Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные секреты. Особенности информационных правоотношений в области государственных секретов




Лекция 6. Правовое регулирование информационных отношений в области государственных секретов

1.Государственные секреты. Особенности информационных правоотношений в области государственных секретов.

2.Сведения, составляющие государственные тайну в Республике Беларусь.

3.Объекты и субъекты информационных правоотношений в области государственных секретов.

4.Защита государственных секретов. Допуск физических и юридических лиц к государственным секретам.

 

Одним из наиболее разработанных институтов информационного права является институт государственных секретов.

Информационные правоотношения в области государственных секретов регулируются Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О государственных секретах» от 29 ноября 1994 г., отдельными нормами Уголовного кодекса Республики Беларусь от 9 июля 1999 г., Указом Президента Республики Беларусь «Об утверждении перечня сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь» от 12 апреля 2004 и другими нормативными правовыми актами.

Государственные секреты представляют собой сведения, защищаемые государством в целях предотвращения их несанкционированного распространения и создания угрозы национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан.[59]

Государственные секреты подразделяются на две категории: государственная тайна и служебная тайна (ст. 17 Закона Республики Беларусь «О государственных секретах»).

Государственная тайна - государственные секреты, разглашение или утрата которых могут повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам.

Служебная тайна - государственные секреты, разглашение или утрата которых могут причинить существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан. Сведения, составляющие служебную тайну, имеют характер отдельных данных, входящих в состав сведений, составляющих государственную тайну и не раскрывающих ее в целом.

В зависимости от категории сведений, составляющих государственные секреты, характера и объема мер, необходимых для обеспечения их сохранности и защиты, устанавливаются три степени секретности сведений:

-особой важности;

-совершенно секретно;

-секретно.

В соответствии со степенью секретности сведений, составляющих государственные секреты, присваиваются соответствующие грифы секретности:

-для носителей государственной тайны – «Особой важности», «Совершенно секретно»;

-для носителей служебной тайны – «Секретно».

Присвоение носителям государственных секретов иных грифов запрещается.

Не допускается использование грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственным секретам.

Особенности информационных правоотношений в области государственных секретов заключаются в следующем:

-информационные правоотношения в области государственных секретов складываются по поводу отнесения сведений к государственным секретам, их засекречивания, рассекречивания, доступа к ним и защиты, обращения с государственными секретами, в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь;

-субъекты и объекты информационных отношений в области государственных секретов отличаются от субъектов и объектов иных информационных правоотношений;

-содержание информационных правоотношений в области государственных секретов отлично от содержания информационных правоотношений в иных сферах деятельности.

 

Сведения, составляющие государственную тайну Республики Беларусь

 

Государственная тайна, как мы отметили выше, представляют собой категорию государственных секретов, разглашение или утрата которых могут повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам.

Указом Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2004 г. № 186 утвержден перечень сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь.

Государственную тайну Республики Беларусь составляют группы сведений в области внешних сношений, экономики и финансов, науки и техники, в военной области, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и национальной безопасности Республики Беларусь.

К сведениям в области внешних сношений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь относятся сведения о стратегии и тактике внешней политики государства; о переговорах между представителями Республики Беларусь и представителями иностранных государств по выработке единой принципиальной позиции в международных отношениях; о подготовке, заключении, содержании, выполнении, приостановлении или прекращении действия международных договоров Республики Беларусь; о стратегии и тактике внешнеэкономической (торговой, кредитной, валютно-финансовой) деятельности Республики Беларусь; и др.

Сведения в области экономики и финансов о содержании планов подготовки экономики Республики Беларусь к отражению возможной военной агрессии (мобилизационные планы экономики Республики Беларусь, отраслей экономики, областей и города Минска); о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и (или) ремонту вооружения, военной техники, основных комплектующих изделий к ним, а также объемах выпуска гражданской продукции общего назначения на военное время, их сохранении и наращивании; другие сведения в данной области также составляют государственную тайну.

Государственную тайну в области науки и техники составляют сведения о прогнозных оценках научно-технического прогресса по направлениям, определяющим национальную безопасность Республики Беларусь; о содержании государственных и других программ, концепций по направлениям, определяющим национальную безопасность Республики Беларусь; о конкретных параметрах технологических процессов, методах их организации, исходных материалах, компьютерно-информационных системах и оборудовании, которые могут быть использованы в создании принципиально новых изделий, применяемых в военной и специальной технике в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь; о содержании или направленности научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работ по созданию принципиально новых или коренной модернизации существующих систем, комплексов, образцов вооружения и военной техники, а также технологий для их производства; и др.

Сведения в военной области относятся к государственной тайне, если содержат информацию о планах строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь; о содержании стратегических или оперативных планов, планов территориальной обороны, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому развертыванию Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск, воинских формирований, их боевой, мобилизационной готовности и мобилизационных ресурсах; о дислокации, организационной структуре, вооружении, численности Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск, воинских формирований и (или) состоянии их боевого обеспечения на военное время; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения принципиально новых или перспективных образцов вооружения и военной техники; и др.

Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности об организации, тактике, силах, средствах, объектах, методах, планах разведывательной, контрразведывательной и (или) оперативно-розыскной деятельности, мероприятиях по обеспечению собственной безопасности, их результатах, а также финансировании этой деятельности; о лицах, сотрудничающих (сотрудничавших) на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и (или) оперативно-розыскную деятельность, а также штатных негласных сотрудниках и сотрудниках этих органов, в том числе внедренных в организованные преступные группы, выполняющих (выполнявших) специальные задания относятся к государственной тайне.

Сведения в области национальной безопасности Республики Беларусь о содержании, организации или результатах основных видов деятельности Совета Безопасности Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Государственного центра безопасности информации при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Комитета государственной безопасности, Государственного пограничного комитета, Государственного таможенного комитета и других государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность Республики Беларусь; и другие сведения в данной сфере закрывают перечень сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь.[60]

Основными принципами отнесения сведений к государственным секретам являются: законность; безопасность личности, общества и государства; обоснованность; соотносимость с мерами защиты государственных секретов иностранных государств.

К сведениям, не подлежащим засекречиванию и отнесению к государственным секретам (государственной тайне) относят сведения о (об):

-прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной опасности;

-состоянии окружающей среды, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

-льготах и компенсациях, предоставляемых государством организациям и физическим лицам;

-фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

-размерах золотого запаса;

-обобщенных показателях по внешней задолженности;

-состоянии здоровья должностных лиц государства;

-фактах нарушения законности государственными органами, иными организациями и их должностными лицами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.