Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 33. Нововенская школа. А.Шенберг(1874–1951)

 

 

Арнольд Шенберг - австрийский композитор, часть жизни работавший в США; главный представитель и основатель одного из направлений современной «серьезной» музыки, отличающегося сложностью языка и диссонантностью звучания, – оно известно под названиями «атональной» или «12-тоновой» музыки (применяются также термины «додекафония» и «серийная техника»). Шёнберг родился 13 сентября 1874 в Вене. До 1925 жил в основном в Вене. В 1925 стал профессором композиции в Прусской академии искусств в Берлине и работал там до 1933. Покинув Германию, он переехал в США, где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 – в университете Южной Калифорнии, с 1936 – в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Умер Шёнберг в Брентвуде (шт. Калифорния) 13 июля 1951.

Шёнберг был замечательным педагогом, что способствовало широкому распространению его идей; он создал целую композиторскую школу (т.н. "новую венскую школу"), которая объединяла столь выдающихся музыкантов, как А.фон Веберн, А.Берг, Э.Кшенек, Э.Веллес и Г.Эйслер. Известный учебник по гармонии, выпущенный Шёнбергом в 1911 (Harmonielehre), произвел тем более сильное впечатление, что излагал традиционное учение о гармонии с точки зрения не школьного педагога, а действующего современного композитора.

Истоки музыки Шёнберга – в позднеромантическом искусстве Р.Вагнера, А.Брукнера, Р.Штрауса и Г.Малера. Подобные влияния столь очевидны, что критики часто не обращают внимания на три других важных качества стиля Шёнберга, которые противоположны романтической традиции. Во-первых, поздние романтики развивали свои музыкальные мысли в плотной, насыщенной гармонической ткани, в то время как Шёнберг, за исключением нескольких ранних сочинений (например, "Песен Гурре", для солистов, трех хоров и оркестра, 1910–1911), предпочитал лаконичное изложение идеи, без излишних ее повторений, и ясную, насквозь прослушивающуюся фактуру. Во-вторых, Шёнберг обладал позитивным складом мышления, и потому даже наиболее романтические его сочинения (такие, как ранний секстет "Просветленная ночь", ор. 4) отличаются логичностью развития и структурной четкостью. В-третьих, для полифонической техники Шёнберга характерны уверенность и виртуозность, сближающие его не с упомянутыми выше романтиками, а скорее с И.Брамсом.

Хотя весь путь композитора представляет собой последовательное движение в избранном направлении, принято выделять три периода (или стиля) Шёнберга. Сочинения первого периода (ор. 1–10, 12–14) демонстрируют постепенное усложнение языка, рост диссонантности, но в них все же присутствуют традиционная тональность и, до определенной степени, традиционная функциональная гармония. Начиная с фортепианных пьес ор. 11, написанных позже ор. 14, композитор стремился избегать диатонических последований и применял как равные все двенадцать тонов хроматического звукоряда, т.е. не делает ни один из них тональным центром. Третий период начинается с ор. 23: тяготение композитора к четкой организации музыкального материала вызывает к жизни метод более универсальный и жесткий, нежели средства, использовавшиеся им ранее. Метод состоит в организации двенадцати тонов, составляющих октаву, в мелодическую последовательность, где каждый тон употребляется не более одного раза. Такая последовательность называется «рядом», или «серией». Для каждой композиции обычно избирается один «ряд», он может разрабатываться с помощью разного рода перемещений (транспозиций) и вариаций, но все сочинение обязательно выстраивается на основе заданного «ряда».

Остается перечислить принципиально важные сочинения Шёнберга, кроме упомянутых выше, – симфоническая поэма для оркестра "Пеллеас и Мелизанда", ор. 5; "Камерная симфония", ор. 9; "Пятнадцать стихотворений из книги Стефана Георге «Книга висячих садов»", ор. 15; одноактная опера "Счастливая рука", ор. 18; "Шесть маленьких фортепианных пьес", op. 19; "Лунный Пьеро" (Pierrot Lunaire) – двадцать одно стихотворение для чтеца и восьми инструментов, ор. 21; "Пять фортепианных пьес", ор. 23; "Фортепианная сюита", ор. 25; квинтет для деревянных духовых и валторн, ор. 26; вариации для оркестра, ор. 31; "Музыкальное сопровождение к киносцене", ор. 34; ор. 34; "Ода Наполеону" для чтеца, струнного квартета и фортепиано, ор. 41; концерт для фортепиано с оркестром, ор. 42; четыре струнных квартета, ор. 7, 10, 30, 37.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 29. Творчество К.Дебюсси | Тема 34. Творчество А.Берга и А.Веберна
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.