КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Системы управления
Колеса Движителем называется устройство, осуществляющее взаимодействие транспортного средства с опорной поверхностью. Для автомобилей наиболее широкое применение получил колесный движитель – колеса. Колесом называется конструкция, состоящая из пневматической шины 1, обода 2, соединительного элемента 3 и ступицы 4. Шина осуществляет связь автомобиля с дорогой; на обод монтируют шину; ступица служит для связи колеса с автомобилем; соединительный элемент воспринимает и передает нагрузки от обода на ступицу. Обычная камерная шина состоит из камеры, покрышки и ободной ленты (в шинах легковых автомобилей ободная лента отсутствует). Камера служит для удержания сжатого воздуха внутри шины и представляет собой тонкостенную резиновую оболочку в виде тора. Для накачивания и выпуска воздуха камера снабжена специальным клапаном – вентилем. Он позволяет нагнетать воздух внутрь камеры и автоматически перекрывает его выход обратно. Ободная лента, имеющая вид кольца плоского сечения, предохраняет камеру от трения об обод колеса и борта покрышки. Лента исключает также возможность защемления камеры бортами и ободом. Покрышка воспринимает давление сжатого воздуха, находящегося в камере, предохраняет камеру от повреждений и обеспечивает сцепление колеса с дорогой. Покрышка имеет достаточно сложную конструкцию и состоит из каркаса 1, подушечного слоя (брекера) 2, протектора 3, боковин 4 и бортов 5. Каркас, являясь основной частью покрышки, ограничивает объем накачанной камеры; передает усилия, действующие со стороны дороги, на обод колеса; соединяет все части покрышки в одно целое и придает ее необходимую жесткость при высокой эластичности и прочности. Каркас состоит из нескольких наложенных друг на друга слоев прорезиненного корда и резиновых прослоек. Подушечный слой (брекер) – резиновый или резинокордный слой, расположенный между каркасом и протектором. Он состоит обычно из двух и более слоев разреженного корда, обложенного утолщенными слоями резины. Брекерный слой значительно уже каркасного и не закреплен на бортовых кольцах. Брекер служит для усиления каркаса и улучшения связи между каркасом и протектором; смягчает воздействие ударных нагрузок на каркас и более равномерно распределяет по его поверхности усилия, увеличивая прочность каркаса в зоне беговой части протектора. Протектором называется толстый слой резины, расположенный в верхней части сечения и контактирующей с поверхностью дороги при качении колеса. Назначение протектора – обеспечивать нужную износостойкость шины, хорошее сцепление ее с дорогой; ослаблять воздействие толчков и ударов на каркас шины; предохранять каркас и камеру от механических повреждений и влаги. Протектор состоит из расчлененной части – рельефного рисунка и подканавочного слоя. Рисунок протектора оказывает значительное влияние на сопротивление качению, износ и сцепление шины с дорогой и зависит от типа и назначения шины. Боковины – тонкий резиновый слой, покрывающий боковые стенки каркаса и предохраняющий его от влаги и механических повреждений. В большинстве случаев боковины изготовляют как одно целое с протектором из протекторной резины. На боковинах наносится размер и маркировка шин. Бортами называют жесткие части покрышки, служащие для крепления ее на ободе колеса. Они образуются из крыльев, обернутых концами слоев корда. Крылья изготовлены из бортового кольца, выполненного из стальной проволоки, твердого профильного резинового шнура (наполнительного шнура), обертки и усилительных ленточек. В зависимости от направления нитей корда в каркасе различают диагональные (а) и радиальные (б) шины. Нити корда в каркасе у радиальных шин направлены по кратчайшему пути от одного борта к другому. При этом, по сравнению с диагональными, радиальные шины имеют более тонкий каркас и более толстый брекер. Радиальные шины характеризуются большей грузоподъемностью (на 15 – 20%), большей радиальной эластичностью (на 30 – 35%), меньшим сопротивлением качению (на 10 – 15%), меньшим нагревом при работе (на 20 – 30° С), лучшим сцеплением с мокрой и скользкой поверхностью, большим сроком службы (в 1,5 – 2 раза). Однако радиальные шины имеют большую стоимость, повышенную боковую эластичность и повышенную чувствительность боковин к повреждениям (вследствие меньшей их толщины). Бескамерные шины по внешнему виду весьма близки к покрышке камерных шин. Такие шины не имеют камеры и ободной ленты и выполняют одновременно функции и покрышки, и камеры. Посадочный диаметр бескамерной шины уменьшен и монтируется она на герметичный обод. Вентиль бескамерных шин монтируется непосредственно на ободе с помощью резиновых уплотняющих шайб. Необходимая герметичность в месте соединения бортов шины с ободом колеса обеспечивается уплотняющим резиновым слоем, увеличенным натягом и специальной конструкцией бортов. Бескамерные шины надежнее и безопаснее камерных (не разрываются при проколе); во время работы меньше нагреваются; более долговечны; проще по конструкции; имеют меньшую массу и момент. При потере герметичности обода или самих шин их можно использовать как обычные покрышки. Таким образом, бескамерные шины являются более совершенными, однако для их изготовления требуется более совершенные технологии и более качественные материалы, что увеличивает их стоимость. Такие шины требуют специальных ободьев, их монтаж и демонтаж вручную сложнее и требует применения специальных приспособлений и устройств. Большое влияние на свойства шины и эксплуатационные качества автомобиля оказывают пропорции поперечного сечения шины. Основным показателем для шин является отношение высоты профиля к его ширине – Н/В. В зависимости от этого отношения различают шины: обычного профиля – тороидные (а), низко- и сверхнизкопрофильные (б), широкопрофильные (в), арочные (г) и пневмокатки (д).
Чем меньше Н/В, тем меньше износ шины, боковой увод, сопротивление качению и уровень шума. Кроме того, при одинаковом наружном диаметре шины снижение Н/В дает возможность увеличения диаметра обода и тем самым улучшения условий для размещения в колесе тормозного механизма. К недостаткам уменьшения Н/В можно отнести снижение комфортабельности, меньший дорожный просвет, большее усилие на рулевом колесе, большая стоимость шин. Размеры и маркировка шин проставлены на их боковинах. Размер тороидных шин обозначают в виде сочетания размеров B - d, где В – ширина профиля шины, d – внутренний диаметр (посадочный диаметр обода). В настоящее время для отечественных шин принята метрическая система обозначения, причем в скобках указывается размер в дюймах (по международной системе) – например 170 - 380 (6,70 - 15); радиальные шины имеют буквенный индекс P (R) – например 260R - 508 (9,00Р - 20). Низко- и сверхнизкопрофильные шины обозначаются сочетанием размеров B/Δ – d, где Δ – отношение H/B, выраженное в процентах. Для таких шин широко используется смешанное обозначение – например 205/70 R - 13, где 205 – ширина профиля шины в миллиметрах, 70 – индекс серии (отношение Н/В, выраженное в процентах); 13 - внутренний диаметр шины в дюймах. Размеры шин специальных типов отображаются в виде следующих сочетаний: для широкопрофильных – DB - d, где D – наружний диаметр шины; для арочных шин – DB; для пневмокатков – DBd. Ободья служат для установки пневматической шины. Конструкция обода определяется способом монтажа шины на него. Неразборные однокомпонентные ободья, отличающиеся большой жесткостью, малой массой и простотой изготовления, применяют на всех легковых автомобилях и грузовых автомобилях небольшой грузоподъемности, шины которых имеют относительно эластичные борта и небольшие размеры. Плоские разборные ободья применяют для колес большинства грузовых автомобилей. Соединительный элемент колеса чаще всего выполняется в виде диска, поэтому такие колеса называют дисковыми. Дисковые колеса применяют как на легковых, так и на грузовых автомобилях. Диск запрессовывают в обод и соединяют с ним дуговой или контактной сваркой. Все большее распространение получают колеса, у которых обод и диск объединены в одной отливке, выполненной под давлением из алюминиево-магниевого сплава. Такие колеса имеют меньшую массу и момент инерции; красивый внешний вид, что исключает необходимость применения декоративных колпаков. Однако высокая стоимость композиционных материалов таких колес и большая трудоемкость их изготовления сдерживают их более широкое распространение. На грузовых автомобилях большой грузоподъемности применяют также бездисковые колеса. Спицы, изготовленные заодно со ступицей, заменяют диск. Ободья таких колес выполняются с разъемом в продольной и поперечной плоскостях. При монтаже секторы обода устанавливают в определенной последовательности в шину, а затем вместе с шиной прикрепляют к ступице. По сравнению с дисковыми, бездисковые колеса проще по конструкции, имеют меньшую массу (на 10 – 15%), большую долговечность, а также обеспечивают лучшее охлаждение тормозного барабана и шин. С помощью специальной монтажной лопатки они позволяют легко и быстро проводить монтаж и демонтаж шины. Кроме того, они создают возможность установки на ступице ободьев разной ширины, что позволяет использовать на одном и том же автомобиле различные шины. Недостатком является технологическая сложность и большая трудоемкость изготовления, что приводит к их удорожанию. Ступица служит для установки колеса с помощью подшипников на цапфе поворотного кулака управляемого моста или балке ведущего моста с полуосями. Фланцевые ступицы (для дисковых колес) выполняют с выступающим фланцем, к которому крепят диск колеса и тормозной барабан или диск. В качестве подшипников ступицы колеса применяют роликовые конические или шариковые радиально-упорные подшипники. Дисковые колеса крепятся к фланцу ступицы болтами или гайками. Центрирование и крепление диска одинарных колес легковых автомобилей и грузовых малой грузоподъемности осуществляется коническим пояском болтов или гаек, который упирается в конические фаски крепежных отверстий диска. Бездисковые колеса крепятся к ступице с помощью специальных прижимов и гаек, а их центрирование осуществляется по конической посадочной поверхности ступицы. Высокие скорости движения современных автомобилей делают необходимой балансировку колес, в особенности передних управляемых. Колеса грузовых автомобилей балансируют статически, а легковых – динамически, размещая балансировочные грузики на ободе колеса. Для создания наименьшего сопротивления движению, замедления изнашивания шин и снижения расхода топлива управляемые колеса должны катиться в вертикальных плоскостях, параллельных оси автомобиля. С этой целью управляемые колеса устанавливают на автомобиль с развалом в вертикальной плоскости и со схождением – в горизонтальной. Угол развала α управляемых колес – угол между плоскостью колеса и вертикальной плоскостью, параллельной продольной оси автомобиля. Угол развала считается положительным, если верхняя часть колеса наклонена от автомобиля наружу и отрицательным – при наклоне внутрь. Развал необходим для того, чтобы обеспечить перпендикулярное расположение колес относительно опорной поверхности при загрузке автомобиля. Он обеспечивается конструкцией управляемого моста путем наклона поворотной цапфы. У легковых автомобилей развал колес регулируют с помощью предназначенных для этой цели деталей подвески (эксцентриковых втулок, прокладок и др.). У грузовых автомобилей развал не регулируется, и его можно восстановить путем замены или правки соответствующих деталей. При наличии развала колесо стремится катиться в сторону от автомобиля по дуге с центром в точке О, что приводит к боковому проскальзыванию и износу шин. Для устранения этого отрицательного последствия развала колеса устанавливают со схождением. Угол схождения δ (на рисунке угол схождения – положительный) определяется разностью расстояний (А - Б), которые замеряют сзади и спереди по краям ободьев на высоте оси колес. Угол схождения управляемых колес как легковых, так и грузовых автомобилей в эксплуатации регулируют изменением длины поперечной рулевой тяги.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |