Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Творчество Л. ван Бетховена




Музыкальный театр — одна из вершин Моцарта. В 1783 Моцарт дважды принимался за сочинение опер-буффа на итальянские либретто («Каирский гусь» и «Обманутый супруг»), однако оба раза прекращал работу в самом начале. Между тем динамичный буффонный жанр соответствовал художественным пристрастиям Моцарта в большей степени, чем чрезмерно «формализованный» жанр оперы-сериа. Моцарт особенно восхищался «Севильским цирюльником» итальянского композитора Дж. Паизиелло (1740-1816), и его привлекла перспектива написать оперу по второй пьесе Бомарше о Фигаро. Хотя император, посчитавший пьесу «Женитьба Фигаро» «бунтарской», запретил ее постановку в Вене, придворному поэту Лоренцо Да Понте (1749-1838) в своем либретто удалось обойти все ее острые углы, не пожертвовав перипетиями сюжета и разработкой характеров. За не слишком успешной венской премьерой «Свадьбы Фигаро» (1786) последовала ее триумфальная постановка в Праге. По заказу пражского импресарио Паскуале Бондини (1737-1889) Моцарт написал оперу «Дон Жуан», также на либретто Да Понте (1787). Наконец, третья опера на либретто Да Понте «Так поступают все женщины», появилась в 1790.

Последние годы Позднее инструментальное творчество Моцарта включает несколько фортепианных и скрипичных сонат, три струнных квартета для короля Пруссии, другие крупные камерно-инструментальные циклы, разнообразные пьесы. К этому же периоду относятся 38-ая симфония («Пражская», без менуэта) и симфонии №№ 39-41, составляющие своего рода триптих, венчающий всю оркестровую музыку Моцарта. Если в 39-й симфонии преобладают лирические, а в 40-й симфонии — трагические настроения, то величественная 41-ая симфония («Юпитер») по богатству контрастов и сложности полифонического языка не имеет себе равных во всей симфонической музыке 18 в. Последними опытами Моцарта в концертном жанре стали 27-й концерт для фортепиано с оркестром и Концерт для кларнета с оркестром; в обоих преобладает мягкий, умиротворенный тон.

В последнее, венское десятилетие своей жизни Моцарт предпринял несколько поездок, в том числе в Берлин, где он надеялся найти постоянное место службы (1789), и во Франкфурт на торжества по случаю коронации императора Леопольда II (1790; здесь Моцарт исполнил свой 26-й фортепианный концерт, получивший название «Коронационного»). Последняя поездка Моцарта в Прагу (август 1791) также была связана с коронационными торжествами, для которых он написал сравнительно традиционную оперу-сериа «Милосердие Тита». По возвращении в Вену Моцарт завершил начатую еще весной 1791 «Волшебную флейту». В этом произведении, предназначенном для труппы Э. Шиканедера (1751-1812), сочетаются жанровые признаки простонародного зингшпиля, оперы-сериа (партия Царицы Ночи), лирической оперы-сказки и литургической драмы с отчетливо выраженным масонским подтекстом (Моцарт был членом венской ложи с 1784).

Реквием Летом 1791 Моцарт получил анонимный заказ на сочинение Реквиема (как выяснилось позднее, заказчиком был граф Вальзегг-Штуппах, овдовевший в феврале того же года). Моцарт долго не решался взяться за выполнение этого заказа не только из-за загруженности другой работой, но и из суеверия. Дурное предчувствие Моцарта сбылось: он умер от скоротечной болезни (по-видимому, от почечной недостаточности), успев написать только первые шесть частей Реквиема и оставив недописанной седьмую часть (Lacrimosa). Реквием был завершен его учеником Ф. К. Зюсмайром (1766-1803) согласно указаниям, полученным от умирающего композитора. В последнее время версия Зюсмайра неоднократно пересматривалась, однако она все еще остается самой популярной.

 

Людвиг ван Бетховен (1770—1827), немецкий композитор, представитель венской классической школы. Создал героико-драматический тип симфонизма (3-я «Героическая», 1804, 5-я, 1808, 9-я, 1823, симфонии; опера «Фиделио», окончательная редакция 1814; увертюры «Кориолан», 1807, «Эгмонт», 1810; ряд инструментальных ансамблей, сонат, концертов). Полная глухота, постигшая Бетховена в середине творческого пути, не сломила его воли. Поздние сочинения отличаются философским характером. 9 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром; 16 струнных квартетов и другие ансамбли; инструментальные сонаты, в т. ч. 32 для фортепиано, (среди них т. н. «Патетическая», 1798, «Лунная», 1801, «Аппассионата», 1805), 10 для скрипки с фортепиано; «Торжественная месса» (1823).

Родился в Германии в городе Бонне. Дед, отец композитора состояли на службе у курфюрста. Отец обучал игре на фортепиано и скрипке.

1778 год – первое выступление.

Внутренняя замкнутость, потребность в уединении, страстная любовь к природе.

Занятия с Христианом Готлибом Нефе (автор многочисленных зингшпилей и опер, просвещенный человек) – интерес к творчеству И.С.Баха и Генделя.

1782 – при помощи Нефе публикуются первые сочинения Бетховена: Вариации на тему марша Дресслера, 3 сонаты для фортепиано.

Дальнейшее формирование Б. Проходило под влиянием прочитанной литературы. Изучал древние языки, историю, литературу, философию. Увлёкся немецкой поэзией и литературой (Шиллер, Гёте), английской литературой (Шекспир).

Предреволюционная атмосфера 80-х, просветительские идеи энциклопедистов дошли и до Бонна: открывается университет, библиотека, национальный театр (оперы Глюка и Моцарта).

1789 – взятие Бастилии. Бетховен воодушевлён (равенство всех людей, борьба с тиранией).

Трудности в семье (Б. – единственная опора), многочисленные обязанности. Задыхается в Бонне.

1787 – поездка в Вену. Встреча с Моцартом (который работал в то время над «Дон Жуаном»: «Обратите внимание на него, он всех заставит о себе говорить»).

Смерть матери, опустившийся отец. Оспа.

1789 – поступил в Боннский университет.

1792 – встреча с Гайдном (советует ехать в Вену).

Вена.

Первое место среди виртуозов. Занятия с Гайдном и Сальери.

1795-1802 – 19 фортепианных сонат, 3 концерта для фортепиано с оркестром, 2 симфонии, 6 струнных квартетов.

Независимость: «Князь! Тем, чем вы являетесь, вы обязанности случайности рождения. Тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей существует и будет существовать тысячи, Бетховен же – лишь один».

Глухота. Наперекор судьбе. Несчастная любовь к аристократке Джульетте Гвиччарди. В творчестве: мрачная подавленность и неистовый протест, порывы страсти и гордое смирение (3 фортепианный концерт, «Лунная» соната, Крейцерова соната для скрипки и фортепиано).

Поздний период (1803-1812)

Грандиозные масштабы, эпический размах (3 и 5 симфонии, опера «Фиделио» - Флорестан и Леонора; фортепианные сонаты – «Аппассионата»).

Взаимная любовь с Жозефиной Дейм.

1813-1818 – кризис

1822 - Цикл песен «К далёкой возлюбленной» (предвосхищает романтические вокальные циклы Шуберта, Шумана).

9 симфония – счастье человечества возможно при всеобщем равенстве и братстве. Вселенская идея потребовала новые формы воплощения. Понадобилось слово – пафос живой ораторской речи. Ода Шиллера «К радости!»:

Люди – братья меж собой!

Обнимитесь миллионы!

Слейтесь в радости одной!

Мировоззрение Бетховена сложилось под воздействием идей Просвещения, немецкой классической литературы и философии. Творчество проникнуто высокой идейностью, подлинным демократизмом, революционной героикой. Симфонии (9), увертюры, сонаты, квартеты и др. произведения насыщены огромным драматизмом и эмоциональной силой. Большие и острые трагические конфликты получают в его музыке оптимистическое разрешение.

В произведениях Бетховена нашли отражение романтика природы, интонации и ритмы французских революционных песен и маршей, немецких, венгерских и других народных танцев.

Последние произведения Бетховена (сонаты и квартеты) отмечены поисками психологически утончённых средств выразительности, что даёт возможность говорить о романтических чертах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.