Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материальная ответственность по административному праву

Административная и дисциплинарная ответственность состоит в применении взысканий, то есть карательных санкций с целью общей и частной превенции правонарушений. А материальная – это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Поэтому она наступает, если государству действительно причинен прямой, реальный ущерб при исполнении служебных обязанностей; в результате противоправных деяний; виновно. Между противоправным деянием и наступившим ущербом должна быть причинная связь.

Административным правом регламентируется только материальная ответственность военнослужащих и аттестованных работников МВД.

Материальная ответственность схожа с гражданско-правовой ответственностью за причинение вреда. Оба вида ответственности являются реализацией правовосстановительных санкций. Но, с другой стороны, материальная ответственность реализуется в рамках коллектива, соответствующие полномочия – часть дисциплинарной власти линейного руководителя, ущерб взыскивается с члена устойчивого коллектива. Поэтому в отличие от гражданской ответственности размеры взыскания связываются с размерами должностного оклада (заработной платы), дифференцируются в зависимости от степени вины, выполняемой работы. Очень важно также отметить, что материальная ответственность наступает, когда причиненный ущерб связан со служебной деятельностью. От дисциплинарной этот вид ответственности отличает то, что:

– размер применяемых санкций зависит нередко не от степени вины, а от размера наступившего в результате виновных противоправных действий вреда;

– виновный может добровольно возместить причиненный вред полностью или частично;

– санкция не может быть заменена мерами общественного воздействия.

Карательные и правовосстановительные санкции дополняют друг друга, могут применяться одновременно к одному лицу.

Административным правом регулируется не только основание, но и порядок привлечения указанных лиц к ответственности. Он существенно отличается от порядка взыскания ущерба с рабочих и служащих, закрепленного трудовым правом.

Меры материальной ответственности, установленные нормами административного права, применяются в административном процессе. На основании Положения о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству, имущественный ущерб может быть взыскан с военнослужащих (солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы, а также проходящих службу по контракту, курсантов военно-учебных заведений, прапорщиков, мичманов и офицеров), состоящих на службе в вооруженных силах, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, в органах государственной безопасности, иных воинских формированиях, созданных в соответствии с действующим законодательством, а также призванных на сборы военнообязанных, виновных в причинении ущерба государству при исполнении ими служебных обязанностей, предусмотренных воинскими уставами, приказами и другими актами.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные за ущерб, причиненный вследствие небрежного исполнения ими служебных обязанностей, предусмотренных воинскими уставами, приказами и другими актами, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не свыше: прапорщики, мичманы, офицеры, солдаты, матросы, сержанты, старшины, проходящие службу по контракту, – месячного оклада денежного содержания; военнослужащие срочной службы и курсанты – базовой величины; призванные на сборы военнообязанные – трех базовых величин.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине государству, в случаях:

умышленного уничтожения, повреждения, порчи, хищения, незаконного расходования военного имущества или причинения ущерба другими умышленными действиями, независимо от того, содержат ли они признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке;

приписок фактически невыполненных работ, умышленного искажения отчетных данных, применения неправильных расценок, повышающих коэффициентов и других случаях завышения объемов и стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ;

недостачи, а также уничтожения или порчи военного имущества, переданного им под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования или других целей;

причинения ущерба лицом, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

причинения ущерба действием (бездействием), содержащим признаки деяния, преследуемого в уголовном порядке.

Командиры (начальники) привлекаются к материальной ответственности в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше двух месячных окладов денежного содержания, если они своими неправильными распоряжениями нарушили установленный порядок учета, хранения, списания, использования, расходования военного имущества, а также не приняли необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения и порчи, возмещению виновными лицами причиненного государству ущерба.

Командиры (начальники) воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций, виновные в незаконном увольнении, переводе, перемещении, изменении существующих условий труда, отстранении от работы рабочего или служащего, полностью возмещают ущерб, причиненный в связи с оплатой времени вынужденного прогула или времени выполнения нижеоплачиваемой работы. Такую ответственность указанные лица несут, если увольнение, перевод, перемещение, изменение существующих условий труда, отстранение от работы произведены с явным нарушением закона, а также при задержке ими исполнения решения суда или вышестоящего в порядке подчиненности командира (начальника) о восстановлении рабочего или служащего на работе.

Офицеры, прапорщики, мичманы и проходящие службу по контракту солдаты, матросы сержанты и старшины за ущерб, причиненный государству по их вине простоями вагонов, судов, автомобилей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не свыше двух месячных окладов денежного содержания.

 

23. Административно-правовые и организационные основы управления экономикой

 

Экономика всегда выступает материальной основой существования общества. Она занимает ведущее место в системе общественных отношений и определяет содержание политической, правовой, духовной и других сфер общественной жизни.

Под национальной экономикой понимают исторически сложившееся хозяйство всей страны или совокупность отраслей и видов материального производства и непроизводственной сферы, или совокупность экономических отношений, складывающихся в системе производства, обмена, распределения и потребления благ.

Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер: материальное производство, нематериальное производство, непроизводственная сфера. Важнейшей составной частью национальной экономики является материальное производство, в котором создаются необходимые для жизни и развития общества средства и предметы потребления. В материальное производство входят промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля, связь, сфера услуг. Крупнейшей среди них является промышленность, которая состоит из двух групп отраслей – добывающей и обрабатывающей.

В национальной экономике выделяются отрасли (качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции): промышленности; строительного комплекса; сельского хозяйства (агропромышленного комплекса); транспорта и коммуникации; жилищно-коммунального хозяйства; обеспечивающие оказание различных социальных услуг. Оптимальное соотношение всех отраслей очень важно для общего «здоровья» экономики.

Нынешнее состояние экономики Беларуси характеризуется коренными преобразованиями, переходом от прежней, административно-командной (социалистической) системы экономических отношений к принципиально новой, современной рыночной экономической системе. До завершения этого довольно продолжительного процесса, т.е. до становления современной рыночной экономики в Республике Беларусь будет существовать так называемая переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной экономических систем. Конечным результатом такого трансформационного процесса станет создание современной смешанной экономики.

Отличительной особенностью переходной экономики является системный кризис, противоречивый процесс, когда новые зарождающиеся экономические отношения вступают в противоречие с прежними, административно-командными, что предопределяет неустойчивость, изменчивость и нестабильность экономики переходного периода, а соответственно и системы органов государственного управления ею.

Основой экономики, экономической системы Республики Беларусь является собственность. Исходя из Конституции Беларуси, законодательства можно выделить две формы собственности: государственную и частную. Размеры государственной собственности Республики Беларусь, ее доля в национальной экономике и структура постоянно изменяются. Исходя из анализа Закона Республики Беларусь об объектах, находящихся только в собственности государства, в структуре государственной собственности можно выделить: природные ресурсы, производственный сектор, транспорт, финансовые и кредитные ресурсы, запасы и резервы, общественный непроизводственный сектор и т.п.

В последние годы в Беларуси наблюдается развитие государственных промышленных концернов: «Белместпром», «Беллесбумпром», «Белбиофарм», Беллегпром», Белнефтехим», Белорусский государственный научно-производственный концерн порошковой металлургии, «Белвтормет», «Белресурсы» и др. В концерны объединяются наиболее крупные и значимые предприятия сходных отраслей, осуществляющие отдельные производственные и другие хозяйственные функции, а также отдельные функции управления.

Государство как хозяйствующий субъект и крупный собственник осуществляет управление государственной собственностью как непосредственно (разгосударствление или приватизация, санация и банкротство, сдача в аренду с правом выкупа, выставление на аукционные торги, разграничение собственности между уполномоченными госорганами и (или) административно-территориальными единицами пр.), так и путем: определения государственной политики в отношении собственности, образования органов государственного управления и наделения их соответствующими полномочиями по вопросам управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями, создания субъектов, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществления контроля за состоянием государственного имущества и деятельностью руководителей государственных унитарных предприятий и учреждений по его эффективному использованию и проведения других властных действий.

Государственное управление экономикой в республике построено по отраслевому, межотраслевому и территориальному принципам. Объектом государственного управления являются отрасли экономики (промышленности (добывающей, перерабатывающей и др.); строительного комплекса; сельского хозяйства (агропромышленного комплекса); транспорта и коммуникаций (железнодорожного, автомобильного, воздушного и др.); жилищно-коммунальное хозяйство.

Ныне в условиях движения к рынку отрасли экономики как системы (совокупности) однородных или родственных по своему производственному, хозяйственному или функциональному назначению предприятий и учреждений все более «размываются», что свидетельствует о необходимости перехода к управлению экономическими процессами, видами экономической деятельности. Постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28 декабря 2001 г. № 52 введен в действие Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД), разработанный на основе классификатора видов экономической деятельности Европейского Союза. Объектами классификации в ОКЭД являются виды деятельности юридических лиц.

Вместе с тем, отрасль по-прежнему является объектом государственного управления, что позволяет нам выделять отрасли экономики исходя из названия республиканских органов государственного управления.

Ведущая роль в регулировании и управлении экономикой принадлежит таким республиканским органам государственного управления, как министерства (Министерство экономики, Министерство промышленности; Министерство энергетики, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Министерство архитектуры и строительства; Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство сельского хозяйства и продовольствия; Министерство жилищно-коммунального хозяйства; Министерство иностранных дел) и комитеты при Совете Министров Республики Беларусь (Комитет по энергоэффективности, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, Комитет по науке и технологиям, Комитет по ценным бумагам).

Ключевым звеном в системе республиканских органов государственного управления экономикой является Министерство экономики, которое действует на основании Положения о нем, утвержденного постановлением Совета Министров, и осуществляет регулирование и управление в сфере разработки и реализации государственной экономической политики, общую координацию проведения государственной инвестиционной политики, обеспечения противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, выполняет другие весьма важные задачи.

Министерство иностранных дел Республики Беларусь как республиканский орган государственного управления осуществляет общую координацию внешнеэкономической деятельности, содействует привлечению иностранных инвестиций в экономику, разрабатывает мероприятия по созданию условий развития экспорта, а также предложения по определению приоритетов внешнеэкономической деятельности, по совершенствованию мер ее регулирования, в том числе по тарифному и нетарифному регулированию, выполняет согласно Положению о нем другие важные задачи.

В последние годы в Беларуси была проведена реорганизация отдельных министерств в государственные концерны, подчиненные непосредственно Совету Министров. В настоящее время уже создан и действует в экономике ряд государственных концернов: «Белместпром», «Беллегпром», «Беллесбумпром», «Белбиофарм», «Белнефтехим», Белорусский государственный научно-производственный концерн порошковой металлургии, «Белвтормет», «Белресурсы», «Белкоопсоюз», «Белгоспищепром». Входящие в состав хозрасчетного концерна предприятия и организации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, деятельность их осуществляется в соответствии с Законом о предприятиях и иным законодательством Республики Беларусь. Руководство деятельностью концерна осуществляет его президент (реже – генеральный директор).

В соответствии с Примерной структурой областного, Минского городского, городского (городов областного подчинения), районного исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2001 г. № 723 вопросы управления экономикой находятся в ведении:

– комитетов экономики; управлений энергетики, топлива и коммуникаций областных исполкомов;

– комитета экономики; управления энергетики и городского хозяйства Минского горисполкома;

– управлений экономики горисполкомов;

– отделов экономики райисполкомов;

– управлений экономики местных администраций районов в г. Минске;

– отделов экономики местных администраций районов в городах.

Указанные местные органы государственного управления действуют на основании соответствующих положений, утверждаемых областными исполнительными комитетами. Например, Положение о комитете экономики Гродненского облисполкома и Примерное положение об управлении (отделе) экономики городского (районного) исполнительного комитета Гродненской области утверждено решением Гродненского областного исполнительного комитета от 6 февраля 2002 г. № 49/1.

На практике в структуре областных исполнительных комитетов имеются и другие органы государственного управления экономикой. К примеру, в структуре Минского областного исполкома функционирует управление антимонопольной и ценовой политики, которое согласно Положению о нем осуществляет регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги), деятельности субъектов естественных монополий, реализацию мер по предупреждению, ограничению и пресечению недобросовестной конкуренции, выполняет другие важные задачи.

 

 

24. Административно-правовые и организационные основы управления социально-культурным строительством

 

Социально-культурная сфера – это духовная (нематериальная) по характеру и идеологической направленности деятельность многообразных по своему профилю учреждений, выражающаяся в создании, использовании (распространении) и охране духовных ценностей, на воспитание человека, на наиболее полное удовлетворение социально-культурных потребностей населения.

К социально-культурной сфере относится:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дисциплинарное принуждение и дисциплинарная ответственность | Культура. Управление образованием в Республике Беларусь осуществляется системой государственных органов и органов местного самоуправления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.