Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Образование Европейского Союза

1. Зарождение идеи европейского единства. Европейская интеграция после 2 мировой войны.

2. План Шумана 1950 года и создание европейских сообществ. Создание ЕС и развитие европейского права.

3. ЕС: правовая природа, особенности правосубъектности. Принципы деятельности ЕС.

Вопрос № 1.

Европейское право действует на территории всех государств, входящих в ЕС.

Тенденции к интеграции были наиболее сильны в европейском регионе по двум причинам: рано сложившиеся развитые экономические отношения, а также малый размер государств, между которыми налажено содружество. Сама идея ЕС складывалась дважды: в феодальной Европе при организации совместных действий государств против Османской Империи. Второй виток наблюдался в 20 веке.

Национальные государства в рамках европейских сообществ, втягиваясь в общий союз, государства самостоятельно ограничивают свои права. В связи с этим, в ЕС появилась необходимость в общем ведении практически всех внутригосударственных вопросов. Изначально европейские государства стремились минимизировать национальные распри внутри стран Европы.

Исторически первый проект появился в 1306 году, его автором был французский юрист Поль Дебуа, он предложил создать в Европе христианскую республику.

Дальше, в период феодализма, в 1456-1671 году король Богемии Ирже Фодеврат, стремился создать единую Европейскую Монархию.

В 1693 году англичанин Форен Пен предлагает создать общеевропейские органы власти, в частности, он выдвигает идею создания Европейского парламента. В 1793 году англичанин Бентам предлагает создать не только Европейский парламент, но и общую европейскую армию. В 1815 году идею создания Священного Европейского союза выдвинул Александр 1, он предлагал рассматривать всех жителей этого союза как единый христианский народ.

В 18 веке Сен Симон также поддерживает идею создания Европейского сообщества.

В 19 веке Карл Блундши публикует работу, в которой предлагает учредить общеевропейский Федеральный Совет и Сенат Европы, избираемый всеми жителями Европейских государств.

До начала 20 века идею создания Европейского сообщества поддерживала лишь богема.

В начале 20 века появилась идея создания Соединенных Штатов Европы – европейские госдуарства должны были объединиться по образу США.

Куденхов-Калерге в 1923 году создает Пан-Европейский союз, он пользовался активной поддержкой французского правительства и в 1924 году опубликовал Пан – Европейский манифест, где одобрял создание Соединенных штатов Европы.

В 1929 году Арестид Бриан опубликовал работу, которая вошла в историю как пакт Бриана. Впервые в этой работе в качестве основной цели ставился подъем экономики и повышение жизни европейцев. В 1930 году французское правительство в официальном меморандуме к Лиге Наций предлагает создать организацию ЕС с высшим политическим органом, Европейской конференцией, состоящей из представителей государств-членов и исполнительный орган – Европейский комитет. Но с 1930 по 1939 года эта идея не развивалась.

Именно в период Второй мировой войны идея объединенной Европы начинает быть «общенациональной».

После окончания 2 МВ интеграционный процесс приобретает конкретные очертания. По инициативе Черчилля созывается Общеевропейский конгресс, перед которым стоят вопросы по ликвидации последствий войны, по созданию общего органа управления.

Экономику Европа поднимала на основании плана Маршала. Также была создана Организация европейского сообщества.

Защита прав человека была реализована Советом Европы, созданным в 1948 года.

Брюссельский пакт 1948 года и Блок НАТО, созданный в 1949 году были направлены на преодоления военных конфликтов.

В итоге, 9 мая 1950 года Правительство Франции официально предлагает всем странам Европы приступить к разработке плана интеграции.

 

Вопрос № 2.

Этот план носит название Планом Шумана в честь огласившего его, основным составителем плана был Мане.

Первым шагом было создание Европейского объединения угля и стали. Этому объединению была передана компетенция по управлению общим рынком в целом угольной и металлургической промышленности. Договор об учреждении этого орган вступил в силу в 1952 году.

Далее было образовано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), а ныне, просто Европейское сообщество, и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратомо), их учредительные документы были подписаны в 1957 году и вступили в силу в 1958 году.

Поскольку три этих органа имели единую цель, и поэтому было решено объединить руководящие органы трех европейских сообществ. Для этого была разработана конвенция «О некоторых общих институтах», которая вступила в силу также в 1958 году, на ее основе стали функционировать Ассамблея Европейских сообществ (сейчас это Европейский парламент) и Суд европейских сообществ. В 1965 году подписывается договор о слиянии – «Об учреждении единого совета и единой комиссии европейских сообществ». В соответствии с этим договором к работе приступила Еврокомиссия и Совет Европейских сообществ, который сейчас носит название Совет ЕС.

Договор о слиянии вступил в силу в 1967 году и с этого момента действует единая и практически неизменная система органов управления Евросоюза.

На рубеже 1960-70-х годов европейские государства приходят к выводу о необходимости распространения интеграции на внешне политическую и правоохранительную сферы. Для этого в 1970 году создается Европейское политическое сотрудничество, но хотя оно объединяет те же страны, что и Европейское сообществе, оно представляет собой обособленную структуру с собственными механизмами принятия решений (это прообраз современной общей внешней политики и политики внешней безопасности - УВВП).

В 1975 году создается группы Trevi (терроризм, радикализм, экстремизм, насильственные действия … характера) – для сотрудничества в области охраны правопорядка и нравственности. Пытаясь развить эту идею, Франция выдвигала идеи организации общего уголовного пространства и организации Европейского уголовного суда.

В 1986 году произошла первая крупная реформа правовых устоев, которая выразилась в принятии Единого Европейского акта, который вступил в силу в 1987 году. Это был первый ревизионный договор, т.е. он лишь вносил изменения и поправки в учредительные документы сообществ. Этот акт расширил предметную компетенцию сообществ, провел реформу институтов сообществ и установил окончательную дату создания единого внутреннего рынка на 1 января 1993 года.

Следующая крупная реформа произошла в 1992 году (подписание в Нидерландах в Маастрихе Договора о ЕС, который вступил в силу 1 ноября 1993 года).

Этот договор консолидировал три сложившиеся сферы в единое политико-правовое образование. С принятием этого договора граждане государств – членов приобретают гражданство союза, а институты выступают как институты союза в целом. Наконец, государства перешли к единому экономическому и валютному союзу, включая единую валюту.

На рубеже 20-21 века ЕС провел еще крупные реформы.

Так в 1997 году был подписан Амстердамский договор (вступил в силу в 1999 году), в 2001 году подписан Ниццкий договор (вступил в силу в 2003 году). Смысл этих договоров – подготовить Европу к расширению участников.

Функционирует ЕС на базе трех учредительных документов. Которые пока играют для него роль Конституции: Договор о создании Европейского сообщества, Договор о создании Евратома, Договор о Европейском союзе 1992 году. Договор об объединении угля и стали утратил силу в 2002 году.

 

Договор об учреждении Европейского сообщества (Договор о ЕС, Римский договор). Это наиболее важный по значению и самый2 крупный договор, который включает 318 статей, состоит из 6 основных частей.

Часть 1 – принципы (статьи 1 – 16) – провозглашает создание ЕС, называет цели, направления, институты и собственно цели деятельности сообщества.

Часть 2 (17-22) – гражданство союза. Несколько статей о правах и свободах человека.

Часть 3 (ст. 23 – 181а) – политико-правовые вопросы. Эта часть устанавливает полномочия в разных сферах, закрепляет правовые основы Единого внутреннего рынка и Единого экономического и валютного союза.

Часть 4 – ассоциация с заморскими странами и территориями, которая посвящена взаимоотношениям Союза с колониями, зависимыми территориями и географически отдаленными частями государств. В общей сложности таких заморских территорий – 21 (Поленезия, Нидерландские и Антийские острова и др.).

Часть 5 (ст. 189 – 280) – закрепляет правовой статус институтов ЕС, а также статус двух консультативных органов (Экономического и социального комитета и Комитета регионов). Кроме того, здесь фиксируется статус Европейского инвестиционного банка, основы финансовой системы и порядок принятия правовых актов сообщества.

Часть 6 – общие и заключительные положения, содержит нормы о правосубъектности ЕС, регламентирует порядок заключения международных договоров с третьими государствами и международными организациями.

К договору имеются два приложения: 1. Перечень видов продукции, на которую распространяется общая аграрная политика сообщества, 2. перечень заморских территорий и стран.

 

Договор об учреждении Евратома регулирует деятельность ЕС в области только мирного использования атомной энергии. Он включает в себя более 200 статей и сгруппирован в разделы.

 

Договор о ЕС 1992 года содержит регламентацию трех опор ЕС, включает преамбулу и 63 статьи, сгруппирован в разделы:

1. Общие принципы, закрепляет не только принципы, но и санкции за их нарушения.

2. Разделы 2 - 4 вносят поправки в учредительные документы.

3. Раздел 5 – общие положения политики безопасности

4. Раздел 6 – положения о сотрудничестве полиции и судебных органов в уголовно-правовой сфере.

5. Раздел 7 – положение о продвинутом сотрудничестве, которое заключается в том, что государства члены могут ставить перед сообществом некоторые дополнительные задачи, которые будут осуществляться только в отношении государств, заинтересованных в таком сотрудничестве.

6. Раздел 8 – заключительные положения.

Кроме основного текста учредительные документы ЕС имеют обособленные разделы, приложенные в виде протокола. Всего таких протоколов 36. Их разделяют на 4 группы:

Протоколы, содержащие организационные положения. Например, протокол о статуте суда.

Протоколы, содержащие специальные положения. Например, протокол об особом режиме, применяемом в Гренландии.

Протоколы, содержащие переходные положения. Например, протокол расширения ЕС.

Протоколы, содержащие изъятия и исключения для отдельных государств – членов.

 

В 2003 году в рамках ЕС подписывается Договор о присоединении, он оформил т.н. первую волну расширения ЕС, в соответствии с ним к ЕС присоединилось 10 новых государств.

В настоящее время в ЕС входят 27 государств-членов, последнее присоединении произошло в 2007 году (Болгария и Румыния). На новые государства полностью распространяются положения Шенгенского права.

В 2001 году при подписании Ниццкого договора государства-члены коллективно оформили декларацию о будущем союза. В этой декларации для подготовки этих реформ был учрежден временный представительный орган Европейский конвент, его состав в общей сложности 105 человек (представители законодательной и исполнительной власти всех нынешних и потенциальных членов ЕС, а также представители всех институтов ЕС). Основная цель – подготовка текста Европейской Конституции. В 2002 году Конвент обнародовал договор, учреждающий конституцию для Европы. Конституция состоит из 4 частей:

1. Конституционное устройство.

2. Основные права – на деле это принятый в 2000 году Договор о правах человека.

3. Политика ЕС.

4. Общие и заключительные положения.

Конституция не была принята до сих пор.

В настоящее время Европу «лихорадит» кризис.

 

Вопрос № 3.

ЕС состоит из трех структурных компонентов – каждый со своим распорядком. Иногда в литературе эти три структуры именуются как опоры ЕС:

1. Сообщества – в частности, это европейское сообщества и европейское сообщество по атомной энергии.

2. Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ).

3. Сотрудничество полиции и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСПО).

Однако, не смотря на разделенность ЕС на три части, он имеет руководящие единые органы и институты, единое гражданство, единый состав государств-членов.

Международно-правовые характеристики ЕС:

1. Учреждение на основе международных договоров.

2. Как и в любых иных международных организациях, основные решения ЕС принимаются по принципу единогласия.

Особенно международно-правовой фактор характерен для 2 и 3 опор.

Элементы государственности в ЕС:

1. Конституционные основы ЕС – все акты, которые учреждают ЕС, можно, в некотором роде, сравнить с неписаной конституцией. Подобно единому государству, для ЕС характерна общая территория с общим визовым и таможенным режимом.

2. Население союза приближается к 500 млн. человек. Для всех этих граждан характерно единое европейское гражданство, которое является дополнением к национальному гражданству. Кроме того, у всех граждан ЕС общий правовой статус.

3. На территории функционирует единый внутренний рынок, на рынке функционирует общеевропейская валюта и единый европейский центральный банк. Общий бюджет союза формируется из собственных источников.

4. Управление осуществляется посредством единой наднациональной системы органов и институтов. Также действует единая скоординированная система – Европол (функции полицейского органа) и Евроюст (функции органа прокуратуры). Не смотря на большое число внешних соглашений в третьей опоре, большинство из них носит наднациональный характер.

5. В ЕС действует собственная наднациональная правовая система, основанная на принципах верховенства и прямого действия норм европейского права.

6. Общая политическая жизнь, которая включает единые политические институты и общеевропейские политические партии.

7. Разграничение компетенции в ЕС все больше и больше напоминает схему федеративного государства – это исключительная сфера ЕС, это совместные полномочия ЕС и государств-членов и очень ограниченный круг вопросов самостоятельного ведения государств-членов.

Право ЕС – это комплексная наднациональная правовая система, которая интегрирует в себе государственные черты и международно-правовые характеристики, но в большей степени для права ЕС характерны государственно подобные характеристики.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы описания КП | Принципы Европейского права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.