Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Государственный строй России в начале XX века

В начале XX в. в условиях бурного развития капитализма Россия продолжала оставаться абсолют­ной монархией. В стране отсутствовали представитель­ные учреждения, элементарные демократические сво­боды. В этих условиях начали формироваться различ­ные политические партии, выдвигавшие идею "народ­ного представительства", которая приобретала различ­ные формы: от создания конституционной монархии до демократической республики.

В начале 1905 г. произошло резкое нарастание революционных событий, показавших необходимость немедленных преобразований, в том числе введения представительного правления. Однако, император Ни­колай II продолжал настаивать на сохранении само­державия. На него было оказано давление со сторо­ны некоторых министров, и 18 февраля 1905 г. Нико­лай II вынужден был подписать рескрипт министру внут­ренних дел А. Г. Булыгину, в котором поручал ему на­чать разработку законопроекта об учреждении высше­го представительного законосовещательного органа — Государственной думы. Для подготовки проекта была создана специальная комиссия.

6 августа 1905 г. Николай И утвердил "Учреждение Государственной думы" и "Положение о выбо­рах в Государственную думу". Государственная дума, создаваемая этими указами, вошла в историю под на­званием "Булыгинская дума".

Государственная дума имела законосовещательный характер, она не имела права принимать законы, а могла лишь вносить свои предложения о желательно­сти изменения или отмены действующих законов.

Избирательный закон предусматривал куриальную систему выборов. Было образовано три курии: земле­владельческая, городская и крестьянская. Для земле­владельческой и городской курий был предусмотрен имущественный и земельный ценз, выборы были двух­степенными (уездные и городские избирательные со­брания выбирали выборщиков на губернское собра­ние, на котором от каждой курии избирали установлен­ное законом число членов Государственной думы). Для крестьянской курии имущественный ценз не был предусмотрен, но выборы были четырехстепенными. Избирательных прав были лишены женщины, военнослужащие, учащиеся и рабочие.

Выборы и созыв Думы были сорваны Октябрь­ской стачкой. Николай II под влиянием С.Ю. Витте 17 октября 1905 г. подписал манифест "Об усовершен­ствовании государственного порядка". В нем прави­тельство обещало предоставить Думе законодатель­ные функции, право контроля за исполнительными орга­нами, расширить избирательные права. В Манифесте также провозглашались гражданские права и свобо­ды: неприкосновенность личности, свобода слова, сове­сти, собраний, союзов и др.

Одновременно 19 октября был утвержден указ "О мерах к укреплению единства в деятельности мини­стерств и главных управлений", в соответствии с кото­рым Совет Министров превращался в постоянно дей­ствующее правительственное учреждение. Законопро­екты не могли быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров.

Совет министров собирался 2-3 раза в неделю, предсе­датель назначался царем и был ответственен перед ним.

11 декабря 1905 г. был утвержден новый избира­тельный закон, расширявший избирательные права (была установлена рабочая курия). На основании этого из­бирательного закона были созваны два состава Госу­дарственной думы (I Дума — 27 апреля-8 июля 1906 г., II Дума — 20 февраля-3 июня 1907 г.).

20 февраля 1906 г. был принят закон "Учрежде­ние Государственной думы".

Закон устанавливал срок деятельности Государ­ственной думы (5 лет), при этом царь мог досрочно распустить ее и назначить новые выборы. Дума рабо­тала сессионно, продолжительность сессий и сроки перерыва в их работе определялись императором. Дума обладала законодательными правами. Право законо­дательной инициативы было ограничено: Дума могла "возбуждать дела об отмене или изменении действую­щих или издании новых законов, за исключением ос­новных государственных законов". Члены Думы рас­пределялись по партийным группам — фракциям. Де­путаты (не менее 50 человек) имели право обращаться с запросами к председателю Совета министров, мини­страм. Аппарат Думы состоял из общего собрания, кан­целярии, отделов и комиссий. Общее собрание еже­годно избирало председателя и двух его товарищей. Для управления канцелярией на пять лет выбирался секретарь и его товарищ.

Учреждение Государственной думы вызвало ре­форму Государственного совета. 20 февраля 1906 г. был принят закон "О переустройстве Государственного совета", а 23 апреля 1906 г. "Учреждение Государствен­ного совета". Государственный совет провозглашался законодательным органом, имел равные права с Государственной думой, мог отклонить любой законопро­ект, принятый думским большинством. Половина чле­нов Государственного совета стала выборной от земств, дворянских собраний, буржуазии и интеллигенции. Вто­рая половина — назначалась императором. Состав Со­вета обновлялся в течение 9 лет (на 1/3 каждые три года). Царь ежегодно назначал председателя и вице-председателя из состава Государственного совета. Ра­бота Совета носила сессионный характер, сроки еже­годных заседаний определялись указами императора.

Изменения, произошедшие в государственном строе России, были закреплены в своде "Основных государственных законов Российской империи" (ОГЗ), утвержденных Николаем II 23 апреля 1906 г. Согласно статье 4 ОГЗ "Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть". Оп­ределение царской власти как неограниченной было упразднено. Статья 7 гласила, что император осуще­ствляет законодательную власть совместно с Государ­ственным советом и Государственной думой. Законо­проекты, не принятые законодательными учреждения­ми, считались отклоненными. Согласно ст. 87 импера­тор имел право в перерывах между заседаниями Думы и Совета издавать законы без их участия, но при этом он не мог вносить изменения в ОГЗ, Учреждения Госу­дарственного совета и Государственной думы и Поло­жения о выборах в Государственную думу и Государ­ственный совет. В течение двух месяцев после возоб­новления заседаний Думы и Совета изданные указы выносились на их обсуждение, не получившие одобре­ния указы отменялись.

ОГЗ вводили в определенной степени конституци­онные ограничения самодержавной власти императо­ра. Созданные выборные центральные органы государственной власти — Государственный совет и Государ­ственную думу можно рассматривать как двухпалат­ный парламент.

Тем не менее, в России не произошел переход от абсолютной монархии к конституционной, о чем сви­детельствовали события 3 июня 1907 г. 1 июня на зак­рытом заседании Думы членам социал-демократичес­кой фракции было предъявлено обвинение в подго­товке к ниспровержению государственного строя и 3 июня по инициативе П. А. Столыпина были обнародо­ваны Манифест о роспуске Думы и новый избиратель­ный закон.

Новый избирательный закон предусматривал ог­раничение избирательных прав отдельных слоев насе­ления: на 56 процентов сокращалось число выборщи­ков от крестьян, рабочие только 6 губерний могли вы­бирать своих депутатов в Думу, городская курия разде­лялась на две (крупная, средняя торгово-промышлен­ная буржуазия, чиновники, владельцы значительного недвижимого имущества и мелкие владельцы недви­жимой собственности, ремесленники), сокращалось пред­ставительство национальных окраин (Польши и Кав­каза — в 2,5 раза, Сибири — в 1,5 раза, население Средней Азии лишалось избирательных прав). В то же время на 33 процента выросло число выборщиков от помещиков.

Нарушение императором ст. 87 ОГЗ большинством исследователей трактуется как государственный пере­ворот. Сложившаяся в последующем система законо­дательства и политические средства его осуществле­ния получили название режима "третьеиюньской мо­нархии". Ill и IV Государственные думы, избранные по новому избирательному закону, были полностью "по­слушны" императору, фактически его власть ничем не была ограничена и по-прежнему носила абсолютный характер.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 1. Общественный строй России в начале XX в. Аграрная реформа П.А. Столыпина | Изменения государственного строя России после начала I Мировой войны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 23271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.