КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пенитенциарная политика Александра I
Тема 2. Лекция 2. Создание единой государственной системы управления (Александр I). Тюремная реформа, её содержание, основные направления.
Введение. 12 марта 1801 года в результате дворцового переворота на престол вступил Александр I. Первые же манифесты нового императора свидетельствовали о разрыве его с политикой отца – Павла I. Он заявил, что будет править «по законам и сердцу своей бабки Екатерины II. Важной реформой начала царствования Александра I явилась реорганизация высших и центральных органов управления. 8 сентября 1802 года был издан манифест об учреждении в России министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Сенат получил статус высшего судебно-административного органа. «Манифестом Александра I от 8 сентября 1802 года «Об учреждении министерств» предусматривалась в составе Правительства должность Министра юстиции – Генерал-прокурора. На Министерство юстиции возлагались функции подготовки актов законодательного характера, а также управления деятельности судов и прокуратуры. Оно должно было заниматься вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой. Для решения этих ответственных задач потребовались и известные в стране личности, и высококвалифицированные кадры. Указом Александра I первым министром юстиции Генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин. Он проявил себя как талантливый организатор новой юстиции, и его управленческие способности нашли достойное применение на практике. Он лично занимался разработкой положения о департаментах Министерства, отработкой механизма его взаимодействия с Сенатом, боролся с мздоимцами и казнокрадами». К осени 1809 года по поручению Александра I статс-секретарь М.М.Сперанский подготовил проект конституционных преобразований самодержавного строя под названием «Введение к Уложению государственных законов». В основе реформы лежал принцип разделения властей. Законодательная власть концентрировалась в Государственной думе, выборном парламентском органе, исполнительная власть – в министерствах, судебная – в Сенате. Однако реформы Сперанского не затронули основ самодержавного правления. Большинство чиновников выступало против каких-либо государственных перемен. Политическая борьба привела к краху замыслов Александра I и Сперанского, а сам Сперанский в марте 1812 года был отправлен в ссылку по ложному обвинению. В 1817-1819 годах предпринимаются некоторые меры по реформированию тюремной системы России с учетом зарубежного пенитенциарного опыта. Их результатом стало учреждение по образцу и подобию Британского библейского общества, с разрешения и под покровительством Александра I, Российского «Попечительного о тюрьмах общества». Перед обществом была поставлена задача нравственного исправления преступников. Достижение этой цели обеспечивалось указанными в его уставе средствами: ближайшим и постоянным надзором над заключенными; размещением их по роду преступлений и обвинений; наставлением их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности; заключением провинившихся или буйствующих в уединенное место. При этом устав оставлял открытыми вопросы внутреннего устройства тюрем, режима содержания заключенных и средств его обеспечения. Отбор членов «Попечительного о тюрьмах общества» осуществлялся лично царем. Он же утверждал состав губернских тюремных комитетов этого общества, которые наряду с губернскими правлениями выступали в качестве управленческих звеньев тюремной системы на местах. Непосредственное же управление учреждениями, исполняющими уголовное наказание в виде лишения свободы, возглавлялось на смотрителей, назначаемых губернаторами. Возрастание роли тюремного заключения в системе карательных мер вызвало необходимость разработки правовых актов, регламентирующих порядок и условия исполнения данного вида наказания. Прежде всего, в целях обеспечения тюремной дисциплины требовалось упорядочить правовой статус администрации этих учреждений. Этот вопрос нашел свое решение в общей инструкции, утвержденной Комитетом министров по представлению министра внутренних дел 26 мая 1831 года. Общая инструкция подробно регламентировала практически все направления организации тюремного быта, установила тюремный распорядок, обеспечивающий раздельное содержание лиц из имущественных сословий и черни, круглосуточный прием вновь прибывших арестантов, их медицинское освидетельствование, порядок и условия использования «заплечных мастеров» из числа заключенных для исполнения телесных наказаний. Инструкция также определила правовое положение церкви, порядок отправления религиозных обрядов, взаимодействие администрации тюрем и священнослужителей в формировании законопослушной личности. С целью усиления взаимодействия на крестьянские массы был введен институт мировых судей, а также система исполнения приговоров, выносимых мировыми судьями – помещение виновных в арестантские дома. Одновременно идет процесс формирования новых пенитенциарных учреждений – общеуголовных тюрем. Для этой цели используются ранее существовавшие постройки – остроги, крепости. Замки, которые превращаются в места заключения. Создаются камеры предварительного заключения при полиции. Шельмование, широко использовавшееся в качестве наказания при Петре I, получило свое развитие при появлении нового вида наказания – лишения прав состояния. Свод уголовных законов 1832 года установил два вида такого наказания: лишение всех прав состояния и частичное их лишение. Первое назначалось в качестве дополнительной меры наказания при осуждении к ссылке на каторжные работы или на поселение, отдаче в солдаты, публичному наказанию кнутом или плетьми. Для дворян оно заключалось в лишении дворянства, для духовенства – в лишении духовного сана, для почетных граждан – в лишении присвоенных прав. Во всех случаях применение этого наказания сопровождалось лишением чинов, чести, доброго имени, наград и знаков отличия. В Своде уголовного законодательства 1842 года уточняется редакция этого вида наказания, которая предусматривает, в случае осуждения преступника к каторжным работам или ссылки на поселение, лишение прав семейных и собственности.
Вывод: Второй вид определил лишение чинов, запрет занимать должности властно-распорядительного характера, ограничение прав пользования, приобретения и распоряжения имуществом. В каждом конкретном случае суд четко квалифицировал состав ограничения.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |