КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура административно-правовых отношений
Структура административно-правового отношения представляет собой единство следующих элементов: субъект, объект и юридические факты. Субъектами административно-правовых отношений являются два и более участника, один из которых выражает публичный (государственный) интерес, т.е. наделен специальной компетенцией в области государственного управления. В юридической литературе субъекты административно-правовых отношений принято делить на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам относятся все физические лица, дееспособные и обладающие различными административно-правовыми статусами. К ним относятся, например: 1. граждане России; 2. иностранные граждане и лица без гражданства; 3. государственные служащие; 4. должностные лица; 5. пенсионеры; 6. студенты. К коллективным субъектам относятся наделенные административно-правовым статусом юридические лица в числе которых органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, предприятия и учреждения различных организационно-правовых форм, общественные объединения, религиозные организации. Значительным и определяющим фактором, позволяющим быть полноценным субъектом административно-правовых отношений, является наличие административной правосубъектности, под которой понимается способность быть субъектом права. Нормы права, правосубъектность и юридические факты являются предпосылками возникновения правоотношений. Правосубъектность применительно к индивидам делится на три части: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правоспособность это способность лица иметь права и юридические обязанности в сфере государственного управления. Она возникает с момента рождения и прекращается смертью. Дееспособность это способность лица самостоятельно (своими действиями) приобретать, осуществлять, изменять и прекращать юридические права и обязанности в сфере государственного управления, а также отвечать за неправомерную реализацию прав или неисполнение обязанностей. Дееспособность бывает полная, частичная и ограниченная и связана с психическими и возрастными свойствами индивида. Частичная дееспособность свойственна индивидам, не достигшим совершеннолетия, ограниченная связана с наличием какого-либо психического заболевания или осуждением к лишению свободы, полная дееспособность наступает по достижении 18 лет. Деликтоспособность это способность лица отвечать за свои поступки, прежде всего за совершенные правонарушения. Объектом административно-правовых отношений является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений. В юридической литературе различают общий объект и непосредственный. Под общим объектом понимают общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами и возникающие в политической, экономической, социально-культурной и межотраслевой сферах. Непосредственным объектом выступают: - поведение, деятельность субъектов, разного рода услуги и их результаты; - материальные блага (вещи, ценности); - нематериальные личные блага (честь, здоровье, достоинство, личная неприкосновенность); - продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, изобретения); - ценные бумаги, официальные документы (облигации, векселя, паспорт гражданина и т.п.). Субъективные права это меры возможного поведения, установленные административно-правовыми нормами и охраняемые государством. Юридические обязанности – это предусмотренные законодательством и обеспеченные государством меры должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом). Административно-правовые отношения возникают при наличии жизненных обстоятельств, условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это юридические факты, влекущие возникновение конкретных правоотношений. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия (бездействия), а в некоторых случаях — события. Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия. Правомерные – основаны на положениях норм административного права. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. (Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется; в связи с наступлением 14-летнего возраста у конкретного лица возникает право получения паспорта гражданина Российской Федерации. Получая паспорт, это лицо вступает в конкретные административно-правовые отношения с соответствующим государственным органом. Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие — возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых. Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм и нарушают их. Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к административной (дисциплинарной) ответственности (нарушение ПДД является основанием для возникновения административного правоотношения между нарушителем и уполномоченным государственным органом). К числу неправомерных юридических фактов относится также бездействие – волевое несовершение предписываемых законом действий (например, непринятие органом внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка; бездействие должностного лица, обязанного рассмотреть обращение гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрировать транспортное средство в органах внутренних дел, невыполнение требования о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств). События – явления (жизненные обстоятельства), независимые от воли людей и имеющие юридическое значение (например, рождение и смерть человека, достижение возраста административной ответственности – 16 лет,, стихийное бедствие и пр.). В административном праве встречаются и сложные составы под которыми понимаются совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений. Так, например, для возникновения правоотношений, связанных с государственной службой, необходимо соблюдение целого комплекса требований и ограничений, предъявляемых к претендентам на государственную службу. Раздел 2. Субъекты административного права
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |