Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек в восточных цивилизациях

 

Противостояние Запада и Востока пронизывает практически все временное пространство существования мировой цивилизации. «Первой мировой войной», первым масштабным столкновением формирующейся западной и во многом сложившейся восточной цивилизаций называют Троянскую войну. Противоборство продолжилось в эпоху греко-персидских войн (Vb. до н. э.), походов Александра Македонского (IVb. до н. э.), римских императоров, арабских завоеваний (VII–VIII вв.), крестовых походов (XI–XIII вв.), экспансии монголо-татар (XIII в.) и Османской империи (XIV–XVII вв.), колониального натиска европейских держав (XVI–XIXbb.) и антиколониального, национально-освободительного движения в странах Азии, Африки, Латинской Америки (XIX–XX вв.). История мировых цивилизаций (мировой цивилизации, всемирная история) в учебной литературе западных стран и России излагается преимущественно с позиций западного человека. Мировой прогресс также связывается в основном с развитием западного, динамичного типа цивилизации. Однако было бы не совсем правильно оставить без внимания «мир человека Востока».

Выше говорилось о широком распространении английского языка. Но значительно большая часть человечества вполне обходится китайским, арабским, хинди, японским и множеством других языков, получивших распространение в странах Востока. Если некоторые народы бывшего СССР переводят свою письменность с кириллицы на латиницу, то об отказе китайцев, японцев, арабов и других народов от сложившихся систем письменности что-то не слышно.

В то же время в развивающихся странах насчитывается около 900 млн неграмотных взрослых, две трети из них составляют женщины. Даже при наличии доступа к начальному образованию дети из бедных семей редко его получают. Многие рано начинают работать и бросают обучение. А при низком уровне образования многие взрослые не могут претендовать на высокооплачиваемую работу. Ряды бедняков непрерывно пополняются.

Кому-то жизненный уклад, образ жизни, обычаи и традиции, менталитет восточных народов кажутся неподвижными, консервативными, отсталыми, подлежащими реформированию. Однако сами эти народы охотно используют современные научно-технические достижения западного общества, приобретают современное оружие, целенаправленно используют имеющиеся средства. Например, благодаря прогрессу в медицинских технологиях, общественном здравоохранении и образовании развивающимся странам удается «получать больше здоровья» на единицу национального дохода.

 

Но «люди Востока», жители развивающихся стран не спешат воспринимать нравы, ценности, жизненные принципы «людей запада». Понимание свободы, счастья, жизненного успеха у китайцев, индийцев, иранцев, турок[204], японцев, вьетнамцев, племен Африки, Австралии, бассейна Амазонки представляет собой достаточно пеструю картину. Взгляд «людей востока» на окружающий мир весьма отличается от аналогичных жизненных ориентиров у американцев, канадцев, французов, англичан, немцев, шведов и т. д. Для проведения подлинно научного сравнительного анализа необходимо выработать убедительные критерии. Индексом развития человеческого потенциала здесь вряд ли можно ограничиться.

С позиций авторского подхода к изучению истории цивилизаций во многих восточных странах на протяжении длительных исторических периодов существовали вполне адекватные условия для творческой деятельности людей. Вклад восточных цивилизаций в «копилку» мировой культуры не менее весом, чем вклад западной цивилизации (см. сюжеты об инновациях). Даже опыт «застывших» цивилизаций представляется весьма поучительным. Способность к выживанию на протяжении веков австралийских аборигенов, африканских бушменов и даже каннибалов в различных частях света представляет собой разновидность творческого «ответа» рода человеческого на особые условия существования, заслуживает изучения и осмысления.

Восточные цивилизации (цивилизации восточного типа) сложились раньше, чем западная цивилизация. Опыт, накопленный в первые тысячелетия существования этих цивилизаций, нашел свое воплощение в древнейших (тотемизм, фетишизм, зороастризм, буддизм, иудаизм, конфуцианство) и более поздних религиях (христианство, ислам). Религии определили основы жизненного существования последующих поколений, сохраняют свое влияние и в начале XXI в.

К настоящему времени творческий потенциал восточных цивилизаций представляется огромным. Однако, по расчетам экономистов, всего около десятка развивающихся стран мира могут сегодня рассчитывать догнать развитые страны по уровню ВНП на душу населения за период менее одного столетия. Это те страны, в которых годовой темп роста этого показателя превышает средний показатель для развитых стран более чем на 1 %. В свете такой перспективы пребывание значительной части людей в рамках восточных цивилизаций представляется очень важным фактором мировой стабильности. Сотни миллионов людей привыкли довольствоваться малым, терпеть и не роптать на судьбу. Один из наблюдательных «белых людей» заметил, что бедный индус от горсти риса, которую он может жевать весь день, получает больше удовольствия и пользы, чем англичанин или американец от сытного обеда. Такое положение человека в восточных цивилизациях многих устраивает.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инновации. Персональный компьютер | Древность и современность в иранской исламской революции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.