Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 10 Математика эпохи Нового времени




Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Собранный фактический материал требует своего объяснения, выявления причин и следствий в развитии общества. На это осмысле­ние влияют социально-экономические, культурные, политические об­стоятельства, свойственные тому или иному обществу на текущем эта­пе его развития. Поэтому на протяжении существования исторической науки изменяется её теория - система основных идей, форма истори­ческого знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в историческом процессе, единстве всех его ха­рактеристик. При этом учитываются и достижения развития других от­раслей знания (культурологии, исторической психологии, социологии и др.). С теорией тесно связана методология - учение о принципах по­строения, формах и способах научного познания. В исторической науке имеются различные теоретико-методологические направления.

Каждая теория исторического процесса или теория изучения, методологическая интерпретация формирует своё видение истории, её особую схему. Это своеобразие зависит от понимания предмета и смыс­ла истории, определяемого мировоззрением, принципами, идеалами учёных, развивающих данную теорию.

Религиозно-историческая теория в качестве предмета изучения выдвигает отношение человечества с Богом. В её рамках существуют различные направления (христианство, ислам, буддизм и др.). С точки зрения христианства, смысл истории заключается в последователь­ном движении человека к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от приро­ды и приходящая к познанию истины. Освобождение человека от пер­вобытных страстей, превращение его в сознательного последователя Бога - основное содержание истории.

Всемирно-историческая теория в качестве предмета изучения выдвигает общемировой прогресс человечества, позволяющий получать всё больше материальных благ. Главная роль отводится социальной сущности человека, развитию его сознания, который должен привести к формированию идеального человека и общества. Общество обособи­лось от природы, и человек преобразует природу в соответствии со сво­ими возрастающими потребностями. Развитие истории отождествляет­ся с прогрессом. Все народы проходят через одни и те же его стадии, но одни раньше, другие - позже. Прогресс рассматривается как закон, как необходимость, неизбежность.

Всемирно-историческая теория исходила из опыта развития Анг­лии, Германии, Франции XIX века и провозгласила его черты общеобя­зательными для всего человечества. Этот европоцентризм сокращает возможности построения картины всемирной истории, ибо не учитыва­ет особенности развития не только Америки, Азии, Африки, но даже Восточной Европы и особенно России. Сторонники этой теории "выст­роили" народы по иерархической лестнице. Сложилась схема развития истории с "передовыми" и "отсталыми" народами.

В рамках всемирно-исторической теории изучения существует три направления.

1. Материалистическое (формационное) направление, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Ис­тория представляется как закономерность смены общественно-эконо­мических формаций, на стыках которых происходят революционные изменения. Вершиной развития общества является коммунистическая формация. В основе смены формаций лежит противоречие между уров­нем развития производительных сил и уровнем развития производ­ственных отношений. Движущей силой развития общества является классовая борьба между имущими, владеющими частной собственнос­тью (эксплуататорами), и неимущими (эксплуатируемыми), законо­мерно приводящая в конечном итоге к уничтожению частной собствен­ности и построению бесклассового общества. Первая глава "Манифес­та коммунистической партии", написанная К. Марксом и Ф. Энгель­сом в 1848 году, начинается так: "История всех до сих пор существовав­ших обществ была историей борьбы классов". Одни страны проходят стадии общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистичес­кую) ранее, а другие чуть позднее. Пролетариат более прогрессивных стран помогает пролетариату менее прогрессивных стран.

Либеральное (модернизационное) направление, изучая про­гресс - эволюцию человечества, отдает приоритет в нем развитию лич­ности, обеспечению ее индивидуальных свобод. Личность служит от­правной точкой для либерального изучения истории. Либералы счита­ют, что в истории всегда есть альтернатива развития. А сам выбор, вектор прогресса, зависит от сильной личности - героя, харизмати­ческого лидера. Если вектор прогресса истории соответствует западно­европейскому образу жизни - это путь обеспечения прав и свобод чело­века, а если - азиатскому, то это путь деспотии, произвола властей в отношении к личности.

Технологическое (модернизационное) направление, изучая про­гресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому разви­тию и сопутствующим изменениям в обществе. Человечество "обрече­но" на техническое развитие, проходя путь от выделения "из животного мира" до освоения пространств космоса. Вехами в этом развитии явля­ются фундаментальные открытия: появление земледелия и скотоводства, освоение металлургии железа, создание конской упряжи, изобретение механического ткацкого станка, паровой машины и т.д., а также соот­ветствующие им политические, экономические и общественные систе­мы. Фундаментальные открытия определяют прогресс человечества и не зависят от идеологической окраски того или иного политического режима. Технологическое направление делит историю человечества на периоды: традиционный (аграрный), индустриальный, постиндуст­риальный (информационный). Эволюция распространения фунда­ментального открытия как в рамках одной страны, так и за ее предела­ми получила название модернизации.

В локально-исторической теории предметом изучения являются локальные цивилизации. Каждая из них самобытна, слитна с природой и проходит в своем развитии стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. На смену погибшей цивилизации приходит другая. Во главу теории ставится генетико-биологическая сущность человека и конкретной среды его обитания. Человечество составляет часть Приро­ды-биосферы и изменяется вместе с ней. Не прогресс сознания, разума человека, а его подсознание, вечные биологические инстинкты: продле­ние рода, зависть, стремление жить лучше, чем другие, жадность, стад­ность и др. определяют и неизбежно повторяют во времени ту или иную рожденную Природой форму устройства общества. Не история повто­ряется на новом витке развития, повторяется биологический вид - че­ловек во времени со своими постоянными биологическими инстинкта­ми. В Природе идет неуклонный круговорот жизненных циклов. Жизнь человека определяет среда обитания, а не прогресс. Английский поэт Р. Киплинг писал: "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на страшный Господень суд".

Отечественная история представляет собой значимую часть всеобщей истории и занимает важное место в системе высшего образо­вания в нашей стране. Эта наука изучает процесс развития России, её многонационального народа, формирования основных социально-эко­номических и политических институтов и т.д.

Наша страна прошла длительный и сложный путь развития. На него влияли различные внешние и внутренние факторы. Развиваясь, с одной стороны, подобно другим народам и странам, она, с другой сто­роны, имеет ряд особенностей:

1. Расположенная на стыке Европы и Азии, Россия является уни­кальной евразийской цивилизацией, соединяющей черты цивилизаций Запада и Востока, и, в то же время, во многом противостоящей им.

2. Обособленность России подкрепляется православием, особен­но с XV в., когда Москва стала его главным мировым центром.

3. Обширность территории, сложные природно-климатические условия, множество внешне- и внутриполитических конфликтов, свя­занное с этим экономическое отставание от стран Запада обусловили утверждение сильной монархии и широкомасштабного длительного крепостного права.

4. Позднее становление капитализма обусловило длительное со­хранение идеократии - господства в общественном сознании духов­но-нравственных ценностей православия, а затем коммунизма, в отли­чие от Запада, ранее перешедшего к прагматическим ценностям прав человека, капитала, накопления и потребления.

5. Трудности исторического развития, требующие их осмысления и выработки путей преодоления, способствовали созданию богатейшей Духовной и интеллектуальной культуры.

Изучением истории самой исторической науки занимается её осо­бый раздел - историография. Она рассматривает накопление истори­ческих знаний, анализирует борьбу в истолковании различных истори­ческих явлений, смену теоретических и методологических направле­ний и т.д. Историографией называется также совокупность исследова­ний, посвященных определённой эпохе, теме, или совокупность исто­рических работ, написанных в определённый период, в определённой стране, с определённых общественно политических позиций,

Российская историография периода, феодализма основное внимание уделялаполитической истории: личности правителя, событиям
государственной жизни, межгосударственным отношениям, войнам.
События оценивались с точки зрения интересов различных слоев и групп
феодального класса. Ход исторического процесса средневековые летописцы (Никон, XI в., Нестор, XII в.) объясняли божьей волей. История
государства и общества истолковывалась как осуществление божественного замысла, воздаяние людям за добродетели и наказание за грехи. В
летописях история общества рассматривалась как история государства,
основой которого являлось православное христианство. Становление
государства связано с принятием православия в Киеве в 988 году, а затем с перенесением религиозных и государственных центров во Владимир (местонахождение митрополита), в Москву (местонахождение митрополита и патри­арха). Расширение государства и распро­странение христианства были неразрыв­но связаны друг с другом. Со времен ле­тописцев историческая традиция стала делить население Восточной Европы и Сибири на "наших" - православных и "ненаших" - иноверцев.

На рубеже XV - XVI вв. старцем Елеазарова монастыря Филофеем была сформулирована мысль об особом пути России,
отличном от западных и восточных стран.
Это было учение "Москва - Третий Рим".
Согласно ему, Первый Рим - Римская империя - пал в результате того, что его жители впали в ересь, отказались от истинного благочестия. Второй Рим - Византия - пал под ударами турок. "Два Рима пали, а третий стоит, чет­вертому не бывать", - писал Филофей. Этим обосновывалась мессиан­ская роль России, призванной сохранить истинное христианство, утра­ченное в других странах, указать путь развития всему остальному миру.

В XVIII веке российские историки под влиянием западной науки перешли на позиции всемирно-исторической теории, рассматривая оте­чественную историю как часть мировой. Ход истории всё чаще объяс­няется развитием знания, просвещением (М.В. Ломоносов (1711-1765 ), В.И. Татищев (1686 - 1750)). Важность политики самодержавия в ис­торическом развитии отмечал Н.М. Карамзин (1766 - 1826). Идея свое­образия исторического пути России получила новое оформление в те­ории "официальной народности", основы которой были сформулиро­ваны в 30-е гг. XIX века министром народного просвещения России гра­фом С.С. Уваровым. Суть ее в том, что, в отличие от Европы, обще­ственная жизнь России базируется на трех основополагающих принци­пах: "Самодержавие, православие, народность".

Представители буржуазной историографии первостепенное зна­чение придавали материальным факторам (природные условия, эконо­мика). Уделяли большое внимание происхождению и отношениям со­словий, занятиям, положению и нравам народа, правовой сфере (СМ. Соловьёв (1820- 1879), Н.И. Костомаров (1817- 1885), В.О. Ключевс­кий (1841 - 1911) и др.)

Большое влияние на осмысление российской истории оказало ''Философическое письмо " П.Я. Чаадаева, опубликованное в 1836 г. в журнале "Телескоп". Чаадаев усматривал главное отличие в развитии Европы и России в их религиозной основе - католичестве и правосла­вии. В Западной Европе он видел хранителя христианского мира, Рос­сию же воспринимал как страну, стоящую вне мировой истории. Спасе­ние России П.Я. Чаадаев видел в скорейшем приобщении к религиоз­но-католическим началам западного мира.

Под влиянием серьёзной критики Чаадаев скорректировал свои взгляды. В другой своей работе - "Апологии сумасшедшего" (1837) - он критиковал уже западную цивилизацию, отмечал духовные преиму­щества русских, выгодность геополитического положения нашей стра­ны. Эти факторы и возможность использования западного опыта, ут­верждал он, позволят России в будущем перегнать в развитии другие страны. Размышления П.Я. Чаадаева способствовали оформлению в середине XIX в. идейных течений, противоположным образом пони­мавших судьбы России.

Западники - сторонники всемирно-исторической теории - счита­ли, что Западная Европа идет во главе мира, наиболее полно и успешно осуществляя принципы гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному человечеству. Задача России, отсталой, невеже­ственной страны, которая лишь со времени Петра Великого вступила на путь культурного общечеловеческого развития, - как можно скорее изжить косность и азиатчину и, примкнув к Европейскому Западу, слить­ся с ним в одну культурную общечеловеческую семью.

Славянофилы и народники - сторонники локально-исторической теории - считали, что не существует единой общечеловеческой общнос­ти, а следовательно, единого пути развития для всех народов. Каждый народ живет своей "самобытною" жизнью, в основе которой лежит идей­ное начало, "народный дух". Для России такими началами являются пра­вославная вера и связанные с ней принципы внутренней правды и духов­ной свободы. Воплощением этих начал в жизни является крестьянский мир, община, как добровольный союз для взаимной помощи и поддерж­ки. По мнению славянофилов, западные принципы формально-юриди­ческой справедливости и западные организационные формы чужды Рос­сии. Реформы Петра I, считали славянофилы и народники, повернули Россию с естественного пути развития на чуждый ей западный путь.

С распространением на рубеже XIX - XX веков в России марксизма всемирно-историческая теория изучения вытеснила локально-историчес­кую. После Октябрьской революции 1917г. одна из ветвей всемирно-ис­торической теории - материалистическая - стала официальной.

Представители советской марксистской историографии (М.Н. Покровский (1863-1932), БД Греков (1882-1953), Б.А. Рыбаков (1908- 2001) и др.) уделяли большое внимание изучению базисных, с точки зрения данной теории, экономических проблем, положению трудящих­ся масс, вопросам классовой борьбы, генезиса различных обществен­но-экономических формаций.

Часть российского общества, оказавшаяся в эмиграции после 1917 г. и последующих событий, придерживалась религиозных воззрений. Ряд исторических трудов, осмысливавших события в духе православ­ного христианства, принадлежит генералу П.Н. Краснову. Переход на­шей страны к социализму и атеистической марксистско-ленинской иде­ологии рассматривался им, прежде всего как "потеря Россией Бога", то есть забвение христианских ценностей и греховные искушения. Дру­гой генерал, А.И. Деникин, свой труд о гражданской войне прямо на­звал "Очерки русской смуты ".

В среде эмиграции получила значительное развитие и локально-ис­торическая теория, в русле которой сложилось "евразийское направле­ние". Вышел ряд сборников, а также манифест "Евразийство" (1926). Публиковались ежегодники "Евразийский временник", "Евразийская хро­ника ". К евразийскому направлению относили себя экономист П.Н. Са­вицкий, этнограф Н.С. Трубецкой, историк Г.В. Вернадский и др. Евразий­цы развивают идею об особой миссии России, проистекающей из особо­го "месторазвития" последней. История Евразии - это история многих государств, в конечном итоге ведущая к созданию единого, большого го­сударства. Оно требует наличия единой государственной идеологии. В то же время корни русского народа не могут быть связаны только со славян­скими. В его формировании большую роль сыграли тюркские и угро-финские племена, населявшие единое с восточными славянами "место-развитие" и постоянно взаимодействующие с ними. В результате сфор­мировалась русская нация, объединившая разноязычные народы в еди­ное государство - Россию. Её культура является "срединной, евразийс­кой". "Культура России не есть ни культура европейская, ни одна из ази­атских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той и дру­гих". Она была создана в результате синтеза славянского и восточного элементов. Российская духовность никогда не будет "подавлена" духов­ностью других народов. "Россия - Великая страна от рождения".

Видный представитель локально-исторической теории в СССР - Л.Н. Гумилев (1912 - 1992) создал глобальную концепцию этни­ческой истории нашей планеты. Согласно ей, каждый этнос, подоб­но живому организму, рождается, взрослеет, стареет, умирает. Кос­мические лучи, взаимодействуя с биосферой определенной части Земли, дают толчок-вспышку для рождения этноса. Этот толчок-вспышку Л.Н. Гумилев назвал пассионарным. Возникает единая гар­мония: космос - определенная территория Земли — этнос, прожива­ющий на этой территории. Пройдя все фазы развития (похожие на жизненные циклы человека), этнос умирает. Продолжительность жизни этноса Гумилев определяет 1200 - 1500 лет:

1) пассионарная вспышка (образование нового этноса - около 300 лет)

2) акматическая фаза (наибольший подъем пассионарности - 300 лет)

3) надлом (резкое снижение пассионарности - 200 лет);

4) инерционная фаза (плавное снижение пассионарности - 300 лет)

5) обскурация (разрушение этнических связей - 200 лет);

6) мемориальная фаза (умирание этноса - 200 лет).

Согласно Л.Н, Гумилеву, около 1200г. произошла пассионарная вспышка, приведшая к образованию русского этноса, В течение 1200-1380 гг. на основе слияния славян, татар, литовцев, финно-угорских народов возник русский этнос. Фаза пассионарной вспышки завершилась созданием в 1380-1500 гг. Великого княжества Московского. В 1500-1800 гг. (акматическая фаза, расселение этноса) этнос распространился пределах Евразии, произошло объединение под властью Москвы народов, живших от Прибалтики до Тихого океана. После 1800г. началась фаза надлома, которая сопровождается огромным рассеиванием пассионарной энергии, утратой единства, нарастанием внутренних конфликтов В начале XXI века должна начаться инерционная фаза, в которой благ даря приобретенным ценностям этнос живет как бы "по инерции", воз вращается единство этноса, создаются и накапливаются материальны блага. Л.Н. Гумилев называл себя "последним евразийцем".

Постсоветская историография синтезирует марксистский формационный подход с цивилизационным, уделяя большое внимание куль туре, общественному сознанию и психологии. Шире используются математические методы.

Большое развитие получило либеральное направление в истории России, представленное, в частности, трудами и учебниками И.Н. Ионова, Р. Пайпса, Р. Верта и др.

На рубеже XX - XXI веков в России начинает распространяться историко-технологическое направление всемирно-исторической те ории, которое получило наиболее полное отражение в учебниках С.А. Нефедова. Согласно историко-технологическому направлению история представляет динамичную картину распространения фундаментальны открытий в виде культурно-технологических кругов, расходящихся по всему миру. Культурно-технологические круги сравнимы с кругами, расходящимися по воде от брошенного камня. Это могут быть фунда­ментальные открытия в области производства пищи, позволяющие уве­личить плотность населения в десятки и сотни раз. Это могут быть фун­даментальные открытия в области вооружения, позволяющие раздви­нуть границы обитания за счет соседей. Эффект этих открытий таков, что они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество пе­ред другими народами. Овладев новым оружием, народ-первооткрыва­тель развертывает внешнюю экспансию, и другие народы вынуждены либо покоряться завоевателям, либо заимствовать их оружие и культу­ру, чтобы дать им отпор. Завоевания норманнов в IX-X веках объясня­ются созданием новых боевых кораблей - "дракаров", а завоевание мон­голов в XIII веке - созданием ими мощного лука, стрела из которого за 300 шагов пробивала любой доспех. Появление пороха и вооруженной огнестрельным оружием регулярной армии обусловило взлет могущества османских султанов, которым пытался подражать Иван Грозный. Создание шведами легких пушек обусловило военную экспансию Шве­ции, и это объясняет реформы Петра I, который пытался переделать Россию по шведскому образцу.

 

 

Русский народ относится к славянам - крупнейшей в Европе груп­пе родственных по языку и происхождению народов. Славянские языки наряду с балтскими (латышским, литовским), германскими (немецким, шведским, английским и др.), кельтскими (ирландским, шотландским и др.), романскими (итальянским, испанским, французским и др.), гречес­кими, армянским, иранскими (персидским, осетинским, афганским, тад­жикским и др.), индийскими и некоторыми другими относятся к индоев­ропейской языковой семье. Народы, говорящие на этих языках, имеют общее происхождение из индоевропейской общности. Древние индоев­ропейцы говорили на одном языке или его диалектах. Расселившись на огромном пространстве от полуострова Индостан на востоке до Британ­ских островов на западе, распространив на нём родственные языки и куль­туры, они способствовали развитию цивилизационных связей между раз­личными, подчас весьма отдалёнными, регионами Европы и Азии. Рос­сия, нередко характеризуемая как евразийская, срединная цивилизация, также играет важную роль в отношениях между Западом и Востоком.

В науке нет единого мнения о происхождении индоевропейской общности. Теории её зарождении в Индии, Центральной и Средней Азии были доказательно опровергнуты. Серьёзную критику вызвали и вер­сии о происхождении индоевропейцев с Армянского нагорья и Ближне­го Востока. Древнейшие названия растений и животных, сходные в раз­личных индоевропейских языках, свидетельствуют об их зарождении в полосе умеренного климата. Наиболее обоснованно на сегодняшний день отнесение истоков индоевропейской общности к Центральной и Восточной Европе.

Интересные аргументы приводят сторонники так называемой ги­перборейской теории. Согласно ей, предки индоевропейцев жили на край­нем севере, в приполярных землях, позже в основном затопленных океа­ном. Гиперборея - "находящаяся за северным ветром" - название леген­дарной страны, которую древние греки считали родиной некоторых сво­их богов. По сведениям античных географов, в Гиперборее солнце восхо­дит и заходит один раз в год (это соответствует смене полярного дня и полярной ночи). То же сообщают о прародине ариев – индоевропейских племен, освоивших территории Ирана и Индии, "Авеста" и "Веды" - священные книги зороастризма и индуизма. Согласно "Авесте", арии Двинулись на юг, когда бог зла и мрака ниспослал на их благодатный край жестокую зиму и превратил его в ледяную пустыню. Ряд исследований современных океанологов и палеонтологов подтверждает наличие зна­чительного пространства суши в акватории Северного Ледовитого океа­на и умеренного климата в Арктике в отдалённом прошлом.

Многие учёные считают, что первоначальное население севера и центра России-угро-финны, а славяне пришли туда лишь около тыся­чи лет назад. Однако некоторые исследователи (A.M. Соболевский, Н.Я. Марр, А.Д. Удальцов, Н.Р Гусева, СВ. Жарникова и др.), изучая язык, сюжеты и символы народной культуры, пришли к выводу, что древни­ми жителями этих земель были предки славян и родственные им племе­на. Эту версию подтверждает, в частности, ряд местных географичес­ких названий. Они никак не объясняются из угро-финнских и славянс­ких языков, но находят соответствия в санскрите - древнем индийском языке. В частности, названия северорусских рек Индога, Индерка, Ин-дига, Ганга, озера Ганго, горы Гангос и др. содержат корни, общие с названиями Индии и её крупнейших рек - Инд и Ганг. В целом же сан­скрит очень близок славянским языкам. Многие слова в нём почти оди­наковы с русскими: "набха" - небо, "праматрь" - праматерь, "деви" -"дева", "агни" - огонь, "гима" - зима, "швета" - светлый и др. В древне­индийской поэме "Махабхарата " описывается страна счастья Шветад-випа ("светлый остров"), расположенная "на севере Молочного моря" (возможно, Ледовитого океана), где живут люди "светлые, сияющие по­добно месяцу". Специалисты отмечают, что антропологический облик первоначальных ариев был типично европеоидным, светлокожим и свет­ловолосым. Современные же народы Азии, говорящие на индоевропей­ских языках, сформировались в ходе смешения северных пришельцев с местным населением.

Предположения о расселении индоевропейцев с территории нашей страны подтверждает вывод антрополога А.Л. Богданова. Сравнивая костно-черепные останки людей различных эпох, он выяснил, что с древ­ности физический тип жителей менялся в Центральной России меньше, чем в остальной Европе. Французский лингвист А. Мейе утверждал, что из всех индоевропейских языков славянский - наименее изменившийся с древности, что он продолжает "без какого-либо перерыва развитие об­щеиндоевропейского языка". Немецкий лингвист Ф. Браун писал о том же и призывал искать прародину индоевропейцев в средней России. Со­гласно выводам ряда учёных (Я.Я. Третьяков, К. Ренфрю, С.К. Дикшит, и др.) эта природно-климатическая зона была одним из важнейших оча­гов распространения земледелия и железной металлургии.

Наибольшее количество древнейших индоевропейских археоло­гических памятников обнаружено в Центральной и Восточной Европе, т.е. главным образом в будущих славянских землях. Один из ведущих американских лингвистов Я. Фридрих обратил внимание на то, что в славянских языках лучше всего сохранился индоевропейский комплекс названий деревьев. Он сделал вывод, что предки славян в общеславян­ский период жили в такой природно-климатической зоне, которая соот­ветствует прародине индоевропейцев, и что после этого периода "носи­тели различных славянских диалектов в существенной степени продол­жали жить в подобной области".

Крупнейший отечественный исследователь ранней истории сла­вян - академик Б.А. Рыбаков - на основе археологических данных по­мещал Гиперборею в Северо-Восточной Европе. Он считал, что покло­нение богине Лато (она соответствует славянской Ладе) и её детям - богине охоты Артемиде и богу солнца Апполону, пришло в Древнюю Грецию с территории балтов и праславян.

Центральный сюжет индоевропейской мифологии - сражение бога-громовержца (индийский Парджанья, хеттский Перва, балтский Пер-кунас славянский Перун) со змееподобным божеством "нижнего", "под­земного" мира (индийский Вала, балтский Виелона, славянский Вий, или же Волос, Белее). В России данный сюжет остался среди важней­ших и в православном христианстве. Это выражается в особом почита­нии святого Георгия Победоносца, покровителя землепашцев и воинов, изображаемого в виде всадника, поражающего копьём змия (символ дьявола). Этот образ служил первоначальным гербом Российского го­сударства, он и по сей день является гербом Москвы.

Корень "рус" (при чередованиях - "рос", "роке", "руке", "руг", "руй", "рун", "рут", "руд") в индоевропейских языках имеет одинако­вый или близкий смысл. Он обозначает свет, святость, могущество, а так­же красный, рыжий и жёлтый цвета - всё, что составляло представления о верховном божестве и его природных олицетворениях - Солнце, грозе, огне, крови. Очевидно, русский народ и Россия в своих названиях запе­чатлели главный индоевропейский культурный символ древности.

 

Разделение индоевропейцев на группы, ставшие основой совре­менных народов, происходило медленно. Границы между ними долго были размытыми, что облегчало смешение и взаимовлияние.

В IV - III тыс. до н.э. в междуречье Днепра и Дуная жили племена трипольской археологической культуры (от названия с. Триполье на Ук­раине, где были обнаружены её остатки). Огромные посёлки из сотен двух-трёх этажных домов и с правильной планировкой, обсерватории для астрономических наблюдений религиозного и календарного назначения письменность - всё это свидетельствует о высокой организации общества. Основой экономики было земледелие. Мировоззрение трипольцев наиболее сходно с религией Ариев и славянским язычеством. Некоторые исследователи относят их к языковым и культурным предкам славян.

С рубежа IV - III тыс. до н.э. в степях Украины и России, от Чёрного моря на юге до Среднего Поволжья на севере, жили постепенно разделявшиеся индоиранцы. Некоторые учёные считают, что они пришли сюда с юга, через Кавказ и Среднюю Азию. Другие исследователи доказывают, что индоиранцы обособились именно в Восточной Европе, по одной версии - на территории Украины, по другой - в Поволжье и Приуралье. Ираноязычные племена освоили также степи Южной Сибири. Академик В.П. Алексеев пришёл к выводу, что и до них там обитало европеоидное население. Этот вывод может служить аргументом пользу гиперборейской теории, согласно которой один из путей расселения праиндоевропейцев с севера проходил вдоль Уральских гор.

Во II тыс. до н.э. у юго-восточных склонов Урала было воздвигни то множество укреплённых поселений. Исследователи назвали эту местность "Страной городов", а наиболее хорошо сохранившееся из поселений - по имени ближайшей горы - Аркаим (Челябинская облает Окружённый двумя рядами мощных кольцевидных стен, он совмещал функции крепости, обсерватории, храма, металлургического комплекса. Любопытно, что по своей планировке и особенностям сооружений южноуральские поселения были весьма схожи с городами средневековой Руси. Население "Страны городов" было европеоидным, судя всему, ираноязычным.

Одно из свидетельств разделения индоиранской общности на территории Украины и юга России - множество географических названий этого региона, объяснимых только из индийского языка. П. Кремчер обнаружил следы пребывания индоариев на Кубани. Академик О.Н. Трубачёв пришёл к выводу, что западной границей их распространен была р. Буг. Согласно результатам его исследований, не все индийцы ушли на свою нынешнюю родину. Долгое время индоарийские племена синдов жили на Таманском полуострове, меотов - в восточном Приазовье вплоть до Дона, тавров - в Крыму. Лингвистические данные о в делении индийцев в Северном Причерноморье подтверждаются археологическими доводами, изложенными, в частности, в монографиях В.А. Сафронова (Индоевропейские прародины. Горький, 1989) и Ю.А. Шилова (Прародина Ариев. Киев, 1995).

Арии достигли высокого уровня в развитии коневодства. Их важ­нейшее военно-техническое достижение - боевые колесницы с конной запряжкой и разработка тактики их применения. Во многом именно это обусловило широту расселения Ариев, их вторжение на Ближний Вос­ток, в земли современных Ирана, Индии, а, по мнению ряда исследова­телей, и Китая. Следует отметить, что современное название "Иран" происходит от древнего "Airyanem Vaejo" (Аирьянэм Вэджо или Аирь-янэм Вэйо), что переводится буквально как "арийский [овеваемый] про­стор". Это название ярко отображает природно-климатические условия евразийской Великой Степи.

К северо-западу от индоиранцев во второй половине III - первой половине II тыс. до н.э. жили племена культуры боевых топоров - об­щие предки славян, балтов и германцев. Они занимали лесную полосу Европы вплоть до Волги. Некоторые учёные полагают, что предки сла­вян находились в единстве с балтами изначально. Однако большинство лингвистов считает, что это единство возникло позже, Б.В. Горнунг - обосновал теорию об изначальной близости протославян к языковым пред­кам индоиранцев, греков, армян, тохар, анатолийцев. Согласно этой те­ории, лишь на рубеже II тыс. до н.э., в ходе активного расселения пле­мён культуры боевых топоров, в неё была включена часть протославян.

В первой половине II тыс. до н. э. племена балановской культуры (ответвление культуры боевых топоров) жили и на территории Пензенс­кой области. В её мужских захоронениях обнаружено множество камен­ных шлифованных топоров. Некоторые из них, выполненные из хрупких пород камня, служили символами власти. В погребения мальчиков клали игрушечные модели топоров. Производились также медные и бронзовые изделия. Балановцы занимались преимущественно скотоводством, знали колёсный транспорт. В XVI - XII вв. до н. э. в пензенских землях их сме­нили племена абашевской культуры, вскоре вытесненные и частично ас­симилированные племенами срубной культуры (названа по типу погре­бений - в ямах, обложенных деревянным срубом). Во второй половине II - начале I тыс. до н.э. она занимала огромное степное и лесостепное пространство Украины и европейской части России. Большинство учё­ных считает её создателей ираноязычными, некоторые отмечают их язы­ковое родство с балтами и фракийцами. Скорее всего, широко распрост­ранившаяся срубная культура охватывала несколько родственных индоевропейских племенных групп. Согласно древнегреческим источникам название её населения - киммерийцы, а их территория - очаг распростра­нения земледелия и обработки железа. Современные исследователи при­знают одним из первых центров железной металлургии киммерийские области Северного Причерноморья.

В пределах нынешней Пензенской области в хозяйстве срубных племён господствовали бронзовая металлургия и скотоводство. Части их погребений содержит много вещей, другие - мало. Очевидно, у срубников было социальное расслоение, и выделялась племенная знать. Среди их захоронений нередко встречаются и парные. Женские останки в них иногда несут следы насильственной смерти. Обычай, согласно которому женщина (жена или рабыня) должна была сопровождать умершего мужчину в мир иной, был и позднее распространён у ираноязычных племён, славян, а у индийцев - до XIX - XX вв. Срубные племена, частично ассимилированные предками угро-финнов, оказали большое влияние на их развитие.

В III тыс. до н.э. индоевропейцы Северного Причерноморья вторглись в Малую Азию, а затем - в Древний Египет, где их называли "народами моря". В числе воевавших с египтянами, по некоторым данным были и пеласги. Они расселились в Малой Азии, на Балканском и Пелопонесском полуостровах и островах Эгейского моря ещё до приход туда греков, перенявших многое из их культуры. Некоторые исследователи считают, что пеласги - потомки населения трипольской культуры Обнаружен ряд соответствий в языках и культурах пеласгов и славян. Название "пеласги" исследователи связывают со славянским слово "пелсо" или "плесо", означавшим "озеро". Вторая часть их названии сопоставляется со славянским "гоить" - жить. Таким образом, название "пеласги" можно прочитать по-славянски как "живущие у озера" Такой перевод близок к обозначению пеласгов в древних источник" ("люди моря").

Часть пеласгов обосновалась в Северной Италии. Там с ними были связаны своим происхождением этруски и лигуры. Для обозначения рек и мелководья они использовали слово "вода". Североитальянский (пред­положительно, лигурийский) культ бога Купавона имел сходство с культом Купалы у славян. Тесную связь праславян и древнего населения Италии подтверждают совпадения в русском и латинском языках: огонь ignis, море - mare, пахать (древнерусское "орать") - агаге, поросёнок porcus, руда - raudus, вертеть - verto и др.

Согласно античным источникам, в конце II тыс. до н.э. из Малой Азии в Европу переселялись племена энетов (венетов), воевавшие про­тив греков на стороне Трои. По данным археологии, венеты жили в Цен­тральной Европе, по крайней мере, с XIII в. до н. э. Они расселились по северной Италии, где с ними связано название области Veneto и её сто­лицы - города Venezia (Венеция).

Венеты жили и на южном побережье Балтийского моря. Совре­менники упоминали их также под названиями "венеды", "виниды", "винды", "инды" (это напоминает о индоариях и синдах Причерноморья). В средние века в Европе венедами, вендами, синидами и т.п. называли славян. Все эти названия имеют общее происхождение: корни "инд", "винд", "венд", "вент" - варианты обозначения воды в одной из ветвей индоевропейских племён. Возможно, имена этих племён и пеласгов ("людей моря") связаны с их обособлением в Причерноморье, или даже с памятью о предполагаемой арктической прародине на берегах Север­ного Ледовитого океана.

В древности малоазийских, североитальянских и прибалтийских венетов считали единым народом. Современная наука также обнаружи­вает соответствия в антропологическом типе, языке и культуре разных групп венетов. Одни учёные считают венетов праславянами, другие - особой ветвью индоевропейцев. Так или иначе, венеты, растворившие­ся главным образом в праславянах и славянах, явились предками совре­менных народов этой группы.

 

В XV в. до н.э. на землях нынешней Польши и Украины возникла 'тшинецко-комаровская культура, называемая рядом учёных древней­шей праславянской. Исходя из этого Б.А. Рыбаков определил прароди­ну славян как территорию от Среднего Поднепровья на востоке до Оде­ра на западе. Согласно ему, именно на этой территории происходило обособление славян из индоевропейского племенного массива.

В XIII - IV вв. до н.э. в западной части славянской прародины существовала лужицкая культура, где отмечается преобладание венетов. Она входила в сферу влияния кельтов. Древние кельты - предки шотландцев, ирландцев, бретонцев и некоторых других современных народов Запада, в I тыс. до н.э. жили в Малой Азии, Северном Причерноморье далее по всей Европе вплоть до Британии. Согласно А.Г. Кузьмину, происхождение кельтов может быть отчасти связано с Восточной Европой, землями будущей России. В частности, ирландцы в своих преданиях сообщают, что их предки вышли из Скифии и указывают примерный маршрут переселения из Причерноморья. К славяно-кельтским языковым параллелям относятся: «бык» - «боукко», «корва» («корова» - «карвос (олень, рогатое животное), «конь» - «конкос». Опережая в своём развитии германцев и праславян, оказав на них большое влияние, кельты затем были в основном ассимилированы и вытеснены ими.

Население восточной части славянской прародины, переходя бронзы к железу и совершенствуя навыки земледелия, создало белогрудовскую и чернолесскую культуры. В IX-VII вв. до н.э. чернолесские племена, занимавшие правобережье Днепра, отразили натиск киммерийцев. Построив ряд мощных укреплений, они перешли в наступление и начали осваивать степи восточнее Днепра.

Затем Поднепровье вошло в территориально-племенную общность, возглавляемую другой группой ираноязычных племён - скифами. Осваивая Северное Причерноморье, скифы переживали период "военной демократии". В его условиях образовывались союзы племён. Народные собрания и советы старейшин, решавшие все основные вопрос при родоплеменных отношениях, постепенно уступали свои полномочия вождям и их приближенным из знатных воинов.

На протяжении VII в. до н.э. скифо-киммерийские полчища волнами прокатывались по Ближнему Востоку. Они активно участвовали в политической жизни этого региона, вмешивались в конфликты между государствами, поддерживали одних, наносили удары другим. Позже, потерпев ряд поражений, скифы вернулись в степи Восточной Европы. Племена скифского круга населяли также значительную часть Сибири и Средней Азии. Главным видом хозяйственной деятельности скифов было кочевое скотоводство. Большое развитие получило и ремесло: выделка кожи, обработка бронзы и железа, изготовление высокохудожественных золотых украшений.

Скифы торговали, а нередко и воевали с греками, основавшими Северном Причерноморье многочисленные колонии - города-государства (полисы). Это Херсонес в окрестностях нынешнего Севастополя, Пантикапей на месте нынешней Керчи, Танаис в устье Дона, Фанагория на Таманском полуострове и другие. Оливковое масло, вино, предметы роскоши, золотые монеты греки меняли на отборную пшеницу, которой недоставало у них на родине. В V в. до н.э. с центром в Пантикапее возникло объединившее ряд греческих колоний Боспорское царство, просуществовавшее до IV в. н.э.

В V в. до н.э. древнегреческий "отец истории" Геродот описал числе племён скифской общности сколотов. Корень "кол" в славянских языках означает круг, Солнце (однокоренные слова - "коловорот", "около", "колесо", "кольцо"). В отличие от большинства скифов - кочевников-скотоводов, сколоты были земледельцами и продавали зерно грека Записанные Геродотом предания сколотов аналогичны некоторым украинским и белорусским сказкам. Эти и другие аргументы обосновывают предположение о том, что сколоты - праславяне или же близкая к ним (возможно, смешанная с ними) часть скифов, позднее окончательно влившаяся в славянство. Маловероятно угнетение скифами-кочевниками лесостепных земледельцев, которые в VI - V вв. до н.э. возвели ряд огромных крепостей на высоком берегу Днепра, на границе со степью.

Некоторые исследователи относят к праславянам милоградскую культуру (VII в. до н.э - 1 в. н.э.). Передвигаясь (видимо, из-за давления скифов) в VI в. до н.э. с территории Северной Украины на юг современной Белоруссии, милоградцы осваивали производство железа. О.Н. Мельниковская соотнесла их с неврами, о которых писал Геродот. Согласно ему, невры раз в год на несколько дней превращались в волков. Речь идёт об обычае набрасывать на себя волчью шкуру, что, согласно поверьям славян, превращает человека в волка-оборотня. У славянских народов эти действия связаны со свадебными обрядами в осенне-зимний сезон. Невров считал праславянами и Б.А. Рыбаков.

На юго-западе милоградцы поддерживали тесные отношения с кельтами - искусными кузнецами и оружейниками. Любопытное описание невра имеется в элегии древнеримского поэта Проперция (I в. до н.э.):

"Видели Бактры твое многократное в них появленье. Видел и невр-супостат, в броню одевший коня".

Эти данные подтверждают отожествление милоградцев с неврами отнесение их к праславянам. Кельтское название нагрудного доспеха было заимствовано и германцами (panzer), и славянами (панцирь).

Название одного из восточноевропейских народов - "алазоны" М.В. Ломоносов переводил с греческого как "самохвалы", предполагая, что так греки исказили самоназвание этого народа - "славяне". В целом же наличие праславян среди околоскифских племён, описанных Геродотом, подтверждается исследованиями лингвистов.

В IV в. до н.э. в Крыму и Нижнем Поднепровье образовалось Скифское царство (до III - начала IV вв. н.э.). В отличие от греческих поли, сов, оно не было рабовладельческим. Основные работы выполняли свободные общинники. Наряду с торговлей и обогащением, роскошным бытом и античной культурой греческое влияние несло скифам упадок нравов, религиозное и социальное расслоение. Очевидно, во много из-за этого скифы утратили былую мощь и господство в степях Восточной Европы. С III в. до н. э. оно переходит к сарматам. Это было объединение родственных скифам ираноязычных племён (савроматов, аланов, роксоланов, языгов и др.), живших до этого от Волги до р. Тобол Сибири. В формировании савроматов в Приуралье и Поволжье при­няли участие потомки населения срубной культуры. Характерные для скифов и савроматов короткие мечи - акинаки - неоднократно обнаруживались и в землях Пензенской области.

В III в. до н.э. - V в. н.э. в Среднем Поднепровье, на Северно Украине и в Южной Белоруссии существовала зарубинецкая культура. Её признают славянской большинство учёных. В.В. Седов считает смешанной, славяно-балтской. Жилища (полуземлянки) этой культуры, как и милоградской, были небольшими, рассчитанными на индивидуальную семью. Это уже тогда отличало славян и кельтов, рано начавших переход от родовой к соседской (территориальной) общине.

Данному типу организации общества было свойственно развита самоуправления, выборность властей. Благодаря соседской общине легко принимавшей в себя чужаков, славяне успешно расселялись среди других племен, смешиваясь с ними и растворяя их в своей массе.

Этим объясняется и альтруизм славян, занимавших новые земли преимущественно мирным путём, их восприимчивость к внешнему влиянию спокойное заимствование ими чужих традиций и обычаев. В формировании многих славянских народов участвовали различные (в том числе и неславянские) племенные группы. Однако при смешениях сла­вянский элемент был главенствующим, цементирующим все прочие. Попытки же насильственного уничтожения национального, религиоз­ного и хозяйственного своеобразия славян встречали твёрдое сопротив­ление с их стороны. Во многом именно благодаря территориальной орга­низации славяне уже в раннем средневековье заняли в Европе огром­нейшее пространство от Скандинавии до островов Средиземноморья, от Атлантики до Кавказа.

Большие дома были свойственны населению, организованному в родовые общины, долго сохранявшиеся, в частности, у германцев. При кровнородственном устройстве существовало жёсткое иерархическое подчинение младших членов рода старшим, была велика власть вож­дей, а, следовательно, и их соперничество. Многие племена с подобным устройством оказались просто стертыми с лица земли в итоге неприми­римой межплеменной и межродовой борьбы.

Племена зарубинецкой культуры, обитавшие на Среднем Днепре, наладили торговые контакты с античными северопричерноморскими центрами. Об этом свидетельствуют фрагменты эллинистической кера­мики, находимые в остатках их поселений.

Пшеворская культура (II в. до н.э. - V в. н.э.) на территории Польши и сопредельных областей Украины обнаруживает славянские, германские и, предположительно, балтские элементы. Славянские вы­являются в погребальном обряде (грунтовые могильники с трупосожжениями), домостроительстве и керамике. Украшения и оружие из пшеворских могильников отражают влияние кельтов. В частности, с ними связан обычай сгибания загробных даров и, прежде всего - оружия, ме­чей. Это позволяет связывать корни слов "гибнуть", "гибель" и "сги­бать", "сгибание".

Учёные неоднократно обращали внимание на совпадение назва­ний племён Южной Прибалтики, упомянутых древнеримскими автора­ми, и средневековых славянских племён этого региона. Речь идет о па­раллелях: лугии - лужичане, ругии - ругиане (руйяне, раны), силинги-слензяне, вельты - велеты, лемовии - лемузы, гелизии - геленсичи, хатты - хуттичи, дидуны- дедошане, земноны - земчичи, варины – варны.

Во II - V вв. в среднем течении Днепра, по Буту и Днестру с ствовала Черняховская культура. В ней обнаруживаются скифо-сарматские, фракийские, кельтские, германские, славянские элементы. Объединение столь разнородного населения во многом было связано с общим социально-экономическим укладом, обусловленным влиянием Римской империи. Развитие плужного земледелия обеспечивало значительный экспорт зерна в Рим. Местные ремесленники достигли значительных успехов под влиянием римских. Сложились широкие рыночные связи, важным элементом которых была римская монета. Началось распространение письменности на основе греческого и латинского алфавитов. Существенное расслоение общества и появление заметных элементов рабовладения благоприятствовали зарождению государственности.

В то же время восточноевропейские племена участвовали и военных союзах против Рима. Один из них возглавлялся германцами- го тами, пришедшими в причерноморские степи с берегов Балтийского моря во II в.

В IV в. король готов Германарих, властвовал над рядом восточноевропейских, в том числе праславянских племён. Готский историк VI Иордан сообщает, что Германарих был смертельно ранен братьями его жены из племени росомонов, которую по его приказу "за изменнический уход" разорвали на части, привязав к диким коням. Название "росомоны" можно перевести как "росы-мужи", "росы-люди". Его вторая часть близка осетинскому слову "мойне" - "муж". Осетины же являются потомками ираноязычного народа сарматского происхождения - аланов. Часть их (очевидно, главенствовавшая) называлась роксоланами "светлыми" или "блестящими" аланами. Соседями росомонов были анты, известные в VI в. как славянские племена. Есть основания полагать, что росомоны и анты, сформировавшиеся на границе иранцев праславян, были родственны и тем и другим.

В конце IV в. росомоны и анты боролись за свою независимое против готов и выступавшей тогда в союзе с ними Восточной Римской империи (Византии). Преемник Германариха на готском престоле Винитарий, потерпев сначала поражение от антов, затем захватил и распял их предводителя Боза (Божа) и семьдесят старейшин. В средневековой русской поэме XII в. "Слово о полку Игореве" упоминается "время Бусово". У ряда исследователей сформировалась точка зрения, что Бус - это вариант произнесения имени "Боз". Отголоски событий того времени нашли своё отражение и в богатырских сказаниях ряда наро­дов Кавказа, происхождение которых связано с ираноязычными племе­нами. В частности, в адыгейском фольклоре сохранилась легенда о Баксане, сходная с рассказом Иордана о Бозе.

Великое переселение народов (IV-VII вв.), прокатившееся от Ки­тая до Испании и Северной Африки, началось в 370-х гг. нашествием гуннов. Данный этнос сложился в Южной Сибири в ходе интеграции и смешения монголоидного (тюркского и угорского) населения с индоев­ропейским. Археологи отмечают преемственность гуннской культуры от сарматской и скифской. Пребывая в Восточной Европе, гунны назы­вали реку Днепр "Гунновар". Корень "вар" обозначает воду в некото­рых индоевропейских языках. Имя наиболее прославившегося вождя гуннов - "Аттила" - также индоевропейское и означает "отец". В том же произношении и в сходных значениях оно сохранилось в кельтских языках (шотландское athill - «знатный»; ирландское athir - «отец»).

В описании похорон Аттилы упомянут напиток "медос" (т.е. "мёд") и поминальное пиршество "страва", указывающие на значительное при­сутствие славян в ставке гуннов. Интересно, что в средние века Аттилу вспоминали как славянского предводителя на южном побережье Бал­тийского моря. Он считался родоначальником княжеской династии ме­стного племени укран. Это объясняется тем, что в его походах участво­вали и племена с южного берега Балтики, куда, очевидно, их часть вер­нулась после распада гуннского союза.

Таким образом, процесс обособления славян из индоевропейского племенного массива был длительным и сложным. Долгое время они состояли в разноплеменных объединениях, и название "славяне" рас­пространилось позже. Однако несомненно, что предки славян вместе с родственными и соседними племенами сыграли значительную роль во многих процессах древней истории.

 

XVII-XVIII ст. были эпохой технической и научной революции, которая началась в XVI ст.

На конец XVI ст. математика состоит из арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии. В XVII ст. появляются новые математические дисциплины: аналитическая геометрия, проективная геометрия, теория вероятностей и выдающееся открытие XVII в. — исчисление бесконечно малых, которое в свою очередь, способствовало возникновению — теории бесконечных рядов, интегрированию обыкновенных дифференциальных уравнений и вариационному исчислению. Одновременно продолжались исследования в алгебре, тригонометрии, создавались различные методы приближенных вычислений.

Математики Нового времени еще в большей мере были одновременно астрономами, физиками, математиками и философами.

Новые задачи требовали создание новой математических методов. Проверяя второй закон движения планет, немецкий математик Иоганн Кеплер (1571-1630) решил нон;ую задачу — вычислил площадь эллиптического сектора, а в своей "Стереометрии винных бочек" (1615 г.) он, вычисляя объемы тел, получающихся при вращении конических сечений вокруг оси, лежащей с ними в одной плоскости.

Галилео Галилей дал нам новую механику свободно падающих тел, был основателем теории упругости и защитником системы Коперника. В своих "Беседах" (1638 г.) Галилей пришел к математическому изучению движения, к зависимости между расстоянием, скоростью и ускорением.

Итальянский математик, профессор Болонского университета Бонавентура Кавальери в своей книге "Геометрия" (1635 г.) построил упрощенную разновидность исчисления бесконечно малых, основанную на схоластическом представлении о неделимых, так, что точка порождает при


движении линию, а линия — плоскость. Таким образом, у Кавальери не было бесконечно малых или атомов.

а-

Он получил свои результаты с помощью "принципа Кавальери": два тела одинаковой высоты имеют одинаковые объемы, если плоские сечения этих тел на одинаковом уровне имеют одинаковые площади. Это позволило ему выполнить вычисление, равносильное интегрированию многочленов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.