![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мышление
Мышление (по А.В. Брушлинскому) – форма творческого отражения действительности, порождающая такой результат, которого в самой действительности или у самого субъекта на данный момент не существует. Мышление (по С.Л. Рубинштейну) – процесс обобщенного и опосредствованного речью отражения действительности. Формы мышления: · понятие – форма мышления, которая содержит существенные признаки какой-либо группы предметов. Понятие характеризуется объемом и содержанием. Объем – количество предметов, которые входят в данное понятие. Содержание – совокупность существенных признаков группы предметов, входящих в данное понятие; · суждение – форма мышления, которая отражает связи между понятиями; · умозаключение – форма мышления, которая связывает суждения между собой; это вывод на основе правил логических заключений или следствия из нескольких суждений. Детерминация мышления как процесса творческого отражения действительности связана с понятием проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это ситуация, которая: · предполагает такие цели субъекта, которые невозможно достичь, используя старые приемы и способы; · содержит противоречия и не имеет однозначного решения; · содержит некоторое несоответствие элементов в целостности или отсутствие каких-то элементов. Выделяют следующие виды проблемных ситуаций: · познавательная проблемная ситуация – ситуация, для решения которой не хватает нужных знаний или невозможно их использовать; · инструментальная проблемная ситуация – ситуация с нехваткой знаний о способе решения; · вероятностная – содержит несколько равнозначных альтернатив. Задача – результат осознания проблемной ситуации, когда субъект четко осознает все элементы проблемной ситуации, есть представления о причинах, условиях, способах решения проблемной ситуации, а также зарождается первоначальное смутное представление о способе решения. Гипотеза – возможный способ или вариант решения задачи. Проблемная ситуация, которую субъект не в состоянии перевести в проблемную ситуацию, преобразуется в проблему (при этом неясно, что дано, и не возникает гипотез о возможном разрешении проблемной ситуации).
А.Р. Лурия предложил схему решения задачи, выделив 4 этапа: 1) изучение условий задачи; 2) разработка стратегии, создание общего плана предполагаемых действий; 3) тактика решения, выбор конкретного метода решения задачи; 4) найденное решение сопоставляется с исходными данными.
Схема этапов мыслительного процесса:
проверка гипотезы
решение задачи Стратегии мышления (классификация Дж. Брунера и К. Левина): · случайный перебор, метод проб и ошибок: гипотеза формулируется случайно, если она не приводит к решению, выдвигается новая, и так до тех пор, пока не будет найдено решение. Эта стратегия непродуктивна, поиск гипотез случаен; · рациональный перебор – круг поиска постепенно суживается, отсекая неверные направления поиска; · систематический перебор: субъект охватывает всю совокупность возможных гипотез и систематически оценивает одну за другой. Эта стратегия сложная, длительная, но позволяет решить сложные проблемные ситуации. В психологии выделяют следующие операции мышления: · анализ – процесс мыслительного расчленения целого на части; · синтез – процесс практического или мыслительного воссоединения целого из частей или соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое; · абстракция – одна из основных операций мышления, выделение определенных признаков изучаемого объекта и отвлечение от остальных; · сравнение – та конкретная форма взаимосвязи анализа и синтеза, посредством которой осуществляется эмпирическое обобщение и классификация явлений, посредством сравнения производится сопоставление объектов с целью нахождения сходства и различий; · обобщение – отражение общих признаков и качеств явлений действительности, объединение сходных явлений в группы. Индукция – движение значения от единичных утверждений к общим положениям. Дедукция – движение значения от более общего к менее общему, частному, выведение следствия из посылок. Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |