Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Участники административного процесса, защищающие свои или представляемые права и интересы. Иные участники административного процесса




Кроме суда или иного органа (должностного лица), рассматривающего дело, участниками административного процесса явля­ются:

1) Субъекты, имеющие личный интерес в деле (лицо, в отношении которого ведется административный процесс; потерпевший; законный представитель юридического лица; представитель юридического лица; защитник и представитель).

2) Лица и органы, содействующие осуществлению процесса (свидетель; эксперт; специалист; переводчик; понятой).

Несмотря на то, что процессуальное положение каждого из участников административного процесса специфично (в частности, объем их процессуальных прав и обязанностей далеко не одинаков), наличие ряда общих признаков, характеризующих их правовой статус, определило позицию законодателя, выделившего эту группу субъектов в самостоятельной главе ПИКоАП. Такими признаками выступают отсутствие у этих субъектов властных полномочий, та или иная степень их заинтересованности в деле, а также обязанность содействовать производству в силу своего служебного или общественного долга.

Основным участником административного процесса, безусловно, является лицо, в отношении которого ведется административный процесс. Поскольку административный процесс может вестись как в отношении физического, так и в отношении юридического лица, объем их прав и обязанностей несколько различается.

Наибольшим объемом прав и обязанностей обладает физическое лицо. Оно, в частности, имеет право:

1) знать, совершение какого административного правонарушения вменяется ему в вину;

2) давать объяснения или отказаться от дачи объяснений;

3) представлять доказательства;

4) заявлять отводы и ходатайства;

5) иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания - с момента объявления ему об административном задержании;

6) беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально, прекратить полномочия своего защитника, отказаться от защитника, защищать себя самостоятельно;

7) пользоваться родным языком или языком, которым оно владеет, либо услугами переводчика;

8) возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;

9) знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению;

10) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;

11) получать от суда, органа, ведущего административный процесс, копию постановления о наложении административного взыскания;

12) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;

13) получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс.

Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, обязано:

1) являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;

2) подчиняться законным требованиям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

3) участвовать в процессуальных действиях.

Некоторые изъятия из общего правового статуса имеют физические лица, привлекаемые к административной ответственности в качестве индивидуальных предпринимателей. В частности, они не могут иметь защитника или представителя.

Юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, обладает следующими правами:

1) знать, совершение какого административного правонарушения вменяется ему в вину;

2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;

3) получать от суда, органа, ведущего административный процесс, копию постановления о наложении административного взыскания;

4) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;

5) получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс.

В то же время оно обязано участвовать в процессуальных действиях.

Юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, реализует свои права и обязанности через своего представителя.

Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный (напр., гражданин, совершая мелкое хулиганство, обратился к другому гражданину с нецензурными словами), физический (напр., укус человека собакой, владелец которой вопреки установленным правилам выгуливал ее без намордника) или имущественный вред (напр., повреждение автомашины, принадлежащей другому лицу, в результате нарушения правил дорожного движения).

Юридическое лицо считается потерпевшим, если в результате правонарушения ему причинен имущественный вред или вред деловой репутации.

Права и обязанности потерпевшего закреплены в ст. 4.2. ПИКоАП.

Потерпевший, как правило, является, одновременно и свидетелем самого события административного правонарушения. Кроме того, установление с помощью показаний потерпевшего характера и размера ущерба, причиненного ему, может иметь большое значение для характеристики самого этого правонарушения, и даже квалификации его как преступления. С учетом всего этого допускается возможность допроса потерпевшего в качестве свидетеля.

За отказ либо уклонение от дачи объяснений или за дачу заведомо ложных объяснений потерпевший несет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права, вправе представлять их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители). Если у такого лица нет законных представителей – его интересы представляет орган опеки и попечительства.

Согласно ПИКоАП, законные представители могут выступать по делам об административных правонарушениях в интересах только двух участников процесса – привлекаемого к ответственности и потерпевшего (в уголовном процессе возможет и законный представитель свидетеля). По требованию органа, рассматривающего дело, они обязаны представить документы, подтверждающие их статус законных представителей.

Законные представители пользуются всеми теми же правами, что и лицо, интересы которого они представляют.

Не исключено, что законный представитель одновременно может выступать в роли свидетеля.

Представителями юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, или юридического лица, являющегося потерпевшим, могут быть лица, действующие в пределах прав, предоставленных им законодательством Республики Беларусь, учредительными документами либо доверенностью.

Полномочия представителя юридического лица подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, или документами, удостоверяющими его служебное положение и дающими право представлять интересы юридического лица без доверенности.

Для осуществления защиты и оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, в административном процессе может участвовать защитник. В качестве защитника могут участвовать адвокаты, являющиеся гражданами Республики Беларусь, а также гражданами других государств, в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Полномочия адвоката должны быть удостоверены ордером, выданным юридической консультацией. Другие лица, не являющиеся профессиональными адвокатами, допускаются к участию в деле в качестве защитника в исключительных случаях по решению органа, ведущего административный процесс.

Защитник может участвовать в административном процессе с момента составления протокола об административном правонарушении, а в случае задержания – с момента задержания.

Для оказания юридической помощи потерпевшему в административном процессе может участвовать представитель. В отличие от защитника, в качестве представителя потерпевшего в административном процессе могут участвовать не только адвокаты, но и иные лица, которым потерпевший доверил представлять свои интересы. Полномочия представителя должны быть удостоверены надлежащим образом оформленной доверенностью с указанием его полномочий.

Представитель потерпевшего имеет право участвовать в административном процессе с момента его начала.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. Свидетель обязан явиться по вызову в указанное время, сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы.

Свидетелем не может быть:

1) лицо, привлекаемое к административной ответственности;

2) лицо, которое в силу возраста, физических либо психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении, и давать о них объяснения;

3) защитник и представитель потерпевшего, лица, привлекаемого к административной ответственности, – относительно обстоятельств, которые им стали известны в связи с исполнением обязанностей защитника или представителя;

4) священнослужитель – об обстоятельствах, известных ему из исповеди.

Свидетель имеет право: не свидетельствовать против себя самого, членов своей семьи и близких родственников; пользоваться родным языком и услугами переводчика; заявлять отвод переводчику; собственноручно письменно давать свои объяснения для приобщения к делу об административном правонарушении; заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс; получать возмещение расходов, понесенных им в связи с участием в административном процессе.

За отказ, уклонение от дачи объяснений или за дачу заведомо ложных объяснений свидетель несет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Эксперт назначается органом (должностным лицом), ведущим административный процесс, в случае, когда возникает необходимость в производстве экспертизы. Им может быть как работник специального экспертного учреждения, так и иное сведущее лицо, привлекаемое к выполнению такой роли разовом порядке.

Главная обязанность эксперта – дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. Чтобы сделать это, причем своевременно, он обязан явиться по вызову органа (должностного лица), ведущего административный процесс. Возможно, такой вызов последует не только на стадии рассмотрения дела, но и на более ранних стадиях, например, еще при составлении протокола.

Эксперт имеет право:

1) знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы, и выписывать из них необходимые сведения;

2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, о привлечении к проведению экспертизы других экспертов;

3) с разрешения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, участвовать в производстве отдельных процессуальных действий, задавать участникам процессуальных действий вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;

4) давать заключения как по поставленным вопросам, так и по входящим в его компетенцию обстоятельствам, выявившимся при проведении экспертизы;

5) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, ограничивающие его права при проведении экспертизы;

6) получать возмещение расходов, понесенных им при проведении экспертизы, и вознаграждение за выполненную им работу, не входящую в круг его прямых служебных обязанностей.

За дачу заведомо ложного заключения, отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей эксперт несет ответственность, предусмотренную КоАП.

Специалист привлекается к участию в административном процессе для участия и оказания содействия в производстве процессуальных действий. Специалистами считаются также педагоги или психологи, участвующие при даче объяснений несовершеннолетних потерпевшего либо лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Главная обязанность специалиста – участвовать в производстве процессуальных действий, используя специальные знания, навыки и научно-технические средства в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств. Для выполнения своей миссии он имеет право: знать цель вызова; с разрешения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, задавать вопросы участникам процессуального действия; подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс; получать возмещение понесенных им расходов и вознаграждение за выполненную им работу, не входящую в круг его прямых служебных обязанностей.

В отношении специалиста, в отличие от эксперта, не предусмотрена административная ответственность за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей.

Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении совершеннолетнее лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода. Переводчиком считается также лицо, понимающее знаки глухого или немого и способное изъясняться с ними знаками.

К участию в административном процессе переводчик приглашается в случаях, когда лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший, их защитники, а также свидетели и иные участники административного процесса не владеют языком, на котором ведется административный процесс, а равно для перевода письменных документов.

Не владеющими языком, на котором ведется процесс, признаются лица, которые не понимают или плохо понимают разговорную речь, не могут свободно изъясняться или читать на данном языке, испытывают затруднения в понимании тех или иных терминов. Если возникает сомнение, знает ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, язык, на котором ведется производство по делу, необходимо выяснить, какими языками оно владеет и на каком желает давать показания, и в зависимости от его ответа решить вопрос о вызове переводчика.

Переводчик назначается органом (должностным лицом), ведущим административный процесс. Он обязан явиться по вызову и выполнить полно и точно порученный ему перевод. Переводчик другой функции по делу выполнять не должен. Недопустимо объединение в одном лице функции переводчика и лица, рассматривающего дело, адвоката, эксперта, свидетеля и т.п.

За заведомо неправильный перевод, отказ либо уклонение без уважительных причин от выполнения возложенных на него обязанностей переводчик несет ответственность, предусмотренную КоАП.

Понятым является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении совершеннолетнее лицо, участвующее в производстве процессуального действия для удостоверения его факта, хода и результатов.

Понятой имеет право:

1) знать, в проведении какого процессуального действия он участвует, кто руководит его проведением и кто в нем участвует;

2) делать по поводу процессуального действия, в котором он участвует, заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол процессуального действия;

3) знакомиться с протоколом процессуального действия, в котором он участвовал, и требовать внесения в него исправлений и дополнений;

4) подписывать протокол процессуального действия лишь в той части, которая отражает воспринятые им лично обстоятельства;

5) получать возмещение понесенных им расходов, связанных с участием в производстве процессуального действия.

Понятой обязан:

1) сообщить по требованию должностного лица органа, ведущего административный процесс, сведения об отношениях с лицами, участвующими в административном процессе;

2) удостоверить своей подписью в протоколе процессуального действия факт производства этого действия, его ход и результаты;

3) соблюдать порядок при производстве процессуального действия;

4) подчиняться законным распоряжениям должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Понятой может быть опрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, связанных с производством процессуального действия, в котором он участвовал.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.