Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Живопись

В русском изобразительном искусстве сосуществовали противоположные направления: с одной стороны, реалистическое, продолжавшее традиции академической живописи XIX в. и передвижников; с другой — авангардное направление, обращенное к духовным исканиям.

Реализм получил отражение в творчестве И. Е. Репина («Не ждали», «Царица Софья», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге» и др.), В.И. Сурикова («Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и др.) И. И. Левитана («Март», «Вечер на Волге», «Березовая роща») и др.

Реалистические традиции подхватывают молодые художники. Н.А. Касаткин вводит в русскую живопись образы рабочих («Углекопы. Смена», «Шахтер-тягольщик» и др.). Основной чертой искусства становится повышенный психологизм, глубокий внутренний анализ, особенно ярко проявившийся в портретном творчестве В.А. Серова (портреты Александра III, Николая II, М.И. Ермоловой и др., картины «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»).

Трагическое мироощущение жизни нашло выражение в творчестве многих художников на рубеже веков, особенно у М.А. Врубеля, работы которого удивительно близки символистической поэзии. Тема заката жизни связана с образом демона, трагически одинокого, потерпевшего поражение в борьбе с темными силами («Демон поверженный»).

Значительное место в художественной жизни занимала деятельность объединения «Мир искусства», созданного С.П. Дягилевым в 1898 г. (стиль модерн). Порвав с передвижниками, в него вошли В.А. Серов, Б.М. Кустодиев, Ф. А. Малявин и другие художники-реалисты. Ведущую роль в нем играли молодые петербургские художники А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, К. А. Сомов, М. В. Добужинский и др. Мифологические, библейские сюжеты, былины, русская старина стали темами их творчества. Искусство рассматривалось как средство выражения индивидуальности художника. Художники стояли на позициях «чистого искусства», где определяющей чертой творчества были поиски эстетического идеала в романтическом прошлом. В 1905 г. многие представители «Мира искусства» приняли активное участие в работе политических сатирических журналов «Жупел», «Адская почта». Большого успеха добились художники в области театрально-декоративной живописи и искусства книги.

Демократические традиции русской пейзажной живописи продолжает «Союз русских художников» — объединение, возникшее в 1903 г. Его члены — И.Э. Грабарь, К.Ф. Юон, К. А. Коровин и др. — продолжали линию лирического пейзажа, которая шла от Левитана, осмысливали и прославляли красоту родной природы. Переработав достижения европейского искусства, они создали русский вариант импрессионизма.

Заметное явление русской живописи начала XX в. — авангард, крупнейшими представителями которого были: В. Кандинский, К.С. Малевич, П. Филонов, М.З. Шагал, Р.Р. Фальк. Их творчеству свойственны и трагизм и одновременно стремление к радости и свету. Выявить импульсивное, подсознательное, проникнуть в сферу, до времени закрытую для подсознания, — одна из целей авангарда.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Архитектура. Конец XIX — начало XX в. — период выдающихся открытий в русской науке | Русские меценаты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.