Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Россия в начале ХХ в

План.

1. Основные тенденции развития мировой истории в 19 в.

2. Реформы и реформаторы в России в 1-й пол. 19 в.

3. Либеральные реформы в России 2-й пол 19 в.

 

1. Основные тенденции развития мировой истории в 19 в.

19 век вошел в историю под знаком двух революций - французской буржуазной и английской промышленной. В Европе в начале века прошли наполеоновские войны и была создана империя Наполеона Первого. На ее территории были проведены буржуазные реформы, абсолютизм с неограниченной властью правителя-монарха в завоеванных европейских странах сменило конституционно-монархическое правление. Конституция – высший закон государства. Конституционной монархией является монархическое государство, где власть монарха ограничена конституцией. Реформа – это изменение какой-либо стороны жизни общества в рамках существующего строя, проведенное государством. Освобожденные от сдерживающих факторов феодализма страны стали развиваться по капиталистическому пути. Капитализм – это общественно-экономический строй, основанный на частной собственности на средства производства, на применении их собственниками наемного труда. В 1848-1849 гг. имела место новая волна буржуазных революций, охватившая Францию, Германские земли, Италию, Австрийскую империю. Во 2-й пол. 19 в. произошло объединение северных германских земель в единое государство и объединение Италии. Германия, Австро-Венгрия, Россия, Япония, Италия становятся «вторым эшелоном» («догоняюшей моделью») капитализма, характеризующимся быстрыми темпами развития буржуазных отношений. В передовых странах Европы и Америки появляются политические партии, в ряде стран формируются политические идеологии – системы идей, взглядов, выражающие интересы больших социальных групп, социальных движений. В последней трети 19 в. ведущие капиталистические страны вступают в империализм – стадию развития капитализма, для которой характерно: образование монополий, играющий решающую роль в экономике, финансового капитала на базе слияния банковского капитала с промышленным, вывоз капитала приобретает особо важное значение, раздел мина на сферы влияния монополий различных стран, территориальный раздел мира. В середине-2-й половине века на арену борьбы за экономические и политические права выходит рабочий класс. В капиталистических странах начинает оформляться рабочее законодательство и система социального обеспечения, более активно развивается система образования. Было сделано множество научных и технических достижений (широкое применение паровых двигателей, изобретение двигателя внутреннего сгорания, радио, телефона, и др.). В связи с этим появилось новое направление общественной мысли – сциентизм, сторонники которого считают, что с помощью науки можно решить все или большинство проблем человечества. Этот век стал и временем расцвета художественной культуры, в нашей стране он получил название «золотого века» русской культуры.

 

2. Реформы и реформаторы в России в 1-й половине 19 в.

 

В начале 19 в. Россия являлась империей с самодержавной властью императора. Территория простиралась от Балтийского моря и Карпатских гор - на западе до Тихого океана на востоке, от Северного Причерноморья и владений в Средней Азии – на юге до морей Северного Ледовитого океана – на севере. Численность населения – ок. 44 млн. человек. Плотность населения в большей части губерний - 7- 8 человек на 1 кв. версту (в Англии – 40-50 человек), Север, Сибирь и Дальний восток были малонаселенными. Жители городов составляли ок. 7%. Многонациональное население имело разные вероисповедания. Государственную религию – православие исповедовало 87 % населения; татары, башкиры, большинство горцев Кавказ - ислам, калмыки и буряты – буддизм, многие поволжские, северные и сибирские народы сохранили язычество. Существовала четкая сословная система. Сословия – это большие, относительно замкнутые социальные группы с определенными законом правами и обязанностями, Передающимися по наследству. Основные сословные группы в России того нач. 19 в.: дворянство, духовенство, купечество, казачество, мещанство, крестьянство. Высшим сословием традиционно для россиян оставалось дворянство, обладавшее наибольшими привилегиями, включая право владения землей и крепостными. Духовенство, являясь привилегированным сословием, потеряло право на владение землей. Купцы, причисленные к гильдиям, имели привилегии в торговле. Остальные сословия были тяглыми (податными), поставляли рекрутов, не были освобождены от телесных наказаний. Самым многочисленным было крестьянство, разделявшееся на несколько категорий: государственные (черносошенные), к которым были отнесены и многие народы Поволжья и Сибири; частновладельческие (крепостные), проживавшие в основном в европейской части; удельные (принадлежавшие императорской фамилии) и др.

Основой экономики являлось сельское хозяйство. Собственниками земли являлись: государство, царская семья, дворянство; владельцы предприятий имели в собственности только земли, на которых эти предприятия располагались. В сельском хозяйстве и промыслах было занято ок. 90% населения. Развитие сельского хозяйства шло главным образом экстенсивными методами. В южных и северо-западных районах – частично за счет улучшения технического оснащения и совершенствования методов ведения хозяйства, расширения ассортимента культур. Промышленное производство было представлено главным образом быстро растущими мануфактурами и мелким ремесленным производством. Особенностями России являлось одновременное развитие в 19-нач. 20 вв. 3-х типов производства: мануфактурного, фабрично-заводского и ремесленного, тогда как западные страны ориентировались на передовое фабрично-заводское. Финансовая система России в 19 в. дважды была реформирована, имела место инфляция и рост внешнего долга в начале и в середине века. В сфере торговли существовали многие сдерживающие факторы, главными из которых являлись крепостное право и натуральный характер хозяйства большей части населения. Был узкий внутренний рынок (основными покупателями являлись дворяне, купцы и часть горожан), низкая покупательная способность основной части населения и др. Внутренний рынок и специализация районов продолжали формироваться. Расширились торговые операции и ассортимент товаров, в городах весьма быстрыми темпами росла розничная торговля. Внешнеторговый баланс почти неизменно оставался активным. Изменилась структура экспорта: преобладающей стала сельскохозяйственная продукция (пшеница, лес, пенька, кожа и др.), в азиатские страны начался вывоз текстильной промышленности, металлических изделий. Импорт был ориентирован главным образом на удовлетворение потребностей дворянства: предметы роскоши, колониальные товары (чай, кофе), др.

В начале 19 в. в России правил Павел Первый (1754-1801, император с 1796). Он проводил линию на укрепление абсолютизма. Ввел строгую цензуру, закрыл частные типографии, запретил ввоз иностранных книг, пытался «дисциплинировать дворянство», полицейскими мерами преследовал оппозицию, реорганизовал армию по прусскому образцу. Позитивными его реформами стал закон о престолонаследии, основанный на принципах майората, и манифест о «трехдневной барщине». Ненавидевший свою мать, он подверг опале преданных ей людей, но и никто из людей, приближенных им самим, не чувствовал уверенности в завтрашнем дне. Вспыльчивый, легко впадающий в ярость император вызывал ропот, ответом на это были новые аресты и ссылки. В ближайшем окружении Павла Первого созрел заговор, во главе его стол военный губернатор Санкт-Петербурга граф П.А. Пален, сумевший убедить цесаревича встать на сторону заговорщиков. Условием своего участия в заговоре будущий император Александр Первый поставил сохранение жизни отцу. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России произошел последний дворцовый переворот. Павел Первый был убит.

На престол встал Александр Первый (1777-1825, император с 1801 г). Он получил прекрасное образование, был знаком с передовыми идеями своего времени; много путешествовал по России и странам Европы. Именно его, а не своего сына прочила на царствование Екатерина Вторая. Называя себя «республиканцем по духу», он отнюдь не стремился поколебать самодержавие. Его реформы носили умеренно-либеральный характер. Владел интригой, обладал прекрасными манерами, разбирался в людях. Нельзя сказать, что какой-либо человек был душой его царствования. В начале его правления сложился круг приближенных к нему людей, называемый Негласным комитетом (1801-1803), куда вошли П.А.Строганов, А.Чарторыйский, Н.Н.Новосильцев, В.П.Кочубей. Они разрабатывали проекты реформ и обсуждали др. важнейшие вопросы государственной жизни. В 1808-1811 гг. видную роль играл М.М.Сперанский, даровитый от природы сын сельского священника, прошедший путь от преподавателя семинарии до статс-секретаря императора. По поручению царя он готовил реформы государственного управления и кодификацию законов. Он был инициатором создания ряда министерств, Госсовета. Большинство проектов так и не было претворено в жизнь. В результате интриг придворных он был отправлен в ссылку, вернулся к государственным делам уже в царствование Николая Первого. Руководил в нач. 1830-х гг. кодификацией законов. Длительное время пользовался доверием Александра первого граф А.А.Аракчеев, назначенный военным министром, затем председателем Департамента военных, в 1815-1825 гг. он осуществлял внутреннюю политику. Царь ценил его добросовестность и исполнительность. Больше всего он запомнился как организатор военных поселений, вызывавших критику современников. Его не любили в придворных кругах, считали консерватором, душителем свободы.

Вступление Александра Первого на престол с радостью было встречено современниками. Заговорщики, рассчитывавшие на признательность царя, были временно или навсегда удалены от трона. Царь отменяет указы своего предшественника, ограничивающие права дворянства, подтверждает «Жалованную грамоту дворянству», разрешает выезд за границу и др. Манифестом извещает, что будет править по законам и сердцу своей бабки. Реформы проводились по нескольким направлениям. Важными стали реформы государственного управления. В 1802 г. вместо коллегий были учреждены министерства, организованные по образцу европейских стран и имевшие подчиненные им структуры на местах. Вначале было создано 8 министерств: военных сухопутных сил, военных морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. В 1811 г. учреждается министерство полиции, путей сообщения и государственный контроль. Во главе их стояли министры, назначаемые императором и составляющие Кабинет министров. В 1810 г. был образован Государственный совет – высший административный и законно-совещательный орган, который разрабатывал проекты законов, вступавшие в силу после подписания их царем. Святейший Синод сохранился как высший орган управления церковью. Сенату была отведена роль высшего судебного органа и органа надзора. Эти реформы способствовали дальнейшей централизации государственного аппарата и упорядочению системы управления. Александр Первый внес дополнение в закон о престолонаследии, по которому престол не имел право занимать престолонаследник, заключивший морганатический брак. Польше и Финляндии (1815 г., 1818 г.) были предоставлены конституции. Александр Первый поручал разработку общероссийской конституции, но ни один проект не был утвержден. Намеревался он пересмотреть и кодифицировать законы, но и это не было осуществлено. Не осуществилось и намерение отменить крепостное право в общероссийском масштабе. В социально-экономической сфере были сделаны шаги к расширению прав низших сословий и ослаблению системы крепостного права, не подрывавшему его основ. В 1801 г. был издан указ о разрешении покупки ненаселенных земель купцами, мещанами и казенными крестьянами. В 1803 г. издается указ «О вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам по их желанию освобождать крепостных с землей за выкуп. За период действия указа было освобождено менее 0,5% крепостных. В 1804-1808 гг. следуют указы, запрещающие работорговлю на Кавказе. В 1808-1822 гг. действовал запрет помещикам ссылать крепостных в Сибирь. В 1816-1819 гг. была отменена крепостная зависимость в Прибалтийских губерниях, но прав на землю освобожденные крестьяне не получили. В 1810 г. по проекту Аракчеева в северо-западных, центральных и некоторых южных губерниях были созданы военные поселения, существовавшие до 1857 г. Они были организованы по образцу поселений казачества: занимались хозяйственной деятельностью и несли военную службу, жизнь этих военнослужащих была строго регламентирована, что вызывало недовольство. Поселенцами стали государственные крестьяне и часть казачества. Государство почти не имело затрат на этот вид войск. Ряд важных мер был принят в области науки и образования. Положением «Об устройстве учебных заведений» вводилась новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты – с установлением преемственности этих ступеней. Открывались новые гимназии и училища, лицеи, университеты (в Дерпте, Казани, Харькове, Санкт-Петербурге), в Санкт-Петербурге открылся высший педагогический институт, были созданы лицеи. Университеты должны были стать центрами просветительской деятельности, они ведали училищами своего округа, цензурой и печатью. В управлении их лежало выборное начало: ректор и его помощник избирались советом профессоров. Издавались новые учебники, справочники, научная литература. В ряде крупных городов образовались научные общества. Время правления Александра Первого стало началом «золотого века» русской культуры. Александр первый стал инициатором создания Священного союза (1815), представлявшего собой союз европейских государств, созданный для оказания взаимной помощи в случае дестабилизации внутренней и международной обстановки. Существенно расширилась империя. В результате мирных присоединений и войн в нее вошли территории на Кавказе, Северный Азербайджан, Дагестан, Финляндия, Бессарабия, началась Кавказская война (1817-1864) за присоединение Северного Кавказа. Александр Первый знал о готовящемся выступлении декабристов, но ничего не предпринял для его предотвращения.

После смерти Александра Первого на престол вступил его брат Николай Первый (1796-1855 гг., император с 1825 г.). Это событие было омрачено для нового царя восстанием декабристов. В результате, как он считал, предательства офицеров, которые должны были быть оплотом самодержца, у Николая Первого навсегда осталось недоверие элите российского общества. Изначально Николай Павлович не рассчитывал занять трон, но у Александра первого не было сына, а следующий по старшинству брат Константин заключил неравный брак и утерял право на престол, свой отказ от трона он подтвердил. Эпоха правления Николая Первого характеризуется как период реакции и «контрреформ», сдерживающих прогрессивные начинания предшественника. Ужесточение цензуры, политический сыск, ограничение прав университетов, преследование оппозиции, жесткая дисциплина и система наказаний в армии снискали ему недобрую славу и прозвище Николай Палкин. Одновременно это была эпоха исключительно высокого международного влияния России, оказания ею помощи контрреволюции в Австрийской империи, за что Россию именовали «жандармом Европы». Переоценив возможности Российской империи Николай Первый начал неудачную для России Крымскую войну инее дожил до заключения унизительного мира. Главную опору своей власти новый император видел в армии и чиновничестве. В системе управления государством в его царствование появились новые министерства и ведомства, которые создавали свои местные органы, имел место небывалый рост бюрократического аппарата (в нач. 19 в. – ок. 15 тыс. чиновников, в 1857 – 86 тыс.). Это имело двоякий результат: обеспечивался больший порядок в стране, росли расходы на ее содержание, волокита, взяточничество, казнокрадство. Роль Госсовета уменьшилась, для разработки законов часто создавались секретные комитеты, непосредственно подчинявшиеся царю. Система министерств была частично подменена Собственной Его императорского Величества канцелярией, имевшей несколько отделений, ответственных за различные группы дел. В 1826 г. было создано Третье отделение, ведавшее политическим сыском и имевшее свои отделения и на местах и агентов внутри и за пределами страны. В 1827 г. ему давался корпус жандармов для повышения эффективности работы. К административно-территориальному делению добавилось деление на жандармские округа. Важным делом стала кодификация законов. Под руководством возвращенного из ссылки М.М.Сперанского были обобщены законы, изданные после Соборного уложения 1649 г. Их опубликовали в 1830 г. в «Полном собрании законов Российской империи». В 1832-1833 гг. в «Своде законов Российской империи» были собраны действующие законы. В целом государственное управление перестраивалось по линии укрепления личной власти царя и усиления централизации. В армии поддерживалась строгая дисциплина, срок службы рекрутов был сокращен до 25 лет.

Для сферы художественной культуры, науки и образования николаевский период был тяжелым. Уже в 1826 г. был принят новый Устав о цензуре, названный современниками «чугунным». Учреждался главный цензурный комитет, следивший за политической и нравственной благонадежностью издаваемых произведений, искоренялась любая критика самодержавия и чиновников, ортодоксальных идей православия. В 1826 г. Комитет по устройству учебных заведений, пересмотревший программы и уставы учебных заведений, выработавший принципы политики в сфере образования. В 1828 г. был принят Устав низших и средних учебных заведений, закреплявший сословность, замкнутость, оторванность каждой ступени образования, ограничение доступа к обучению представителей низших сословий. Устав 1835 гг. фактически ликвидировал автономию университетов, поставил их под контроль попечителей учебных округов, полиции и административной власти; повышалась плата за обучение, сокращался набор студентов. Из программ были исключены философия и др. науки, по мнению составителей, «не имевшие» прикладного характера. Предусматривалась система наказаний обучающихся вплоть до передачи в солдаты. Сеть вузов была расширена в связи с потребностью в кадрах квалифицированных чиновников, инженеров, агрономов, юристов и др.

Позитивные реформы были проведены в экономике и ряд мер в крестьянском вопросе. Николай Первый, как и его предшественники, задумывался о крепостном праве, считал его «злом», но что прикасаться к вопросу о его отмене ныне «было бы делом еще более гибельным». Было запрещено отдавать крепостных на заводы, ограничено право ссылать их в Сибирь, запрещалось разбивать семьи при продаже, продавать крестьян без земли. С 1843 г. безземельные дворяне лишились права покупать крепостных. В 1842 г. был издан указ «Об обязанных крестьянах», носивший рекомендательный характер. Помещикам разрешалось освобождать крестьян с предоставлением им земельного надела не в собственность, а в пользование, за это крестьяне должны бы были выполнять прежние повинности в обговоренном размере. В 1837-1841 гг. была проведена реформа управления государственными крестьянами. Проект ее разработал министр финансов П.Д.Киселев. Цель – повышение их платежеспособности и демонстрация помещикам гуманного отношения к крестьянам. Управление государственными крестьянами передавалось специально созданному министерству государственных имуществ, его возглавил автор реформы. Оно увеличивало крестьянские наделы, проводило размежевание земель, малоземельные переселялись на свободные государственные территории, не слишком удаленные от прежнего места жительства. В деревнях открывались начальные школы, больницы, распространялся агрономический опыт, создавались склады продукции на случай неурожая, туда сами же крестьяне должны были сдавать часть продуктов. В селах и волостях вводилось местное крестьянское самоуправление, для разбора мелких тяжб избирались сельские и волостные суды. Для упорядочения финансовой системы в 1839-1843 гг. была проведена денежная реформа. Причины: инфляция и значительный внешний долг – 102 млн. руб. серебром. Реформу разработал и провел министр финансов, ученый экономист Е.Ф.Канкрин. Был введен серебряный рубль, затем выпущены кредитные билеты в соотношении 1:6; они свободно обменивались в банках на сереброКурс рубля был стабилизирован, оживилась внутренняя и внешняя торговля. Денежная реформа, реформа управления государственными крестьянами и кодификация законов стали наиболее значимыми в период царствования Николая Второго.

 

3. Либеральные реформы второй половины 19 в.

 

Рубежом первой и второй половины 19 в. стала Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг. Николай Первый умер в 1855 г. Его преемником стал Александр Второй, царь-Освободитель (1855-1881). Александр Второй был старшим сыном царя, его готовили к занятию престола. Под руководством В.А.Жуковского он воспитывался в духе возвышенных духовных и нравственных интересов, получил прекрасное образование, знал пять языков, военное дело, в 26 лет стал «полным генералом». По окончании обучения путешествовал по России и многим европейским странам. Он имел широкий кругозор, острый ум, изысканные манеры, был обаятельным и добрым человеком. Его отличали либеральные взгляды. Николай Первый ввел его в Госсовет и комитет министров, поручил руководство Секретных комитетов по крестьянскому делу. Ко времени вступления на престол он был хорошо подготовлен к государственной деятельности. Александр Второй стал инициатором реформ, поставивших Россию на путь капитализма. Главной причиной реформ стало поражение в Крымской войне. Война показала степень отсталости русской рекрутской армии и парусного флота, вооружения от массовых армий европейских стран, нового типа судов и оружия. Для преодоления нового, унизительного положения России на мировой арене необходимо было преодоление отсталости в военной сфере и сфере экономической, что невозможно было без реформ. Другими причинами стали растущие выступления крестьян, сочувствие царя к крестьянам под впечатлением тургеневских «Записок охотника», воспитание его Жуковским.

Первой и наиболее значимой стала аграрная реформа 1861 г. Ее подготовка заняла ок. 6 лет. В 1856 г., выступая перед московским дворянством, царь сказал: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Разработку плана освобождения крепостных с 1857 г. осуществлял секретный комитет, работу возглавил сам царь. В ответ на обращение литовских дворян Александр Второй объявил рескрипт на имя виленского генерал-губернатора В.И.Назимова, разрешавший в 3-х губерниях создать комитеты для разработки проектов освобождения крестьян. В 1858 г. создается Главный комитет по крестьянскому вопросу под руководством министра внутренних дел С.С.Ланского и губернские комитеты. В 1859 г. создаются Редакционные комиссии для рассмотрения проектов, представленных губернскими комитетами. Разрешена была публикация и обсуждение любых предлагаемых проектов освобождения крестьян. В основу реформы был положен план историка государственной школы К.Д.Кавелина. В январе 1861 г. проект реформы был передан Главным комитетом в Госсовет и утвержден царем. 19 февраля 1861 г. Александр Второй подписал Манифест об освобождении крестьян «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», куда вошли документы о порядке осуществления реформы на местах. Бывшие частновладельческие крестьяне поступали в сословие свободных сельских обывателей и получали гражданские, экономические права. Основные направления реформы: освобождение крепостных от личной зависимости; наделение их землей за выкуп; сохранение у помещиков не менее 1/3 земли, которой они владели до реформы; надельная земля передавалась в собственность крестьянской общины; предоставление государством кредитов крестьянам для совершения выкупной операции. Землей наделялись только крестьяне, другие категории крепостных освобождались без наделов. Размер наделов определялся в губерниях разных районов от 3-х до 12 десятин; если крестьянин соглашался на надел, равный ¼ положенной нормы, он ему давался бесплатно. Помещик имел право урезать размер ниже минимальной нормы, если у него при соблюдении норм осталось бы меньше 1/3 земли, которой он владел до реформы. Выкупной акт фиксировался в уставной грамоте, заключаемой между помещиком и крестьянином, в ней фиксировалось расположение участков, входивших в надел, их размеры, цена, виды выплат и др. До составления уставной грамоты между крестьянином и помещиком устанавливались временнообязанные отношения. Помещик обязан был предоставлять крестьянину землю в пользование, а крестьяне – выполнять какие-либо работы, платить оброк, т. е. связь между ними не прекращались. Для помощи сторонам в составлении уставных грамот и решения каких-либо спорных вопросов был создан институт мировых посредников. Крестьянин сразу должен был уплатить помещику 20-25% стоимости надела, оставшиеся 75-80% государство предоставляло крестьянам в виде ссуды, которая давалась на 49 лет, погашалась ежегодными платежами крестьян с начислением 6 % годовых. Крестьяне должны были объединяться в сельские общества. В них вводилось самоуправление: дела решались на сельских сходах, исполняли решения сельские старосты, избираемые на три года. Сельские общества одной местности составляли сельскую волость, ее делами ведало собрание сельских старост и особые выборные от сельских общин. Выкупные платежи платило ежегодно совокупно сельское общество. Крестьянин, не желавший выкупать землю и оставаться на прежнем месте жительства, не мог бросить свой надел и уехать без согласия общества. Такое согласие давалось с трудом, т.к. общество было заинтересовано в выкупе как можно большей площади земли. Проведение реформы шло очень медленно. При заключении выкупных актов в черноземных и нечерноземных губерниях преобладали отрезы земли у крестьян, в степных – прирезы. После смерти Александра Второго его преемник в декабре 1881 г. издает Закон о прекращении временнообязанных отношений крестьян с помещиками и об обязательном выкупе земельных наделов. Он вступил в силу с 1 января 1884 г., к тому времени временнообязанные отношения сохранились у 11-15% крестьян. Закон немного снижал сумму выкупных платежей (в Великороссии – на 1 руб. с душевого надела, на Украине – на 16%). Закон вступал в силу с 1884 г. В 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк, предоставлявший крестьянам ссуды под залог имущества с 6,5% годовых. При просрочке платежей наделы продавались с торгов, это привело к разорению многих крестьян. В 1885 г. был образован Дворянский земельный банк для поддержки землевладельцев в условиях капиталистического развития, кредиты выдавались под 4,5% годовых. Действие аграрной реформы 1861 г. распространялось на помещичьих крестьян 47 губерний России. В отношении других категорий зависимого крестьянства, на удельных и государственных крестьян подобная реформа была проведена в 1863 и 1866 гг. Для окраинных областей – еще позже, на основе особых «Положений» и на более выгодных условиях. В наиболее благоприятных условиях по сравнению с центральными губерниями оказались Правобережная Украина, Литва, Белоруссия и особенно Польша. В Польше (1864 г.) крестьяне получили наделы без выкупа, им даже прирезали часть помещичьей земли, отобрав ее у шляхты, принимавшей в восстании 1863-1864 гг. В худшем положении оказались крестьяне Грузии, у которых было отрезано более 40% земли. На Северном Кавказе крестьяне лишились почти всей земли и заплатили значительную сумму за личное освобождение. В России аграрная реформа была проведена в основном по прусскому варианту, обеспечившему медленное развитие капитализма в сельском хозяйстве. Несмотря черты ограниченности, эта реформа имела исключительное значение. Исчезла личная зависимость, почти рабское положение миллионов населения страны. Появился рынок рабочей силы. Активно стал развиваться капитализм.

Земская реформа была проведена по «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. В ряде губерний России вводились уездные и губернские земства – общественные органы местного самоуправления. Главной причиной их создания была необходимость обустроить жизнь пореформенной деревни в условиях, когда немногочисленный административный штат на местах оказался не в состоянии справиться с проблемами своими силами. Правительство отдало дела «менее значительные» общественным органам местного самоуправления. Первоначально земства создавались в 7 губерниях, затем число их постоянно увеличивалось, вплоть до ликвидации этих органов советской властью. Компетенция земств: страхование хозяйств, создание запасов продовольствия и семян, обеспечение пожарной безопасности, создание системы здравоохранения и начального, оказание ветеринарной помощи, борьбы с эпидемиями, агрономической помощи, забота о состоянии путей сообщения, строительство дорог, мостов, забота о работе почты, телеграфа, о хозяйственном обеспечении тюрем и богоугодных заведений, помощь в развитии местной промышленности и торговли. Для своей деятельности земствам было разрешено облагать население уездов сборами и повинностями, создавать земские капиталы, приобретать имущества. Земства имели исполнительные и распорядительные органы. Распорядительные органы – уездные и губернские земские собрания, во главе их, как правило, стояли, как правило, губернские и уездные предводители дворянства. Исполнительные органы – уездные (председатель и 2 члена управы) и губернские (председатель и 6-12 членов управы) земские управы, председатели их избирались. Председатель губернской земской управы утверждался министром внутренних дел, уездной – губернатором. Буржуазное содержание земской реформы заключалось в том, что представители земств избирались населением на срок в 3 года. Избиратели разделялись на 3 курии (группы) по имущественному цензу. 1-ую курию составляли крупные землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин и собственники крупных торгово-промышленных предприятий и недвижимости стоимостью не менее 15 тыс. рублей. Среди городских избирателей была представлена крупная и отчасти средняя буржуазия. 3-ю курию представляли крестьянские общества, в их сходах для выборов в земства участвовали только землевладельцы, имевшие не менее 10 десятин земли или соответствующего дохода с др. имущества. Для 1-й и 2-й курии выборы были прямыми, для 3-й ступенчатыми: на сельских сходах избирались выборщики, которые на волостных собраниях избирали выборщиков, избиравших гласных. Выборы в губернское земское собрание происходили на уездном земском собрании. Число гласных, подлежащих избранию, распределялось так, что обеспечивалось преобладание представителей от землевладельцев. Слабость положения земств проявлялась в отсутствии общероссийского центрального органа, координирующего их деятельность, у них был ограниченный бюджет, не имели права опубликовывать отчеты о своих заседаниях без разрешения, им было запрещено заниматься политической деятельностью. Кроме того, после земской контрреформы 1890 г. они были поставлены под мелочный контроль местной администрации и вынуждены были ежегодно отчитываться перед губернскими властями о расходах, обосновывать испрашиваемый бюджет на следующий год. Несмотря на все запреты, земства стали устраивать съезды своих представителей, где обменивались, издавали ведомости, а постоянно общаясь с крестьянами, заботясь о нуждах малоимущих, представители земств проникались сочувствием к ним и в нач. 20 века появилось новое общественно-политическое течение - земский либерализм. Значение деятельности этих органов превзошло ожидаемые результаты. Они не только добросовестно исполняли возложенные на них функции, но и выходили за их рамки, например, устраивали училища для подготовки учителей для земских школ, направляли подающих надежды крестьянских детей для обучения в вузах, создали постоянно пополняющийся штат земских агрономов, опытные поля, выставки техники и др.

Городская реформа по «Городовому положению 16 июня 1870 г.» предусматривала создание в городах всесословных органов самоуправления, представители которых избирались от населения, платящего налоги и выполняющего повинности. Для участия в выборах городское население делилось на 3 курии по имущественному признаку: крупные, средние и мелкие собственники. Каждая курия избирала по 1/3 гласных в городскую думу - распорядительный орган. Срок их полномочий 4 года. Состав городской управы (постоянно действующего исполнительного органа) избирали гласные думы из своей среды. Они же избирали городского голову, руководившего управой, его кандидатура утверждалась губернатором или министром внутренних дел. Компетенция городских органов самоуправления, принципы деятельности, отчетность и др. были сходны с земскими. Их деятельность контролировало «губернское по городским делам присутствие» под председательством губернатора.

Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной из либерально-буржуазных реформ 19 в. Указ о ней и «Новые судебные уставы» были утверждены царем 20 ноября 1864 г. Необходимость перестроить судебную систему была вызвана, в первую очередь, отменой крепостного права и ликвидацией феодального суда. Принципы новой судебной системы: бессословность, гласность, состязательность судебного процесса, введение института присяжных заседателей, независимость и несменяемость судей. Вся страна была разделена на судебные округа и на мировые участки, границы их не совпадали с административными во избежание давления на судей со стороны администрации. Мелкие гражданские и уголовные дела рассматривал мировой суд, кассационные дела рассматривал съезд мировых судей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами по спискам, одобренным губернатором, и окончательно утверждались Сенатом. Судью нельзя было уволить, переизбрать за исключением случаев совершения им преступления; однако можно было перевести его в другой округ. Главной структурной единицей новой судебной системы стал окружной суд с уголовным и гражданским отделениями. Дела рассматривали судьи: председатель и члены суда, назначаемые правительством. По наиболее важным делам в состав суда входили председатель, члены суда и присяжные заседатели, привлекаемые по жребию из благонадежных граждан округа. Слушание дела проходило в присутствии обвиняемого (ответчика) и потерпевшего (истца), его защитника-адвоката обвинителя-прокурора. Прокурор и адвокат проводят судебное следствие, на основании которого присяжные выносят вердикт (после тайного совещания) о виновности или невиновности подсудимого, на основании этого суд выносит приговор, назначая меру наказания или освобождая подсудимого. Разбирательства по гражданским искам проходили без присяжных. Кассационные дела рассматривала судебная палата (9-12 окружных судей), высшей судебной инстанцией являлся Сенат и его департаменты на местах. Бессословность суда изначально была нарушена существованием особых систем судов для ряда категорий населения. Для крестьян существовал особый волостной суд; особый суд – консистория – для духовенства; дела высших чиновников рассматривал непосредственно Сенат; для военных было несколько судов (трибунал, военно-полевой суд, полковой суд); для политических процессов вводились военные суды, особые присутствия при Сенате и карательные меры в административном порядке (без суда).

До судебной реформы, в 1863 г., были отменены телесные наказания для непривилегированных сословий, за исключением крестьян (сохранялись розги по приговорам волостных судов), ссыльных, каторжан и штрафных солдат (розги).

Военные реформы активно проводились в 1862-1884 гг., их начал военный министр Д.А.Милютин. Упрощена была структура военного министерства, отделы укрупнялись. Страна была разделена на военные округа, во главе с командующими округами, отвечавшими за все дела (снабжение, комплектование, подготовка, др.), ему подчинялись воинские части округа. С 1863 г. часть солдат увольняют в бессрочный отпуск, не дожидаясь окончания 25-летнего срока службы, они составили запас. В 1874 г. был принят новый воинский устав, вводилась всеобщая воинская повинность, рекрутские наборы отменялись. Мужчины всех сословий, достигшие 20-21 года, обязаны были проходить действительную 6-летнюю службу в сухопутных войсках и 7-летнюю в военно-морском флоте, затем увольнялись в запас на 9 лет и на 3 г. соответственно. При большой численности населения России на службу призывались по жребию, остальные составляли ополчение и проходили военные сборы. От обязательной службы освобождались единственные кормильцы в семье, лица с образованием, врачи, учителя школ и гимназий, артисты императорских театров, железнодорожники, духовники, а также «инородцы» как неблагонадежные. На 5 лет отсрочивался призыв лиц, начавших коммерческую деятельность. Для подготовки кадров офицеров вводилась сеть новых учебных учреждений. Кадетские корпуса, кроме Пажеского, Финляндского и Оренбургского были закрыты, вместо них создавались военные училища (6 училищ с 3-летним обучением), их выпускники получали звание подпоручика. Контингент для училищ готовили военные гимназии (18 гимназий с 7-летним сроком обучения) и прогимназии (8 с 4-летним обучением). В 1882 г. все они были вновь преобразованы в кадетские корпуса, но на основе соединения программ гимназий и военных училищ. Для получения высшего военного образования были созданы военные академии и морское училище. В академию принимались лица, окончившие военное училище и прослужившие в армии не менее 5 лет. В 1884 г. были созданы юнкерские училища с 2-летним обучением, туда принимались солдаты, проявившие способности к службе и окончившие срок действительной службы, выпускникам не присваивалось офицерское звание, его получали по месту службы при вакансии. В пехоте офицеры-дворяне составляли 46-83%, во флоте – 73%. Было проведено перевооружение армии. В результате реформ армия стала более подготовленной профессионально, имела большой запас, более эффективной стала система руководства.

Были проведены реформы в сфере образования и цензуры. По «Положению» 1864 г. начальные народные училища могли открыть общественные организации и частные лица (с разрешения правительственных органов), руководство делом обучения (программы, др.) осуществлялось чиновниками, советами училищ и советами директоров и инспекторов училищ; учебный процесс был строго регламентирован (инструкциями и др.). Обучаться имели право дети всех сословий, чинов и вероисповеданий. Но в гимназиях существовала высокая плата за обучение. Классические гимназии с 7-летним сроком обучения (с 1871 г. – с 8-летним) готовили обучающихся к поступлению в университеты в основном для подготовки кадров чиновников. Реальные гимназии (позже – реальные училища) с 6-летним курсом призваны были готовить кадры для промышленности и торговли, их выпускникам был открыт доступ высшие технические учебные заведения, в университеты они не принимались. Разделение средней школы на два типа было ориентировано на обучение в классических училищах детей дворян и чиновников, в реальных – детей буржуазии. Введением женских гимназий положено начало женскому среднему образованию. В университеты женщины не допускались. В сфере высшего образования произошли значительные изменения. В 1860-х-1870-х гг. были открыты университеты в Одессе, Варшаве, Гельсингфорсе (Финляндия), Петровская сельскохозяйственная академия в Москве, Политехнический институт в Риге, институт сельского хозяйства и лесоводства в Александрии (Украина), высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани и Киеве. В 1863 г. был введен новый Устав университетов, восстанавливающий их автономию. Непосредственное руководство университета поручалось совету профессоров, избиравшему ректора, деканов и новый профессорско-преподавательский состав. Но за деятельностью вузов осуществлялся надзор со стороны министра образования и попечителей учебного округа. Студенческие организации не разрешались. В 1865 г. вводились «Временные правила о печати», отменявшие предварительную цензуру для периодики и книг небольшого объема, издаваемых в столичных городах.

На царя-Освободителя участниками революционных организаций совершено несколько покушений. После взрыва бомбы в Зимнем дворце Александр Второй создает для руководства страной Верховную распорядительную комиссию во главе с графом М.Т.Лорис-Меликовым, назначенным министром внутренних дел. Это получило название «диктатуры Лорис-Меликова», «диктатуры сердца». Лорис-Меликов активно боролся с терроризмом, упразднил Третье отделение, показавшее свою несостоятельность, и создал вместо него Департамент полиции, входивший в структуру Министерства внутренних дел. Из правительства были удалены министры-консерваторы, на место заняли сторонники реформ, тогда же обер-прокурором Синода стал консерватор, апологет самодержавия К.П.Победоносцев. Была ослаблена цензура, царь поручил Лорис-Меликову разработку программы реформ на ближайшие годы. Проекты были подготовлены (Конституция Лорис-Меликова), но не были проведены в жизнь. 1 марта 1881 г. Александр Второй был убит народовольцами.

На престол встал его Александр III, царь-Миротворец (1845-1894 гг., император с 1881 г.). Его не готовили к царствованию, он занял трон вследствие смерти старшего брата. Он получил образование, соответствующее положению Великого князя, был старательным учеником и воспитанником, не был глуп, но и не обладал остротой ума, более других предметов любил военное дело. Грубоватый, простоватый и неприхотливый в повседневной жизни, он правил, словно «исполняя обязанности царя» с присущей ему добросовестностью. За время его правления Россия не участвовала с войнах. Царь считал, что страна должна заняться внутренними проблемами. По убеждениям он был консерватором, сторонником «незыблемости самодержавия», о чем было заявлено в Манифесте 29 апреля 1881 г., разработанном Победоносцевым. Он отклонил прошение о помиловании первомартовцев.Правление Александра Третьего знаменует переход к реакции и контрреформам, направленным на частичное свертывание либеральных реформ предшественника. После царского Манифеста подали в отставку все министры-сторонники реформ, кандидатов на их места подбирал Победоносцев.

Раньше других началась судебная контрреформа. В августе 1881 г. было издано «Положение о мерах по охранению государственного порядка и общественного спокойствия»: губернаторам предоставлялось право объявлять губернии «в состоянии усиленной и чрезвычайной охраны», передавать военному суду «за государственные преступления или нападения на чинов войска, полиции и всех вообще должностных лиц», требовать закрытого суда. Это положение, введенное на 3 года, действовало до 1917 г. В 1887 г. был издан закон об ограничении публичных заседаний в суде. Суду давалось право закрывать двери для публики, что создавало возможности для произвола. С той же целью ряд изменений был внесен в положения судебной реформы. С июля 1889 г. законом о земских начальниках упразднялся мировой суд, его функции передавались новым судебно-административным должностным лицам - окружным земским начальникам. Они имели право приостанавливать решения волостного суда, назначать волостных судей, налагать штрафы и подвергать арестам в административном порядке. Надзор за исполнением их решений осуществляли губернские присутствия во главе с губернатором. Под влиянием борьбы рабочих началось оформление общероссийского рабочего законодательства. В 1885 г. издается закон о запрещении ночной работы женщин и подростков. В 1886 г. – закон о порядке найма и увольнения, об упорядочении штрафов и выплаты заработной платы, для контроля его соблюдения был введен институт фабричных инспекторов. В 1887 г. – закон об ограничении продолжительности рабочего дня на вредном производстве и тяжелом физически.

Контрреформы были проведены и в области просвещения и печати. В 1882 г. были закрыты Петербургские высшие женские врачебные курсы, прекращен прием на другие высшие женские курсы. Вводились «Временные правила о печати», по которым газеты, получавшие «предостережения», должны были накануне выпуска пройти предварительную цензуру; совещанию министров просвещения, внутренних дел, юстиции и Святейшего Синода давалось право закрыть периодическое издание, запретить произведение, не лояльное к власти. Стеснена была деятельность народных читален и библиотек. С 1888 г. особый отдел комитета при министерстве просвещения пересматривал каталог книг читален, для их открытия требовалось разрешение министерства внутренних дел, заведующие назначались с согласия губернатора. В сфере образования осуществлялась линия на свертывание автономии учебных заведений, сужение доступа низших сословий к обучению, усиление влияния церкви. Сеть церковноприходских школ была передана в ведение Синода, краткосрочные школы грамоты – в ведение епархиальных училищ; в школах министерства народного просвещения, расширялось преподавание «закона божьего». В 1887 г. был издан циркуляр (прозванный «законом о кухаркиных детях»), предлагавший принимать в гимназии и прогимназии лишь детей благонамеренных граждан, которые могли создать «им необходимое для учебных знаний удобство». Это сокращало доступ в них детей «кучеров, лакеев... и тому подобных людей», кроме особо одаренных. С той же целью была повышена плата за обучение. В 1884 г. был издан новый университетский устав. Во главе каждого университета был поставлен попечитель и назначаемый министром народного просвещения ректор с широкими административными полномочиями, сузились права ученых коллегий, совета и факультетских собраний. Профессора назначались министром, деканы – попечителем учебного округа, который утверждал планы и программы, наблюдал за всей жизнью университета, мог утверждать журналы заседаний совета, назначать пособия и т.д. Помощником ректора в организации надзора за студентами был инспектор. Положение студентов регламентировалось правилами. Для абитуриента требовалось свидетельство о поведении из полиции. Студенческие собрания и выступления воспрещались, вводилась форма. Повышалась плата за обучение. Устав вызвал протесты студенчества и профессуры. Ответ - увольнение и исключение. Все мероприятия были направлены против доступа в высшую школу выходцев из разночинской среды.

Правительство ограничило земское и городское самоуправление. С 1889 г. мировые посредники, их уездные съезды, уездные по крестьянским делам присутствия были заменены окружными земскими начальниками, назначаемыми из дворян и выполнявшими и судебные, и административные функции. Они имели право приостанавливать решения сельского схода. В 1890 г. принятием нового «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» была проведена земская контрреформа. Усиливалась зависимость земств от администрации, ни одно постановление земского собрания не могло вступить в силу без его утверждения губернатором или министром внутренних дел. Изменялась система выборов гласных. Выборные от волости являлись лишь кандидатами в гласные, из их списка губернатор отбирал и назначал гласных в земство, учитывая рекомендации земского начальника. Количество гласных от крестьян было уменьшено, от дворян увеличено при сокращении общего числа гласных. «Городовое положение» 1892 г. предоставляло избирательные права преимущественно владельцам недвижимой собственности, повышало имущественный ценз, что значительно сокращало число избирателей.

В сфере экономики правительство проводило курс на поддержку и развитие отечественной промышленности, торговли, стабилизации финансовой системы и развитию капиталистического сектора в деревне в лице дворянского землевладения. В 1882 году была отменена подушная подать с безземельных крестьян и на 10% снижена с бывших крепостных крестьян. Этот закон вошел в силу с 1884 г. Окончательно подушная подать была отменена в 1885 г., ее заменили другими налогами. Создание Крестьянского поземельного (1882 г.) и Дворянского земельного (1885 г.) банков обеспечило кредитование земельных собственников. Закон о найме сельскохозяйственных рабочих (1886) обязывал крестьян подписывать договор о работе у помещиков и устанавливал наказания за самовольный уход от нанимателя. Он способствовал стабилизации рынка наемной рабочей силы в деревне. В условиях роста «земельного голода» с целью ослабления напряженности в деревне в 1886 и 1893 гг. издаются законы, затрудняющие земельные разделы надельной земли (требуется согласие старшего члена семьи и крестьянского схода) и переделы общинной земли (не чаще 1 раза в 12 лет); досрочный выкуп наделов разрешен при согласии не мене двух третьих сельского схода, запрещена продажа наделов лицам, не принадлежащим данному сельскому обществу. В 1899 г. издаются законы, отменяющие круговую поруку крестьян-общинников при взимании платежей. В их разработке активное участие принимал министр финансов С.Ю.Витте, именно он в к. 19 в. осуществлял руководство экономической политикой, а с нач. 20 в. – всеми сферами деятельности правительства. С.Ю. Витте дворянин по рождению, окончил Новороссийский университет. Сделал блестящую карьеру на государственной службе. Прошел путь от служащего канцелярии одесского губернатора, мелкого служащего перспективной железнодорожной отрасли, до министра путей сообщения (с 1882 г.), министра финансов (с 1882 г.), председателя Кабинета министров (с 1903 г.) и председателя Совета министров (1905-1906 гг.). Его отличали острый ум, независимость суждений, отсутствие подобострастия и щепетильности, не изысканные манеры. Монархист по убеждениям, идеалом государственного деятеля он считал Александра Третьего, в свою очередь высоко его ценившего. Он проявил себя как искусный дипломат при заключении Портсмутского мира, как столп самодержавия при разработке царского Манифеста 17 октября 1905 г. Даже его недруги не могли не признать, что все сделанное им способствовало укреплению Великой России. Экономическая платформа С.Ю.Витте: сократить расстояние между Россией и развитыми странами Европы путем привлечения иностранного капитала, накопления внутренних ресурсов, таможенной защиты товаров отечественного производства; занять прочные позиции на рынках Востока; создание прочного среднего слоя хороших налогоплательщиков в лице крестьян-собственников. Расширение сети железных дорог считал «лекарством от бедности». С.Ю.Витте понимал, что за короткое время догнать передовые промышленные страны Россия не сможет, следовательно, нужно извлекать выгоду из имеющегося потенциала. Он предпринимает активное и быстро окупающее себя строительство государственных железнодорожных линий в европейской части России, Транссибирской магистрали (1891-1905) для транспортировки грузов от Тихого океана и осуществления посреднической торговли, КВЖД (1897-1903 гг.). В 1887-1894 гг. в России были повышены таможенные пошлины на импорт железа, чугуна, каменного угля; на товары обрабатывающей промышленности они достигали 30%. Это получило название «таможенной войны». Германия повысила пошлины на зерно, что противоречило интересам русских экспортеров, в интересах которых были изменены внутренние железнодорожные тарифы. На западных линиях они снижались, что облегчало вывоз; на южных и восточных повышались с целью не допустить ввоз в центр дешевого хлеба из Поволжья и Северного Кавказа. В 1894 г. Витте заключил взаимовыгодный таможенный договор с Германией. В 1894-1895 гг. он добился стабилизации рубля, а в 1897 г. ввел золотое денежное обращение, что повысило внутренний и внешний курс рубля, обеспечило приток иностранного капитала, вызвало подорожание экспортного хлеба и недовольство экспортеров. Витте был сторонником неограниченного привлечения иностранного капитала в промышленность, распространения иностранных концессий, т.к. собственного у государства средств не хватало, а помещики неохотно вкладывали их в предпринимательство. Активное фабрично-заводское строительство в к. 19-нач. 20 вв. получило название «индустриализации Витте». Для пополнения казны он ввел государственную винную монополию, дававшую до ¼ доходов бюджета. Витте начал работу над аграрным вопросом, добился ликвидации круговой поруки в общине, разработал реформу по введению частной собственности крестьян на землю, но осуществить ее не успел, очевидно, считая ее не первоочередной. В 1897 г. в России была впервые проведена всеобщая перепись населения, численность его составила 125,6 млн. человек. Во многом именно в результате деятельности С.Ю.Витте 1890-е гг. стали периодом экономического подъема России: было построено рекордное количество железнодорожных линий, стабилизирован рубль, поднималась индустрия, Россия вышла на первое в мире место по добыче нефти, на первое место в Европе по экспорту хлеба, ставшего основной его статьей.

 

 

Цели: формирование представлений о трех моделях модернизации, характеристика модели модернизации Российской империи как «догоняющей», раскрыть противоречия российской модернизации, приведшие к Первой российской революции.

Задачи:

1) Образовательные: выявить противоречия между передовой промышленностью и полукрепостнической деревней; проследить за структурными изменениями в экономике; рассмотреть со студентами курс Николая II на «охранение самодержавия» и изменение внутреннего состояния страны; охарактеризовать политический спектр партий Российской империи; основные этапы Первой российской революции.

2) Воспитательные: создать представление о роли народных масс в истории.

3) Развивающие: применять имеющиеся знания, выделять общее и особенное, раскрывать понятия, аргументировано объяснять свою точку зрения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.