КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование рынков фактора производства в переходный период
Рыночная система, как известно, состоит из рынка товаров (услуг) и рынка факторов производства. Формирование рынка факторов производства в переходной экономике – долгий и трудный процесс, потому что функционирование этого рынка требует особенно сложной законодательной базы и организационной инфраструктуры. Факторами производства являются труд, капитал, земля и предпринимательство. Для того чтобы функционирование этих факторов приобрело рыночный характер, необходимо их свободное обращение в экономике, регулируемое спросом, предложением и рыночным вознаграждением каждого фактора. Рынок капитала. Рынок капитала в форме торговли продукцией производственно-технического назначения стал складываться в нашей стране еще в конце 80-х годов в процессе либерализации материально-технического снабжения. Однако наиболее существенный компонент этого рынка – обращение акционерного капитала, или фондовая торговля, – смог появиться, естественно, только в первой половине 90-х годов параллельно с акционированием, приватизацией и началом выпуска корпоративных ценных бумаг. Корпоративные ценные бумаги – это акции, облигации и другие документы, удостоверяющие право собственности на определенную часть имущества компании и дающие право на получение части ее дохода. Различают, как известно, биржевой и внебиржевой оборот ценных бумаг. Торговля акциями и облигациями на бирже предусматривает довольно жесткую регламентацию и высокие требования к надежности ценных бумаг. Поэтому на российских биржах сейчас обращается только 10 – 20% выпущенных акций и облигаций. Однако этот показатель выше, чем в других странах СНГ, что свидетельствует о быстром развитии рынка капитала в России. Несмотря на сложности в становлении рынка капитала, этот быстрорастущий рынок имеет огромные перспективы. Он будет расширяться по мере нормализации экономического положения и улучшения финансового состояния предприятий. О потенциале роста этого рынка свидетельствует то, что сейчас в России ежедневный оборот торговли корпоративными ценными бумагами составляет 20 – 30 млн. долл., тогда как в США этот показатель примерно в 10 раз выше. Рынок труда. Рынок труда, в отличие от рынка капитала, имеет значительно большую социальную составляющую. Это означает необходимость учитывать и регламентировать социальные аспекты взаимоотношений между работниками и работодателями, используя для этого экономические, законотворческие и судебные возможности государства. Может показаться, что цена труда, то есть заработная плата, в России мало регламентируется (за исключением, разумеется, бюджетной сферы). Однако на самом деле работодатели занимают на рынке труда значительно более сильные позиции, чем работники, которые весьма ограничены в выборе места работы, особенно вне крупных городов. Кроме того, работники в нашей стране не имеют защиты в лице сильных и эффективных профсоюзов. Эти и другие обстоятельства ведут к тому, что даже с поправкой на более низкую производительность труда средняя зарплата в нашей стране, эквивалентная 180 долл., в 15 – 20 раз ниже средней зарплаты в Западной Европе. К положительным сторонам российского рынка труда следует отнести сравнительно низкую безработицу. Эффективное использование трудовых ресурсов и борьба с безработицей требуют государственной политики занятости. До сих пор эта политика в нашей стране сводится к помощи безработным в поиске работы и выплате небольших пособий. Между тем политика занятости должна носить более активный характер. Политика занятости – непременный атрибут государственного регулирования рынка труда в развитых странах. Для России актуальность вопроса о разработке и проведении такой политики многократно возрастает из-за того, что в ближайшие годы положение на рынке труда может существенно ухудшиться в связи с закрытием неконкурентоспособных предприятий. Рынок природных ресурсов. Третий фактор производства – земля – экономической теорией трактуется широко, как совокупность всех ресурсов, предоставляемых природой. К ним относятся не только собственно земля, но и полезные ископаемые. Большинство полезных ископаемых находятся в государственной собственности, но их добыча и переработка осуществляются частными компаниями. Речь идет, например, о нефти и газе. Добывающие компании рассчитываются с государством путем уплаты специальных налогов, после чего извлеченные полезные ископаемые поступают в их собственность. Сейчас в центре внимания государственных органов и добывающих компаний находятся соглашения о разделе продукции. Они определяют, в какой пропорции извлеченные полезные ископаемые делятся между федеральными, региональными властями и добывающими компаниями, в том числе иностранными. Принципы раздела установлены специальным законом. Но поскольку предметом соглашений чаще всего являются нефть и газ, реализация которых на рынке приносит огромную прибыль, пропорции раздела в каждом конкретном случае устанавливаются в результате напряженной борьбы между сторонами. Предпринимательство. Наконец, последний фактор производства – предпринимательская инициатива. Либерализация условий хозяйственной деятельности в начале 90-х годов позволила заниматься бизнесом миллионам граждан. Однако реальная степень развития рыночных отношений в сфере предпринимательства зависит от многих дополнительных причин, в частности от порядка открытия и регистрации своего дела. В развитых странах принят заявительный характер регистрации, при котором не требуется специального разрешения государства для начала коммерческой деятельности в качестве юридического лица. В России же по-прежнему широко распространен разрешительный порядок создания юридического лица, поскольку для многих видов деятельности нужна государственная лицензия. Официальный перечень насчитывает около 80 лицензионных видов деятельности. Другой серьезной помехой развитию рынка предпринимательской инициативы выступает тяжелое налоговое бремя. Оно часто вынуждает граждан, желающих заниматься бизнесом, уходить в теневую экономику. Это мешает государству собирать налоги и контролировать бизнес с точки зрения экономических и социальных интересов общества.
Лекция №4 Инвестиции 1. Инвестиции: содержание формы. 2. Особенности развития инвестиционной сферы в переходный период экономики России. 3. Инвестиционный климат в экономике России на современном этапе. 4. Основные меры государственного регулирования повышения инвестиционной активности
4.1 Инвестиции: содержание и формы Инвестиции – это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, иное имущество, а также имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности для достижения стратегических целей инвестора, получения прибыли и (или) иного полезного эффекта. В составе инвестиций выделяют финансовые инвестиции и инвестиции в нефинансовые активы. Финансовые инвестиции – это приобретение ценных бумаг; процентные облигации федеральных, субъектов Федерации и муниципальных займов; долей в уставном капитале юридических лиц; займы другим юридическим лицам. Финансовые вложения, осуществленные предприятием, в зависимости от срока погашения займов и кредитов подразделяются на долгосрочные (более одного года) и краткосрочные (получение доходов в течение года). Инвестиции в нефинансовые активы – вложения капитала, включающие инвестиции в основной капитал, затраты на капитальный ремонт основных фондов, инвестиции в нематериальные активы, расходы на прирост запасов материальных оборотных средств, приобретение других нефинансовых активов. - Инвестиции в основной капитал – это единовременные затраты на создание, воспроизводство и приобретение основных фондов: новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы, формирование основного стада, многолетние насаждения и другие затраты. - Инвестиции на капитальный ремонт основных фондов – это затраты на ремонт оборудования, машин, транспортных средств, зданий и сооружений. Капитальный ремонт выражается в восстановлении и незначительном улучшении потребительских свойств элементов основных фондов. - Инвестиции в нематериальные активы – приобретение патентов, лицензий, прав пользования земельными участками и других объектов природопользования, авторских прав, торговых марок, товарных знаков, программных продуктов и др. - Инвестиции в прирост запасов материальных оборотных средств – это расходы на формирование запасов материальных оборотных средств, необходимые для обеспечения устойчивой работы предприятия и определяемые как разность поступлений оборотных средств в запасы и их выбытием. - Инвестиции в другие нефинансовые активы – затраты на приобретение в собственность земельных участков и объектов природопользования, других нефинансовых активов. В составе инвестиций выделяются также интеллектуальные инвестиции – вложения средств в подготовку специалистов, приобретение патентов, лицензий, ноу-хау, проведение научных исследований и разработок Участниками инвестиционной деятельности могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации. Инвестор – это юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложение собственных или заемных денежных, а также иных привлеченных имущественных или интеллектуальных ценностей в инвестиционный проект и обеспечивающее их целевое использование.
4.2. Особенности развития инвестиционной сферы в период трансформации экономической системы Инвестиционная сфера российской экономики в период трансформации экономической системы прошла через этап глубокого и продолжительного инвестиционного кризиса. В результате в 1999 г. объем инвестиций в сопоставимых ценах в основной капитал составил 22,1%, в том числе в промышленность 19,7%, к уровню 1990 г. Период трансформации экономической системы сопровождался принципиальными изменениями в инвестиционной сфере. В советской экономической литературе термин «инвестиции» отождествлялся с термином «капитальные вложения». Однако за основу была взята более широкая трактовка, которая рассматривала инвестиции как вложения не только в основные фонды, но и в прирост оборотных средств. Для плановой экономики Советского Союза были характерны наличие государственной собственности на капитальные вложения, высокая централизация инвестиционной сферы и жесткое государственное регулирование, выражающееся в определении объемов, направлений и форм осуществления капитальных вложений. В советской экономике в течение длительного периода норма накоплений была чрезвычайно высокой, а отдача с каждой единицы накоплений – чрезвычайно низкой. При этом эффективность капитальных вложений из года в год снижалась. Однако советская экономика таких экономических явлений, как инвестиционный кризис, не знала. Основная проблема заключалась в обеспечении эффективности капитальных вложений, улучшении их структуры и росте фондоотдачи. Реформирование инвестиционной сферы осуществлялось в результате резкого и быстрого сокращения государственных инвестиций без существенной замены их частными инвестициями. Государство стало активно покидать инвестиционную сферу. Это привело к резкому сокращению объемов особенно в реальный сектор, так как не произошло одновременно замены субъектов инвестиционной деятельности и источников накоплений. В условиях разгосударствления инвестиционной сферы инвестиционный потенциал государственного сектора экономики оказался незначительным. Государство существенно снизило свое участие в инвестиционной сфере. Основными направлениями государственной инвестиционной политики являются: создание благоприятного инвестиционного климата; разработка и реализация государственных инвестиционных программ; развитие национального инвестиционного законодательства; развитие инфраструктуры инвестиционного рынка; увеличение объемов инвестиций, повышение их эффективности и улучшение структуры за счет роста инновационных инвестиций.
4.3. Инвестиционный климат в экономике России Динамика инвестиций во многом определяется состоянием инвестиционного климата. Инвестиционный климат – это совокупность политических, социокультурных, финансово-экономических и организационно-правовых факторов, определяющих качество условий осуществления инвестиционной деятельности и степень возможных инвестиционных рисков. Состояние инвестиционного климата определяется инвестиционными рисками. Формой выражения инвестиционных рисков является инвестиционный имидж страны. Инвестиционный имидж – это выражение инвестиционного климата национальной экономики, складывающее под воздействием проводимых внутри страны и за рубежом мер поощрения или ограничения притока инвестиций и создания условий для осуществления инвестиционной деятельности. К основным факторам, предопределяющим состояние инвестиционного климата в российской экономике, относятся: - политический риск характеризующийся недостаточной эффективностью важнейших институтов – государственного аппарата, судебной и правоохранительной системы, достаточно обременительным вмешательством государства в экономическую жизнь хозяйствующих субъектов, механизм принятия решений остается непрозрачным для общества, не существует эффективных механизмов гражданского контроля за их деятельностью; - экономический риск характеризуется неустойчивостью макроэкономической ситуации, зависимостью национальной экономики от конъюнктуры мирового рынка, высокой долей нерыночного сектора, низким уровнем конкуренции, непрозрачной является деятельность естественных монополий, низким является уровень интеграции российской экономики в мировое хозяйств, участие России в мировой экономике характеризуется невысокой степенью диверсификации экспорта, слабым использованием конкурентных преимуществ в экспорте услуг, прежде всего, транспортных, медицинских, образовательных, продукции наукоемких отраслей, ограничен объем трансграничного сотрудничества - медленный рост реального платежеспособного спроса населения в результате недостаточных темпов роста реальных денежных доходов населения; - недостаточное развитие рыночной инфраструктуры; - недостаточное участие банковской системы в финансировании реального сектора экономики; - низкий уровень квалификации управленческих кадров, регулирующих вопросы инвестиционной деятельности. Одновременно в экономике России действуют факторы, которые способствуют улучшению инвестиционного климата: - меры государственного регулирования по стабилизации макроэкономической ситуации; - регулирующая деятельность Банка России в области эмиссионной политики, политики ставок рефинансирования и обязательных нормативов резервирования; - осуществление налоговой реформы, предусматривающей снижение налогов с юридических и физических лиц; - дальнейшая либерализация экономики в связи с вступлением в международные экономические и финансовые организации; - значительный научно-технический потенциал российской экономики.
Направлениями улучшения инвестиционного климата являются: 1. снижение уровня инфляции; 2.снижение налоговой нагрузки на экономику; 3.повышение эффективности деятельности государства; 4. усиление инвестиционной и инновационной составляющих бюджетной политики; 5.стимулирование притока иностранных инвестиций; 6. стимулирование репатриации ранее вывезенного капитала за рубеж; 7. повышение доверия бизнеса к экономической политике государства. Инвестиционный климат национальной экономики может оцениваться как благоприятный и неблагоприятный и изменяться в направлении его улучшения или ухудшения. Свидетельством улучшения инвестиционного климата в российской экономике можно считать повышение международными рейтинговыми агентствами долгосрочных суверенных кредитных рейтингов России в национальной и иностранных валютах. Повышение рейтинга было обусловлено политической стабильностью, высокими показателями российского бюджета, Стабилизационного фонда, торгового баланса, активной политикой государства по снижению внешнего долга, ростом золотовалютных запасов. Рейтинг отражает баланс между улучшающимися макроэкономическими показателями страны и ее структурными недостатками. Повышение рейтинга до инвестиционного уровня свидетельствует о значительном улучшении ее кредитоспособности за последние годы. Имеет место также заметное снижение показателей общего и государственного внешнего долга, накопление значительных золотовалютных резервов и увеличение Стабилизационного фонда. Существующие рейтинги инвестиционной привлекательности являются максимальными уровнями рейтингов, когда-либо присваиваемых России. Уровень этих рейтингов отражает относительно высокую способность страны своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, показывает кредитоспособность России.
4.4. Основные меры государственного регулирования повышения инвестиционной активности За последнее время Россия осуществила, значительные меры государственного регулирования по развитию и активизации инвестиционной деятельности, в то числе меры по: - развитию российского законодательства; - совершенствованию информационного обеспечения; - либерализации валютного регулирования; - снижению налоговой нагрузки; - созданию новых институтов банковской системы; - созданию новых инвестиционных механизмов; - либерализации амортизационной политики; - снижению административных барьеров и уровня «дебюрократизации» экономики. Вступили в силу федеральные законы «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О бюджете развития Российской Федераций», «О лизинге», «Об ипотеке (залоге имущества)», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», «О концессионных соглашениях», по- становление Правительства РФ «Об инвестиционном фонде Российской Федерации». Федеральный закон «О концессионных соглашениях» регламентирует порядок заключения, изменения и прекращения договоров концессии. Договор концессии позволяет государству привлечь частные инвестиции в развитие инфраструктуры, сохраняя доминирующие позиции в этом секторе национальной экономики, а частным инвесторам получить возможность организации бизнеса в сфере государственной собственности. На повышение инвестиционной активности в обрабатывающих производствах, развитие и применение новых технологий в экономике России направлен Федеральный закон «Об особых экономических зонах Российской Федерации». В соответствии с Законом инвесторам предоставляются значительные налоговые льготы, возможности применения ускоренной амортизации, таможенные преференции, установлены особые условия административного режима и землепользования. Начиная с 2006 г. в национальной экономике функционирует новый государственный механизм поддержки инвестиционной деятельности – Инвестиционный фонд Российской Федерации. Объем дополнительных средств федерального бюджета, направленных на финансирование инвестиционных проектов, составил в 2006 г. 69 млрд руб. Важным инструментом инвестиционной деятельности стало формирование института ведомственных целевых программ, обеспечивающего значительное увеличение доли бюджетных расходов, реализуемых на основе программно-целевого метода. Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ утверждено постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2005 г. № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ». Вступил в действие новый План счетов бухгалтерского учета. Указанный План приближает российские бухгалтерские стандарты к международным стандартам. Осуществляется налоговая реформа, направленная на снижение налогового бремени. Важным шагом, налоговой реформы стало введение упрощенной системы налогообложения для малых предприятий. С 1 января 2004 г. вступил в действие новый Таможенный кодекс РФ. Новый кодекс в большой степени обеспечивает защиту прав участников внешнеторговой деятельности. В кодексе определен перечень таможенных документов, необходимых для таможенного оформления, упрощена его процедура. Осуществляются меры по «дебюрократизации» экономики. В этой связи был принят ряд федеральных законов, направленных на снижение административных барьеров в области лицензирования, государственного контроля и надзора, процедур регистрации новых предприятий. Так, приняты федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц», «О порядке проведения государственного контроля (надзора) при производстве товаров, услуг и их реализации», «О техническом регулировании». В результате существенно сокращено количество лицензируемых видов деятельности, определен единый и упрощенный порядок проведения лицензирования на всей территории Российской Федерации. С целью привлечения в экономику финансовых ресурсов населения принят Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсий в Российской Федерации», разрешающий размещать пенсионные накопления в: государственные ценные бумаги; - облигации и акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ; - паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов; - ипотечные ценные бумаги. Предпринимаемые меры государственного регулирования по улучшению инвестиционного климата, прежде всего, направленные на защиту прав собственности, по внедрению международных стандартов бухгалтерской отчетности, устранению излишних административных барьеров и другие будут способствовать росту инвестиционной активности и динамичному развитию национальной экономики.
Лекция №5 Аграрно-промышленный комплекс России 1. Понятие и определение АПК. 2. Изменение АПК в период реформ. 3. Основные тенденции развития АПК в России на современном этапе. 5.1. Понятие и определение агропромышленного комплекса Агропромышленный комплекс состоит из трех сфер: первая – промышленность по производству средств производства, вторая – сельское хозяйство и третья – пищевая промышленность. Формирование такого комплекса является объективным процессом, основывающимся на переходе сельского хозяйства на машинные технологии и переработку большей части полученной сельскохозяйственной продукции в пищевой промышленности. На этот процесс оказало влияние и развитие современных методов торговли с созданием мощных вертикально-интегрированных фирм и кооперативов с магазинами самообслуживания, которые торгуют лишь переработанной и упакованной продукцией. Впервые агропромышленный комплекс сформировался в США с их высоким уровнем индустриализации сельского хозяйства и мощной пищевой промышленностью, с превращением фермера в поставщика сырья, работающего на покупных средствах производства. Одновременно стали создаваться вертикально интегрированные фирмы отраслевого типа с фермерами, работающими с ними по контрактам. В первоначальный период перестройки в СССР был реализован ряд мер – это увеличение хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных предприятий, снятие искусственных ограничений с развития личных подсобных хозяйств и участников садово-огородных товариществ, которые играли все большую роль в общей структуре сельскохозяйственного производства. В качестве одного из путей реформ колхозно-совхозного строя был предложен семейный подряд, который в ряде типов производства, особенно в относительно технологически простых, показал свою эффективность. Однако в целом не был выработан комплексный план реформ как производственного, так и социально-экономического характера. Теоретической основой реформ после распада Советского Союза было представление о всевластии рынка как такового, его саморегулирующей роли и минимизации вмешательства государства в процессы производства и распределения. В аграрной сфере эти принципы формулировались в следующих постулатах: 1. сельское хозяйство является самодостаточной отраслью и должно быть полностью самоокупаемым, без государственных субсидий и дотаций; 2.рынок продовольствия выступает саморегулирующимся за счет колебания цен, которые выравнивают спрос и предложение; 3. будут происходить радикальная трансформация существовавших колхозов и совхозов, создание многочисленных частных предприятий, особенно фермерских и крестьянских хозяйств, которые и будут основными поставщиками продовольствия; причем в качестве основного канала реализации сельскохозяйственной продукции предполагались оптовые рынки. Эти постулаты совершенно не соответствовали ни современной экономической теории, ни хозяйственной практике стран с развитой рыночной экономикой. Сельское хозяйство и вообще продовольственный сектор существенно отличаются от всех остальных отраслей экономики, что объясняется самим характером сельскохозяйственного производства как биологического процесса и потребления продовольствия, как первейшей функции жизнеобеспечения. Современное сельское хозяйство, работающее на промышленной основе, является очень капиталоемким. Органический состав капитала в таком сельском хозяйстве, как правило, выше, чем в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности, не говоря уже о торговле и сфере обслуживания. Рентабельность же сельского хозяйства, как правило, низка, что объясняется как самим характером производства, так и неравновесным положением на рынке, где фермерскому хозяйству противостоят мощные машиностроительные, торговые фирмы и корпорации пищевой промышленности, зачастую имеющие транснациональный характер. Рынок же продовольствия характеризуется низкоэластичным характером поставщика (сельского хозяйства как относительно консервативной отрасли, с трудом и существенным временным лагом перестраивающей производство) и покупателя (населения), спрос которого относительно устойчив, довольно слабо реагируя на уровень доходов и цен, так как потребность в продовольствии является первейшей жизненной потребностью. При двух малоэластичных контрагентах (спроса и предложения) цены на продовольствие являются чрезвычайно эластичными и подвержены быстрым и серьезным колебаниям. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования и финансовой поддержки как самого сельского хозяйства, так и рынка продовольствия, за счет систем поддержания цен, гарантирования сбыта и поставок, стабилизационных запасов, прямых государственных капиталовложений в инфраструктуру и т.д. На эти цели тратятся огромные средства. В целом по всей группе наиболее развитых стран, входящих в ОЭСР, государственная поддержка сельского хозяйства и рынка составляет 33% стоимости сельскохозяйственной продукции. В Европейском союзе на реализацию аграрной политики тратится 48% общего бюджета. Таким образом, без мощной государственной поддержки и регулирования ни сельское хозяйство, ни рынок продовольствия существовать не могут. Отказ от этих принципов и государственной практики во имя каких-то упрощенных догм не мог не иметь серьезных последствий, что и было продемонстрировано в России в период реформ. 5.2. Изменение агропромышленного комплекса в период реформ Важнейшей целью всей аграрной политики в 1990-х гг., особенно в первую половину этого десятилетия, было реформирование сельскохозяйственных предприятий, причем одной из главных целей было создание массового числа крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако, не говоря уже о необходимости преодоления влияния действовавших социальных, исторических факторов, сложившегося крупного производства, создания новой психологии хозяйствования, требовались еще колоссальные средства на обустройство фермерских хозяйств и создание соответствующей инфраструктуры. Таких средств у государства, особенно в период длительного финансового кризиса, естественно, не было, и материальная помощь этим хозяйствам была весьма ограниченной. Данное обстоятельство сказалось на всем этом процессе, который после роста в начале 1990-х гг. потом практически прекратился; крестьянские (фермерские) хозяйства играют весьма скромную роль. Число фермерских (крестьянских) хозяйств дошло до 260 тыс., но они поставляют на рынок лишь небольшую часть товарной продукции (за исключением зерна и подсолнечника). Несмотря на то, что наибольшее сокращение производства произошло в крупных хозяйствах и сейчас больше половины валовой продукции дают хозяйства населения (в основном личные подсобные хозяйства), основным поставщиком товарной продукции (около 3/4) являются крупные хозяйства, большинство из которых прошли тот или иной путь реформирования. Сейчас вместо двух типов прежних крупных хозяйств – колхозов и совхозов – имеется широкий спектр самых разнообразных по своему юридическому статусу предприятий. Однако, несмотря на широкое разнообразие юридических форм этих крупных предприятий, можно выделить, прежде всего кооперативы (46% общего числа хозяйств, которые представляют собой бывшие колхозы) и нереформированные колхозы, которые вместе и занимают доминирующее место по численности хозяйств. Кроме того, существуют товарищества с ограниченной ответственностью (13%), закрытые акционерные общества (11%). Значительно сократилось число государственных хозяйств различных типов. Реформы привели к значительным структурным изменениям в системе АПК при общем спаде сельскохозяйственного производства и поставок продовольствия. Особенно болезненно сказался ход реформ на первой сфере АПК – производстве средств производства. Радикальное изменение паритета цен, общее ухудшение экономического положения хозяйств привели к резкому сокращению закупки сельскохозяйственной техники и соответственно к уменьшению ее производства и сокращению парка в хозяйствах. Меры по организации лизинга техники и ограниченный льготный кредит пока не играют значительной роли в общем весьма существенно ухудшившемся положении в сельскохозяйственном машиностроении и в обеспеченности сельскохозяйственных предприятий техникой. В значительной степени по-иному обстоит дело в другой важнейшей отрасли первой сферы АПК – в химической промышленности по производству минеральных удобрений. В период реформ эта отрасль, целиком приватизированная, вступила с весьма значительными мощностями, введенными в строй в 1970 – 1980-х гг., дешевыми сырьем, энергией и рабочей силой. Это позволило отрасли после первого шока реформ в основном восстановить уровень дореформенного производства с учетом выбытия некоторых амортизированных мощностей. Однако это производство сейчас в основном ориентировано на экспорт, а не на поставки отечественному потребителю из-за его низкой платежеспособности. Существуют также высокий уровня спроса на удобрения на мировом рынке и ограничения во многих развитых странах на такое экологически вредное производство. В результате отрасль работает в основном на мировой рынок. При низких нормах внесения минеральных удобрений внутри страны и с учетом значительного сокращения (в 4 раза за последние десятилетия) внесения органических удобрений идет процесс последовательного ухудшения плодородия почв. Серьезное отрицательное влияние на положение сельского хозяйства оказало изменение соотношения цен на продукцию отрасли и на средства производства. В течение ряда десятилетий проводилась политика (как одна из форм поддержки сельского хозяйства) удержания на низком уровне цен на средства производства по сравнению с сельскохозяйственной продукцией. При этом исходили из реальной продуктивности и рентабельности сельского хозяйства. Учитывался также и тот фактор, что средняя естественная продуктивность земли в Советском Союзе была в 2,7 раза ниже, чем в США, и в 2,0 – 2,2 раза ниже, чем в Западной Европе. Поэтому только при дешевых средствах производства сельское хозяйство могло работать рентабельно. Однако в ходе рыночных реформ это благоприятное соотношение было ликвидировано, и сейчас паритет цен в России близок к тому, как и в США, несмотря на огромную разницу в продуктивности и эффективности производства. Все это не могло не сказаться на самом сельскохозяйственном производстве. Площадь посевов сократилась на 35 млн га, поголовье скота уменьшилось вдвое. Существенно снизился и объем сельскохозяйственного производства. Массовый забой скота привел к резкому снижению производства молока и мяса. Животноводство отступило на позиции сорокапятилетней давности. Однако за последние годы наметились определенная стабилизация и даже рост производства (в основном в растениеводстве) в результате ряда прагматических мер – лизинга сельскохозяйственной техники, снижение процента по кредитам – в целом некоторого увеличения финансирования сельского хозяйства. Существенную модификацию в правовую, экономическую и финансовую базу функционирования АПК вносит Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». В Законе были сформулированы некоторые новые принципы (аналогичные общепринятой практике в странах с развитой рыночной экономикой). В нем, во всяком случае теоретически, признаются принципы необходимости проведения по отношению к сельскому хозяйству протекционистской политики, государственной поддержки, прежде всего в виде дешевых кредитов, государственного регулирования рынков, путем товарной интервенции и внешнеторгового регулирования. Признается принцип более льготного налогообложения сельскохозяйственного производителя. Кроме того государство ставит своей задачей развитие сельского страхования, развития племенного дела и семеноводства, мелиорации земель и оказание содействия в восстановлении и развитии сельской инфраструктуры. С идеологической точки зрения этот Закон важен как отход от принципа финансовой самодостаточности сельского хозяйства и саморегулирования рынка. Однако в Законе не предусмотрены количественные параметры такой государственной поддержит. Предполагается, что это будет сделано в плане реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Основной проблемой является то, в каких реальных размерах будут осуществляться государственная поддержка и регулирование сельского хозяйства, а также развитие сельской инфраструктуры. Для осуществления аграрной политики, аналогичной западным странам, потребовался бы коренной пересмотр финансовой и бюджетной политики. В определенной мере шаг за шагом по пути конкретизации и материальной реализации этого нового законодательства является принятие Приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Государство тем самым признает приоритетную важность восстановления сельского хозяйства и необходимость содействия в развитии сельской местности. Разумеется, этот национальный проект не может решить всех сложных проблем АПК, накопившихся в период реформ. Поэтому избран путь решения нескольких задач, которые рассматриваются как ключевые в аграрной сфере. Прежде всего, с учетом постоянно сокращающегося поголовья скота и уменьшения в ряде отраслей животноводства выхода продукции, ставится задача ускоренного развития животноводства. Предполагается субсидировать на 2/3 процентную кредитную ставку за счет госбюджета на строительство животноводческих построек, за счет бюджетных средств будет осуществляться система лизинга племенного скота и будут отменены таможенные пошлины на импортное оборудование для животноводческих ферм. Одновременно устанавливаются дополнительные квоты и пошлины на импорт мяса для защиты отечественного производителя. Вторым направлением является оказание помощи мелким хозяйствам (личным подсобным хозяйствам, крестьянским и фермерским и другим мелким производителям), с учетом их роли (в первую очередь личных подсобных хозяйств) в производстве, но они имеют весьма ограниченные финансовые ресурсы и работают с низкой товарностью. Отсюда введение льготных кредитов, развитие заготовительной и снабженческо-сбытовых кооперативов с оказанием им бюджетной поддержки. Третьим направлением является обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе. Основной целью этого направления проекта является закрепление на селе нового поколения молодых специалистов в целях реализации научно-технического прогресса. Это предполагается проводить путем предоставления целевых субсидий субъектам Российской Федерации. Таким образом, этот национальный проект носит хотя и целевой, но довольно выборочный характер, и требуются значительно большие бюджетные ассигнования на восстановление и развитие сельского хозяйства и помощь в создании сельской инфраструктуры. В третьей сфере АПК – пищевой промышленности – в ходе реформ произошли также весьма значительные изменения. Положение в различных отраслях пищевой промышленности далеко не одинаково, хотя на нее в целом воздействуют два основных фактора – уменьшение сырьевой базы в связи со спадом сельскохозяйственного производства и значительное сокращение платежеспособного спроса населения, особенно групп с низкими доходами. Существенную роль играл и такой фактор, как приток капитала, в том числе иностранного, в ряд отраслей – пивоварение, табачная, кондитерская, частично в мясо-молочную на модернизацию производства. Значительно расширился ассортимент выпускаемой продукции, но в целом, за отдельными исключениями, произошел значительный спад производства. Однако за последние годы выпуск ряда видов продукции существенно возрос, особенно растительного масла, мяса, колбас и цельномолочной продукции. Таким образом, в течение длительного периода в пищевой промышленности наблюдался существенный спад производства, связанный как с сокращением поставок сельского хозяйства, так и с конкуренцией импорта. Прежде всего важнейшим показателем спада было резкое снижение производства мяса. Это объясняется весьма значительным сокращением поголовья скота, конкуренцией со стороны импортного мяса, забоем скота в хозяйствах, а также не в последнюю очередь снижением платежеспособного спроса. В гораздо меньшей степени сократилось производство колбасных изделий, но нужно учесть, что они в большей мере готовятся из импортного мяса. Те же причины, которые привели к резкому снижению производства мяса, объясняют и аналогичное сокращение производства цельномолочной продукции. Резко сократилось производство животного масла как под воздействием импорта, так и в первую очередь в связи с переходом населения на питание более дешевыми маргарином и растительным маслом, что объясняет и рост их производства. Увеличение производства сахара объясняется прежде всего стабильным спросом, даже у низкодоходных групп населения, и переходом большей части сахарной промышленности с переработки более дорогого отечественного сырья – сахарной свеклы – на более дешевый импортный сахар- сырец. Показатели последних лет демонстрируют определенное увеличение выпуска продукции. прежде всего молочной и растительного масла. Однако; в ряде отраслей продолжают в общем сохраняться прежние низкие уровни производства. Примечательно резкое сокращение производства хлебной продукции, несмотря на то, что у обедневшего потребителя хлеб остается важнейшим продуктом питания. Частично такое сокращение производства фабричного хлеба объясняется переходом, особенно в сельских районах, на хлеб домашней выпечки, а частично – прекращением использования прежде очень дешевого хлеба на корм скоту и птице. Таким образом, при общем сокращении производства в пищевой промышленности отдельные его отрасли реагируют по-разному в ответ на сокращение платежеспособного спроса, уменьшение сырьевой базы и конкуренции импорта. Если рассматривать систему распределения и торговли, входящей в сферу АПК, то это та часть агропромышленного комплекса, где наблюдается существенный рост деловой активности. Уровень рентабельности в торговле существенно выше, чем в промышленности, и особенно в сельском хозяйстве, гораздо ниже фондоемкость. Это и привлекает в нее как отечественный, так и иностранный капитал, начиная от примитивных ларьков и базаров до крупных западных фирм с мощными системами распределения продовольствия. Таким образом, под влиянием рыночных сил произошло существенное, хотя далеко не всегда положительное, изменение структуры АПК с перемещением капитала из сферы производства в сферу обращения. Сокращение в течение длительного времени внутреннего производства в значительной степени покрывалось за счет импорта, чему также способствуют низкие импортные пошлины (в среднем 14%), а также субсидирование экспорта из Европейского союза, США и ряда других стран, из которых поступает основное ввозимое продовольствие. При этом по сравнению с дореформенным периодом коренным образом изменилась структура импорта. Если раньше в первую очередь ввозилось зерно, то теперь в основном продукты животноводства, особенно мясо. При оценке внутреннего производства в пересчете на доллары оно составляет 38 млрд. Импорт достиг 11 млрд долл., т.е. более четверти внутреннего производства; причем он идет главным образом в крупнейшие города России, где составляет основную часть поставляемого продовольствия. Это, несомненно, представляет серьезную проблему с точки зрения продовольственной безопасности. Однако этот импорт не перекрывал внутреннее падение производства, что в конечном счете привело к снижению потребления продовольствия, которое существенно ниже, чем рациональные нормы и дореформенный уровень потребления, хотя и несколько увеличился за последнее время. При общем сокращении потребления важно и изменение его структуры – с меньшим удельным весом мясомолочных продуктов и большим картофеля и хлеба, что особенно характерно для слоев на- селения с низкими доходами. Однако важно при этом и увеличение потребления фруктов, в значительной мере импортных.
Лекция №6 Формирование бюджетно-налоговой системы в России Бюджетное регулирование: Экономическая роль бюджетных отношений, формирующих основу финансовой базы государственного регулирования. Механизм бюджетного регулирования. Принципы построения современной бюджетной системы РФ. Реформирование социальной сферы. Социальная направленность федерального бюджета. Налоговая система в РФ на современном этапе развития Сущность, функции и виды налогов. Реформирование налоговой системы в РФ. Налоговый кодекс и его совершенствование.
БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Среди финансовых регуляторов, с помощью которых государство обычно пытается воздействовать на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния на рыночный механизм, наиболее распространенными являются бюджетные отношения.
6.1.1. Экономическая роль бюджетных отношений, формирующих основу финансовой базы государственного регулирования
Государственные финансы – это система управления финансовыми ресурсами, изъятыми у хозяйственных субъектов и граждан (налоги или доходы от использования государственной собственности) и предназначенными для выполнения задач правового регулирования государственных финансовых потоков. В рамках регулирующей государственной функции формируются различные виды государственной политики. Но при этом важно, что в данной своей функции (регулирующей) государство не выступает ни как продавец услуг, ни как благотворитель. Здесь задача государства сводится к поиску компромисса интересов субъектов различных отношений (экономических, политических, демографических, социальных) и закреплению этих компромиссов в виде определенных законодательных норм (правил игры). Групповые интересы экономических субъектов всегда противоречивы и разнонаправлены, поэтому компромиссы этих интересов не должны формироваться только исходя из интересов большинства экономических субъектов. Компромисс – это целевая установка интересов (порог отсечения тех или иных интересов), формулирующая приоритеты государственной политики. Главным приоритетом государства в сфере экономической политики является максимизация вновь созданной стоимости не только потому, что это единственный источник развития экономики, но и потому, что это единственный источник формирования финансовых ресурсов общества (в том числе и государственных). Специфика бюджетных отношений как части финансовых отношений складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами, состоит в том, что они: - во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса; - во-вторых, они связаны с формированием и использованием централизованных фондов денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых не как потребности чиновничьего аппарата государственной власти, а как потребности граждан и хозяйствующих субъектов в государственных услугах. Таким образом, финансовые отношения, которые формируют бюджетную политику государства (а не наоборот), строятся прежде всего на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они, по существу, уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Но при этом и государство, и его граждане в равной мере заинтересованы и в макроэкономической стабилизации, и в экономическом росте воспроизводственного потенциала всего общества. Во втором случае (при реализации регулирующей функции государства) целевой установкой является максимизация вновь созданной стоимости, здесь государство не выступает как хозяйствующий субъект, и его задача – с помощью нормативно-правовых рычагов и финансовых инструментов воздействовать либо как стимулятор на те зоны (болевые точки) воспроизводственного процесса, которые тормозят его развитие (инвестиционная, промышленная, структурная, региональная, и другие политики), либо как инструмент подавления нежелательных процессов (через контроль, запреты, санкции и т.д.). При выполнении этой функции государства расходование бюджетных средств не обязательно, но вполне возможно, и оно осуществляется в следующих формах: • как пусковой механизм для решения конкретной задачи в сфере инновационных технологий и т.д.; • как государственные гарантии при решении инвестиционных задач, связанных с целевыми установками структурной политики; • при решении проблем регионального выравнивания (финансовая помощь) и т.д. В решение этих задач должны быть вовлечены хозяйствующие субъекты, и государство не финансирует полностью решение этих задач, но участвует в финансировании на условиях субсидиарной ответственности и на принципах долевого финансирования. При административно-распределительной системе первостепенная регулирующая роль принадлежала плану экономического и социального развития. В современных российских условиях она перешла к бюджету – единственному экономическому инструменту, утверждаемому на государственном уровне в качестве закона. Поэтому сам закон о бюджете не ограничивается количественными характеристиками доходных и расходных статей, он представляет собой систему встроенных друг в друга регулирующих механизмов (и в виде текстовых статей, и в виде структурных соотношений, и в виде финансовых нормативов), обеспечивающих целевую направленность движения финансовых ресурсов (вновь созданной стоимости). В этих условиях бюджет должен стать не только основой государственного финансового планирования, он превращается в один из важнейших инструментов, обеспечивающих экономический рост государства. В связи с этим меняются и целевые установки функций бюджета, и его стоимостная структура, и роль в экономической жизни страны, При этом на первый план выходит такая его характерная особенность, / как регулирующая роль бюджета. Регулирующая функция бюджета должна работать в сочетании с регулирующими механизмами свободных рыночных процессов, обеспечивая оптимальную концентрацию финансовых ресурсов в бюджетной системе страны Объем этих финансовых ресурсов должен прежде всего соотноситься с потребностью в общественных товарах и услугах, предоставляемых государством всем участникам рыночных отношений наряду с теми товарами и услугами, которые создаются частным сектором, занимающим основное место в экономике. Содержание функции бюджетного регулирования характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, всеми субъектами бюджетных отношений. В отношения с бюджетом вступают практически все участники общественного производства. Таким образом, бюджетное регулирование – это, по существу, система управления бюджетным устройством государства. Под бюджетным устройством понимается организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы и участниками бюджетного процесса, основанная на правовых нормах. Бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы; принципы построения бюджетной системы, бюджетов и организации бюджетного процесса. Бюджетное регулирование должно обеспечивать достаточно устойчивое динамическое равновесие не только самой бюджетной системы как составной части финансовой системы государства, но и всей системы конкурентного рыночного равновесия. Одновременно бюджетное перераспределение финансовых ресурсов – это объективно обусловленная система оказания финансовой помощи нижестоящим уровням бюджетной системы, которые в силу исторически сложившихся экономических условий не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий. Кроме того, ресурсы вышестоящих бюджетов могут и должны использоваться для того, чтобы воздействовать на процесс формирования структуры расходов нижестоящих органов власти, отражающих приоритеты более высоких уровней власти. Таким образом, содержание функции бюджетного регулирования реализуется в процессе формирования доходных источников всех уровней бюджетной системы на всех стадиях бюджетного процесса и их использования для проведения экономической политики государства, ориентированной на обеспечение макроэкономической стабильности и рост общественного воспроизводства. 6.1.2 Механизм бюджетного регулирования. Принципы построения бюджета Механизм бюджетного регулирования – это набор экономических методов, приемов, нормативов и правовых норм, действие которых нацелено на реализацию принципов бюджетного устройства страны и обеспечение их взаимосвязи и взаимодействия. Это достигается путем закрепления определенного порядка движения финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства (направления этих потоков, пропорции их распределения по уровням бюджетной системы, целевое назначение и т.д.) и организации экономических отношений, возникающих по этому поводу. Изменяя принципы и методы формирования бюджетных доходов и расходов, государство корректирует установленные бюджетные взаимосвязи, регулирует каналы прохождения и направления бюджетных потоков, уточняет пропорции распределения централизованных ресурсов и механизмы реализации их целевого назначения и таким образом обеспечивает управление бюджетным устройством страны. Изложенное выше означает, что совокупность методов бюджетного регулирования должна представлять собой стройную систему, ориентированную на поиск компромисса интересов всех участников бюджетного процесса в направлении решения главной задачи – экономического развития общества и роста благосостояния его граждан. Принципы построения бюджетной системы – это целевые установки, определяющие вектор развития определенных отношений. Целевая направленность этих принципов реализуется посредством использования определенных экономических рычагов – методов бюджетного регулирования. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации обеспечивается управлением государственным бюджетом через единую социально-экономическую, в том числе бюджетную и налоговую; политику государства. Это предполагает организацию взаимодействия бюджетов всех уровней с помощью следующих методов бюджетного регулирования: - определение в законодательном порядке методических основ построения бюджетов всех уровней на базе единой правовой формы построения бюджетов всех уровней и использования единой бюджетной классификации РФ; - установление единых форм бюджетной документации и правил ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; - определение единых условий и правил организации бюджетного процесса, гарантирующих единый порядок применения санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Единство бюджетной системы РФ не предполагает слияния или поглощения бюджетов более низких уровней вышестоящими бюджетами. Напротив, каждое бюджетное звено функционирует самостоятельно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты субъектов Федерации, а последние не входят в федеральный бюджет. (Но в Случае необходимости поддержки бюджетов более низких уровней для обеспечения реализации стоящих перед ними задач из бюджетов вышестоящих уровней (федерального и регионального) им могут передаваться дополнительные доходные ресурсы. Это позволяет более рационально неэффективно использовать финансовые ресурсы в масштабе всего государства. К основным требованиям, предъявляемым к построению бюджетов любого уровня, относятся: • единство правовой базы; • полнота учета бюджетных доходов; • сбалансированность бюджета; • эффективность и экономность бюджета. Принцип самостоятельности бюджетов означает: • во-первых, право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; • во-вторых, право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; • в-третьих, право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; • в-четвертых, недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов, а также недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства. Эти права обеспечиваются наличием собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также законодательным закреплением регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством Российской Федерации. Методы бюджетного регулирования, которые используются для реализации этого принципа, – это, прежде всего, четкое и стабильное разграничение доходных и расходных бюджетных полномочий мёжду властями разных уровней в соответствии с определенными критериями. Принцип равноправия, согласования интересов и взаимной ответственности участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы реализуется в эффективном управлении бюджетными потоками, осуществляемом двумя равноправными сторонами – федеральными и региональными органами власти и управления – посредством нормативно-законодательного установления правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов), методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы и регионами. При осуществлении бюджетной политики в России как федеративном государстве необходимо одновременно решать две ключевые задачи: с одной стороны, обеспечивать динамичное развитие экономики на основе единых для всего экономического пространства страны принципов бюджетного устройства; с другой стороны, учитывать региональные особенности и соблюдать сбалансированное разделение бюджетных полномочий и ответственности между уровнями власти, выполняющими свои функции. Федеральное правительство может и должно заниматься выравниванием бюджетной обеспеченности регионов, но в конечном итоге ответственность за балансирование региональных бюджетов, за обеспечение нормального уровня потребления государственных услуг ложится на органы государственной власти субъектов Федерации. И для них проблема самодостаточности экономического потенциала региона становится главной. Поэтому приоритетной целью бюджетного регулирования должно быть формирование способности региона к самообеспечению и саморазвитию на базе активного использования потенциалов всех форм собственности. Полного соответствия налогового потенциала и других бюджетных доходов потребностям региональных и местных органов власти практически не встречается. Поэтому недостаток средств, как правило, компенсируется за счет ресурсов вышестоящих бюджетов путем оказания финансовой помощи нижестоящим уровням бюджетной системы. Таким образом, система методов бюджетного регулирования, обеспечивающих реализацию принципов бюджетного устройства в рамках правового поля бюджетного регулирования – это статический срез модели бюджетного регулирования. Но бюджетное регулирование одновременно является инструментом, обеспечивающим управление и динамикой бюджетного процесса. И здесь используются специальные экономические регуляторы, позволяющие управлять движением финансовых потоков. 6.1.3 Социальная направленность федерального бюджета Несмотря на постоянно декларируемые приоритеты социальных преобразований, параметры, заложенные в прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, свидетельствуют о затухании активности государства в социальной сфере. Начиная с 2007 г. практически все показатели, характеризующие жизненный уровень населения, идут на спад, но при этом прогнозируется рост интенсификации труда работающего населения. На фоне этого достаточно четко выраженного тренда затухающей динамики социальных характеристик говорить о том, что прослеживается четкая тенденция повышения роли государства в системе развития человеческого капитала и повышения заинтересованности бизнеса в инвестициях в человека, как минимум, преждевременно. Национальные социальные проекты реально не решают задачи повышения благосостояния общества, во-первых, потому, что выделенные на них финансовые ресурсы недостаточны, и. во-вторых, потому, что они нацелены на «косметический эффект» и не встроены в систему государственного регулирования воспроизводства рабочей силы в стране. Основная база, на которой может строиться социальная политика государства, – это рост заработной платы. Политика регулирования воспроизводства рабочей силы в стране должна строиться на системе взаимосвязанных социальных показателей, таких как продолжительность жизни, уровень рождаемости, уровень образования доля заработной платы в себестоимости продукции, доля доходов населения в ВВП, сокращение разрыва между наиболее бедными и наиболее богатыми гражданами по уровню дохода. Количественные параметры показателей этой системы ежегодно должны заявляться Правительством РФ и быть реально встроены в перспективный финансовый план страны. ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА 6.2.1. Сущность, функции и виды налогов Налоги – это обязательные платежи хозяйствующих субъектов и граждан в бюджеты соответствующего уровня по ставкам, установленным в законодательном порядке. Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков, а также норм и правил, определяющих правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений, образует налоговую систему страны. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. В современном обществе за счет налоговых поступлений формируется, основная часть доходов государственного бюджета. Помимо такой бюджетной или финансовой функции в условиях рыночной экономики налоговый механизм используется для государственного воздействия на общественное производство, его динамику и структуру, для активизации инвестиционной, внешнеэкономической или иной деятельности, малого предпринимательства, поддержки социальной сферы. Согласно Налоговому кодексу РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Сущность налогов проявляется через их функции – фискальную, перераспределительную, регулирующую, контрольную, социальную. Фискальная функция обеспечивает формирование финансовых ресурсов государства путем перечисления налогов и сборов в бюджеты разных уровней и во внебюджетные фонды. Перераспределительная функция позволяет за счет налогов перераспределять доходы между различными категориями граждан и сферами деятельности. Перераспределение доходов тесно связано с реализацией социальной функции налогов, которая предусматривает наличие льгот для лиц с невысокими доходами, инвалидов и других групп населения, освобождение от налога расходов на образование, лечение и другие цели. Регулирующая функция реализует косвенное или экономическое воздействие государства на развитие различных сфер хозяйственной жизни страны. Налоговое регулирование может быть стимулирующим или сдерживающим в зависимости от величины налоговых ставок и наличия льгот по отдельным налогам. Контрольная функция налогов позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан. Российская налоговая система, принятая в 1992 г., включает налоги трех уровней – федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные, перечень которых определяется Налоговым кодексом РФ. Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории России. К ним относятся: - налог на добавленную стоимость (НДС); - акцизы на отдельные группы и виды товаров; - налог на доходы физических лиц; - налог на прибыль организаций; - налог на добычу полезных ископаемых; - водный налог; - государственная пошлина; - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. В состав региональных налогов входят: - налог на имущество организаций; - транспортный налог; - налог на игорный бизнес. К местным налогам относятся: - земельный налог; - налог на имущество физических лиц. В настоящее время основу налоговой системы России составляют НДС, акцизы, налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. При этом преобладающую долю в доходах консолидированного бюджета за
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |