Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система образования

В конце XIX — начале XX в. большинство населения России оставалось неграмотным, особенно крестьяне. Однако развитие капитализма требовало грамотных и профессионально подготовленных людей. Царское правительство было вынуждено пойти на некоторые уступки требованиям о расширении народного образования. Если к 1860 г. (по данным переписи) было грамотным всего около 6% населения, то к 1897 г. уже более 21% населения умело читать (среди женщин число грамотных было ниже — 13%.

В 80–90-е гг. возросло количество воскресных школ, которые много делали для распространения образования среди городского населения. Основным звеном начального образования были государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2–3 лет обучали письму, чтению, счету, закону Божьему.

Средними учебными заведениями оставались гимназии, реальные и коммерческие училища, причем в университет можно было поступить только из гимназии. Государственных гимназий (мужских и женских) функционировало очень мало. Высокая плата за обучение в частных гимназиях делала образование недоступным для широких масс населения. С 1896 г. на средства торговой и промышленной буржуазии стали создаваться коммерческие училища.

После подавления революции 1905–1907 гг. министр народного просвещения А.Н. Шварц (1908–1910), а затем Л.А. Кассо (1910–1914) провели ряд реакционных мероприятий: отменили университетскую автономию, запретили прием женщин-вольнослушательниц в высшие учебные заведения. На преподавателей составлялись политические характеристики, запрещалось все прогрессивное в образовании, исключались студенты, закрывались важнейшие кафедры, многие учителя подверглись увольнению.

Развитию культуры способствовали разнообразные средства просвещения и самообразования. В Москве были открыты Исторический и Политехнический музеи, Третьяковская галерея, в Петербурге — Русский музей. Возросло число общественных и частных библиотек. Освобождение (в ходе революции 1905 г.) печати от предварительной цензуры способствовало увеличению численности газет и росту численности их тиражей (если в конце XIX в. существовало 105 ежедневных газет, то в 1912 г. издавалась 1131 газета на 24 языках). Крупнейшие издательства И. Д. Сытина, А.С. Суворина, «Знание», выпускавшие дешевые издания, сыграли большую роль в просвещении.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Русская культура на рубеже XIX-XX вв. (с конца XIX в. до 1917 г.) | Архитектура. Конец XIX — начало XX в. — период выдающихся открытий в русской науке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.