КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система образования
В конце 1917 — начале 1918 г. были приняты декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви, национализации всех учебно-воспитательных учреждений и передаче их в ведение Наркомпроса. Общее руководство народным просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР было возложено на Государственную комиссию по образованию во главе с А.В. Луначарским. Функции комиссии были окончательно определены в Положении об организации народного образования в Российской Социалистической Советской республике, принятом Совнаркомом 18 июня 1918 г. Реорганизация системы народного образования началась с ликвидации гимназий, реальных училищ, церковно-приходских и земских школ. На их месте, по Положению ВЦИК «О единой трудовой школе РСФСР», предусматривалось обязательное бесплатное обучение всех детей от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). В 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности совместно с Наркомпросом возглавила работу по обучению грамоте населения. На время обучения неграмотным трудящимся рабочий день сокращался на 2 часа с сохранением заработной платы. Создавались школы и кружки, пункты ликбеза. Большую помощь в ликвидации неграмотности оказали общественные организации. Однако эта работа осложнялась недостатком финансовых средств, слабостью материальной базы, нехваткой педагогических кадров. В 1923 г. организовалось добровольное общество «Долой неграмотность!», председателем которого был М.И. Калинин. Увеличение ассигнований на развитие образования и на работу по ликвидации неграмотности в середине 20-х гг. позволило правительству принять закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширения сети школ. По данным Всесоюзной переписи населения, проведенной в 1926 г., численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1%, в том числе по РСФСР — 55% (в 1897 г. — 24%). Вокруг перспектив школьного образования велись дискуссии между сторонниками политехнической и монотехнической (с ранней обязательной специализацией) школы. К середине 20-х гг. школьное образование представляло следующую систему: начальная 4-летняя школа (I ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодежи (ШКМ), школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на базе начальной школы, школа II ступени (5–9-е классы) с профессионализированными 8–9-ми классами в ряде школ. В некоторых районах и республиках продолжали существовать раздельные школы для мальчиков и девочек (Дагестан, Средняя Азия), религиозные школы (мектебе, медресе), различались и сроки обучения, начали создаваться школы-интернаты. Профессионально-техническое образование находилось в ведении Главпрофобра. Значительные преобразования были проведены в высшей школе:
В 20-х гг. появилось первое поколение советской интеллигенции, политически и идеологически лояльной к советской власти. Для этого принимались меры по коренному изменению программ обучения в вузах. В качестве обязательных предметов были введены исторический материализм, история пролетарской революции, история Советского государства и права, экономическая политика диктатуры пролетариата. Вследствие тяжелого положения с профессурой и кадрами преподавателей, по решению ЦК, на преподавание в Московский университет были направлены известные партийные деятели: А.В. Луначарский, П.Н. Лепешинский, И. И. Скворцов-Степанов и др. В 1921 г. в Москве создается Институт красной профессуры (ИКП) для подготовки марксистских кадров высшей школы. Большую роль в повышении грамотности населения, в расширении его образовательного кругозора имели библиотеки. Руководство библиотеками в 1918 г. было возложено на библиотечную группу (отдел) Наркомата просвещения. В 1918 г. СНК издает два декрета, в соответствии с которыми в собственность государства поступали библиотеки частных лиц и ликвидированных учреждений, а к началу 1920 г. завершается работа по реквизиции и национализации библиотек. В стране создается широкая сеть клубов и библиотек. В декабре 1918 г. декретом ВЦИК было образовано Государственное издательство. В течение трех лет национализации подверглись более 1 тыс. типографий, бумажных фабрик и др. Частные издательства постепенно вытеснялись партийными, государственными, ведомственными и профсоюзными.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |