Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тюремный персонал

В пенитенциарной литературе тюрьма рассматривается как сложный государственный комплекс, в котором особое место занимает тюремный персонал и, в первую очередь, начальник тюремного учреждения. В этой связи большое внимание уделяется разработке модели этого должностного лица. «Вопрос о лицах, руководя­щих тюремною деятельностью, — по мнению Фойницкого, — есть коренной вопрос тюремной политики».

Кандидат на должность начальника тюрьмы должен знать в совершенстве тюремное дело и иметь опыт практической работы; его назначению должна предшествовать обязательная работа в течение определенного времени в должности помощника начальника тюрьмы; он должен иметь высшее юридическое образование; обладать организаторскими способностями и руководящими навыками. Специалистами ставится вопрос о целенаправленной подготовке начальников тюрем в особом учебном заведении. Предлагается для определения пригодности к работе в качестве начальника тюрьмы ввести специальные экзамены.

Функции начальника тюрьмы ученые подразделяют на административные, хозяйственные и воспитательные. К административным функциям ученые относят решение кадровых вопросов, использование дисциплинарной власти в отношении подчиненного ему аппарата. Хозяйственные охватывают широкий круг вопросов, начиная от поддержания в нормальном состоянии тюремных помещений, организации труда заключенных и кончая ведением делопроизводства. Воспитательные функции начальника тюрьмы рассматриваются как в плане направления деятельности тюремного персонала, осуществления контроля за подчиненными, так и непосредственной работы с арестантами. Подчеркивается, что начальник должен стараться подходить к арестанту, как воспитатель, начиная с беседы с вновь прибывшим и ознакомления его с правилами отбывания наказания, а также принятия решения о помещении арестанта в ту или иную среду.

Признается необходимым создание в тюрьме совета во главе с начальником тюрьмы для обсуждения наиболее важных вопросов. Надо сказать, что тюремное ведомство всем ходом общественного развития, в том числе и развитием процессов, происходящих в тюрьмах, было поставлено перед необходимостью повсеместного использования теоретических положений в практической работе по подготовке кадров для тюрем.

Анализируя качественный состав кадров мест заключения, вопросы повышения уровня их профессиональной подготовки, руководство Министерства юстиции приходит к мысли о необходимости учреждения при Главном тюремном управлении тюремных курсов. «Если судья должен обладать не только специальными юридическими познаниями, но и высшим образованием для того, чтобы разобраться в обстоятельствах, приведших к преступлению, дать им должную моральную и юридическую оценку и произнести над обвиняемым справедливый приговор, — говорится в обосновании необходимости создания таких курсов, — то и начальнику тюрьмы, коренным призванием которого является воздействие на преступника в смысле его исправления и нравственного перевоспитания с тем, чтобы вернуть его в общество полезным гражданином, не менее необходимы, для успешного выполнения этой трудной и сложной задачи, с одной стороны, особые нравственные качества — энергия, твердость характера, преданность долгу, и, с другой, серьезные специальные познания научного характера, которые не могут быть приобретены одним житейским опытом.

Но и независимо от своей основной задачи — служить как бы карантинным учреждением, через которое должны проходить угрожающие его безопасности уголовные элементы, тюрьма, благодаря самим условиям своего существования, требует от лиц, которым вверяется заведование ее внутренним распорядком, таких качеств, которые приобретаются только долгим опытом и усиленным трудом или же специальною подготовкою, обеспечивающею усвоение необходимых познаний в более короткое время».

Тюремные курсы были рассчитаны на то, чтобы в возможно краткие сроки осуществить профессиональную подготовку работников тюремного ведомства. Состав их слушателей определялся начальником Главного тюремного управления. С его разрешения на курсы командировались сроком до полутора месяцев служащие мест заключения, а также иные лица, которые соответствовали определенным требованиям, предъявляемым к поступающим на государственную службу. При этом преимуществом зачисления на курсы пользовались лица, имеющие высшее юридическое образование или состоящие на действительной военной службе в офицерском чине. За обучение на курсах плата не взималась. За слушателями, состоящими на службе в тюремном ведомстве, сохранялось денежное содержание по месту работы. Закончившие обучение получали преимущество продвижения по службе как в центральном аппарате, так и на местах.

Программа обучения по представлению начальника Главного тюремного управления утверждалась Министром юстиции. Такой же порядок устанавливался для приглашения лиц, выступающих перед слушателями с лекциями или проводящих практические занятия.

Программа занятий на курсах включала усвоение широкого круга вопросов: основ уголовного права, учения о наказании, сравнительного анализа пенитенциарных систем различных государств, элементарных понятий по психологии и психопатологии, основных начал государственного устройства России.

 

Вывод:

Организация исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы наряду с определением главной цели указанного вида наказания настойчиво требовала от науки разработки основных средств воздействия на преступника, посредством которых эта цель может быть достигнута. Утверждающаяся в науке и практике точка зрения, что главной целью мест заключения является исправление преступника, вызывала необходимость отказа от ранее широко используемых методов устрашения и насилия.

 

Заключение:

Во главе всей тюремной системы России оставалось Главное тюремное управление с его властными и распорядительными функциями.

Период Временного правительства в жизни Российского государства по историческим меркам был очень непродолжительным, но он оказал огромнейшее влияние на дальнейшую судьбу России. Для тюремной системы это был период переоценки многих устоявшихся положений, касающихся отношения к преступнику, выбора основных направлений ее развития. Рассмотрим наиболее существенные вопросы, определившие главные направления реформирования мест заключения.

Смена политического и государственного строя, естественно, вызвала необходимость серьезной переоценки содержания карательной политики государства, деятельности его институтов, непосредственно реализующих эту политику. «Борьба с преступностью, ограничивающаяся одним только применением наказания, — подчеркивается в приказе Главного тюремного Управления № 3 от 18 марта 1917 г., — никогда не может дать благоприятных результатов. Она только тогда в состоянии достигнуть успеха, если наряду с наказанием будут применяться и другие меры оздоровления общества. Как бы ни было правильно поставлено тюремное воспитание, оно само по себе не может надлежащим образом выполнить своей задачи, если не будет принято никаких мер попечения о дальнейшей судьбе лиц, отбывших наказание. Освобожденный из тюрьмы, оказавшийся в таких условиях жизни, к которым он не приспособлен, может сразу же опуститься и погибнуть, если ему не будет оказана своевременная поддержка в той или иной форме».

Приступая к осуществлению реформы тюремной системы, Временное правительство проявляет стремление хотя бы внешне отмежеваться от отдельных атрибутов, присущих системе исполнения наказаний в условиях царского режима. В качестве одного из таких шагов является принятие постановления от 26 апреля 1917 г. о переименовании Главного тюремного управления в Главное управление по делам мест заключения, а также преобразовании Совета по тюремным делам в Совет по делам мест заключения. При формировании Совета по делам мест заключения вводятся выборные начала.

Являясь правопреемником своего предшественника — Совета по тюремным делам, Совет по делам мест заключения во многом унаследовал его функции: обсуждение вопросов управления, устройства мест заключения, содержания и пересылки заключенных; рассмотрение проектов общих смет доходов и расходов по местам заключения, годовых отчетов о деятельности Главного управления мест заключения, дел, связанных с организацией учреждений и обществ оказания помощи освобождаемым и др. Министру юстиции и Начальнику Главного управления местами заключения по их усмотрению предоставлялось право выносить на обсуждение Совета и другие проблемы, представляющие интерес для развития системы мест заключения.

Создание Совета по делам мест заключения и определение содержания его обязанностей носило скорее декларативный, а не практический характер. Ибо уже состав Совета, формировавшийся исключительно из числа представителей петроградских ведомств и учреждений, свидетельствует о его отрыве от реальной жизни тюремной системы страны, интересы которой, безусловно, не могли быть в полной мере учтены при определении политики и практики исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы.

В процессе разработки основных направлений осуществления реформы тюремной системы Главное управление местами заключения, на наш взгляд, вплотную подошло к определению содержа­ния основных средств исправительно-воспитательного воздействия. «Пенитенциарный режим, — подчеркивается в одном из циркулярных писем Главного управления, — ставящий во главу угла возрождение и социальное перевоспитание человека, имевшего несчастие совершить преступление, и не забывающий в заключенном личного человеческого достоинства, должен, конечно, покоиться на соблюдении известного порядка и дисциплины в месте заключения. Если в местах заключения нет необходимой дисциплины, если заключенные совершают побеги, запасшись доставленными им с воли оружием и другими предметами, если они проводят время в праздности, то все меры, направленные к их перевоспитанию, окажутся безрезультатными и напрасными». К числу основных средств воздействия на личность заключенного с целью его исправления Главное управление местами заключения относит труд. Труд заключенных рассматривается не только как элемент уголовной репрессии, усиливающий или ослабляющий ее в зависимости от тяжести работ, но и как необходимое условие исполнения наказания в виде лишения свободы. Организация работ, по мнению руководителей Главного управления, должна преследовать, главным образом, не усиление наказания, а воспитательные цели.

Перед губернскими и областными комиссарами Временного правительства и общественными градоначальниками были поставлены задачи:

1) рассмотреть совместно с местными органами Общества Попечительного о тюрьмах вопросы об изыскании дополнительных средств на пополнение тюремных библиотек литературой. Причем предлагается при формировании библиотечных фондов не допускать поступления печатных изданий, которые могли бы, с точки зрения нравственности, развращать заключенных;

2) привлечь к пополнению книжного фонда библиотек местные общественные организации, местных жителей и самих заключенных;

3) при наличии свободных денежных сумм по тюремной смете более активно использовать их для покупки книг. Рекомендовалось особое внимание обратить на организацию работы библиотек при тюремных больницах, исключив при этом возможность передачи в общетюремные библиотеки книг, которыми пользовались больные, во избежание распространения заразных болезней.

Отход от ранее провозглашенного курса на демократизацию и гуманизацию исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, внедрение прогрессивной системы отбывания наказания можно связать с участием Главного управления местами заключения в обеспечении акций по исполнению смертной казни.

 

Литература:

1. Юдин Е.Г., Олейник И.И. История уголовно-исполнительной системы России: Учебное пособие. Иваново, 2003.

2. Аладьина Л.С. История правоохранительных органов России: Учебное пособие. Владимир, 2002.

  1. Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел: Учебник для вузов. М., 2005.
  2. Органы внутренних дел России. В 2 т. / Под ред. С.И. Гирько. Т. 1. М., 2002.

5. Реент Ю.А. История уголовно-исполнительной системы: учебник/под ред. Ю.И. Калинина; Академия права и управления ФСИН России. – Рязань, 2006.

6. Учебно-методическое пособие по дисциплине «История уголовно-исполнительной системы»:030505 №Правоохранительная деятельность»/ (сост. Е.А.Кусакина); ПССШ ФСИН России, цикл гуманитар. И СЭД. – Пермь: КМУ ФГОУ СПО Перм. Колледж ФСИН России, 2005.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средства воздействия на заключенных | Введение. Тема 4. Лекция 4. Тюремная система России после Февральской революции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.