Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации.

Правовой статус гражданина – одна из важнейших политико-юридических категорий, неразрывно связанных с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности в нем. Юридический статус человека и гражданина в обществе, государстве представляет собой сложный и многосторонний конституционно-правовой механизм.

Те контакты, которые возникают между государством и индивидом, а также взаимоотношения друг с другом фиксируются государством в юридической форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида. Построение правового гражданского общества немыслимо, если частное лицо не занимает в его правовой системе одну из ведущих позиций, если интересы рядового гражданина стоят ниже государственных. Таким образом, три юридических кита составляют основу цивилизованной человеческой системы – права и свободы человека, приоритет частного права, независимое и сильное правосудие.

Административно-правовой статус граждан РФ устанавливается, прежде всего, Конституцией РФ, актами органов представительной власти, нормативными правовыми актами Правительства РФ, федеральных Министерств, высших должностных лиц и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, которые предоставляют определенным категориям лиц льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила. При этом, нормы административного права главным своим предназначением имеют регулирование и охрану прав и свобод российских граждан. Правовое же регулирование прав, свобод и обязанностей граждан, а также закрепление мер их защиты от административного произвола и ведомственных злоупотреблений ставится во главу угла административно-правового регулирования, а сами граждане обретают статус ведущего субъекта административного права.

Обеспечение и защита прав и свобод граждан наполняют деятельность государственных органов и органов местного самоуправления социальным смыслом, служат целевым ориентиром всех управленческих действий и решений. Согласно же ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Права и обязанности могут быть общими для всех без исключения граждан, особенными – для отдельных категорий лиц и специальными, специфическими – для некоторых субъектов административно-правовых отношений. Таким образом, последние выступают как разновидности и части единого административно-правового статуса гражданина.

Административно-правовой статус гражданина, как сложное юридическое образование, включает в себя четыре разновеликих составных элемента.

Первым элементом совокупности прав и обязанностей является правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное место, ибо выражает идею того, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст.2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства".

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27) и др.

Провозглашая права личности, Конституция РФ устанавливает для человека определенные обязанности и запреты, например, платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрещается принудительный труд (ч. 2 ст. 37).

Вместе с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) допускает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем эти нормы обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками полиции на основе Федерального закона "О полиции" при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности, для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях, для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, для пресечения преступления, для установления обстоятельств несчастного случая.

Таким образом, общий административно-правовой статус гражданина включает в себя права и обязанности граждан, закрепленные в главе 2 Конституции РФ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами. Они принадлежат всем гражданам и не связаны с какими-либо особенностями и спецификой конкретной общественно-государственной, производственно-хозяйственной, трудовой и социальной деятельности гражданина во всех отраслях и сферах его деятельности. Это многочисленные и разнообразные личные, политические, общественно-экономические, социально-культурные права и свободы граждан, а также права по защите этих прав и законных интересов гражданина.

Вторым элементом административно-правового статуса является социальный статус гражданина РФ. Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности, в хозяйственно-трудовой деятельности, в личной или семейной сфере (например: право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии).

Социальный административно-правовой статус охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных отраслях и сферах функционирования исполнительной власти. Личности, гражданину для этого нужны новые, дополнительные права и обязанности. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права. Это особенные права гражданина как субъекта административно-правовых отношений, выступающего, например, в качестве предпринимателя, рабочего, служащего, фермера, менеджера, клиента, пассажира, абитуриента и студента, пациента, допризывника, военнослужащего, военнообязанного и т.д. Составляющие социальный административно-правовой статус права и обязанности гражданина регламентируются в основном нормами Особенной части административного права.

Третьим элементом административно-правового статуса является специальный статус. Он включает в себя специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти. К специальному административно-правовому статусу относятся, например, реализуемые в административно-правовых отношениях права и обязанности безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, сирот, лиц без определенного места жительства, жителей территорий с особыми административно-правовыми режимами.

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающий в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно объединить в три блока.

Первый охватывает права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также посредством равного доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ). При этом понятие участия в управлении "делами государства" является чрезвычайно широким и, по существу, охватывает все сферы жизни страны. Вместе с тем особенность данной группы прав и обязанностей граждан в государственном управлении состоит в том, что их реализация требует, прежде всего, активного волеизъявления самих граждан как субъектов административного права.

Второй блок прав и обязанностей граждан отличается тем, что для их реализации необходима активная деятельность и как минимум – содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления. В самом деле, без поддержки, помощи и соответствующей реакции органов государственного управления граждане не в состоянии реализовать свое право на проведение собраний, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ), право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), право на обращение лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53) и т.д.

Кроме того, реализация прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления требует от органов исполнительной власти, должностных лиц многообразной функциональной деятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий для практического осуществления, наконец, просто доброжелательного отношения. Так, каждый гражданин имеет право на равную защиту закона от какой бы то ни было дискриминации, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию и т.д. На основе этих нормативных актов обеспечивается защита прав граждан, например, как потребителей в сфере торговли и предоставления услуг, пользователей средствами связи и массовой информации, гарантируются права граждан в области образования и здравоохранения, физкультуры и спорта.

Третий блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве членов научно-технических, экспертно-консультативных, координационных советов, межведомственных и рабочих комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе членов организаций, действующих целиком на общественных началах, – например добровольных народных дружин.

 

4. Административно-правовые гарантии прав граждан.

В Российской Федерации заложена основа построения правового демократического государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. При этом государство должно создавать условия и предоставлять такие средства, чтобы гражданин свободно и беспрепятственно имел возможность реализовать закрепленные за ним права или восстановить их в случае нарушения.

Корреспондирующая обязанность государства находит свое юридическое выражение в виде установленных гарантий. Под гарантиями прав и интересов граждан понимаются общие социально-экономические, политические, организационные и духовные условия, а также специальные юридические средства, позволяющие реализовывать и охранять права и свободы, которые обеспечивают постоянное совершенствование этих прав и интересов, их реальное осуществление, а в необходимых случаях – и эффективную защиту от возможных нарушений.

Субъектом, который, прежде всего, гарантирует права и свободы, является государство. В ст.45 Конституции РФ зафиксировано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Конституция предусматривает различные юридические средства, обеспечивающие права и свободы.

Изначальным и универсальным гарантом прав граждан является закон.

Законные права граждан в сфере государственного управления подлежат защите, для чего закон устанавливает специальные гарантии.

Однако закон может выполнить функцию гаранта при соблюдении ряда условий, прежде всего он должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же время достаточно стабильным.

Экономические гарантии – это материальные условия для фактической реализации прав и свобод граждан. Экономические гарантии обусловлены состоянием и развитием промышленности, сельского хозяйства в стране, устойчивой финансовой и денежной системой, признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг, уровнем благосостояния населения.

Политические гарантии проявляются в политической стабильности в обществе, в принадлежности государственной власти народу, в эффективной деятельности органов государственной власти, в создании условий для реализации гражданами своего права на управление делами государства, в стимулировании их политической активности, а также в наличии многопартийности, наличии общественных объединений.

Идеологические гарантии определяются состоянием духовно-нравственной культуры общества, уровнем политической и правовой культуры граждан, уровнем их правового сознания, развитием социальных норм в обществе, их качеством, уровнем общественного порядка.

Организационные гарантии состоят в том, что в своей деятельности государство должно исходить из единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Организационные гарантии также включают в себя деятельность различных органов по охране прав индивида: судебных органов, прокуратуры, органов внутренних дел и юстиции, адвокатуры, нотариата, многочисленных контролирующих, надзирающих и инспектирующих органов (контрольного управления Президента РФ, Счетной палаты, образуемой парламентом Российской Федерации, органов исполнительной власти). Все эти органы на основе и во исполнение законов и в силу возложенных на них полномочий осуществляют практическую реализацию прав и интересов граждан в различных областях государственного управления: в экономике, социально-культурной и административно-политической сферах.

Юридические гарантии – это система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав и свобод граждан, а также средства их охраны и защиты. Ведущее место в этой системе принадлежит конституционным нормам, которые устанавливают, например, гарантии прав и законных интересов граждан путем предоставления им права:

– обжалования решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст.46 Конституции РФ);

– на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество (ч.3 ст.46 Конституции РФ);

– на возмещение государством ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов и их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ).

Важной гарантией защиты законных прав и свобод граждан в государственном управлении является обжалование незаконных действий органов управления и их должностных лиц и осуществление гражданами права жалобы, предусмотренного законом РФ от 27.04.1993 года № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" в редакции ФЗ от 09.22.2009 года, а также Федеральным законом РФ № 59-ФЗ от 02.05.2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В свою очередь юридические гарантии подразделяются на судебные и внесудебные.

Внесудебные гарантии фактически выполняет вся система органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц. Все эти органы, осуществляя исполнение законов и подзаконных актов, для того и образованы, чтобы обеспечивать реализацию прав и интересов граждан и создавать все условия для свободного пользования гражданами своими правами, своевременно пресекать любые действия, нарушающие эти права и свободы, восстанавливать нарушенные права и применять к нарушителям соответствующие меры административного воздействия.

Органы государственного управления и их должностные лица призваны создавать материальные, организационные, правовые и другие необходимые условия для органов и организаций, занимающихся реализацией прав граждан, рассматривать конкретные индивидуальные дела и административно-правовые споры, возникающие по инициативе граждан либо в процессе контрольно-надзорной деятельности. Эти органы и должностные лица должны создавать необходимые условия и для свободного использования гражданами своих прав, своевременно пресекать их нарушения, восстанавливать нарушенные права и применять соответствующие меры воздействия к виновным в таких нарушениях.

Важнейшей гарантией является ответственность должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан или препятствующих их осуществлению. Если акты управления ущемляют права граждан, то они в установленном порядке отменяются. Вышестоящие органы управления контролируют и направляют работу нижестоящих органов, подчиненных организаций в области удовлетворения законных интересов граждан и охраны их прав и свобод.

Судебные гарантии заключаются в том, что согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Суды рассматривают дела по различным видам правонарушений, осуществляют контроль за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, а также созданием условий для выполнения ими своих обязанностей.

Суды, рассматривая уголовные, гражданские, хозяйственные (арбитражные суды) и другие категории дел, в том или ином виде осуществляют контроль за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей. Суд и судьи все в большем объеме рассматривают дела, вытекающие из административных правоотношений, административно-правовых споров, возникающих в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц позитивного характера. Например в связи с решением вопросов о выдаче лицензий, разрешений, документов и т.д., а также в связи с совершением административных правонарушений как физическими, так и юридическими лицами.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрен широкий перечень дел, рассмотрение которых является прерогативой суда (ч.1 ст.23.1 КоАП РФ). Кроме того, в соответствии с КоАП РФ, им могут быть переданы дела, которые находились на рассмотрении других органов (ч.2 ст.23.1) или органов, которые упразднены (ч.1 ст.22.3).

Особое место среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан занимает деятельность Конституционного Суда РФ. Он разрешает дела по жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти, законодательных органов о соответствии Конституции РФ конкретных норм (статей), конкретных правовых актов (законов, указов Президента РФ, правительственных актов и др.), связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

 

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации регулируется российским законодательством, а также международными договорами.

Основными нормативно-правовыми актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, являются: Конституция РФ (ст.ст. 27, 62-63), Федеральный закон РФ от 25.07.2002 года №115 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Федеральный закон РФ от 15.08.1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", Федеральный закон РФ от 18.07.2006 года № 109 "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", Закон РФ от 19.02.1993 года № 4528-1 "О беженцах", Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (ред. от 04.08.2011) и другими правовыми актами.

В соответствии с этими нормативными правовыми актами иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором. При этом они обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно.

Все иностранные граждане во время их пребывания в Российской Федерации вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.

Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения иностранного гражданина.

Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" дает следующие понятия, необходимые для уяснения правового статуса рассматриваемых субъектов:

иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством. Они не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах ее субъектов. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Иностранные граждане и лица без гражданства проживают в Российской Федерации и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (приглашение на въезд, разрешение на временное проживание, вид на жительство, разрешение на трудоустройство). По этому основанию иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, делятся на три категории:

- временно пребывающие в Российской Федерации;

- временно проживающие в Российской Федерации;

- транзитно проезжающие через территорию Российской Федерации;

- постоянно проживающие в Российской Федерации.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. При этом документом, который служит основанием для выдачи иностранному гражданину (лицу без гражданства) визы либо основанием для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, является приглашение на въезд в Российскую Федерацию.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается Министерством иностранных дел РФ либо Федеральной миграционной службой России или ее территориальным органом.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности выдается ФМС России или его территориальным органом по ходатайству, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг). Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или заказчик работ (услуг) представляет:

– разрешение на привлечение и использование иностранных работников:

документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу на каждого иностранного работника.

Квота на выдачу иностранным гражданам (лицам без гражданства) приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности по каждому субъекту РФ по предложению их органов исполнительной власти ежегодно определяется Правительством Российской Федерации.

Количественное распределение по субъектам Российской Федерации на 2011 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности характеризовалось следующими показателями. Всего по Российской Федерации было разрешено выдать 499 650 приглашений, из них: по Центральному федеральному округу – 80 967; по Северо-Западному федеральному округу – 43 502; по Южному федеральному округу – 23 526; по Северо-Кавказскому федеральному округу – 5 134; по Приволжскому федеральному округу – 32 527; по Уральскому федеральному округу – 48 954; по Сибирскому федеральному округу – 58 229; по Дальневосточному федеральному округу – 73 009. Резерв квоты по Российской Федерации составил 133 802 приглашения[20]. Необходимо в этой связи отметить существенное снижение количества выдаваемых квот по сравнению с предыдущим периодом (например, в 2009 году предусматривалась выдача 1 250 769 приглашений, что в два с половиной раза больше, чем в 2011 году).

Трансграничная миграция рабочей силы во всем мире носит постоянный характер. Полностью исключить ее невозможно. Речь может идти только об определенном уровне управляемости этого процесса. По данным ООН, темпы роста численности мигрантов в развивающиеся страны с 1990 по 2005 год снизились до 36 миллионов человек. За период с 1975 по 1990 год он составлял 41 миллион человек. Эксперты ООН считают, что снижение числа мигрантов происходит за счет сокращения ежегодного прироста населения в развивающихся странах (с 2,5% в год в 1975-1990 годах до 0,6%). В то же время приток мигрантов в развитые страны не уменьшается[21].

Практика показала, что уведомительная система миграционного учета не позволяет эффективно управлять ситуацией не только на рынке труда, но и в сфере общественной безопасности. Например, миграционной службой в Москве в начале 2007 года было выдано более 500 тысяч разрешений на работу, но официально трудоустроились только 150 тысяч. В то же время 40% преступлений, раскрываемых правоохранительными органами, совершается приезжими.

По расчетам специалистов в среднем ежемесячно нелегально работающие в Москве мигранты в 2006 году отсылали на родину не уплачивая налоги России: в Азербайджан – по 167 долларов; в Молдавию – по 144 доллара; в Армению – по 126 долларов; в Украину – по 118 долларов и в Таджикистан – по 56 долларов. От этого только экономика Москвы в 2005 году недополучила около 2 миллиардов рублей[22].

Срок временного пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, а прибывшего в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства), не требующего получения визы, не может превышать 90 суток. Срок временного пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.

Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации принимается территориальным органом ФМС России, о чем делается отметка в миграционной карте. При этом под миграционной картой понимается документ, содержащий сведения об иностранном гражданине (лице без гражданства), въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина (лица без гражданства) в стране.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) – лицо, получившее разрешение на временное проживание. При этом под разрешением на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, которое оформляется в виде:

– отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства;

– документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину или лицу без гражданства в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину (лицу без гражданства):

– родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории РФ;

– признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;

– имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;

– состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в Российской Федерации;

– осуществившему инвестиции в России в размере, установленном Правительством РФ;

– в некоторых иных случаях.

Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрены основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание. В случае, если иностранному гражданину или лицу без гражданства было отказано в выдаче разрешения на временное проживание либо ранее выданное ему разрешение на временное проживание было аннулировано, он вправе повторно подать заявление о выдаче разрешения на временное проживание не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего заявления либо аннулирования ранее выданного ему разрешения на временное проживание.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично подать в территориальный орган ФМС России по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в РФ с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина (лица без гражданства) за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание. При наличии уважительных причин такое уведомление может быть подано иностранным гражданином (лицом без гражданства) в более поздние срок, но не позднее чем через шесть месяцев со дня истечения очередного года получения разрешения на временное проживание с приложением вышеперечисленных документов, а также документов, подтверждающих невозможность подать указанное уведомление в установленный срок.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов субъекта Федерации.

Транзитно проезжающие через территорию Российской Федерации иностранные граждане (лица без гражданства). Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку и разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из РФ проездных документов.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) – лицо, получившее вид на жительство. При этом под видом на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Россию.

Вид на жительство иностранному гражданину (лицу без гражданства) выдается на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению этих лиц может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрены основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ являются:

– миграционная карта;

– документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (паспорт);

– разрешение на временное проживание;

– вид на жительство;

– иные документы, предусмотренные Федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Иностранные граждане (лица без гражданства) имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании имеющихся у них документов, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение.

Временно проживающий в России иностранный гражданин (лицо без гражданства) не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов этого субъекта РФ.

Иностранным гражданам – сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на неприкосновенность жилища, на образование, на свободу совести и вероисповедания, на охрану здоровья.

Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Также иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права:

– находиться на государственной или муниципальной службе;

– замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;

– быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации;

– быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

– быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

– участвовать в отправлении правосудия;

– заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства не может быть призван на военную службу или альтернативную гражданскую службу, а также не может поступить на военную службу в добровольном порядке (по контракту). На военную службу в добровольном порядке (по контракту) могут поступить граждане бывшего СССР, а ныне являющиеся иностранными гражданами. Вместе с тем иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов, старшин.

Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; платить налоги, в случае если они занимаются трудовой деятельностью на территории Российской Федерации; соблюдать законы, традиции и обычаи народов России; соблюдать установленные для них правила проживания, регистрации и передвижения на территории Российской Федерации.

Являясь субъектами административного права, иностранные граждане и лица без гражданства обычно подлежат ответственности на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации. Вместе с тем, к указанной категории лиц законодательством Российской Федерации предусмотрены такие меры административного принуждения, которые не применяются к гражданам Российской Федерации. За нарушение законодательства (иммиграционных правил) лишь к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются такие меры административного принуждения, как депортация (мера пресечения), применяемая органами внутренних дел и миграционной службой, и административное выдворение за пределы Российской Федерации (мера административного наказания), назначаемая только судом (судьей). Эти меры осуществляются в контролируемом добровольном либо принудительном порядке.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие, особенности и виды административно-правового статуса человека и гражданина | Тема 5. Административно-правовой статус субъектов публичной власти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.102 сек.