства – царя, самодержавного и наследного монарха. Утверждение (избрание) его на Земском соборе не колебало установленных принципов, напротив, обосновывало, легитимировало их. Преступный умысел, направленный против персоны монарха, жестоко наказывался.

Уложение содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие отрасли государственного управления. Эти нормы можно условно отнести к административным. Прикрепление крестьян к земле (гл. XI «Суд о крестьянах»), посадская реформа, изменившая положение «белых слобод» (гл. XIX), перемена статуса вотчины и поместья в новых условиях (гл. XVI, XVII), регламентация работы органов местного самоуправления (гл. XXI), режим въезда и выезда (гл. VI) – все эти меры составили основу административно-полицейских преобразований.

Соборное Уложение 1649 г. обобщило и подытожило основные тенденции в развитии русского права XV – XVII вв. Вместе с тем оно закрепляло новые черты и институты, свойственные новой эпохе, эпохе наступающего российского абсолютизма. В Уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства, открыта дорога для построения новой, более рациональной и современной правовой системы.

Во 2 пол. XVII в. перестают созываться Земские соборы (последний Собор полного состава – в 1653 г.). Т. о. отмирал важнейший сословно-представительный орган Российского государства.

В конце XVII в. изменилось положение и Боярской думы. Из постоянно действующего государственного органа, каковым она являлась в 1 пол. и сер. XVII в., Боярская дума превращается в нерегулярно функционирующее учреждение. Фактически ее место заняла т.н. Ближняя дума, состоявшая из небольшого числа наиболее доверенных царю лиц.

После принятия Соборного Уложения в законодательной практике Российского государства появились именные указы, т.е. правовые акты, изданные от имени монарха и без участия Боярской думы. (Из 618 указов Алексея Михайловича 588 являлись именными).

В 1682 г. в правление Федора Алексеевича, было ликвидировано местничество (как в военной, так и в гражданской службе). Эта мера была осуществлена в интересах среднего дворянства. Отмена местничества нанесла сильный удар по позиции боярско-княжеской аристократии в государственном управлении.

На местах функционировали губные и земские учреждения, подчинявшиеся назначенным из центра воеводам, которые стали основным звеном местного управления.

Воеводы назначались из числа бояр, дворян и детей боярских Разрядным приказом и утверждались в должности царем и Боярской думой. Подчинялся воевода тому приказу, в ведении которого находился соответствующий город с уездом. Срок службы длился от 1 до 3 лет, за нее он получал поместный и денежный оклады. В большие города назначались сразу несколько воевод, один из которых считался главным.

При воеводе находилась приказная, или съезжая, изба, в которой делопроизводство вел дьяк. Приказная изба имела структурные подразделения – столы, возглавлявшиеся подьячими.

Система воеводского управления, позволившая усилить государственную власть на местах сразу после смуты, к концу XVII в. нуждалась в существенном обновлении.

Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности; необходим переходный период от феодальной системы к капиталистической; характерно наличие сильного, профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений.

У российского абсолютизма были свои особенности:

Абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), а российский абсолютизм совпал с развитием крепостничества;

 

Лекция № 3.

Сенат, коллегии, Синод, фискалитет, меркантилизм, протекционизм, магистрат, ратуша, институт майората, «полицейское государство», бюрократия, просвещенный абсолютизм, дворцовые перевороты, кондиции, шестигласная Городская дума, Министерство, Государственный Совет, жандармерия, временнообязанные крестьяне, избирательные курии, присяжные, кассация, апелляция, адвокатура, Совет министров.

.

В годы правления Петра I (1689 – 1725) произошел переход к новой государственной форме – абсолютной монархии. Это соответствовало его пониманию принципов государственности – принципов разумности, рационализма.

22 октября 1721 г. на торжественном заседании Сената Петр принял титул «Отец Отечества», «Петр Великий», «Император Всероссийский». Россия была официально провозглашена империей.

Новыми чертами имперской административной системы по сравнению с приказной системой Московского государства стали унификация, централизация и дифференциация функций аппарата управления.

В 1711 г. вместо Боярской думы появился Сенат как законосовещательный и распорядительный орган, постепенно превратившийся в высшее судебное учреждение. Но законодательная власть принадлежала царю. Приказы в 1718 г. были заменены коллегиями, работавшими на основе специальных регламентов (уставов). В их состав входили президент, вице-президент и восемь – девять асессоров. Если президентами коллегий были русские, то вице-президентами – иностранцы.

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата.

Реформы высших органов власти и управления, проведенные в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:

· 1699-1710 гг. – частичные преобразования в системе высших государственных органов, в структуре местного самоуправления; военная реформа;

· 1710-1719 гг. – ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, Тайной канцелярии (1718), занимавшейся политическим сыском, проведение первой областной реформы;

· 1719-1725 гг. – образование новых органов отраслевого управления -коллегий, учреждение Синода, как органа государственного отраслевого управления церковными делами, проводится вторая областная реформа, реформа церковного управления, финансово-налоговая реформа, создается правовая основа для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.

 

В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства: учреждены 8 губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В 1713-1714 гг. число губерний возросло до 11. Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор (Петербургская и Азовская губернии). Губернаторы наделялись исполнительной, судебной и военной властью.

В ходе первой реформы к 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд-провинция-губерния. Основной административной единицей на местах стала провинция, делившаяся на дистрикты (уезды). Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дворянства.

Вторая областная реформа была проведена в 1719 г. В ходе ее 11 губерний были разделены на 45 провинций. Во главе этих единиц были поставлены губернаторы, вице-губернаторы или воеводы.

В 1718-1720 гг. прошла реорганизация органов городского самоуправления, созданных в 1699 г. (земских изб). Были образованы новые органы – магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши.

В итоге управление приобрело мобильность, его отличала более совершенная организация труда, четкий иерархический порядок. Однако и проблем было не мало: к примеру, появление коррупции. С ней необходимо было бороться. Поэтому большое внимание уделяется созданию двух контрольных систем фискалитета и прокуратуры. Институт фискальства был создан как карательное учреждение. Фискалам вменялось в обязанность доносить о государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях, а также выступать в суде в качестве обвинителей. Прокуратура – надзирательный орган – дополняла фискалитет.

Огромный размах приобрел политический сыск. Преображенский приказ – первый специализированный орган по делам сыска и борьбы с оппозицией. Но главным органом сыска становится учрежденная в 1718 г. Тайная канцелярия.

Таким образом, в годы правления Петра I было создано абсолютистское бюрократическое государство, названное «полицейским», не только потому, что в этот период появляется профессиональная полиция, но и потому, что государство стремилось вмешиваться во все мелочи жизни, регламентируя их. Новая административная система оказалась весьма устойчивой и сохранялась вплоть до революционного периода.

Характерным для абсолютизма является стремление рационально регламентировать правовое положение каждого из существующих сословий.

Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г.(полное название: «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах»).

Последствия Указа:

· юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, что привело к возникновению единого понятия «недвижимая собственность»;

· установление института майората (наследования недвижимости только одним старшим сыном). Его целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян и было упразднено в 1731 г., однако оно способствовало быстрому формированию бюрократического аппарата и профессионального офицерского корпуса.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722 г.). Ее принятие свидетельствовало о целом ряде новых обстоятельств:

· профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими критериями для продвижения по службе;

· любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов 8 класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству;

· уравнивалась служба военная со службой гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными;

· подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и зарубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием. От уровня подготовки зависели многие личные права (право на вступление в брак).





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.009 сек.