Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фалес (625-547), его ученики Анаксимандр (610-540) и Анаксимен (588-525)




Данные мыслители ставили проблемы:

·Как совместить вечность мира и преходящий срок жизни вещей, причем вечность мира воспринималась как аксиома, что противоречило мифологии, в которой явно выражается начало мира.

·Как совместить единство мира (тоже аксиома) со множественностью вещей?

Для объяснения они вводили представление о всеобщем первоначале, но не как начале во времени, а как первовеществе, едином и вечном, которое дает начало всему многообразию конечно-живущих вещей.

Фалес предполагал, что этим первовеществом является вода, но не обычная, а абстрактная вода. В то же время не было полного абстрагирования от обычной воды, у нее проявлялись свойства и обычной, эмпирической воды.

Весь космос представлялся живым сверхсложным существом, и как для любого существа, вода есть необходимая основа его жизни. Все остальные предметы также каким-то образом состоят из воды.

Огромное внимание уделялось космологии, особенно строению ближнего космоса. Впервые была высказана мысль, что Земля не блин, а некоторое тело в космосе, но не очень толстое. Также было высказана идея некоторого мирового порядка, закона, которому подчиняется весь мир.

Анаксимандр продолжил идеи Фалеса, но в качестве первовещества у него фигурировало неопределенное вещество апейрон ("безграничное"). У Анаксимандра прослеживалась тенденция к более абстрактному пониманию. Землю он представлял как цилиндр.

Анаксимен упростил представление о первовеществе, взяв его воздухом, мотивируя это тем, что воздух и есть необходимая основа жизни. Соответственно, все остальные вещи — это сгущение или разрежение воздуха. Он предложил интересную идею в космологии. Предположил, что Луна ближе Солнца, и на основании этого объяснил солнечные затмения. Именно у Анаксимена и Анаксимандра впервые появилась мысль, что жизнь впервые появилась в воде и только потом вышла на сушу.

Эфесская ветвь Ионийской школы.

Крупнейший представитель Гераклит Эфесский (540-480).

Основное отличие его учения состоит в том, что он акцентировал внимание на текучесть и изменчивость мира. Поэтому, в качестве первоначала взял огонь.

Вторая важная идея — то, что мир состоит из противоположностей. Например, единство бытия и небытия, бытие и небытие есть одно и то же. Или, движение считалось исчезновением одного и появлением другого тела, - тоже единство.

В природе, в огне, существует любовь и ненависть, притяжение и отталкивание.

Отсюда вытекает идея Логоса, Мирового порядка. Любовь и ненависть постоянно сменяются и попеременно берут верх (цикличность бытия). Любовь — это сгущение мирового огня, а ненависть — его разрежение.

Гераклит также предположил, что центр вселенной — это не Земля, а некий Мировой Огонь. Это было первой негеоцентрической теорией.

Дальше, в рамках Ионийской школы, ее представители перебирали различные первоначала.

Эмпедокл из Акгригента является последним представителем Ионийской школы, хотя и относится уже к другому периоду античной философии. Он сформулировал учение о четырех первоначалах (стихиях): огонь, воздух, вода и земля. Предположил, что каждая из этих стихий носит свою пару качества: сухость, влажность, тепло и холод.

Огонь — сухой и теплый; вода — влажная и холодная; земля — сухая и холодная; воздух — влажный и теплый. Любое вещество комбинируется из этих стихий, так чтобы получить нужный набор качеств.

Идея о первоматерии является одной из магистральных идей в науке вплоть до нашего времени (напр., идея единого поля). Вообще, ионийскую школу можно назвать материалистической.



Пифагорейская школа VI-IV вв до н.э.

Пифагор (570-500)

Количественные отношения в мире. Это привело пифагорейцев к выводу, что числа правят миром, что числа — фундаментальная сущность мира. Число объект странный — его нельзя пощупать, либо увидеть — число можно только помыслить, его нельзя ни искорежить, ни поломать — идеальные объекты. Это начало философского идеализма.

Именно идеализм как философское учение обратился к математическому подходу. До семнадцатого века материализм оставался в рамках качественного рассмотрения, а идеализм применял математический подход. Значит идеализм — это великое явления, в течение 2000 лет он нес в себе идею математического описания.

Пифагорейцы резко различали сущностный мир (мир идеальных объектов) и мир явлений (эмпирический мир, в котором мы живем). Сущностный мир шире чем мир чисел. Числа — лишь один из объектов этого мира, все объекты сущностного мира (идеальные объекты) — вечны, а материальные объекты — не вечны.

Душа у пифагорейцев считалась идеальным объектом. После смерти человека вечная душа переселяется в другого человека (влияние восточных учений). Метапсихоз — греческий термин для переселения душ, реинкарнация — латинский термин. У пифагорейцев развивались интенсивно качественный подходы в духе ионийской школы, они до нас почти не дошли и особого интереса не представляют.

Эмпедокл — выходец из Пифагорейской школы. Он из нее вышел. Пифагорейская школа была политической партией. Все античные мыслители (Фалес, Гераклит, Эмпедокл) большое внимание уделяли устройству общества. Боролись монархическая, демократическая, и аристократическая формы правления. Пифагорейская школа развивалась в греческих городах-государствах на территории Италии, ионийская школа — в малой Азии — обе школы развивались не на территории материковой Греции. Греческие города в Италии назывались Великой Грецией. Там развернулась борьба между сторонниками демократической формы правления и пифагорейцами. Победили демократы, пифагорейская школа была разгромлена. Дальше эта организация стала приобретать характер религиозной секты, в дальнейшем они слились с сектой Орфиков (почитателей Орфея). В этой среде пифагорейцы и исчезли. Идеи пифагорейцев легли в основу учения Платона.

Третья крупнейшая философская школа первого периода тоже возникла на территории малой Греции в г. Элея. Элейская школа или Элеаты.

Основателем школы называют Ксенофана (570-480)

Наиболее крупными представителями были Парменид (540/538 — 515), Зенон — элейский (кон. VI — первая пол. V в до н.э.).

Ксенофан написал философскую поэму, критикует мифологию, божественное начало не антропоморфно и едино. Эта идея эффективно продолжилась в Эkейской школе.

Парменид ставит вопрос о том, как соотносятся между собой бытие и небытие. Возможные ответы: и то и то существует — этот ответ он считает несостоятельным, т.к. если небытие существует, то это есть бытие иного вида.

2-й ответ: бытие и небытие одно и то же — тоже неудовлетворительный ответ.

3-й ответ: бытие существует, а небытие не существует — это ответ самого Парменида. В рамках такого понимания он развивает идею о единстве бытия. Если бытие едино и небытие не существует, то в мире нет пустых мест. Это означает, что движение невозможно, т.к. все места уже заняты, т.е. перемещаться некуда. А значит, все неподвижно, а движение существует только во мнении. Парменид резко различает истинное существование и мнение. Именно у Элейской школы появляется теоретико-познавательный вопрос об отношении мнения и существования.

Зенон-Элейский — ученик Парменида, построил около 30 апорий, до нас дошло 4 знаменитых апории Зенона: "Ахиллес и Черепаха", "Дихотомия","Летящая стрела", "Стадий".

"Ахиллес и Черепаха" — Ахиллес никогда не догонит Черепаху. Этим Зенон доказывает, что никакой движение не может закончиться.

"Дихотомия" — чтобы пройти единичный отрезок, нужно пройти его половину, чтобы пройти половину, нужно пройти сначала одну четверть, а для этого — одну восьмую и т.д. Следовательно, никакое движение не может начаться.

То есть движение — противоречивое понятие, этому понятию ничего не соответствует, оно пустое.

"Стрела" — в каждый момент времени стрела находится в точке пространства, значат (скрытый постулат) она в ней покоится. Значит, движение — фикция нашего мнения.

Зенон понимал, что если ввести дискретность пространство, от его парадоксов ничего не останется. Поэтому, он составил апорию "Стадий".

"Стадий" — пусть минимальный отрезок — это стадий. Поставим на концах двух бегунов. Они встретятся посередине и разделят его пополам.

Начало Vв — IV в — расцвет античной философии (2-й период)

Античная атомистика

Основатель — Левкипп. Будем рассматривать:

·Демокрит (460-370)

·Эпикур (341-270)

·Лукреций Кар (99-55).


Эпикур и Лукреций Кар относятся к третьему периоду античной философии.

Античная атомистика возникла как ответ на апории Зенона. Атомисты ввели дискретность. Идея дискретности пронизывает все мировоззрение атомистов. "Ничто" атомистов — есть пустое пространство и не есть небытие, ему приписываются конкретные свойства, у небытия свойств быть не может.

В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Атомы движутся в пустоте. Неделимые, неизмеряемые отрезки (их нечем измерить) — "амер". Пустота и атомы организованы при помощи амеров. "Атом" — неделимый. Атомы неделимы, так как внутри них нет пустоты, все заполнено. Атом — парменидов мир, внутри себя неподвижный. Атомисты использовали идеи ионийцев — все атомы состоят из твердого первовещества, похожего на золото. Для существования тел необходимо было ввести взаимодействие атомов. В учении Демокрита есть две возможности: связанное состояние (при помощи петелек и крючочков) и столкновения.

Любые тела могут распасться и обязательно распадаются, атомы — вечны.

Атомы могут быть мельчайшими, а могут достигать размеров Земли. Пример атома маленького — пылинка в солнечном луче, так их не видно, а в свете солнца — видно.

Важный момент в концепции Демокрита то, что взаимодействия атомов носят характер однозначной предопределенности — эта идея была доминирующей до создания квантовой механики. Понятие "закон" подразумевало предопределенность.

Движение — реновация — исчезновение атома на одном конце неделимого отрезка и возникновение на другом. Все скорости одинаковы: макроскопическая скорость зависит от того, как долго дело покоится на концах неделимых отрезков.

Демокрит также развивает космологию. Пустота считается однородной и изотропной, но выдержать эту линию до конца ему не удается. Приходится ввести "верх" и "низ". Тяжелые атомы медленнее легких. Легкие догоняют их и сталкиваются. В результате столкновений образуется космологический вихрь — мир в котором мы живем. Таких вихрей бесконечно много. Это идея множественности миров, в том числе, обитаемых.

Сохраняются рудименты мифологии: существуют боги, но не создатели мира, а жители других миров (инопланетяне). Иногда Демокрит говорит, что они живут между мирами. "Человек так же безобразен по сравнению с богами, как самая совершенная обезьяна по сравнению с человеком".

Возникновение жизни. Демокрит считает, что за счет взаимодействия атомов образуются отдельные органы. Некоторые органы оказались гармоничными и выжили, а некоторые вымерли. Наиболее гармоничное существо — человек.

Характерная черта человека — наличие души (у пифагорейцев душа — вечное начало). У Демокрита душа состоит из мелких гладких круглых атомов, подобных атомам огня. После смерти душа рассыпается.

Вопрос о познании мира — исходный момент - ощущение других. Только в IXX веке появилась психофизиология ощущения, больше этим никто кроме демокритиков не занимался.

Эйдос — атомные копии. Каждое тело отделяет от себя эйдосы (надо иметь в виду, что "эйдос" сейчас имеет разное значение у разных авторов)

Эйдосы попадают в человеческий организм, становятся частью организма — так возникает чувство.

По мере удаления эйдоса от предмета, он слабеет, далекие предметы кажутся меньше.

Гладкие атомы дают приятный вкус и запах, крючковатые — неприятный, т.е. вкус и запах определяются формой атомов.

Такое знание (ощущение) Демокрит считал темным и несовершенным. Следующая ступень познания — дедуктивное философское рассуждение.

Демокрит (возможно) пытался разработать логику, но она до нас не дошла. Первая логика, которую мы знаем — логика Аристотеля.

Демокрит — активный сторонник демократической формы правления, входил в кружок Перикла. Известна фраза: "Бедность при демократии лучше богатства при царях".

Эпикур — пренебрежительно относился ко всем предшественникам, в т.ч. к Демокриту.

У Эпикура атомы мельчайшие, очень резко критикует концепцию абсолютной предопределенности, так как поведение человека получается предопределено состоянием атомов. Фатализм — предопределено все.

Эпикур утверждает, что предопределённый мир Демокрита хуже любого ада (точнее, Аида) — оно унылое и безрадостное.

Идея Эпикура: атомы при их движении в пустоте могут испытывать случайные отклонения от своего движения — клинамены. За их счет возможно свободное поведение.

Атомистика для Эпикура не самоцель, а средство. Эпикур в 3-й эпохе - эпохе упадка античной философии, цели становятся менее глобальными. Он считал, что философия должна сделать человека счастливым — избавить от необоснованного страха перед богами посредством атомизма.

Эпикур развивает этику — науку о поведении человека. Этика Эпикура разительно отличается от Эпикуреизма. Эпикуреизм читает, что цель — получение человеком удовольствия (правильней было бы говорить гедонизм).

Эпикур же делит наслаждения на чувственные и интеллектуальные. И первые — осуждает, т.к. за них всегда следует расплата (переел, перепил и т.д.) Этика Эпикура близка к этике стоиков.

Тит Лукреций Кар — римский автор, продолжит атомистическую линию. Поэма " О природе вещей" начинается с посвящения: "Божественному Эпикуру, который освободил нас от страха перед богами".

Содержание поэмы — очень широкая картина мира на базе атомистических идей. Рассматривает, почему сохнет белье и т.д. — живые, близкие примеры конкретный явлений (напр., круговорот воды в природе).

Сократ и Платон

Сократ (476/469 — 399)

Сократ ничего не писал и учил устно. Мы знаем о Сократе в основном из произведений Платона. Сократ — действующее лицо многих диалогов Платона.

Основная идея Сократа: человек — это некоторое подобие космоса — микрокосмос. Знание может быть получено о большом космосе изнутри человека. Отсюда знаменитый тезис Сократа: "Познай самого себя".

Сократ развивает учение о методе познания. Начинает он со знаменитого утверждения: " Я знаю, что я ничего не знаю". Этот тезис — начало познания. Дальше Сократ разыскивает способ рассуждения, который изнутри самого себя может дать знание.

Способ помощи в рождении знания Сократ называет маевтика (деятельность акушерки). Путем правильной постановки вопроса, путем столкновения противоположных мнений должно появиться правильное решение.

Большое место в учении Сократа играет идея единства мира (макрокосма и микрокосма). Сократ критикует античный полетеизм, выдвигая идею единого бога.

Платон ставил демократам в вину осуждение Сократа. В Афинах шла острая политическая борьба аристократов и демократов, аристократов поддерживала Спарта, с которой шла война. Победила Спарта, в Афинах был установлен режим тридцати тиранов, жестокий режим.

Демократическая партия сумела самоорганизоваться, оккупационная спартанская армия вынуждена была уйти из Афин, режим тридцати тиранов был свергнут. Все тридцать тиранов оказались учениками Сократа. Суд над Сократом был политическим процессом. Его не собирались казнить, его просто приговорили к смерти, он мог уйти из Афин, не был под стражей.

Сократ предпочел публичную смерть уходу в изгнание.

Продолжателем деятельности Сократа стал Платон. Не ясна аутентичность образа Сократа, возможно, мы видим Сократа в изображении Платона.

Платон (428/427 — 348/347 до н.э.). Учение Платона представляет собой наиболее полное развитие идеалистической тенденции, помимо Сократа сильно прослеживается пифагорейское начало.

Следуя идеям Сократа, большинство произведений Платона — диалоги. Платон — создатель этого жанра в философской литературе. Этот жанр просуществовал до XIX века, а, может, и до нашего времени.

Пифагорейское начало включено в Платоновское понимание картины мира. Можно выделить три концепции: о сущности мира, о познании, об идеальном обществе.

В основе — представление о резком разделении мира на сущностный мир, и эмпирический мир.

Эмпирический мир в понимании Платона внимания не заслуживает, в разных произведениях он выглядит по-разному.

Сущностный мир — мир вечный, неизменный, мир идеальных объектов. Следуя Сократу, сильно акцентирует внимание на единстве. Мир идеальных объектов одновременно и множественен и един. Состоит из множества отдельных идеальных объектов, строго организованных в систему. Мир иерархичен как пирамида. На вершине пирамиды — идея блага. Благо, по Платону, выглядит сомнительно. Мир идеальных объектов является сущностным по отношению к идеальным объектам.

Иногда эмпирический мир, по Платону, это ничто. По-гречески "то мэон".

В этом ничто как-то отпечатывается мир сущностный. Иногда Платон высказывается, что эмпирический мир — это материя, но и к материи он применяет термин "ничто", хотя это и странно. Психологически понятно, по сравнению с идеальным миром, мир эмпирический ничтожен ("ничто" = "ничтожество"). Эмпирический мир создан некрупным демоном по имени Демиург. Сейчас Демиург — звучит уважительно, у Платона это ремеследнник. В платоновской картине мира, вообще-то, места демиургам нет. J

Материя — нечто косное, грубое, инертное┘(┘начало, нет начало говорить нельзя, материя не может быть началом).

То, что образует эмпирический мир, не может понять всю тонкость и сложность идельного мира. Потому, отпечаток — это не подобие, а гнусная карикатура.

Противоречие: человеческая душа принадлежит идеальному миру, но она каким-то образом попала в эмпирический мир.

Будучи объектом идеального мира, душа воспринимала идеальным мир, а попав в мир эмпирический, она утрачивает это знание. Познание — это воспоминание душой того, что она знала в идеальном мире — "амнезис".

После смерти душа снова возвращается в идеальный мир. Бывают случаи, когда она попадает в ногого человека и этот новый человек не будет умнее умершего, так как душа не попадала в идеальный мир и не поднабралась там мудрости.

Познание в эмпирическом мире Платон считает невозможным. Эмпирический мир все время меняется, а значит — не подлежит познанию Объектом познания может быть только вечное и неизменное.

Собственно говоря, то, что мы познаем — инварианты нашего мира. Выделение инвариантов начинается во младенчестве. Структуры мозга, в которых закрепляются инварианты похожи на математические группы.

Гейзенберг в своих философских трудах придерживался платоновской идеи идеальных инвариантов.

Метафора Платона ставшая чрезвычайно известной: "Люди уподоблены пленникам, прикованным в пещере, спиной ко входу". За спиной что-то происходит, а они видят только тени на стене. Эти тени так искажают сущностный объект, что сказать о нем ничего нельзя. Кто-то освобождается, ему удается повернуться, он видит, пытается передать это слушателям, но они не понимают. Идея Платона в том, как добиться освобождения сознания.

Большое внимание Платон уделяет математическому подходу — познанию мира идеальных объектов.

Математические теоремы принадлежат миру идеальных объектов. Например существование углов треугольника равна двум прямым, но если нарисовать треугольник и измерить углы, то двух прямых не получится. По Платону, это демонстрирует различие между эмпирическим треугольником и идеальным, так как эмпирический треугольник - это грубое отражение идеального треугольника.

Платон разворачивает геометрическую картину (геометрический аспект) идеального мира. В центре интереса — правильные многоугольники — такие, которыми можно заполнить плоскость (3,4,6 — других нет).

Платон занимается правильными многогранниками. Его интересует симметрия правильных многогранников, которыми можно заполнить все пространство. Это учение оказало очень сильное влияние на развитие математики и не только математики. Идеи симметрии мира использовались в эпоху Ренессанса. Ярый платонист — Кеплер, идеи Кеплера повлияли на мировоззрение Галилея. Правильные многогранники в современной математике называются платоновыми телами.

В философию Платона принципиально входит его понятие об обществе: устройстве общества и устройстве идеального государства. В концепции общества и государства Платона представлены две важных идеи.

1. эмпирический мир крайне несовершенное отражение мира идеаальных обхектов

2. общество должно быть неизменным, любое изменение есть порча.

Неизменность должна обеспечиваться иерархичностью общества (идеальный мир также пирамидально-иерархический, наверху находится идея Блага). Такое устройство общества обеспечит максимальную неизменность.

Комбинация сословно-иерархического общества Египта и военной организации Спарты — пример такого общества.

Платон — не только основатель жанра философского диалога, но и основатель жанра философской утопии. Картина идеального устройства общества — утопия. Утопия переводится как "нигдения" ("у"= "не", "топос" = "место"). В нашем языке "утопия" — картина общества, квалифицируемая как желательная. "Антиутопия" - нежелательная.

С моей точки зрения, идея общества Платона - жуткая антиутопия для нас, и для античного общества тоже.

В идеальном государстве Платона люди жестко разделены на сословия.

Внизу стоят рабы — это не люди, это говорящий скот.

Потом идут не рабы, но существенно неполноправные — аналог спартанских пилотов.

Уделом этого слоя является физический труд, земледелие и торговля.

Дальше идут настоящие члены общества — воины и чиновники.

Когда ребенок- воин рождается, его исследуют не дефекты, если дефекты есть — его выбрасывают со скалы.

До одного года ребенка выкармливает мать. После одного года его отбирают. До пяти лет мальчики и девочки воспитываются вместе. С пяти лет мальчиков воспитывают воины, они занимаются упражнениями, готовящими ребенка к воинской службе. По достижении половой зрелости, воин приводит к ребенку самку. Другой функций у женщины в обществе Платона нет.

Когда воин стареет, он становится чиновником.

На вершине общества стоят мудрецы, не подчиненные никаким законам — управители, диктующие свои законы другим - мудрецы с рождения.

Трудолюбие и скромность — добродетели низшего слоя, храбрость, бессмертие — добродетели воина, справедливость — мудреца. Стремление к власти негативно.

Общество замкнуто, за границу нельзя, только по делам. Вернувшихся необходимо подвергнуть освидетельствованию на предмет вредных мыслей и промыть им мозги.

Писарев: "Даже самому сумасбродному тирану не приходило в голову одним росчерком пера поставить свое государство на один уровень с конным заводом. Это пришло в голову только генералу от философии Платону".

Платон понимает, что его идеальное общество утопично. Необходима монархия и Платон недвусмысленно намекает, что монархом должен быть он.

Свой проект Платон даже пытался реализовать в Сиракузах. Там часто сменялись тираны.

Тиран и деспот в нашем языке — жестокие правители. В Греции человек, который пришел к власти путем политического переворота, назывался тираном. А в Византии деспот был всего лишь государственной должностью.

Все тираны в Сиракузах были как правило из одного семейства — Дионисий.

Архимед — родственник последнего тирана, которые отправил его в научную командировку в Александрию, а потом назначил министром обороны. По легенде, военные машины хватали вражеские корабли за нос и переворачивали, а управлять ими можно было в одиночку. Когда жители города спускали со стены бревно на веревке, враги бежали с криками: "Вот оно!", а один из вражеских военачальников сказал: "А не пора ли нам прекратить воевать с этим сторуким великаном".

По легенде, тиран Дионисий продал Платона в рабства и поклонникам пришлось выкупать его за 1,5 тонны золота. Продали Платона то ли за то, что все его проекты проваливались, то ли за то, что Платон надоел своими советами. Но, согласно легенде, попытка внедрить свою модель государства у Платона была.

Карл Поппер считает Платона злым гением человечество, соблазнившим людей тоталитарной моделью устройства общества. Правда, тоталитарные общества существовали и до Платона.

Книга Поппера "Открытое общество и его враги" излагает идеи устройства общества от Платона до Маркса.

Аристотель (384-322)

Родился в городе Стагиры, иногда Аристотеля называют Стагирит.

Свою деятельность начинал как ученик Платона, быстро отделился и стал развивать своё учение, нередко критикуя Платона.

"Платон мне друг, но истина дороже" — ответ на обвинение в предательстве идей учителя. Такого высказывания не могло быть в восточной философии, там учитель всегда прав.

Аристотель критикует концепцию Платона по двум линиям.

1. Платон отрывает (мысленно) сущность от самой вещи и образует мир сущностей — такого мира нет, это неправомерная мыслительная операция.

2. Мир идеальных объектов должен быть больше мира реальных объектов. Каждому объекту реального мира соответствует идея. Между объектами есть отношения, значит каждому отношению соответствует идея. Идеи соотносятся между собой — каждому соотношению соответствует идея. Получается расходящаяся пирамида, число объектов растет факториально.

Аристотель отказывается от разделения на два мира и начинает самостоятельное осмысление мира.

Задача философии у Аристотеля, как и у Платона — выделение максимально общего.

Учение Аристотеля представляет собой свод почти всех знаний античного мира. Почти, поскольку, например, Аристотель был Антиатомистом и нечего не писал об атомах.

Он выделяет два уровня философии: теоретическую и практическую философии.

Теоретическая: Учение о сущности нашего мира — метафизика.

"Метафизика" имеет два разных значения.

а) знание о сущности нашего мира, иногда способ получения этого знания (знание сущности противопоставляется знанию только явлений), в этом значении этот термин чаще всего фигурирует в философии. Полемика о том, что только знанием является знание только явлений — феноменализм — представлена резко в античной философии. Метофизике возражали Юнг, Кант и др.

б) с XIX века идеалистическая метафизика отождествляется с метафизикой (идеалистическая метафизика — напр., метафизика Платона).

в) Гегель вводит понятие метафизики как противоположность диалектике.

Я считаю, что то, что есть диалектика — четко непонятно, а значит, что такое метафизика - еще больше непонятно.

Итак, есть два понятия метафизики: метафизика Аристотеля и метафизика Гегеля.

В зарубежной литературе обычно метафизика имеет аристотелево значение, а в гегелианской и марксистской литературе — гегелево значение. Я употребляю термин в аристотелевом значении, из уважения к Аристотелю.

В первую философию входит метафизика:

·свод трудов, в которых рассматривается сущность нашего мира;

·свод трудов, посвященных проблемам познания — органоны (латинское слово "орудие", "инструмент", "метод") — латинское происхождение вызывает подозрение, что своды написал не Аристотель, а его ученики

·логика Аристотеля

Труды Аристотеля по логике называются Аналитики: 1-я и 2-я аналитики.

В математической логике выделяются уровни исчисления высказывание, следующий уровень — исчисление предикатов.

Узкое

Расширенное

Теория нормальны алгорифмов и рекурсивных функций

Логика Аристотеля — узкое исчисление предикатов.

Вторая философия:

·космология

·физика (метафизика Аристотеля противопоставлена физике)

·биология

·география (описание земли)

·концепция общества, политика

·экономика (термин выдуман Аристотелем — производное от слова "дом"

·этика и эстетика

Все что знало античное общество входит в это учение.

Концепция сущности мира. Отвергнув платоновскую концепцию разделения на 2 мира, аристотель выдвигает идею четырех типов причин (начал)

1-й класс — материальные причины — субстрат, из которого состоит любой объект. По Аристотелю, материальная причина строится по модели Эмпедокла в сочетании с моделью ионийской школы, гибридная модель.

Аристотель принимает 4 типа материальных первоначал и добавляет пятое начало — эфир ("квинтэссенция" — пятая сущность). Эфир более фундаментален, чем остальные четыре. Эфир — главная сущность. Взаимоотношения между математическими началами регулируется вторым типом причин.

Формальные причины. Материальные субстраты, из которых состоит каждый объект бесформенный, не имеет формы.

Медь сама по себе формы не имеет, шар и статуя из меди форму имеют. Материя — это лишь возможность для существования предмета, чтобы предмет реально существовал, на него должна быть наложена форма, причем Форма в отличие от материального субстрата есть деальное начало.

В учении Аристотеля сознательно сочетается материалистическое и идеалистическое начала.

Монизм — в основу кладется одно начало (материалистических монизм, идеалистический монизм)

Дуализм - два начала. Аристотель вводит два начала — материю и форму. В отличие от Платона, Аристотель не отделяет форму от предмета, форма существует только в предмета.

Существует также форма всех форм — это Бог.

Материальный субстрат не определяет характеристик объекта. Это только возможность существования, а реальное существование связано с формой.

3-й тип — действующие причины — то, что действует на объект и вызывает какие-то изменения. Это наши обычные "причины".

4-й тип — целевые, конечные причины.

У каждого предмета есть цель.

Учение о целевых причинах — телеология — от греческого корня "телеос" — цель. Это представление о целевых причинах было одним из важнейших компонентов европейского мышления вплоть до XVII века.

Первые критики телеологии Гюйгенс и Бекен. Процесс преодоления телеологического способа мышления занял 1,5 века. В биологии телеологический способ мышления жив до сих пор: " у организма есть конечная цель, у вида тоже есть своя цель". В философском осмыслении биологии сейчас идет полемика против теологии.

Принципу наименьшего действия было дано телеологическое объяснение. Даламбер и Лагранж дали наиболее серьезную критику Мопертюи.

Телеологическая идея после Аристотеля стала одной из доминант европейского мышления. На базе метафизики Аристотель строит космологию и физику.

Космология. Наложение особой формы на эфир приводит к огню, воздухи. Огонь, воздух и т.д. есть последовательное наложения форм на эфир.

Каждый субстрат стремится занять предназначенное ему место. Тяжелые тела опускаются "вниз", а легкие поднимаются "вверх". Точнее, тяжелые собираются в центре, а легкие улетают от центра: земля затем вода, воздух, огонь — все вместе образует подлунный мир, дальше идет область эфира.

Вокруг Земли вращается Луна по круговой орбите, Солнце вращается вокруг Земли по круговой орбите, планеты вращаются вокруг Земли по круговой орбите, а дальше расположена сфера неподвижных звезд (звезды на сфере неподвижны, а вся сфера вращается вокруг Земли) Мир Аристотеля сферический (у него нет "низа" и "верха", у него есть центр и периферия центра), конечный и замкнутый.

Космология Аристотеля основывается на метафизике. Геоцентрическая сферическая модель — результат метафизики: понятий о материальной и целевой причине. Физика понимается главным образом как учение о движении. Аристотель выделяет понятие пространства в котором происходит движение, пространство трехмерно. Аристотель первым обращает внимание на проблему размерности. Пространство трехмерно, потому что число 3 совершенно.

"Совершенное" у Аристотеля — не то же самое, что в современное теории чисел. 3 является совершенным числом, потому что оно имеет начало, середину и конец.

Пространство у Аристотеля неоднородно. В однородном пространстве все точки были бы одинаковы и тело не знало бы, где ему остановиться — частный случай теоремы Эммы Нетер (закон сохранения импульса). Общая метафизика Аристотеля включает в себя представление о конечной цели и это исключает однородность пространства.

Аристотель подразделяет движения на естественные и насильственные.

Естественные движения — те, которые не требуют особой причины (например, круговые движения и движение тел к своему месту). Круговые движения являются совершенными, так как не имеют ни начала ни конца.

В современной теории инерциальное движение считается естественным.

Неестественные движения являются насильственными., т.е. требуют наличия силы — действующей причины.

Первый в истории человечества закон движения также сформулирован Аристотелем:.

На современном языке это выглядит как - формула для установившегося движения в среде с вязким сопротивлением. Чтобы лодка двигалась быстрее, надо больше гребцов, чтобы телега быстрее ехала — больше лошадей и т.д. Процесс установления движения Аристотель проигнорировал, что непростительно для мыслителя такого ранга.

На базе этого закона движения Аристотель интерпретирует все насильственные движения. Большие проблемы доставляет движение по инерции. Аристотель разрабатывает модель, которая продержалась до XVII в (до Галилея), а до XIV века безраздельно властвовала в европейском мышлении.

Все, что происходит, происходит в среде материального начала. За движущимся телом образуется зона разрежения. Среда устремляется в эту зону и подталкивает тело.

Следующий раздел учения Аристотеля — биология.

Это учения о живых организмах. В основе лежит понятие целевой причины. У каждого организма есть своя цель.

Эттелехия — внутренняя сущность организма, которая делает его таким, как он есть. Это понятие в биологии дожило до середины XX в. Аристотель — создатель телеологического типа мышления, который господствовал безраздельно до XVII века, в XVII-XVIII веках был преодолен физиками, а в биологии дожил до середины двадцатоговека. Дарвиновский механизм отбора — противоположность идее Аристотеля.

География — Аристотель описывает страны и население, как представлял себе их античный мир в IV веке до нашей эры. Ближайших соседей они знали и описать могли. Более историчны авторы такие как Геродот. Аристотель же описывает страну, где живут люди с собачьими головами. По старохристианской легенде Иисуса перенес через поток святой Христофор, который был из племени Песеголовцев, его и изображали на иконах с собачьей головой, но в XVIII в эти иконы стали изымать, сохранилось всего две или три.

Экономика — работы о хозяйственной деятельности человека. В переводе на русский — домоводство. В переводе на русский - домоводство. Много внимания Аристотель уделяет проблеме товарообмена. Любой предмет можно использовать двояко: по своему прямому назначению, либо обменять.

Анализ денежного обращения Аристотель не анализировал, хотя деньги тогда использовались. Оборот денег начали исследовать в семнадцатом веке.

Проблемы устройства общества.

По Аристотелю, человек — это животное политическое, в отличие от платоновского: "Двуного без перьев". Диоген ощипал петуха, выставил на площадь и сказал: "По определению Платона, это — человек". После чего Платон уточнил определение: "Человек — это двуногое без перьев и с плоскими ногтями".

Аристотель отделяет человека (животное политическое) от животных, которые ведут общественный образ жизни (пчелы, муравьи). Как следствие, высшая форма деятельности — занятие политикой.

Свод трудов Аристотеля, посвященный общественной жизни, называется "Политика".

До не нас дошел труд Аристотеля, но есть сведения, что в одной из своих работ он проанализировал политическое устройство 158 греческих городов — серьезный эмпирический материал. Аристотель рассматривает форму политического устройства.

Он выделяет три правильных и три неправильных (вырожденных, деградировавших) формы правления.

Правильные: монархия, аристократия, полития.

Неправильные: тирания, олигархия, демократия.

Монархия - во главе государства стоит один человек, который получил власть по наследству, тирания — в результате переворота.

Аристократия — во главе стоит группа представителей аристократических родов, а олигархи — выскочки, нувориши.

Вместо термина "демократия" Аристотель иногда употребляет "охлократия" — власть черни. Демократия противопоставляется политии. Полития — нечто среднее между демократией и аристократией, что-то вроде двухпалатной системы: палата лордов и палата общин в Англии. Роль палаты общин стала существенной в начале XVII в.

Аристотель ставит вопрос, какое государство является оптимальным. Отве очень интересный: для небольшого государства — республика, для большого — монархия. Это оправдало себя в Риме, который был маленькое республикой, а потом стал огромной империей.

Этика — два трактата по этике особого интереса не представляют. В античном мире боролись две этики: сдержанность ионийцев и Аристотеля и удовольствия гедонизма.

Эстетика — учение о прекрасном. Со времен Демокрита и Платона в античной философии боролись две эстетических концепции.

Демокрит: прекрасное — это подражание природе.

Платон: прекрасное — это изображение идеального начала.

Обе концепции сохранились до настоящего времени. Мы дальше не пошли, дальше и идти некуда, вариантов всего два. Аристотель придерживался демокритовой эстетики.

Аристотель впервые разделил литературные произведения на жанры, на стили (высокий и низкий, каждому жанру должен соответствовать свой стиль, трагедия — высокий, комедия — низкий)

Ввел теорию трех единств: места времени и действия, то что называется эстетикой классицизма. Эта теория было подорвана гораздо позднее эстетикой романтизма.

Следующий раздел — риторика.

Раздел первой философии Аристотеля: теория познания.

Основной труд — свод органом. Свод работ, посвященных проблемам познания. Видимо, труды Аристотеля были сведены уже после его смерти. Органом — латинское слово.

Аристотель очень интересно формулирует проблему познания. Процесс познания должен дать ответы на 3 вопроса:

1. Что представляет собой объект?

2. Как он существует, по каким законам?

3. Почему он существует?


Чего не хватает? Фундаментального вопроса. А как это знание проверить? Эта проблема в скрытой форме присутствует в вопросе, что такое истина.

Философия по Аристотелю — наука об истине. Не только философия познает природу, но только философия ставит вопрос о том, что есть истина.

Истина по Аристотелю — это соответствие наших представлений самому объекту (классическое определение истины, в двадцатом веке названо корреспондентской концепцией, концепцией соответствия).

Отсутствие у Аристотеля вопроса о проверке знания не случайно. В античном мире вопрос о проверке на ставился. Философское умозрение считалось достаточной проверкой правильности. Для греческой философии было характерно отрицательное отношение к практической деятельности. Это пренебрежение доходило до того, что Архимеда считали техником, а не философом или ученым.

Может быть именно поэтому в античную эпоху не появилась наука в современном смысле слова. Можно говорить об античной науке, но это лишь термин.

Этапэ формирования науки: систематизация наблюдений, создание математики, эмпирическая проверка.

Античная наука — преднаука, еще не наука. Эта недоделанность, возможно, связана с пренебрежением практической деятельностью. Практическая деятельность — удел рабов и низшего сословия.

И античная и современная наука пытаются познать мир. Но средства у них совершенно различны.

В органом Аристотеля входит известный его труд "Категории".

Категории — важнейшие понятия, классы на которых развивается наше мышление.

10 категорий: существование, сущность, место, время, положение, отношение, обладание, действие, страдание, количество, качество. (почему-то получилось одиннадцать, хм-м).

Страдание не в физическом или моральном смысле, а в смысле "быть объектом действия". В системе категорий нет понятия движения, хотя само понятие он обсуждает подробно и даже выделяет типы движения: перемещение, изменение по количеству, изменение по качеству, рождение и уничтожение.

После Аристотеля обсуждения понятия категорий стало частью философии. Многие занимались обсуждением фундаментальных понятий — категорий. До сих пор такой род деятельности, анализ категориального аппарата, занимает важное место. Сам Аристотель был не очень доволен своими категориями. Он не рассматривает проблемы иерархии этих понятий. Вряд ли выработка словаря философии возможна в одном труде и одним автором. Я подчеркиваю приоритет Аристотеля в этой области, а оценивать, хороший это приоритет, или нет, оставляю вам.

Самое важное — аналитики. Логика Аристотеля. Эта логика дошла до нас — едиднственная формализованная логическая система на протяжении более 2000 лет.

Современная логика:

1-й уровень — исчисление высказываний.

2-й — исчисление предикатов, функции от логических переменных, кванторы

3-й — теория формальных алгорифмов и рекурсивных функций

Логика Аристотеля — узкое исчисления предикатов — более сильная форма, чем прост исчисление высказываний, свод связей, правил, суждений. Включает исходную посылку (фундаментальное утверждение), малую посылку и вывод следствий из этих двух суждений.

Классификация: общеутвердительные, частноутвердительные, общеотрицательные, частноотрицательные суждения.

Структуры связей укладываются в фигуры силлогизмов. Связи Аристотель изображает четырьмя фигурами:

 

Рассматривает, какие суждения допустимы, а какие - нет.

Правило: если одна из посылок отрицательна, то и вывод должен быть отрицательным.

Первый критический анализ логики Аристотеля сделан в XVII веке. Выяснилось, что некоторые (всего 4 штуки) из суждений Аристотеля относятся к пустым классам, т.е. за 2000 лет в логику Аристотеля были внесены несущественные изменения.

Последователи объединили все труды в своды. Последователей было много и влияние Аристотеля было очень сильным.

Аристотель сформировал утвердившуюся в античном мире концепцию, каким должно быть философское произведение. Наше современное представление мало отличается от Аристотелева.

Во 2-м периоде античной философии мы рассмотрели четко выраженную материалистическую линию (античную атомистику), идеалистическую (Платон) и более сложную (Аристотель. Сформировалось также и 4-е направление.

Протагор (480-410)

Был основателем "софистики". В нашем языке это слово имеет вполне определенный оценочный смысл. Первоначально же оно обозначало любопытную вещь: все учителя учили своих учеников бесплатно, софисты же были первыми, кто начал брать плату — появились первые профессиональные преподаватели — "учителя мудрости" — софисты, философами их не называли.

Развитие этого направления дало ему дурную славу. Софисты старшего поколения (Протагор и др.) не заслуживают такой суровой оценки.

Протагор - продолжатель учения Гераклита. Гераклит считал, что о каждом предмете можно сделать противоположные утверждения и это говорит о противоречивости нашего мира — единство противоположностей. Протагор делает другой вывод: наше познание относительно — философский релятивизм.

Вопрос: а относительно чего оно относительно?

Ответ Протагора: оно относительно относительно человека.

Отсюда тезис: "человек — мерило всех вещей", и его уточнение: " всех вещей существующих, так как они существуют и всех вещей несуществующих, так как они не существуют".

Относительно вещей несуществующих тезис Протагора абсолютно верен, т.к. мерой сфантазированных вещей является сам человек.

Отступление: история — реальный процесс, а с другой стороны — дисциплина, которая его изучает (то же с психологией, физиологией и др.) На это четко обратил внимание Ф. Бэкон в труде "Новый органом" 1820 г. Фактор неоднозначности языка он назвал "идолом рынки" или "идолом площади".

Я надеюсь, что в дальнейшем, когда я говорю "история", вы из контекста поймете, идет речь о процессе или о дисциплине.

В истории философии (дисциплина) утверждается, что Сократ был создателем новой философской проблематики, он поставил проблему взаимоотношения субъекта и объекта. Но тот же вопрос раньше поставил Протагор.

Все наши суждения относительны по отношению к данному человеку.

Два направления:

1. все суждения надо оценивать с точки зрения полезности для данного человека. В XIX веке эта идея получила распространение под названием "Прагматизм".

2. Скептицизм

Протагор развивает позицию, с точки зрения которой наши знания носят сомнительный характер. Это проявляется в вопросе о существовании богов: "Я не знаю, существуют они или нет, и многое этому мешает: и краткость человеческой жизни и неясность вопроса".

Протагор — родоначальник скептицизма. Представителями скептицизма были его последователи: Горгий (483-375), Алкидам, Продик (о датах жизни почти ничего не известно).

Горгий сформулировал три тезиса (3 тезиса Горгия) — квинтэссенция скептицизма:

1. Ничто не существует

2. А если что-то существует, то оно непознаваемо.

3. А если что-то и познаваемо, то это знание другим не передаваемо.

·эпатирующая (дразнящая, вызывающая) форма тезисов.

На самом деле, это очень интересные и серьезные философские проблемы.

Первый тезис — игра, основанная на том, что понятие существования неопределяемо. Чтобы определить "существование" надо предположить, что существуют те объекты, через которые мы определяем понятие существования,

которые могут быть основой для более чем интуитивного понятия существования.

Декарт только в первой половине XVII века выдвинул тезис: "Я мыслю, следовательно я существую", но до Декарта надо еще дожить, а до этого 1-й тезис оставался крупной философской проблемой.

Второй тезис — классика скептицизма (с XIX в - агностицизма, основатель агностицизма — биолог Гексли (дед писателя Хаксли)). В развернутом виде этот тезис представляет собой учение Давида Юма и Канта.

3-й тезис оказался камнем преткновения для неопозитивизма. Представим себе, что исключительным источником знания являются ощущения (сенситивизм, Дж. Лок (1702-1732)). Я говорю: "Доска зеленая". Вы говорите: "Доска зеленая". А как проверить, что ваше "зеленая" и мое "зеленая" - одно и то же?

Проблемы (тезисы) Горгия дожили до XX века.

Активным представителем старшей софистики были Алкидам и Продик — первые открытые атеисты. Они первые отвергли существование богов. Самым интересным было то, что подавляющее большинство философов исходило из того, что естественным для человечества является рабовладение. Софисты (Алкидам и Продик) первые стали сомневаться в этом. Для общества, в котором все базировалось на рабском труде нужно было обладать не только интеллектуальной, но и нравственной смелостью, чтобы усомниться в рабовладении. Их нередко изгоняли из городов, но будучи известными, они легко находили убежище в соседних городах.

Затем софизм начал вырождаться. Исходя из исходного утверждения Протагора об относительности знания. Софистика вырабатывает знания и технику доказательства чего угодно. Техника состоит в том, что идет игра на многозначности слов и происходит подмена одного термина другим.

Например: Не потерял ли ты 100 рублей? Раз не потерял, значит они у тебя есть. Дай мне их взаймы.

"Не было — не потерял", "был — не потерял".

Доведения релятивизма до крайних пределов приобретал негативно — нравственный оттенок.

Корнеад (214-129) — поздний софист, абсолютный скептик, атеист,но в Афинах исправлял должность жреца. Самый знаменитый его подвиг: он возглавлял Греческое посольство в Риме. Каждый мог выступить на площади — форуме. На одном из форумов он выступил с речью в защиту справедливости и речь была его такой яркой, замечательной и убедительной, что римский форму устроил ему овацию — высшую почесть. На следующий день он выступил с критикой справедливости. И форум снова устроил овацию.

Корнеад принадлежал иной эпохе. Корнеад — 3-ей, а Протагор — 2-й.

Линию софизма и скептицизма в более позднее время продолжили:

·Пиррон — скептик (365 — 275)

·Энесидем (Энезидем) — I в. н.э.

·Секст — эмпирик — кон. II — нач. III в. н.э.


Энесидем известен как продолжатель традиции Горгия. Он составил 10 рассуждений, (10 тропоф Энесидема) в которых обосновывал невозможность познания.

Секст-эмпирик наиболее интересен, грек по происхождению, но был врачом в Риме и взял римское имя Секс.

Его идея в том, что мы не можем знать сущность нашего мира и должны ограничиться только эмпирическим описанием наблюдаемых явлений. Эта позиция была в начале XVII в детально развита Юмом. Как врач Секс-Эмпирик применял свою теорию. Представления о микробах не было, даже кровообращения не знали, так что для своего времени он был абсолютно прав.

С III в до н.э. начинается упадок античной философии. В четвертом веке Греция лишилась независимости в вошла в состав державы Филиппа, а затем — Александра Македонского. Формально греческие города были независимы, но эта независимость была сведена до уровня муниципального самоуправления. Походы Македонскогоне способствовали развитию философии. После смерти А. Македонского Греция обрела независимость, но города схватились между собой в междоусобной войне за гегемонию, что тоже не способствовало развитию философии. Со II в до н.э. Эллинский мир слышит железный шаг римских легионов. Один за другим падают греческие города государства в Италии. В I в до н.э. Афины были взяты штурмом, а жители в том чисте философы были проданы в рабство.

Римские молодые патриции знали философии (их учили пленные философы), но новых идей не вносили. До конца II в н.э. происходит изучение, пересказ, систематизация того, что уже было сделано — никаких новых идей.

Цицерон — ничего нового, пересказывал греческих философов.

Сенека, Марк Аврелий принадлежали стоицизму, который возник в начале IV в до н.э. в Греции. Наиболее характерной чертой было распространение этических учений. Все множество умов того времени разделилось между эпикуреизмом (точнее, гедонизмом) и стоицизмом.

Зенон - Стоик вел преподавание стоя около колонады — отсюда и стоицизм.

Теоретической основой стоицизма было представление об абсолютной неизбежности всего, что происходит. Эта идея была впервые развита Демокритом на атомистической основе. Стоики не были атомистами, среди них было много идеалистов, но идею Демокрита они приняли. Если все неизбежно, то надо следовать тому, тчо предписано законами. Неизбежность — судьба.

Amor fati — любовь к судьбе — то во что трансформировалось учение стоиков.

Этика стоиков: умеренность, аккуратность, отсутствие стремления к личному преуспеванию.

Анализ философских категорий у стоиков получил широкой распространение, но ничего нового они не высказали.

Сенека был учителем Нерона и крупнейшим римским ростовщиком, что слабо совместимо с отсутствием стремления к личному преуспеванию. Это ставит под сомнение искренность Сенеки.

 

Далее не Илларионов

Восточное богословие и неоплатонизм. Философия отцов церкви.

Отличием учения отцов церкви является то, что они вкладывают в свое учение минимальное личное восприятие, занимаясь пересказом божественного откровения на современном уровне, понятном остальным, несут традиционный ответ интеллектуальному вызову эпохи.

Стоит усвоить, что Христос был богом, пришедшим спасти человечество, а не просто философом и учителем. После изгнания Адама из рая весь видимый тварный мир изменился, метафизически умер. В мире не было точке, аналогично благу первобытия. И не было другого пути, чтобы выйти из этой смерти. Христос же своей смертью расколол вселенную и создал остров спасенных. Церковь своими таинствами распространяет и расширяет этот круг спасенных. Апостолы и богословы фиксируют и разъясняют этот процесс. Например, в символе веры кратко выражаются все ключевые моменты учения. А именно, Святая Троица, Отец Вседержитель, краткая история спасения мира, учения об эсхаталогии (конец мира), учения о церкви, о таинствах и воскресении. Также выражается мысль, что если Бог создал все, в том числе и мышление, то его невозможно понять как предмет, а только настолько, насколько он сам откроется в образах.

Богословие обсуждает только дополнительные вопросы к этим положениям.

Крупнейшие представители:

·Святой Афанасий Великий (293-373) (Александрия)

·Св. Василий Великий (329-379) (Новокисаид)

·Св. Григорий Ниский (младший брат Василия, умер после 394 г.)

·Св. Григорий Богослов (329-389) (Константинополь)

·Св. Иоан Златоуст

·Дионисий Аепагет


До IV в. в период гонений основные произведения - это апологии, оправдание перед судом и полемики с гностиками. Учение гностиков с точки зрения богословия — просто фантазии о боге и человека, а с общей точки зрения — искажение традиций. Видным борцом с гностиками был Ириней Лионский ( IIв). Помимо богословия в трудах отцов церкви есть отражение жизни христиан, философии и власти, христианского права и христианской экономики (домострой), антропология, аскетика и т.д.

Неоплатонизм

Платоники обожествляли Платона, но он не был для них богом в христианском смысле. Неоплатонизм — это последний мощный всплеск интеллектуальной жизни нехристианской направленности.

Основатель - Аммоний. (┘- 241). Его ученик Плотин (205-270) был главным идеологом.

Его идеи: есть единое Благо — Бог, но не личностный, ему нельзя молится, к нему нельзя приобщиться, он не мог воплотиться. Присутствует идея Троицы: Единое, Ум и Душа. Они не единосущностны, а субординированы. Из Единого вытекает Ум, из Ума вытекает Душа.

У Плотина был ученик Порфирий (234-301), он уже явно выступает против христианства. Ученик Порфирия Ямвлих уже создает свою антицерковь, а его ученик Юлиан Отступник (римский император) уже начал гонения на легализованную христианскую церковь.

В то же время, параллельно с Аммонием учился Оригин (185-254) — видных борец с неоплатонизмом, но имел ошибки, и поэтому не стал отцом, а был просто учителем церкви.

Западное богословие.

Первые девять веков церковь была едина, хотя уже в этот период наметились особенности востока и запада. Немалую роль в этом сыграло различие в языках. Среди апологетов западной патристики (от "патер" — отец церкви) следует выделить:

·Тертулиан

·Амвросий Медиоланский

·Святой Киприан

·Августин Аурелий (Блаженный) (353-430)

·Блаженный Евремей

·Св. Папа Римский Григорий


Августин старается ничего не выдумывать, так как считает, что существенно лишь то, что общеразделяемо. Все, что выдумываешь сам — это как бантик (украшение). В чем же его роль?

Во первых, после раскола в X- XI вв.запад оказался изолированным от культуры востока, древней и им современной. Августин и ему подобные ставили Запад единственным источником богословской мысли. Августин был эксклюзивной фигурой, рассматривал ряд интересных вопросов.

Августин был родом из карфагенской епархии, мать его была христианка, а отец — язычник, поэтому и сам он воспитывался как язычник. Карфаген был насыщен интеллектуальными антицерковными и школами. Августин первоначально был ритором и учителем. И по мере роста собственной известности переселялся все ближе к центру Империи. Вел бурную жизнь талантливого небедного язычника. Крещение принял только в 34 года. Прошел через множество сект, в том числи и Манихеев. В манихействе был строгий дуализм зла и доброй силы, идея противоборства в мире, идея создания мира не одной силой, а двумя, причем ведущая роль принадлежит злу. Ключевая идея — это освобождение частиц света, добра от оков и чар зла. Структура этой секты четко разделяется на 3 слоя. Первый слой — посвященные, воплощение света, которые исповедывали тайное учение, и которым все разрешалось. Второй слой, как бы их прислуга, исповедовавшие все то, что мы знаем о манихействе. И третий слой — профаны. В учении манихеев силен элемент позднего зороастризма, что не удивительно, так как основателем манихейства был перс Мани. Манихеи строго разделяли своих и чужих. Всегда были антигосударственными, тайными обществами, поэтому всегда подвергались преследованию. Большинство тайных обществ в более поздние эпохи — это наследники манихеев и гностиков.

Августин входил во второй слой, и вскоре отпал от этого учения. В то же время, Августин полемизировал с сектой и утверждал, что зло возникло как последствие гордости, свободной воли, а не следования путем Бога. После отпадения от манихеев он попал в латинский вариант неоплатонизма, и даже был его видным деятелем. Следует отметить, что латинский неоплатонизм отличался от византийского, возможно, за счет тонкостей языков.

В последствии Августин осел в г. Милане и совершил головокружительную карьеру как христианский священник. Всю жизнь писал, что чувствовал присутствие и провиденье божье. Бог, по его мнению, знал о будущем, все предвидел и привел его в конце концов в церковь. Вскоре Августин стал епископом города Гиппон и всю жизнь сохранял двойственное отношение к неоплатонизму, считая его вершиной нехристианской мысли.

Августин считается классиком учения о провидении и воле божьей. У восточных богословов все не так прямолинейно, хотя идея промысла существует, при этом внимание акцентируется на заботе, а не на предвидении. У западных же возникает проблема свободной воли и детерминизма божьего знания.

Вообще, на западе изменились некоторые моменты учения, например, в учение о троице добавили то, что дух святой исходит не только от Бога — Отца, но и от Сына. Это частное понимание, восходящее именно к Августину. Оно послужило одной из причин раскола церкви.

Августин много писал против Данатистов и других еретиков, представил интересное учение о времени и пространстве, разные тонкие, психологические и логические измышления, учение об атрибутах и т.д.

Иудейская и мусульманская философия.

Важность этой темы заключается в том, что именно через арабов и иудеев западные мыслители приобщились к античному наследию. На востоке же была непрерывная наследственность культуры или хоты бы ее части.


Арабы, после соприкосновения с христианской культурой, стали активно переводить с греческого медицину, физику и философию, но игнорировали поэзию, драму, христианское богословие. Много взяли из библиотек монофизитов и несториан. Наследие монофизитов до сих пор прослеживается у армян. Арабы по-своему переосмыслили греческие тексты. Немалую роль в этом сыграла не только разница в языках, но и совершенно другое мировоззрение. Например, разные математики (геометрия у греков, алгебра у арабов, созерцание форм греками и мистика чисел у арабов). Из этой мистики чисел возникла мистика в алхимии, каббала. При обратном переводе с арабского на латинский снова происходит некий логический сдвиг. Поэтому латинские двойные переводы сильно отличаются от греческих оригиналов.

Нельзя не отметить принципиальных отличий между постхристианским иудаизмом, исламом и христианской церковью. Первый момент, непризнание исламом боговоплощения. Для арабов Христос — просто пророк, сын девы, но не бог. Христианство же, на самом деле, это религия откровения, открытия богочеловека. Для мусульманина и иудея, религия — это откровение текста, внушенного богом человеку. У мусульман нет ни иерархии, ни церкви. Для них это переданное свыше учение. Ключевая идея — нетварность Корана. Для иудеев буквы священного алфавита — тот инструмент, которым творился мир. Нет таинств, нет богослужений, храмов, только молельни, толкователи, учителя закона Божьего.

Следующий момент — непризнание жертвенной любви Бога к людям, милости божьей в христианстве. Для христиан, мы все грешны и только благодаря милости можно спастись. Для мусульман для спасения нужно выполнять закон, спущенный сверху.

Таким образом, ключевое отличие в том, что откровение в арабском смысле, это закон, спущенный свыше. Следовательно, огромна роль пророка. Отсюда следует нерассуждающая ярость, наступательность, агрессивность ислама. Это повлияло и на католическое восприятие откровения.

Арабы попали в двойственную ситуацию, когда есть Коран — как откровение Бога и мысли Аристотеля как человека. В поисках истины сложилось несколько школ. Например, арабские аристотелики, которые утверждали, что философ — это уникальный человек, отличающийся от профанов и толпы верующих, избранный, понимающий истину в чистом виде. Народу это недоступно, поэтому возникает проблема адекватности понимания при передачи сложных мыслей. Пророк же другой. Он связан с народом. Через него истина выражается не напрямую, а в виде символов. В этом арабские и иудейские философы связаны с гностиками.

Были другие варианты, например, течение, полностью отрицающее философию. Для него пророк — это единственная истина, а философия - это ложь, а не очищение от образов. Другое течение — авераисты, для которых существуют две истины: истины философов и религиозные истины.

Примеры чистых философов — это Авиценна и Аббубацер (ибн Тафейль). Последний написал роман под названием "Живущий сын бодрствующего". В нем рассказывается о некоем человеке, в одиночку на острове постигшем все ступени познания, в том числе и высшую — познание Бога. Потом его посетил мореход и показал ему Коран. Найдя сходство в своем понимании и в понимании Корана этот человек поехал к людям, но понял, что передавать истину в чистом виде нельзя, а можно только притчами.

Сама идея противопоставления науки и религии возникла именно у арабов и иудеев. Для араба и иудея идеальными объектами (эйдосами) являются священные знаки, буквы и т.д. Общая концепция похожа на неоплатонизм, а именно: единое порождает ум и душу, они порождают идеальные объекты, от последних порождается весь видимый мир.

По приданию, Мухамед был косноязычен в обычном своем состоянии и не умел писать. Это не случайно, ведь он был не философ, а пророк, и когда через него вещал Бог, он говорил стихами, сутрами.

Для платоников, философ — это человек-глаз, внутренним взором, обозревающий весь мир, а для арабов — это человек слуха.

Для мусульман и иудеев нет возможности внутреннего преображения существа человека.

Суфии — чистые нефилософские мистики, для которых способом достижения просветления является, например, постоянное повторение имени Аллаха (современные дервиши). Большинство суфитов были поэтами и находились в сложных отношениях с арабской философии.

Среди центров арабской культуры следует назвать Дамаск, Багдад, Испанию и Марокко.

<




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.