Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Графіки настрою - це нехитра і проста методика виявлення психоемоційної атмосфери в загоні. Пропонуємо випробувані варіанти

Воля

Эмоции

Приемы воображения.

Агглютинация – прием воображения, благодаря которому происходит соединение несоединимых в реальности качеств и свойств:

· наделение человека свойствами животных;

· наделение животных свойствами человека;

· наделение природы качествами человека.

Акцентирование -прием воображения, заключающийся в подчеркивании отдельных частей предмета или отдельных признаков, приводящий к изменению пропорций.

Гиперболизация – изменение качества предметов в сторону увеличения или уменьшения без изменения пропорций.

Схематизация – прием воображения, благодаря которому происходит сглаживание различных предметов и выявление черт сходства между ними, причем происходит слияние, наложение отдельных представлений, различия отбрасываются, а черты сходства заостряются.

Типизация – прием воображения, благодаря которому происходит выделение существенного, повторяющегося и воплощение этого существенного в конкретном образе.

 

Эмоция как субъективное переживание

Эмоции — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Эмоции – это сигналы, которые выражают субъективное значение явления. Это реакция субъекта на ситуации, делающие затрудняющим поведение субъекта. Это непосредственное переживание.

Переживание – это любое состояние сознания субъекта или явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его внутренней жизни.

Переживание – это особое субъективное отражение не окружающего мира, а мира, взятого по отношению к субъекту с точки зрения предоставляемых ему ситуаций. Переживание возникает в критических ситуациях. Критические ситуации – это ситуации невозможности реализовать внутренние желания субъекта.

Возникновение эмоций:

Эмоции возникают в любой ситуации

Эмоции возникают в специфических ситуациях.

Классификация эмоций

Признак Виды
По знаку Положительные и отрицательные
По интенсивности Слабые (настроение) и сильные (аффект)
По продолжительности Кратковременные и длительные
По глубине Глубокие и поверхностные
По воздействию на организм Стенические (повышают активность) и астенические (снижают активность)

Виды эмоций:

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с удовлетворением актуальной потребности.

Удивление — эмоциональная реакция на неожиданные обстоятельства.

Страдание — отрицательное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения актуальной потребности.

Гнев — отрицательное переживание, часто протекающее в форме аффекта, представляющее собой реакцию на неожиданно возникшее препятствий на пути к достижению желаемой цели.

Страх — отрицательное эмоциональное переживание, связанное с прогнозом вероятного неблагополучия.

Стыд — состояние, вызываемое осознанием своего несоответствия мнению окружающих или собственным принципам.

Виды эмоциональных состояний:

I. Эмоциональный тон ощущений — непосредственное переживание удовольствия или неудовольствия при условиях наличия у субъекта тех или иных ощущений. Ощущения возникают в случае воздействия на органы чувств. Эмоциональный тон ощущений побуждает субъекта к сохранению оказываемых на него воздействий или устранению их.

II. Собственно эмоции (или предметные эмоции). Это ситуационное эмоциональное состояние, более или менее кратковременное и связанное с конкретной ситуацией удовлетворения актуальной потребности.

Настроение — это общее, более или менее устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека.

Аффект—это сильное, относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Аффект сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями, а также значительными физиологическими изменениями.

Стрессовое состояние — это форма, близкая к аффекту, но по длительности протекания приближающаяся к настроению. Стрессовое состояние возникает в ответ на экстремальные воздействия — стрессоры. Кривая Хебба — зависимость эффективности деятельности от сил эмоций. Чем сильнее эмоции, тем эффективнее деятельность, но для каждого субъекта есть свой оптимум. Если интенсив- ность эмоции превышает этот оптимум, то эффективность деятельности снижается вплоть до полной дезорганизации.

Стресс (stress — англ. — давление, нажим), по Г.Селье, есть специфический ответ организма на любое предъявление ему требования.

Стрессовые состояния — это вид эмоциональных состояний, близких к аффекту по психологическим характеристикам, но по длительности протекания приближающихся к настроению.

Экстремальное воздействие называется стресс-факторами или стрессорами.

Дистресс (от англ. — горе, несчастье) — ситуация, приводящая к потере резервов организма.

Гетеростазис — новое устойчивое состояние, достигаемое с помощью веществ, которые стимулируют физиологические, адаптивные механизмы, возбуждают дремлющие тканевые защитные реакции (Г.Селье).

Чувство — переживание человеком своего отношения к предметам и действительности, которое характеризуется:

связью с мотивационной сферой личности;

устойчивостью.

 

Сравнительная характеристика эмоций и чувств:

Эмоции Чувства
1. Ситуативны 2. Присутствуют и у человека, и у животных 3. В основе лежат потребности   4. Просты, одноплановы 1. Устойчивы 2. Присутствуют только у человека   3. В основе — мотивационно-смысловая сфера личности 4. Амбивалентны — каждое конкретное чувство может содержать противоположные по знаку эмоции

Функции эмоций.

1. Сигнальная. Эмоциональное переживание – есть сигнал, информирующий субъекта о том, как идёт процесс удовлетворения потребности.

2. Регулирующая. Эмоции относятся к внутренним процессам и способны побуждать действия и поддерживать необходимую активность.

3. Приспособительная. Эмоции (особенно в экстремальных ситуациях) вызывают необходимые действия, устанавливая наиболее оптимальное отношение между субъектом и ситуацией.

4. Функция оценки. Благодаря эмоциям оценивается мотивационная значимость отражаемых объектов.

5. Актуализация опыта. Благодаря эмоциям субъект посредством актуализации необходимой информации оказывается готовым к развитию событий.

Функция закрепления следов в памяти. Эмоция, сопровождающая событие, выступает как дополнительное подкрепление и благодаря эмоциям событие фиксируется в памяти.

6. Экспрессивная. Эмоция выступает как канал коммуникации.

Понятие о волевой и импульсивной регуляции поведения

Воля — сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленной цели (А.В. Петровского).

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением препятствий. Выделяют внутренние и внешние препятствия.

Внешние препятствия — это объективные, существующие независимо от сознания субъекта ограничения активности.

Внутренние препятствия — это субъективные состояния, переживания или качества индивидуальности, которые выступают ограничителями активности (это могут быть моральные нормы, лень и т. д.).

Воля — это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

Во всех определениях подчеркивается способность воли доводить активность до конца, т.е. поддерживать мотивацию.

По Узнадзе, любая активность направляется установкой.

Установка — готовность действовать в определенных условиях при наличии актуальной потребности.

В ситуациях с осознанным столкновением с препятствием у субъекта возникает состояние фрустрации.

Фрустрация — это психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.

Фрустрационная толерантность — это свойство личности, указывающее на невосприимчивость к фрустрационным ситуациям.

Импульсивное поведение — субъекты действуют на основе импульса, исходящего от предмета, источник активности находится вовне и подчиняет себе человека. Такое поведение противоположно волевому.

Локус контроля — устойчивое качество человека, формирующееся в процессе его социализации, выражающее способность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный контроль) или собственным способностям и усилиям (интернальный контроль) (Роттер).

Воля (по Иванникову) — это произвольное создание побуждения к действию через воображаемый мотив.

С. Л. Рубинштейн рассматривал волю как процесс, он ввел понятия «волевое действие» и «волевой акт».

Этапы волевого акта по Рубинштейну:

Постановка цели и стремление ее достичь.

Осознание ряда возможностей достичь цель.

Появление мотивов, подкрепляющих эти возможности.

Борьба мотивов, выбор одного из них (центральный момент волевого акта, сопровождающийся специфической эмоцией, которая переживается субъектом как волевое усилие).

Принятие одной возможности достижения цели.

Осуществление принятого решения.

Воля (по Иванникову) – это произвольное создание побуждения к действию через воображаемый мотив.

С.Л. Рубинштейн рассматривал волю как процесс, он ввел понятия волевое действие и волевой акт.

Этапы волевого акта по С.Л. Рубинштейну:

1. Постановка цели и желание ее достичь.

2. Осознание ряда возможностей достичь цель.

3. Появление мотивов, подкрепляющих эту возможность.

4. Борьба мотивов, выбор одного из них (центральный момент волевого акта, сопровождающийся специфической эмоцией, которая переживается субъектом как волевое усилие).

5. Принятие одной возможности достижения цели.

6. Осуществление принятого решения.

Волевые качества личности:

Целеустремленность – подчинение действий поставленной цели. Если цель теряет свой смысл, а человек продолжает подчинять действие этой цели, это случай ослабления воли – упрямство.

Упрямство – особенность поведения как дефект волевой сферы индивида, выражающийся во что бы то ни стало поступать по-своему вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.

Настойчивость – это умение человека длительно бороться с трудностями и вопреки им осуществлять достижение цели.

Самостоятельность – это умение не поддаваться влиянию различных факторов, которые могут отвлечь от цели, умение критически относиться к советам других и действовать на основе собственных побуждений.

Решительность – способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и выполнять их, особенно проявляется в ситуациях, связанных с риском и необходимостью выбора из нескольких альтернатив.

Апраксия — это патология действия, нарушение произвольных целенаправленных действий.

Гипобулия — менее выраженная форма ослабления воли.

Гипербулия — «сверхволя», возникающая при маниакальных состояниях.

 

«Нічні вікна» - на темному фоні малюються будинки (багатоповерхівки) з віконцями, одна кімната – один будинок. Кількість віконець в

кожному будинку дорівнює кількості днів у зміні.

Щовечора кожна кімната замальовує своє віконце:

жовтий – відмінний настрій; жовтий із спущеними

шторками – середній; темне вікно – поганий

настрій. Можна доповнювати різними елементами:

горщик з квіткою на віконці – у нас в загоні/кімнаті день народження/перемога, призове місце; кіт на віконці – сьогодні наша кімната найчистіша; павутина – відповідно сама неохайна кімната. Власне можна придумувати до безкінечності

«Чайки над морем» - чайки малюються олівцем за кількістю днів у зміні. Біла чайка – прекрасний день, сіра чайка – хороший день, чорна чайка – невдалий день, чайка з рибкою в лапках – перемога загону в заході (в лапах у чайки може бути все що завгодно, лише б це відображало те, що відбувається в загоні).

«Захід» - малюється сонце, що заходить, ділиться на сектори, які замальовуються різними кольорами: червоним, жовтим, темно-бордовим. До кінця зміни виходить дуже-дуже красиве сонце. Якщо, звичайно, зміна була цікавою і радісною.

«Кульки» - підходить для молодших загонів. Малюється будь-який популярний в дитячому віці персонаж, який тримає в'язку кульок. Кульки розфарбовуються в кольори, згідно настрою дітей. Рекомендація: не вводити темні кольори (чорний, коричневий, сірий), замінити їх на синій, зелений, бузковий. На прощання можна дітям дарувати кульки того кольору, який позначав «гарний день» з побажаннями на папірці всередині.

«Смайлики» - найпростіша і найдоступніша форма, але симпатична. Малюються смайлики – кружечок і два ока. Кожен вечір домальовується рот – усмішка, байдужий, сумний, кричущий, усмішка до вух і т.п. наскільки вистачить фантазії.

«Прапори» - якщо назва загону схожа на щось історичне, середньовічне (Камелот, наприклад), можна намалювати замок, і виставляти прапори по зубчатих стінах, виходить здорово. Можна зробити із шматка тканини прапор на всі загальнотабірні заходи брати його із собою і так вболівати за своїх.

«Нотки» - теж краще для малюків. Намалювати нотний стан і виставляти нотки відповідно до настрою «вище-нижче».

«Кольоропис настрою» - це ще один варіант графіка настроїв. Як можна визначити настрій дитини після проведеного дня? Можна використовувати кольоропис або його ще називають "екран настрою". З його допомогою можна спостерігати настрій кожної дитини щодня, аналізувати причини зміни настрою: червоний колір - захоплений настрій; оранжевий колір - радісний; жовтий колір - спокійний; зелений колір - мені все рівно; чорний колір - погано, смуток; фіолетовий колір - тривожно, сумно.

Оформити "екран настрою" можна різними способами і помістити його у ваш загоновий куточок. Щоб легше було прослідкувати настрій кожної дитини протягом зміни, можна створити на вашому загоновому місці лист "індивідуальних настроїв". Він може виглядати таким чином: Особистий, секретний знак кожної дитини 24.07. Щодня діти зафарбовують свою клітинку відповідним їхньому настрою кольором. Кольоропис - це матеріал до роздумів. Педагог відразу зможе побачити, чи діти "сидять" в чорному або фіолетовому кольорі, або, навпаки, надовго в червоному, чи потрібно чекати зриву у поведінці. Нескінченний нудний настрій - привід для роздумів.

Що може вплинути на настрій дитини? Та що завгодно: стан здоров'я, тривожні повідомлення з дому, відсутність інформації з дому, життя в сімейці, загальна справа, стосунки з дітьми, стосунки з дорослими, успіхи, невдачі, відсутність нового, відсутність свободи, втома, туга за домом, погане харчування, погода і щось дуже особисте…

Звісно, для успішного фізичного виховання дітей, збереження їхнього здоров’я сам педагог має бути еталоном здорової людини, що веде здоровий спосіб життя.

 

СПИСОК ЛІТЕРАТУРИ:

1. Організація літнього відпочинку молодших школярів / упоряд. О. Кондратюк. – К.: Ред. загальнопед. газет, 2005. – 128 с

2. Типове положення про дитячий оздоровчий заклад. 19.02.2004 р. // Книга керівника позашкільного навчального закладу / упоряд. З. М. Рудакова, Л. М. Павлова. – Харків, 2006. – С. 469 – 476.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воображение | Та об’єктів ПЗФ України
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.