Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Англия в международных отношениях начала ХХ в




1. Англия в Первой мировой войне.

2. Англия и Версальско-Вашингтонская система международных отношений.

 

 

1. В начале ХХ в. – обострение межгосударственных противоречий. Причина – борьба за передел мира. На этом фоне особенно выделяется конфликт между Англией и Германией. Уже в 90-е гг. XIX в. Англия стала проявлять недовольство увеличением немецких товаров на мировом рынке и усилением в связи с этим конкуренции.

Столкновение между ними коснулось многих регионов мира. Особенно противоречия разгорелись в Африке, Восточной Азии и на Ближнем Востоке – основных районах экономической экспансии индустриально развитых стран.

Уже в конце XIX в. Германия начала проникать в Китай, где Англия издавна имела свои интересы, оказывая давление на Цинское правительство. Одновременно началось проникновение Германии на Ближний и Средний Восток, начали строительство Багдадской железной дороги, вблизи Суэцкого канала, что представляло угрозу морским и сухопутным путям сообщения Англии с Индией.

Немаловажными были также франко- и русско-германские противоречия.

Следствием всего этого стало формирование враждующих блоков. В 1879-1882 гг. сформировался Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия). В 1904-1907 гг. – Антанта, которая была сформирована путем ряда соглашений. В 1904 г. подписано англо-французское соглашение («Сердечное соглашение» «Entente cordinale»). В нем были урегулированы колониальные споры в Африке, стороны договорились о том, что Египет будет входить в сферу интересов Анг­лии, Марокко – Франции, были улажены также некоторые другие спорные вопро­сы. В 1907 г. подписан англо-российский договор, который урегулировал спорные притязания в Иране, Афганистане, Тибете. Иран был поделен на сферы влияния, Афганистан стал сферой влияния Англии, по Тибету было решено сохранить его статус-кво, т.е. он оставался под суверенитетом Китая.

Во всех враждующих странах началась разработка планов ведения войны. В Германии, в частности, был принят план Шлиффена, который предусматривал ве­дение молниеносной войны сначала на западе против Франции, а затем после вы­вода из войны последней, нанесение удара по России.

У Англии долгое время не было четкого плана действий сухопутной армии, т.к. ее сравнительно слабые сухопутные силы не могли иметь решающего значе­ния в войне на материке. Основной задачей ВМС в Средиземном море была защи­та своих коммуникаций, а также помощь союзникам в борьбе с флотами Тройст­венного союза. К тому же 10 февраля 1913 г. Англия и Франция подписали мор­ское соглашение, по которому основное бремя военных операций в Средиземном море ложилось на французский флот.

Начало войны. Поводом к началу войны стало убийство австро-венгерского эрцгерцога Франца-Фердинанда 28 июня 1914 г. в Сараево. В конце июля Австро-Венгрия начинает вторжение в Сербию. Россия в ответ на это объявляет мобили­зацию, Германия же в ответ на это 1 августа объявляет войну России, а 3 августа –Франции. Немецкие войска вторглись на территорию Бельгии, которая заявляла о своем суверенитете. В ответ 4 августа Англия объявила войну Германии.

Почти сразу же на северной границе Франции произошли первые воору­женные столкновения, в которых вместе с тремя французскими приняла участие и одна английская армия. Но продвижению немецких войск помешало наступление русской армии в Восточной Пруссии, которое закончилось неудачно.

После этого, в сентябре 1914 г. развернулась одна из крупнейших битв Пер­вой мировой войны – битва на реке Марна (на северо-востоке от Парижа). В тече­ние полутора недель произошло несколько локальных сражений. С 9 сентября на­чинается наступление войск Антанты. До ноября 1914 г. продолжались бои в Бельгии, после чего установился позиционный фронт.

В это же время происходят столкновения английского и германского флотов в Северном море. Несмотря на активные действия германских подводных лодок, английским ВМС удалось организовать блокаду побережья Германии.

В 1915 г. основные события происходят на Восточном фронте.

В то же время серьезной победы добился английский флот в битве у Доггер-банки в Северном море 24 января 1915 г., когда был потоплен германский крейсер «Блюхер». После этого германский флот не мог уже соперничать с английским. С февраля 1915 г. Германия развязала «неограниченную подводную войну», хотя раньше подводные лодки рассматривались только как вспомогательное средство. Водное пространство вокруг британских островов было объявлено военной зоной. 7 мая германскими подводными лодками был потоплен самый крупный англий­ский пассажирский пароход «Лузитания». И только протесты правительства США заставили Германию на время отказаться от планов «неограниченной подводной войны» и сосредоточить действия подводных лодок в Средиземном и Северном морях.

В октябре 1915 г. на стороне Тройственного союза в войну вступила Болга­рия. Для противостояния ей тогда же в Греции высадился англо-французский экс­педиционный корпус, образовав новый, Салоникский фронт. Еще один 500-тысячный корпус был высажен на Галлипольском полуострове с задачей завое­вать контроль над Дарданеллами (инициатива морского министра У.Черчилля). Но турецкой армии удалось отбить атаки и нанести противнику большой урон. К январю 1916 г. десант был эвакуирован. Единственное, что удалось англичанам – это отразить с большим трудом атаки турок в направлении Суэцкого канала.

В 1916г. опять основной удар Германия наносит на западе, в районе крепо­сти Верден (300 км от Парижа). Ее взятие открывало дорогу в центр Франции. 21 февраля 1916 г. начинается наступление немецких войск в этом районе. Битва продолжалась до декабря 1916 г., она сопровождалась огромными потерями с обеих сторон, но победителя так и не выявила.

После этого инициатива постепенно стала переходить на сторону Антанты. С 1 июля начинается наступление англо-французских войск в районе реки Сомма: 32 дивизии против 8 немецких дивизий. Это самая масштабная операция как по численности участвовавших войск, так и по использовавшимся вооружениям.

Именно здесь англичане и французы впервые использовали танки. Бои длились до ноября 1916 г. Потери с обеих сторон составили более 1 300 тыс. чел. Но перевес Антанты не позволил внести им решающий перелом в ход войны. Устаревшая тактика планомерного фронтального наступления доказала свою несостоятель­ность. Почти в одно время с этой битвой на Восточном фронте было проведено наступление русских войск (Брусиловский прорыв), что еще более ухудшило по­ложение стран Тройственного союза (к этому моменту уже Четвертного союза).

На других участках, в частности, на Салоникском фронте, где была создана 300-тысячная группировка английских, французских, сербских и русских войск, проходили бои местного значения. Более успешно велись сражения против турок. Так, весной они были разгромлены в Египте, затем начинается планомерное на­ступление в Мессопотамии, завершившееся в марте 1917 г. взятием Багдада. В ре­зультате Турецкая империя оказалась па грани военного краха.

На море в это время прошло крупное сражение в Северном море. Ультима­тум правительства США вынудил Германию отказаться в апреле 1916 г. от такти­ки неограниченной подводной войны. В этих условиях единственным способом прорвать блокаду было открытое столкновение с английским флотом. 31 мая про­изошло сражение у Ютландского полуострова. С обеих сторон в нем участвовало почти 250 кораблей (150 у англичан и 99 немецких). Но перевеса так никто и не достиг. Англичане потеряли 3 линкора и 12 других судов, немцы – 1 линкор и 9 кораблей других классов.

С этого момента решающую роль начинает играть соотношение общего во­енно-экономического потенциала коалиций.

К началу кампании 1917 г. стратегическая инициатива уже полностью на стороне Антанты, особенно после вступления в войну на ее стороне США 6 апре­ля 1917 г.

Почти сразу, 9 апреля начинается наступление войск Антанты на участке между Реймсом и Суассоном, но немецкие войска смогли отойти за оборонитель­ную «линию Зигфрида», после чего опять началось позиционное противостояние. Именно Западный фронт был определен союзниками как решающий.

Успехи англичан в Мессопотамии, Сирии и германской Восточной Африке способствовали возвышению морального духа, хотя и не могли повлиять на об­щее положение дел в Европе. Ничего не могли также поделать против болгap на Салоникском фронте.

В конце 1917 г. из войны вышла Россия, что изменило положение дел в ходе войны в целом.

В этих условиях Германия решила воспользоваться ситуацией на Западном фронте. 21 марта 1918 г. они начали наступление в Пикардии. За две недели не­мецкие войска приблизились на расстояние выстрела дальнобойных орудий по Парижу. Успехи у Германии были и на других участках. Но летом ситуация стала меняться – стали прибывать американские войска.

С 15 июля 1918 г. начинается еще одно сражение на Марне. Измотав про­тивника в оборонительных Антанты перешли в наступление.

В сентябре-октябре проходит общее наступление войск Антанты на всем фронте – от Северного моря до Италии. В составе английской армии в это время значительную роль играли австралийские и канадские части.

Германия оказалась на краю пропасти, в стране возникла революционная ситуация, она начала терять союзников: 29 сентября перемирие заключила Болга­рия, 30 октября – Турция, 3 ноября – Австро-Венгрия, а 11 ноября перемирие в Компьенском лесу подписала и Германия.

Первая мировая война на этом закончилась. Ее итоги были подведены на проходившей в 1919-1920 гг. Парижской мирной конференции.

 


2. 11 ноября 1918 г. представители германского правительства подписали в Компьенском лесу продиктованные представителями стран Антанты условия соглашения о перемирии.

Первая мировая война, длившаяся более четырех лет и унесшая десятки миллионов человеческих жизней, была наконец окончена. Перед странами-победителями, и в первую очередь перед Англией, Францией и Соединенными Штатами Америки, встала задача – обеспечить выгодное им послевоенное устройство мира. Для того, чтобы выполнить эту задачу, и главное – для выработки и подписания мирных договоров с Германией и ее союзниками, и была созвана в Париже мирная конферен­ция стран-победителей, которая начала свою работу 18 января 1919г.

В работе Парижской мирной конференции приняли участие представи­тели 27 стран. Но с самого начала обнаружился ее антидемократический характер. Порядок ее работы определяли представители великих держав, не считаясь с интересами других стран. Решение важнейших вопросов проходило не на пленарных заседаниях (их было очень немного, они проводились для официального оформления уже согласованных в узком кругу решений), а на заседаниях так называемого «совета десяти», в который входили по два представителя от каждой из пяти великих держав-победителей – Англии, Франции, США, Италии и Японии. Работа этого органа шла негласно, в глубокой тайне. Очень скоро заседания «совета десяти» сменились заседаниями еще более узкого органа. Это стал так называемый «совет четырех», где совещались главы делегаций Англии, Франции, США и Италии. Фактически же вершителями дел мирной конференции стали три человека: премьер-министр Франции Жорж Клемансо, который как глава страны, на территории которой шла конференция, стал ее постоянным председателем, премьер-министр Англии Дэвид Ллойд-Джордж и президент США Вудро Вильсон.

Важнейшей проблемой, вставшей перед руководителями Парижской мирной конференции, был вопрос о том, как, каким путем обеспечить послевоенное устройство мира. Для этого надо было решить ряд важных задач:

- выработать приемлемые для них принципы новой послевоенной системы международных отношений;

- осуществить передел сфер влияния крупнейших держав, привести их в соответствие с итогами первой мировой войны;

- решить судьбу основных объектов послевоенного передела мира – колоний Германии и владений Турецкой империи на Арабском Востоке.

Все эти проблемы неизбежно вставали и во время крупных междуна­родных конференций в прошлом, когда решался вопрос о кардинальных сдвигах в системе международных отношений. Однако Парижская мирная конференция 1919 г. проходила в принципиально новой обстановке.

Планы участников конференции.

Планы США были изложены в послании президента Вильсона конгрессу США 8 января 1918 г. Так появились знаменитые «Четырнадцать пунктов Вильсона».

В этой программе американского президента были выдвинуты весьма необычные для того времени радикальные лозунги. Они включали следующие требования, которые звучали весьма демократично:

- отмену всех тайных договоров между странами Антанты, заключен­ных ими в годы первой мировой войны с целью передела колоний и сфер влияния;

- обеспечение свободы мореплавания;

- отмену всех таможенных барьеров и международное признание принципов «открытых дверей» и «равных возможностей»;

- справедливое решение колониальных проблем и возможность признания права народов колониальных стран на независимость;

- ограничение вооружений;

- открытые и гласные переговоры о заключении мира с Германией и ее союзниками;

- создание международной организации по охране мира - Лиги Наций.

В течение нескольких месяцев на конференции в Париже шла упорная борьба между тремя крупнейшими лидерами тогдашнего мира - Ллойд-Джорджем, Клемансо и Вильсоном. Это не было случайностью, ибо три ведущие державы - Англию, Францию и США - разделяли острейшие противоречия.

В самом деле, выдвинутые американским президентом планы создания «нового мирового порядка» были абсолютно неприемлемы ни для Англии, ни для Франции.

Участие Англии в первой мировой войне было неизбежным, так как Германия, молодая и сильная империалистическая держава, открыто заявляла о необходимости передела колоний и сфер влияния. Англо-­германские противоречия на рубеже XIX-XX вв. стали основным антагонизмом системы международных отношений. Существование огромной Британской империи было поставлено под угрозу, и Англия решительно боролась за ее сохранение и расширение.

Первая мировая война привела к осуществлению задач, поставленных правящими кругами Англии. Германия была ослаблена и выведена из числа великих держав. Значительная часть германских колоний в Африке и на Тихом океане фактически была в руках Англии. Были ликвидирова­ны позиции Германии в обширных владениях Турецкой империи на Ближнем Востоке. Теперь задача Англии состояла в том, чтобы узаконить захваченную во время войны добычу и еще более увеличить могущество Британской империи как основного рычага влияния Англии на мировой арене.

Ясно, что при таких условиях усиление Соединенных Штатов никак не входило в расчеты Англии. Поэтому английская делегация на Парижской мирной -конференции во главе с Ллойд-Джорджем день за днем вела решительную борьбу против чрезмерных притязаний США, против их претензий на верховенство, против американских планов навязывания «нового мирового порядка» через Лигу Наций и лозунги «открытых дверей» и «равных возможностей», с помощью которых Соединенные Штаты рассчитывали на установление своей гегемонии в послевоенном мире.

Правда, Ллойд-Джордж, как опытный и дальновидный политик осознавал, что после первой мировой войны произошли крупные изменения. Он активно поддерживал идею создания Лиги Наций, заявляя о том, что эта идея - вовсе не монополия Вильсона. Но Ллойд-Джордж стремился не допустить преобладающего влияния США в Лиге Наций. Главная цель этой международной организации, по мнению английской делегации, должна была состоять в сохранении достигнутого после войны status quo, в создании механизма охраны колониальной системы, и прежде всего охраны Британской империи. С этой целью Англия намеревалась использовать свои ресурсы для завоевания руководящего положения в Лиге Наций и через нее для охраны status quo в международных отношениях.

В борьбе против чрезмерных притязаний Соединенных Штатов Англия нашла решительную поддержку Франции. Конечно, между Англией и Францией существовали острые противоречия, в частности, по вопросу о судьбе бывших колоний Германии и владений Турецкой империи. Поэтому между представителями этих стран на конференции в Париже шла постоянная борьба по вопросу о том, в чьи руки перейдет та или иная из этих территорий в Африке или на Ближнем Востоке.

Но все же обе делегации - и Англии и Франции, - как правило, объеди­нялись в тот момент, когда третья держава - Соединенные Штаты - предъявляла свои претензии на верховенство, на установление «нового мирового порядка», а значит и на то, что рассчитывали получить Англия и Франция.

В борьбе против идей «нового мирового порядка», основанного на новых принципах «мира и справедливости» Франция в лице ее премьер-министра Клемансо была особенно непримиримой. Дело в том, что Клемансо, в отличие от Вильсона и Ллойд-Джорджа, был типичным империалистическим политиком старой школы. Он считал все рассужде­ния о «новом мировом порядке» утопией и демагогией и неустанно боролся за то, чтобы как можно более выгодно для Франции заключить мирный договор и, в частности, получить достаточно крупную долю новых колониальных владений в Африке и на Арабском Востоке.

Идея создания Лиги Наций, в принципе, не отвергалась Клемансо. Но он решительно отвергал какую бы то ни было связь между идеей создания Лиги Наций и переделом колоний. Рассуждения о Лиге Наций как «инструменте мира и сотрудничества между народами» Клемансо считал вредной утопией. Франция, по его мнению, должна использовать Лигу Наций прежде всего для укрепления позиций Франции, опираясь при этом на сильную сухопутную армию.

Однако если Англия и Франция были, как правило, в одном лагере против США, когда речь шла об общих принципах послевоенного устройства мира и о роли Соединенных Штатов в нем, а также о необходимости быстрейшего раздела бывших германских колоний и владений Турецкой империи, то по вопросу о положении Германии в послевоенной Европе их разделяли глубочайшие противоречия.

Англия стремилась ослабить Германию как колониальную и морскую державу, а не вообще как крупную державу. Этот политический курс исходил из традиционной для Англии политики «равновесия сил» в Европе, которая издавна проводилась английским руководством. Важнейшей ее целью было создание такой расстановки сил на Европейском континенте, чтобы там существовала не одна, а по крайней мере две сильные державы, которые в значительной степени могли бы нейтрализовать друг друга. Только тогда Англия могла играть роль арбитра, а значит, завоевать руководящее положение в решении всех европейских проблем.

Для того чтобы и после окончания первой мировой войны сохранить эту руководящую роль в европейских делах, Англии надо было ни в коем случае не допустить чрезмерного усиления своего основного союзника и соперника - Франции. Поэтому делегация Англии на мирной конференции стремилась нейтрализовать усиление роли Франции сохранением ослабленной, но все же достаточно сильной Германии. На это и был рассчитан лозунг, которым руководствовалась английская делегация: «не слишком сильная Франция» и «не слишком слабая Германия».

Позиция Франции была противоположна политическому курсу Англии. Франция сама стремилась играть руководящую роль в Европе. Однако было ясно, что, пока в центре Европы существовало сильное германское государство, об установлении руководящего положения Франции на Европейском континенте не могло быть и речи. Поэтому руководители Франции после окончания войны поставили своей важнейшей задачей добиться возможно большего ослабления Германии.

Т.о., анализ общих программ и конкретных планов трех крупнейших держав-победителей показывает, как глубоки были противоречия после первой мировой войны, какая острая борьба завязывалась на мирной конференции в Париже по любому вопросу, связанному с послевоенным устройством мира.

Особенно острой и упорной была борьба между главами трех великих держав по трем важнейшим проблемам.

Сразу же после открытия Парижской мирной конференции разверну­лась острая борьба по вопросу об очередности обсуждения «важнейших проблем». Представители Франции и Англии, поддержанные делегациями Италии, Японии и ряда других стран, предлагали немедленно приступить к распределению бывших колоний Германии в Африке и на Тихом океане и владений Турецкой империи на Ближнем Востоке. Но против этого решительно выступил глава делегации США. Президент Вильсон настаивал на том, что сначала надо обсудить и принять устав Лиги Наций, сделать его неразрывной составной частью всех мирных договоров с Германией и ее бывшими союзниками, установить таким путем новый, справедливый мировой порядок и только после этого приступить к решению вопроса о судьбе бывших германских колоний и турецких владений.

Делегации Франции и Англии категорически возражали против такого порядка обсуждения. Клемансо предлагал вообще не связывать Лигу Наций с мирными договорами. Ллойд-Джордж соглашался на то, чтобы устав Лиги Наций и мирные договоры составляли единое целое, но утверждал, что разработка устава Лиги Наций - это сложное и длительное дело, а значит, надо, не теряя времени, сейчас же приступить к решению колониальных проблем.

Однако Вильсон упорно стоял на своем. Он заявил: «Мир справедливо скажет, что великие державы поспешили поделить между собой беззащитные части света, а потом стали рассуждать о Лиге Наций и союзе народов».

1) После длительных споров было решено поручить разработку устава Лиги Наций специальной комиссии. Делегаты Англии и Франции предложили включить в состав комиссии не только представителей великих держав, но и делегатов от малых стран. Они утверждали, что ими движет забота об интересах всех стран, больших и малых. Но на самом деле англо-французский блок стремился сделать комиссию возможно более многочисленной и тем самым затянуть ее работу. Однако в ответ на это президент Вильсон заявил, что он согласен на включение в состав комиссии представителей малых стран и, чтобы сделать работу комиссии максимально эффективной, он берет на себя председательство в этой комиссии.

Под руководством Вильсона в короткий срок были разработаны важнейшие положения устава Лиги Наций. Работа комиссии началась 3 февраля 1919 г., а уже 14 февраля американский президент доложил на пленарном заседании мирной конференции результаты работы комиссии - основы устава Лиги Наций. В своей речи на этом заседании Вильсон торжественно объявил о «победе идеи справедливого устройства мира». Он заявил: «С созданием Лиги Наций спадает пелена недоверия и интриг. Люди могут смотреть друг другу в лицо и говорить: мы - братья, у нас -общая цель... В лице Лиги Наций у нас есть теперь договор братства и дружбы».

Конечно, эти рассуждения американского президента были всего лишь декларацией. Предстояла еще ожесточен­ная борьба по вопросу о том, каким будет окончательный текст устава, утверждение которого намечалось лишь на апрель 1919 г., как будут интерпретированы важнейшие положения устава Лиги Наций, наконец, кто будет определять ее политическую линию.

Ллойд-Джордж и Клемансо весьма скептически реагировали на торжественные декларации Вильсона о «новом мировом порядке» и о Лиге Наций как «справедливом союзе народов». Они всячески стремились представить американского президента в глазах общественного мнения как оторванного от реальной жизни идеалиста, проповедующего утопические проекты. Вот как, например, писал о действиях Вильсона на конференции английский премьер-министр в опубликованной им книге «Правда о мирных договорах»: «Я думаю, что идеалистически настроенный президент действительно смотрел на себя как на миссионера, призванием которого было спасение бедных европейских язычников... Особенно поразителен был взрыв его чувств, когда, говоря о Лиге Наций, он стал объяснять причины неудачи христианства в достижении высоких идеалов. «Почему, - спрашивал он, - Иисус Христос не добился того, чтобы мир уверовал в его учение? Потому, что он проповедовал лишь идеалы и не указывал практического пути для их достижения. Я же предлагаю практическую схему, чтобы довести до конца стремление Христа». Помню, - продолжал Ллойд-Джордж, - что, услышав эти слова, Клемансо широко раскрыл свои темные глаза и внимательно оглядел всех присутствующих, как бы предлагая оценить смысл сказанного».

Тем не менее, в борьбе за первоочередное обсуждение вопроса о статусе Лиги Наций Вильсон добился ряда успехов. Прежде всего, на конференции было решено, что устав Лиги Наций будет неразрывной составной частью мирных договоров. Кроме того, было признано необходимым, чтобы все мирные договоры были основаны на принципах, изложенных в «Четырнадцати пунктах» Вильсона. Правда, многое зависело от того, как будут конкретно интерпретированы эти принципиальные решения конференции. Но все же первые успехи Вильсона были налицо.

2) Второй вопрос, по которому шла особенно острая борьба на Париж­ской мирной конференции, - это вопрос о репарационных платежах Германии.

Поскольку все участники конференции были единодушны в том, что ответственность за развязывание первой мировой войны должна быть возложена на Германию, они столь же единодушно решили, что Германия должна выплачивать репарации странам, подвергшимся нападению, за тот ущерб, который был нанесен им в ходе военных действий. Однако вопрос об общем размере репарационных платежей и о распределении их между странами - получателями репараций вызвал ожесточенные споры.

С наибольшими претензиями в репарационном вопросе выступили Франция. Исходя из своего плана возможно большего ослабления Германии, французская делегация предложила установить общую сумму репарационных платежей Германии в размере от 450 до 480 млрд золотых марок. Это была поистине астрономическая сумма - она в десять раз превышала общую сумму национального богатства Франции. Но эта гигантская сумма платежей предлагалась вполне сознательно. Во-первых, лидеры Франции видели в громадных репарациях средство, с помощью которого можно было бы держать экономику Германии в подавленном состоянии в течение многих десятилетий и ни в коем случае не допустить возрождения экономического могущества Германии. Во-вторых, за счет репарационных платежей, львиную долю которых французская делегация надеялась выторговать для своей страны, французская крупная буржуазия намеревалась неплохо поживиться.

Представители Англии и США решительно отвергали репарационные планы Франции. Они выступали за гораздо меньшую общую сумму репарационных платежей Германии. По исчислениям английских и американских экспертов, эта сумма должна была составлять от 50 до 100 млрд золотых марок.

Не менее острая борьба между Францией и Англией развернулась по вопросу о том, на какую долю репарационных платежей намерена претендовать каждая из стран-получателей. Французский премьер-министр Клемансо настаивал на том, чтобы доля Франции была установлена в размере 58% общей суммы репараций, соглашаясь на то, чтобы Англия получила 25% этой суммы, а остальные 17% были распределены между остальными странами - получателями репараций. Ллойд-Джордж предлагал уменьшить долю Франции до 50% и увеличить долю Англии до 30%. Со своей стороны, президент Вильсон, не претендуя, разумеется, на получение репараций Соединенными Штатами, пытался добиться компромисса между Францией и Англией и предлагал установить соотношение предназначенных для этих двух стран долей платежей соответственно в размерах 56 и 28% общей суммы репараций.

Споры по репарационному вопросу на Парижской мирной конферен­ции были настолько острыми, что вплоть до конца ее работы этот вопрос так и не получил своего разрешения.

3) Т ретьим вопросом, по которому лидеры «большой тройки», как часто называли лидеров трех крупнейших стран, особенно ожесточен­но сражались между собой, был вопрос о судьбе бывших германских колоний в Африке и на Тихом океане и бывших владений Турецкой империи на Арабском Востоке.

Споры по этому вопросу были необычайно ожесточенными. Когда после одного из заседаний «большой тройки» репортеры спросили у президента Вильсона о результатах обсуждения, тот недовольно буркнул: «Блестяще, мы разошлись абсолютно по всем вопросам».

Разумеется, для Клемансо, а в значительной мере и для Ллойд-Джорджа, наиболее целесообразным принципом решения судьбы бывших германских колоний и турецких владений было поделить между собой эти территории. Такие предложения и в самом деле неоднократно выдвига­лись в ходе работы мирной конференции. Правда, с ними чаще всего выступали не сами представители Англии и Франции, а либо делегаты английских доминионов, либо представители стран, зависимых от Франции. И это не было случайностью. После первой мировой войны, когда в колониях и зависимых странах разгорелось сильное национально-освободительное движение, простое присоединение тех или иных территорий к колониальным владениям крупнейших держав мира могло вызвать огромное возмущение общественного мнения всех стран. Поэтому необходимо было выдвинуть новые принципы решения колониальных проблем, которые выглядели бы более цивилизованными и более справедливыми.

Это прекрасно понимал президент Вильсон, и с этим не могли не считаться Ллойд-Джордж и даже Клемансо. В качестве такого нового принципа на Парижской мирной конференции 1919 г. была выдвинута идея мандатной системы. Провозглашалось, что все важнейшие объекты послевоенного передела мира - германские колонии и владения Турецкой империи - больше не будут находиться в колониальной зависимости. Но одновременно с этим утверждалось, что в силу своей отсталости и неподготовленности они сразу же не могут получить политическую независимость. Из этих посылок следовал вывод, что необходимо выработать систему мандатов на управление этими территориями на срок, необходимый для подготовки к независимости.

Однако сразу же вставал ряд вопросов. Кто получит мандаты на управление теми или иными территориями? Кто будет решать вопрос о выдаче мандатов? На каких условиях они будут выдаваться? По всем этим вопросам развернулась острая борьба. Президент Вильсон в ходе разработки устава Лиги Наций выдвинул принцип «обезличения», интернационализации мандатов. Согласно этому принципу, мандаты на управление территориями передавались в руки Лиги Наций.

Англичане и французы категорически возражали против этого. Они настаивали на том, чтобы мандаты на управление распределяемыми колониальными территориями передавались той или иной крупной державе и после упорной борьбы добились принятия этого принципа.

Не менее острую борьбу вызвал и вопрос о том, кто будет решать проблему распределения мандатов. Уступив в вопросе об интернациона­лизации мандатов, Вильсон добивался того, чтобы вопрос о выдаче мандатов на управление той или иной территорией решался Лигой Наций. Однако и Ллойд-Джордж и Клемансо выступили против этого и провели другой принцип: решение вопроса о выдаче мандатов должно принадле­жать мирной конференции, т.е. фактически «большой тройке», и лишь официально вручаться затем избранной державе от имени Лиги Наций. Следовательно, и в этом вопросе фактически победила англо-французская линия, ибо Вильсону на заседании «большой тройки» было очень трудно преодолеть объединенный фронт Ллойд-Джорджа и Клемансо.

Это не могло не сказаться на условиях, по которым должно было осуществляться управление подмандатными территориями. По решению мирной конференции прежние владения Турецкой империи на Ближнем Востоке и бывшие германские колонии в Африке и на Тихом океане - основные объекты послевоенного передела мира - были разбиты на три группы.

В первую группу – «группу А» - были включены прежние владения Турции на Арабском Востоке - Сирия, Ливан, Палестина, Трансиордания, Ирак. Эти наиболее развитые регионы формально были признаны независимыми территориями с правом на участие в их административном управлении. Но одновременно утверждалось, что народы этих стран еще не готовы к тому, чтобы стать полностью независимыми и суверенными и поэтому нуждаются в опеке со стороны той или иной цивилизованной державы. Эти державы и должны были получить мандаты на управление этими регионами, чтобы подготовить народы подмандатных территорий к самоуправлению и независимости.

Во вторую группу – «группу В» - были включены бывшие колонии Германии в Восточной Африке (которые стали вскоре именовать­ся Танганьикой), в Центральной Африке (Руанда-Бурунди), а также германская Юго-Западная Африка. Эта группа территорий не получала даже формальной независимости. Они должны были управляться обладателями мандатов на условиях запрещения торговли рабами, оружием, алкоголем, а также на условиях защиты свободы совести и религиозных убеждений подмандатного населения. Наконец, в третью группу – «группу С» - вошли бывшие колонии Германии в Западной Африке (Того, Камерун) и в Тихом океане (восточная часть Новой Гвинеи с прилегающими островами, западная часть архипелага Самоа, а также архипелаги островов севернее экватора - Каролинские, Марианские и Маршалловы). Эти наиболее отсталые регионы должны были управляться по законам государства, обладающего мандатом, как составная часть его территории.

Т.о., на Парижской мирной конференции 1919 г. разгоре­лась ожесточенная борьба между крупнейшими державами по всем обсуждавшимся там вопросам.

 

28 июня 1919 г. в одном из дворцов Версаля, бывшей резиденции французских королей, был подписан мирный договор с Германией, получивший название Версальского договора. Позже, в течение 1919 -1920 гг., были разработаны и подписаны мирные договоры с бывшими союзниками Германии - Сен-Жерменский (с Австрией, 10 сентября 1919 г.), Трианонский (с Венгрией, 4 июня 1920 г.), Нейиский (с Болгарией, 27 ноября 1919 г.) и Севрский (с Турцией, 10 августа 1920 г.). Все эти договоры, вместе взятые, и создали так называемую Версальскую систему послевоенного устройства мира.

Сердцеви­ну послевоенной системы международных отношений составил Версальский мирный договор. Во-первых, этот договор предусматривал передачу части территории Германии соседним с нею государствам. На западе от Германии отбирались прежде всего Эльзас и Лотарингия, которые были захвачены ею во время франко-прусской войны 1870 - 1871 гг. Они возвращались Франции. Кроме того, у Германии была взята очень важная в экономическом отношении Саарская область. Крупные залежи каменного угля, имеющиеся там, были отданы в пользование Франции. Сама же Саарская область на 15 лет передавалась под управление Лиги Наций. По истечении этого срока среди населения Саара должен был быть проведен плебисцит по вопросу о его дальнейшей судьбе. Наконец, небольшие территориальные приращения на основе проведенных плебисцитов получили Бельгия (округа Эйпен и Мальмеди) и Дания (северная часть Шлезвига). На востоке от Германии отделялись значительная часть Западной Пруссии, часть Померании и Познанская область. Из этих земель был образован так называемый «польский» или «данцигский» коридор - территория с узким выходом к Балтийскому морю в районе города Гдыня. Все эти территории передавались вновь создаваемому Польскому государству. Город Данциг (теперешний Гданьск) с областью вокруг него становился «вольным городом» под управлением Лиги Наций. После плебисцита к Польше отходила также часть Верхней Силезии. Наконец, у Германии отторгалась Мемельская (Клайпедская) область, которая позже была включена в состав вновь созданного Литовского государства. В общей сложности по условиям Версальского мирного договора Германия теряла 1/8 часть своей территории и 1/12 часть населения страны.

Во-вторых, в Версальском договоре были важные статьи, определяв­шие положение Германии в послевоенной Европе.

Прежде всего, все левобережье Рейна на 15 лет оккупировалось союзными войсками. Оккупированная территория делилась на три зоны с центрами в Кельне, Кобленце и Майнце. Кроме того, вдоль всего правого берега Рейна создавалась демилитаризованная зона шириной в 50-60 км, где не должно было быть никаких военных сооружений или войск Германии. Все существовавшие ранее военные укрепления в районе Рейна предписывалось срыть.

Военные силы Германии были резко ограничены. Германия была лишена права держать крупную постоянную армию. Ей разрешалась лишь армия в 100 тыс. солдат, причем она должна была набираться не на основе всеобщей воинской повинности, а на основе вольного найма. Весь германский военный флот, за небольшим исключением, передавался союзникам, Германию лишили права иметь подводные лодки, военную авиацию, запретили ей строить корабли большого тоннажа.

Наконец, Версальский договор обязывал Германию платить репарации за ущерб, нанесенный странам Антанты в годы войны. Однако ни вопрос об общей сумме репараций, ни распределение этих платежей между странами Антанты до конца конференции так и не получили своего разрешения. Была создана особая репарационная комиссия, которой поручалось до 1 мая 1921 г. изучить проблему и предъявить германскому правительству окончательные репарационные требования. До этого срока Германия должна была уплатить в счет репараций 20 млрд золотых марок.

В-третьих, Версальский договор распределил бывшие германские колонии, раздав мандаты на управление ими.

Африканские колонии Германии поделили Англия и (в меньшем объеме) Франция. К Англии отходила германская Восточная Африка. получившая затем название Танганьика, западная половина территории Того и небольшая часть Камеруна, граничившая с Нигерией. Британский доминион Южно-Африканский Союз получил мандат на управление германской Юго-Западной Африкой, получившей впоследствии название Намибия. Меньшая часть бывших колониальных владений в Африке - восточная половина территории Того и большая часть Камеруна - перешли в распоряжение Франции. Территория Руанды-Бурунди была передана Бельгии.

Тихоокеанские владения Германии были поделены между Японией и Англией. Япония получила в свое управление тихоокеанские острова, расположенные севернее экватора, - Марианские. Каролинские и Маршалловы. В ее руки перешла также бывшая военно-морская база Германии на территории Китая - Кяо-Чао. Кроме того, Версальский договор санкционировал произведенный Японией во время первой мировой войны захват китайской территории в районе полуострова Шаньдун. Бывшие германские колонии, расположенные в Тихом океане южнее экватора, - восточная часть Новой Гвинеи с прилегающими островами и западная часть архипелага Самоа - были переданы соответственно под управление британских доминионов Австралии и Новой Зеландии.

Договоры, заключенные на протяжении 1919 - 1920 гг. с бывшими союзниками Германии, также сильно перекроили карту Европы и Азии.

Во-первых, с территории Европы исчезла огромная многонациональ­ная Австро-Венгерская империя. Многолетняя борьба народов Австро-Венгрии за независимость заставила руководителей Парижской мирной конференции признать политическую независимость ряда регионов. Кроме самих Австрии и Венгрии было образовано независимое Чехословацкое государство. Территория Сербии и Черногории, которые до первой мировой войны были самостоятельными государствами, была сильно расширена за счет присоединения к ним других областей, населенных южнославянскими народами, - Словении, Хорватии, Далмации, Боснии и Герцеговины, Македонии. Из всех этих территорий было образовано Сербо-Хорвато-Словенское государство (Королевство сербов, хорватов и словенцев), получившее впоследствии название Югославии. Остальные территории, ранее входившие в состав Австро-Венгрии, руководители Парижской мирной конференции разделили, мало считаясь с национальными принципами. Полуостров Истрия с городом Триестом на побережье Адриатического моря, а также расположенный в предгорьях Альп Южный Тироль получила Италия. В состав Польши вошли Галиция и Западная Украина. Наконец, Трансильвания и Буковина были отданы Румынии. Весь морской флот Австро-Венгрии, а также ее дунайская флотилия перешли в руки стран-победителей.

Во-вторых, после войны была значительно ослаблена Болгария - бывшая союзница Германии в первую мировую войну. Договор в Нейи закрепил за Румынией Южную Добруджу, отторгнутую от Болгарии еще в довоенные годы. Небольшая территория на западе Болгарии была передана Югославии. Наконец, Западная Фракия, через территорию которой Болгария имела ранее выход к Эгейскому морю, была теперь отторгнута и позже передана Греции. У Болгарии был отнят почти весь флот, резко ограничена численность армии. На Болгарию наложили крупную контрибуцию в размере 2,5 млрд франков.

Наконец, в-третьих, конференция в Париже санкционировала раздел владений бывшей Турецкой империи и, по сути дела, пыталась превратить Турцию в полуколонию крупнейших держав. По условиям Севрского договора, территория Турции ограничивалась Малой Азией и небольшой областью вокруг Стамбула на европейском берегу Босфора. Остальные европейские владения Турции, а также крупный порт на малоазиатском побережье Эгейского моря - Измир - передавались Греции. Азиатские владения Турции на Арабском Востоке были разделены между Англией и Францией. Англия получила мандаты на управление Палестиной, Трансиорданией и Ираком, а Франция - мандаты на управление Сирией и Ливаном. Кроме того, предполагалось решить вопрос о передаче мандатов на управление еще двумя областями, входившими в состав Турецкой империи. Первой из них была Армения, в состав которой предполагалось включить Западную Армению, армянское население которой было почти полностью истреблено в результате геноцида 1915 г., проведенного турками, и Восточную Армению, входившую в состав Российского государства, а в 1918 г. получившую независимость. Второй областью, которую намечалось объявить подмандатной территорией, был Курдистан, где жила основная масса курдского населения.

Проливы Босфор и Дарданеллы передавались под контроль междуна­родной комиссии из представителей великих держав. Был установлен и международный финансовый контроль над Турцией.

Однако в отличие от всех остальных договоров, заключенных в 1919-1920 гг.. Севрский договор полностью не был осуществлен. Полному превращению Турции в колонию великих держав помешало национально-освободительное движение турецкого народа, развернувшееся после окончания первой мировой войны. Это массовое движение привело к свержению власти султана и к образованию национального правительства Турции во главе с Мустафой Кемалем. Новое правительство установило дружественные отношения с Советской Россией и сумело организовать народный отпор англо-греческим войскам, вторгшимся в Турцию, и внутренней контрреволюции в лице султана и окружавших его феодаль­ных кругов. Турция была провозглашена независимой республикой. Все это фактически аннулировало Севрский договор. Он был заменен другим договором, который был подписан в 1923 г. в Лозанне. Лозаннский договор признал независимость Турции, отменил иностранный финансовый контроль над нею и возвратил Турции Измир и Восточную Фракию. В составе Турции остались Западная Армения и Курдистан, что помешалоих превращению в подмандатные территории, но, с другой стороны, сохранило вплоть до настоящего времени систему национально­го гнета для курдского населения (армянского населения в Турции после 1915 г. фактически не осталось). Бывшие турецкие владения на Арабском Востоке (Сирия, Ливан, Ирак, Палестина и Трансиордания) остались подмандатными территориями Англии и Франции.

Версальский и другие мирные договоры, заключенные в Париже в 1919 - 1920 гг., в конце 1921 и начале 1922 г. были дополнены новыми договорами, принятыми на Вашингтонской конференции.

Наибольшие выгоды от Версальской системы получила Англия. В ее руки перешли важнейшие германские колонии. Именно она получила львиную долю при разделе бывших турецких владений. Главный конкурент Англии - Германия - на время был выведен из строя. Очень важную роль Англии удалось завоевать в Лиге Наций. Занимая как великая держава одно из постоянных мест в Совете Лиги Наций, Англия располагала не одним, а фактически шестью голосами в общем собрании членов этой организации - Ассамблее Лиги, так как членами Лиги Наций стали все четыре тогдашних английских доминиона - Канада, Австралия, Новая Зеландия и Южно-Африканский Союз, а также крупнейшая и наиболее важная колония Англии - Индия.

Подведение итогов вой ны и передел мира был продолжен на Вашингтонской конференции.

Она открылась 11 ноября 1921 г. В работе конференции приняли участие представители девяти стран - США, Англии, Франции, Японии, Италии, Бельгии, Голландии, Португалии и Китая. На конференции присутствова­ли также представители английских доминионов и Индии.

Готовя конференцию, американское правительство выдвигало на первый план в своей пропаганде популярные в общественном мнении лозунги сохранения мира и сокращения вооружений. Не случайно, открывая конференцию, президент Гардинг торжественно декларировал:

«Мы надеемся установить в мире лучший порядок, который вернет миру спокойствие».

Однако на самом деле весь ход конференции, от начала и до конца, отражал стремление американской дипломатии взять реванш за свое поражение в Париже и добиться существенного усиления своей роли в решении ряда важнейших международных проблем.

Какие конкретные задачи ставили Соединенные Штаты, выступая с инициативой созыва Вашингтонской конференции девяти держав?

Во-первых, США стремились обеспечить для себя руководящее положение в Китае. Соединенные Штаты решили во что бы то ни стало оттеснить своих конкурентов, и в первую очередь ослабить позиции Японии в экономике и политике Китая. Во-вторых, США стремились добиться отказа Англии от господства на море. Выдвинув лозунг ограничения морских вооружений, американская делегация рассчитывала добиться равенства Англии и США в тоннаже военно-морского флота. Наконец, в-третьих, США поставили задачу - не допустить нарушения статус-кво в бассейне Тихого океана.

Вашингтонская конференция продолжала свою работу в течение почти четырех месяцев. Она завершила свои заседания 6 февраля 1922 г. Каковы были ее итоги? Опираясь на свое чрезвычайно возросшее экономическое могущество, используя такой важный рычаг воздействия на другие страны, как их военные долги Америке, Соединенные Штаты добились на Вашингтонской конференции осуществления своих основных требований.

Прежде всего, на конференции был разработан и подписан так назы­ваемый «договор девяти держав» (6 февраля 1922 г.). Выдвигая проект этого договора, Соединенные Штаты пытались обеспечить более выгодные для них условия проникновения в Китай. С этой целью американская делегация выступила с лозунгом уважения суверенитета, независимости и территориальной целостности Китая. Осуждая раздел Китая на сферы влияния, американские представители настаивали на том, чтобы все державы руководствовались в своих отношениях с Китаем принципами «открытых дверей» и «равных возможностей». По мнению США, Китай должен был стать как бы полем «равного соревнования» всех держав в укреплении своих позиций в этой стране.

Совершенно ясно, что принятие «договора девяти держав» было серьезным успехом Соединенных Штатов. Лозунги «открытых дверей» и «равных возможностей» были выдвинуты американскими политиками еще в 1899 г., но только в 1922 г., на Вашингтонской конференции, они получили международное признание. Американские представители справедливо рассчитывали на то, что Китай, признанный как бы «общей собственностью» великих держав, в перспективе станет объектом преимущественного влияния сильнейшей из этих держав, какой Соединенные Штаты не без оснований считали себя.

Успех США был ясно виден и из того факта, что, по условиям «дого­вора девяти держав», Япония вынуждена была отказаться от ряда преимуществ, которыми она ранее обладала в Китае. Так, например, она отказывалась теперь от исключительного права предоставлять Китаю займы на строительство железных дорог в Маньчжурии, где Япония обладала наиболее сильными позициями, а также посылать туда своих советников. Кроме того, Япония отказывалась от захваченной ею в годы первой мировой войны территории в районе полуострова Шаньдун, которая, во изменение условий Версальского мирного договора, возвращалась Китаю. Все это, конечно, ослабляло позиции Японии в этой стране, а значит, было на руку Соединенным Штатам.

Другой важной победой США на Вашингтонской конференции 1921-1922 гг. было принятие так называемого «договора пяти держав» (6 февраля 1922 г.) о сокращении морских вооружений.

Стремясь лишить Англию первенства в тоннаже военно-морского флота, Соединенные Штаты выступили с программой крупного ограничения морских вооружений. Глава американской делегации, государственный секретарь США Чарлз Эванс Хьюз на первом же заседании конференции выдвинул три основных предложения: во-первых, временно прекратить строить линкоры особенно большого тоннажа: во-вторых, вывести из строя некоторые корабли, уже состоявшие на вооружении морских держав, и, в-третьих, установить соотношение тоннажа основных категорий военно-морского флота великих держав.

Выдвигая эту радикальную программу ограничения морских вооруже­ний и рекламируя свои предложения как свидетельство миролюбия Америки, руководящие круги США, конечно, и не помышляли о действительном разоружении. Об этом говорил хотя бы тот факт, что незадолго до созыва конференции американский конгресс утвердил новые крупные ассигнования на расширение военно-морского флота. Но все же военно-морские силы США по-прежнему значительно отставали от военно-морского флота Англии. Опасно приближался к размерам американского флота и японской военно-морской флот. Немедленное увеличение американского военно-морского флота требовало новых, очень крупных средств, а главное, было крайне затруднительным из-за сильных пацифистских настроений общественного мнения. Поэтому, предлагая временно приостановить постройку мощных линкоров, американская делегация рассчитывала на то, что, хорошо подготовившись и проведя необходимую обработку общественного мнения. Соединенные Штаты с течением времени ликвидируют резкое преобладание английского военно-морского флота над американским, которое имело место в начале 20-х гг., и оставят далеко позади военно-морской флот Японии.

Не менее важное значение имел и тот факт, что через Панамский канал, крупнейшую военно-морскую базу США, не могли проходить корабли, водоизмещением более 35 тыс. т. Между тем Англия, а вслед за ней и Япония, приступили в те годы к строительству линкоров с тоннажем 40-45 тыс. т. Если бы Соединенные Штаты, соревнуясь с ними, начали строить такие же линейные корабли, то сфера действия американского военно-морского флота была бы существенно ограничена и переброска военных кораблей из Атлантического в Тихий океан и обратно потребова­ла бы гораздо большего времени. Ясно, что на это Соединенные Штаты согласиться не могли, стремясь иметь неограниченные возможности маневрирования своего военно-морского флота. Это и стало одной из дополнительных причин того, что американская делегация настаивала на запрещении постройки линкоров водоизмещением более 35 тыс. т. Такое условие и было записано в «договоре пяти держав», под которым поставили свои подписи представители США, Англии, Японии, Франции и Италии. Уже одно это было значительным успехом американской делегации.

Но еще более важным для Соединенных Штатов был другой пункт «договора пяти держав». Преодолев сопротивление своих партнеров-конкурентов, американская делегация добилась установления выгодного для США соотношения тоннажа крупнейших категорий военно-морского флота - линкоров и авианосцев. Соотношение тоннажа линейных флотов США, Англии, Японии, Франции и Италии было установлено соответст­венно в пропорции 5: 5: 3: 1,75: 1,75. Этой пропорции соответствовали абсолютные размеры тоннажа линкоров, установленные Вашингтонской конференцией, в 525 тыс. т. для США и Англии, в 315 тыс. т. для Японии и в 175 тыс. т. для Франции и Италии. Следовательно, Соединенные Штаты добились установления принципа равенства своего линейного флота с английским, а тоннаж японского линейного флота был установлен на значительно более низком уровне.

Американская делегация пыталась распространить это соотношение и на все другие категории военно-морского флота - крейсеры, эсминцы и подводные лодки, но потерпела неудачу. Против американских планов решительно выступила делегация Англии. Особенно упорно она возражала против распространения принятой для линейного флота пропорции на крейсерский флот. Это не было случайностью, ибо быстроходный крейсерский флот был крайне необходим Англии для эффективной связи с разбросанными по всему миру частями Британской империи. Сопротивление Англии помешало распространить установлен­ную для линкоров и авианосцев пропорцию на крейсеры и эсминцы.

Острые споры так и не позволили делегации США добиться распро­странения установленного для линейного флота соотношения тоннажа на все категории военно-морского флота великих держав. Но даже одно лишь решение для линейного флота было крупной победой американской дипломатии.

Наконец, третьим важным документом Вашингтонской конференции был «договор четырех держав» (13 декабря 1921 г.) (США, Англии, Японии и Франции) о «совместной охране своих прав и интересов в бассейне Тихого океана». Это был пакт четырех крупнейших держав о совместной защите status quo в этом важном районе земного шара. Одна из статей этого договора гласила, что после ратификации «договора четырех держав» теряет силу англо-японский союзный договор, заключенный в 1902 г. и возобновлен­ный в 1911 г. Это была еще одна победа американской дипломатии. Соединенным Штатам теперь уже не противостоял в бассейне Тихого океана англо-японский блок. Правда, делегаты Англии на конференции успокаивали своих японских коллег, утверждая, что англо-японский договор был не аннулирован, а заменен четырехсторонним пактом. Однако один из членов японской делегации по-другому оценил этот факт. «Вы устроили нашему союзу блестящие похороны», - заявил он.

Т.о., созыв и решения Вашингтонской конференции 1921-1922 гг. стали первой крупной победой Соединенных Штатов после окончания первой мировой войны. Впервые после войны им удалось добиться реального усиления их роли в сфере мировой политики Опираясь на свою резко возросшую финансово-экономическую мощь, Соединенные Штаты взяли хотя и частичный, но все же реванш за свое поражение в Париже. В этом смысле Вашингтонская конференция, будучи продолжением Версаля, в то же время стала и его частичной ревизией.

Сам созыв и решения Вашингтонской конференции ясно показали, что Версальская система непрочна, что она в лучшем случае может на время урегулировать противоречия между крупнейшими державами, но не способна их устранить. И после проведения Вашингтонской конференции эти противоречия продолжали сохраняться и обостряться.

Версальско-Вашингтонскую систему международных отношений не могло не ослаблять и то, что она в целом была основана на империалисти­ческих принципах и не отвечала стремлениям народов мира установить принципы справедливости не только во внутреннем строе государств мира, но и в системе международных отношений.

История последующих двадцати лет показала эту хроническую непрочность Версальско-Вашингтонской системы. Противоречия, заложенные в ней, в конечном счете привели мир ко второй мировой войне.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.