Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обращения граждан

Порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями и жалобами к должностным лицам государственных органов, а также порядок рассмотрения этих обращений регулируется Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан».

Конституция СССР 1978 года и Конституция БССР 1979 года возвели право жалобы граждан в конституционный ранг.

В Конституции Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме) осуществлен несколько иной подход. Здесь (в ст.40) закрепляется право граждан направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Это более широкое понятие, включающее в себя и право жалобы. В соответствии с Конституцией гражданин может обратиться в государственные органы не только с предложениями, заявлениями и жалобами, но и по другим вопросам (например, за получением необходимой ему информации, справок, копий документов).

Но основными видами обращений остаются предложения, заявления и жалобы. Суть различий между ними сводится к следующему:

Предложение – это привлечение внимания на несовершенство организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения.

Заявление – обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением.

Жалоба – обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.

В реальной действительности в одном и том же обращении могут содержаться указанные позиции в их различном сочетании.

Законодательство различает:

а) общее право жалобы, которым обладают все граждане как таковые;

б) специальное право жалобы, предоставленное лицам, как участникам гражданского, уголовного либо административного процесса, дисциплинарного производства, трудовых споров и т.п. (например, правонарушитель может подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении).

Общее право жалобы может быть подразделено на 2 вида:

а) право на административное обжалование;

б) право на судебное обжалование.

В соответствии с законом, могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица. Не ограничен круг лиц, имеющих право подать жалобу. Запрещается пересылка жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действия которых подана жалоба. Жалоба подлежит рассмотрению в срок до одного месяца, а не требующая дополнительной проверки и изучения – не позднее 15 дней. Подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинен орган или должностное лицо, действия которых обжалуются. Запрещено рассмотрение анонимных заявлений и жалоб (за исключением тех, в которых содержатся сведения о преступлении). Жалоба должна содержать фамилию, имя и отчество лица, подающего жалобу, адрес места жительства, а также сведения о месте работы или учебы.

Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования. Гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу (должностному лицу). Орган (д.л.) обязан рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином либо его представителем в суд по месту жительства либо в суд по месту нахождения органа (д.л.), нарушившего права гражданина.

С жалобой в суд гражданин может обратиться в установленные сроки: в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав; одного месяца со дня отказа в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (д.л.) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Жалоба рассматривается судом в 10-дневный срок по правилам гражданского судопроизводства.

Суд может:

а) признать обжалуемое действие незаконным и отменить примененные к гражданину меры ответственности либо иным путем восстановить его нарушенные права и свободы,

б) признать обжалуемое действие законным и отказать в удовлетворении жалобы.

Обжалованию подлежат только индивидуальные акты.

Таким образом, общее право жалобы и механизм его реализации закрепляются, главным образом, законодательством об обращениях, в том числе о жалобах граждан, а также некоторыми другими законодательными актами. В этих случаях имеются в виду граждане как таковые, то есть не учитываются какие-либо особенности в их правовом статусе.

Специальное право жалобы приурочено к особенностям правового статуса граждан как лиц, выполняющих те или иные социальные функции, являющихся участниками трудовых, юрисдикционных отношений.

Относительно соответствующих категорий лиц законодательством предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования. Он установлен гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным, административно-процессуальным законодательством, законодательством о труде и т.д.

Специальное право жалобы часто находится вне сферы административного права.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы административно-правового статуса граждан | Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Власть Республики Беларусь распространяется на всех лиц, находящихся на ее территории
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.