Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и признаки административного правонарушения

Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

Понятие и основные черты административной ответственности

Административная ответственность характеризуется следующими основными чертами:

1. Она устанавливается законом, следовательно, имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права.

2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной – преступление; дисциплинарной – дисциплинарный проступок; материальной – причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

3. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания. За преступления – уголовные наказания, за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях.

4. Административные взыскания применяются широким кругом органов и должностных лиц. Уголовные наказания – только судом; дисциплинарные взыскания – органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности – судами общей юрисдикции и хозяйственными судами. В отдельных случаях – в административном порядке.

6. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им нарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.).

6. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.

7. Меры административной ответственности применяются в соответствии с административно-процессуальным законодательством. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные – в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности, как правило, в порядке гражданского и хозяйственного судопроизводства.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами – административные взыскания.

 

17. Административное правонарушение как основание административной ответственности

Поведение людей в обществе может быть правомерным и неправомерным (противоправным). Противоправное поведение выражается в совершении гражданско-правовых деликтов, дисциплинарных проступков, преступлений и административных правонарушений (проступков).

Понятие административного правонарушения сформулировано в ст.2.1 КоАП Республики Беларусь. Им признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное), а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Анализ этой нормы позволяет выявить общие признаки, присущие всем административным правонарушениям, отличающие последние от правомерного поведения, а также от иных правонарушений (преступлений, дисциплинарных проступков и пр.).

К числу таких признаков следует отнести следующие: 1) общественная опасность, 2) административная противоправность, 3) административная наказуемость и 4) виновность.

Сущностным признаком, присущим административному правонарушению, является его общественная опасность. Как административное правонарушение поведение человека может быть оценено тогда, когда оно представляло угрозу охраняемым общественным отношениям. Термин «общественная опасность» прямо не включен в определение административного проступка, содержащееся в ст.2.1 КоАП. Однако в этой норме говорится о том, что деяние, признаваемое административным правонарушением, посягает на государственный или общественный порядок. Сам термин «посягательство» свидетельствует о наличии угрозы нарушения общественных отношений, охраняемых законом. Правомерность вывода о признании общественной опасности в качестве признака административного правонарушения подтверждается и анализом нормы, содержащейся в ст. 1 УК, в которой говорится, что «Уголовный кодекс Республики Беларусь определят, какие общественно опасные деяния являются преступными...», то есть уголовный закон оценивает как преступления не все общественно опасные деяния, а лишь их определенную часть.

Если бы административные проступки не влекли вредных последствий, не представляли бы опасности для общества, государству не требовалось бы устанавливать юридическую ответственность за их совершение, создавать аппарат для борьбы с ними.

Следует признать, что общественная опасность отдельных проступков не столь очевидна, как опасность преступлений (например, безбилетный проезд в автобусе). Но взятые в массе даже такие на первый взгляд безобидные проступки дезорганизуют общественные отношения, в сохранении которых заинтересовано общество и государство.

Признание общественной опасности в качестве сущностного (материального) признака административного правонарушения означает, что деяние, лишенное его, не может квалифицироваться как административный проступок.

Так, гражданин Л. перешел улицу в неустановленном месте, нарушив тем самым правила дорожного движения. Однако на проезжей части этой улицы проводились ремонтные работы, в связи с чем проезд транспортных средств по ней был запрещен. При таких обстоятельствах поступок Л. не может рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное КоАП, так как он не создавал (и не мог создать) угрозу безопасности дорожного движения. Указанные действия лишены признака общественной опасности.

Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является его административная противоправность. Административным проступком может быть признано только такое поведение, которое запрещено нормами административного права (противоречит содержащимся в них предписаниям).

Если общественная опасность является качеством, объективно присущим определенным деяниям, то их противоправность устанавливается законодателем (иным компетентным органом) в нормах, запрещающих совершение подобных деяний. Общественная опасность деяния не означает его обязательной противоправности. Законодатель не всегда реагирует на существование общественно опасных деяний установлением правового запрета на их совершение.

Неотъемлемым признаком административного правонарушения является административная наказуемость. Общественно опасное деяние, запрещенное законом, признается административным проступком лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.

Следует иметь в виду, что далеко не все общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами, охраняются административными взысканиями (санкциями). Например, правила пользования метрополитеном запрещают бежать по эскалатору, облокачиваться на поручни, ставить вещи на ступеньки и т.д. Следовательно, эти действия являются противоправными, при определенных обстоятельствах они могут быть общественно опасными, но, несмотря на это, не оцениваются как административное правонарушение, так как за их совершение не предусмотрено применение административного взыскания.

Обязательным признаком административного правонарушения является виновность совершенного деяния. Вина выражает психическое отношение лица к содеянному и его последствиям. Для признания деяния (действия или бездействия) правонарушением надо установить, что оно явилось проявлением воли и разума, продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оцениваться как административное правонарушение общественно опасное противоправное и административно наказуемое деяние, совершенное помимо воли человека, то есть лицом, не способным руководить своими действиями, отдавать в них отчет. Так, не может рассматриваться как административное правонарушение дорожно-транспортное правонарушение, случившееся в результате того, что водитель автомобиля внезапно потерял сознание и не мог управлять им.

Любое административное правонарушение характеризуется наличием совокупности названных признаков. Отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным проступком. Оно в таком случае может быть признано либо правомерным поведением, либо иным правонарушением.

Разграничение административных проступков от иных правонарушений является одной из первоочередных и весьма важных задач органа (должностного лица), применяющего нормы законодательства. Сложность ее решения обусловлена наличием ряда общих признаков, присущих всем типам правонарушений. Все они являются опасными (вредными) для общества, государства, и граждан. Любое из них нарушает требования (предписания) тех или иных правовых норм. Однако они различаются по иным существующим признакам.

По основному, материальному, признаку – степени общественной опасности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые). Преступление в отличие от административного проступка обладает более высокой степенью общественной опасности, которая определяется объектом посягательства, характером деяния, способом его совершения, наступившими последствиями (размером ущерба), мотивом, целью, формой вины, юридическими признаками лица, совершившего правонарушение, и др.

Формальным признаком, положенным в основу разграничения преступления от административного проступка, является характер их противоправности и наказуемости. Преступление – деяние, запрещенное уголовным законом, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание. Административное правонарушение – деяние, предусмотренное нормами административного права, содержащимися как в законе, так и в подзаконных нормативных актах, за которые установлена административная ответственность.

Следует иметь в виду, что названные признаки разграничения преступления и административного проступка не являются неизменными. На разных этапах развития общества одни и те же деяния могут оцениваться законодательством как более или менее общественно опасные, а, следовательно, признаваться либо преступлениями, либо административными проступками.

Административные проступки следует отличать от иных непреступных правонарушений и, прежде всего, от дисциплинарных проступков. Административные и дисциплинарные проступки по степени общественной опасности существенно не различаются. Различия между ними обнаруживаются при анализе характера общественных отношений, которым причиняется вред в результате их совершения. Дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, установленный в конкретных организациях (учреждениях, предприятиях), на отношения трудовой (служебной, воинской) дисциплины. Указанные отношения объектами административных правонарушений, по общему правилу, не являются.

Административные проступки – деяния, предусмотренные административно-правовыми нормами, содержащими описание их важнейших юридических признаков. Дисциплинарные проступки лишь в самом общем виде определены нормами трудового, административного, аграрного права. Описания конкретных признаков таких деяний эти нормы не содержат.

Кроме того, если административное правонарушение заключается в нарушении общеобязательных правил, норм, регулирующих поведение всех граждан независимо от их принадлежности к той или иной организации, трудовому коллективу, то дисциплинарный проступок – это неисполнение лицом обязанностей, которые на него возложены, как на работника определенного предприятия (учреждения, организации).

И наконец, в отличие от административных правонарушений дисциплинарные проступки влекут применение к лицам, их совершившим, дисциплинарных взысканий. Последние отличаются от административных взысканий характером содержащихся в них лишений (правоограничений), правовыми последствиями применения, порядком их нормативного регулирования и кругом субъектов, имеющих право применять их. Дисциплинарные взыскания устанавливаются не только административно-правовыми нормами, но и нормами трудового, аграрного права. Они налагаются и действуют в пределах иных давностных сроков (по сравнению с административными взысканиями). Виды и размеры дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к нарушителям, нормативно не предопределены конкретными видами совершенных дисциплинарных проступков. Дисциплинарные взыскания, по общему правилу, налагаются руководителями организаций (предприятий, учреждений), в подчинении которых находится нарушитель. Административные взыскания налагают указанные в законе органы административной юрисдикции.

Следует заметить, что в некоторых случаях одно и то же деяние одновременно признается административным правонарушением и дисциплинарным проступком. При этом лицо, его совершившее, привлекается и к административной, и к дисциплинарной ответственности. Так, нарушение правил техники безопасности, предусмотренное ст. 9.17 КоАП, одновременно является нарушением трудовой дисциплины и влечет применение к работнику дисциплинарного взыскания.

Административные правонарушения по ряду признаков отличаются от гражданско-правовых деликтов. Круг общественных отношений, на которые посягают последние, значительно уже (это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения). Гражданско-правовой деликт – это нарушение субъективных прав лица (физического или юридического), а административный проступок, как правило, представляет собой нарушение объективного права.

Гражданско-правовой деликт – деяние, нарушающее предписания, содержащиеся в нормах гражданского права, в то время как административным проступком признается административно-противоправное деяние.

Гражданско-правовым нарушением в некоторых случаях признается невиновное деяние, в то время как вина является неотъемлемым свойством административного проступка.

Субъектами гражданско-правового деликта могут быть как физические, так и юридические лица. Административный проступок – деяние физического лица, хотя в некоторых случаях к ответственности может привлекаться и юридическое лицо.

Совершение гражданско-правового нарушения влечет ответственность, предусмотренную нормами гражданского права. Эта ответственность носит обычно имущественный характер. Административный проступок – деяние, за которое предусмотрена административная ответственность (административное взыскание), состоящая как в имущественных (штраф, конфискация), так и в неимущественных ограничениях правонарушителя (предупреждение, арест, лишение специального права). (Административный проступок, причинивший имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, одновременно является и гражданско-правовым деликтом. Наряду с привлечением к административной ответственности лицо, совершившее такой проступок, подлежит и гражданско-правовой ответственности).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти | Состав административного правонарушения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.