Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Наука и техника в истории общества




План.

1. Знания человека, их возникновение и развитие.

2. Исторические этапы развития техники.

Лекция — 4 часа.

1.

Рассмотрим первый вопрос. Вначале дадим понятие «науки». Наука — это систематизированные знания о природе, об окружающем человека мире. Наука является также особым видом деятельности людей по достижению и накоплению знаний о природе, их систематизации, анализу и использованию в своей практической деятельности. Наука, отражая общественное бытие, является и одной из форм общественного сознания. Эту функцию в большей степени, чем другие, выполняют общественные науки, то есть науки об обществе (история, философия, экономические и юридические науки и др.).

Наука тесно связана с техникой и через неё с производством, влияет на темпы его развития, качество производимой продукции. В настоящее время, в эпоху НТР, наука вплотную приблизилась к производству, превращается в непосредственную производительную силу.

Наука, как определённая сфера человеческой деятельности, имеет свою историю развития и может быть объектом самостоятельного изучения и глубокого исследования. Возникла самостоятельная отрасль знаний, изучающая закономерности развития науки, она называется науковедение. Для изучения истории развития науки создаются крупные научные коллективы, научно-исследовательские институты. Так, в системе Российской Академии наук этой проблемой занимается Институт истории естествознания и техники. В рамках отведённого нам времени рассмотрим историю науки в общем плане, как одну из сфер человеческой деятельности, сферу человеческого знания.

Возникновение науки.

Начальный этап истории человеческого знания известен нам лишь в самых общих чертах. Известно, что человек с первых шагов трудовой деятельности приобретал знания, накапливал их. Единственным источником получения знаний о природе, окружающем мире была человеческая практика, жизненный опыт человека. Поэтому знания человека на этом этапе носили эмпирический характер, т.е. основывались только на опыте (от греческого emperia). Из практики человек черпал знания и практикой их проверял. Знания передавались из поколения в поколение, происходило их постепенное накапливание. Накопленные знания человек использовал для совершенствования своей производственной деятельности, которая в основном- была направлена на добывание пищи, изготовление одежды, строительство жилищ, улучшение орудий труда, оружия.

Но следует подчеркнуть, что знания у человека возникали не из простого созерцания и ощущения окружающего мира. Всё, что он созерцал, он осмысливал, искал решения возникавших проблем, которых у него было много. Он задумывался над происходящими в природе явлениями и делал первые открытия. Устанавливал, например, такие закономерности как смена дня и ночи, смена времён года, зависимость урожая от дождей и другие.

Так постепенно зарождалось теоретическое мышление, зарождались научные знания, т.е. знания, как результат умственной деятельности человека. Процесс зарождения науки был очень длительным. О существовании мыслящего человека, по мнению академика В.И. Вернандского, «мы знаем на протяжении сотен тысяч лет». И в этой дали, — писал он, - «...шёл тот же процесс роста человеческого разума»1. Ростки современной науки он относил к VI веку до н.э., «...когда создавалась великая эллинская наука»2 (Эллада — название древней Греции). Он утверждал, что и «...во всё растущей глуби веков с большой вероятностью должны мы допускать многократное таких же созидательных творческих подъёмов, поворотов в биении разума, в росте понимания нас самих и нас окружающего»^. Появление науки в современном её понимании учёные относят к ХУ1-ХУП векам, когда, как полагал академик Вернандский, «...окончательно сказались в научной работе...достижения Коперника и путь, продолженный Колумбом, новая математика, новая философия, коренная ломка идей о строении и положении в мире человека»4.

Путь, по которому проходило развитие науки, неровен, он состоял из эволюционных и революционных стадий. Эволюционные стадии — это продолжительные периоды в истории науки, в течение которых шёл процесс накопления знаний, поиск научных истин. Им на смену приходили периоды научных открытий, периоды находок, которыми заканчивался поиск научных истин. Из всего множества открытий в науке важную роль играют великие открытия. Каждое великое открытие знаменовало собой наступление новой эпохи не только в истории науки, но и в развитии общества в целом. Великими были открытия, связанные с использованием человеком силы ветра, воды, огня, пара, электричества и других сил природы. Владимир Иванович Вернандский к «великим открытиям человеческого гения» (так он их величал) относил такие «как открытие огня, земледелия, металлов» 5. Каждое великое открытие вызывало бурное развитие научного знания, совершался скачок, взрыв в сфере науки. Такие периоды вошли в историю, как революции в науке.

Последняя революция в науке, которая вошла в историю как «новейшая революция в естествознании», проходила во второй половине XIX века.

1 Вернандский В.И. Труды по всеобщей истории науки. 2-е изд. М., 1988. с. 2!4

2 Там же. с. 213.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.с.214

Революцию характеризовали выдающиеся открытия, которые были сделаны учёными в самых различных областях естествознания. В 40-е годы XIX века был открыт закон сохранения и превращения энергии, в 1865 году — электромагнитные волны. Затем были открыты икс-лучи (х-лучи), а потом три их компонента — альфа-лучи, бета-лучи, гамма-лучи. В это же время было открыто радиоактивное излучение, сделаны другие открытия.

Переворот в материалистической теории строения мира произвело открытие делимости атома. До этого считалось, что атом является конечной частицей материи, носителем материи, который можно физически ощущать. Теперь оказалось, что атом состоит из более мелких частиц — электронов. Открыв электрон, учёные долгое время не могли определить его физическую массу. На этом основании часть из них заявила, что у электрона нет физической массы, которая является неотъемлемым свойством материи, стало быть, материя исчезла. Появилось множество различных спекуляций и заявлений об «исчезновении материи». На необоснованность, научную несостоятельность подобных заявлений указывали многие учёные, представители естественных и общественных наук. Они отмечали, что исчезла не материя, а исчез предел, до которого мы знали материю. Вскоре учёные научились определять физическую массу электрона и разработали электронную теорию строения материи.

О революциях в науке писал и академик В.И.Вернандский. В 1926 году он опубликовал статью «Мысли о современном значении истории знаний». Революции в науке в этой статье он определяет как такие периоды в истории знания, которые характеризуются чрезвычайной быстротой научного творчества, открывающего не тронутые раньше научной мыслью поля исследования. Рассуждая об истории развития науки, В.И. Вернандский высказал мысль о том, что человеческие знания, и научные знания в том числе, развиваются с определённой скоростью движения, закономерно проходя «периоды замирания» и «периоды усиления», революционные «взрывы». В эти «периоды усиления» возрастает темп напряжённого, непрерывного созидания нового знания, который всё более усиливается. В эти периоды, по мнению академика, с особой силой проявляется духовная, творческая энергия человека, «...в немногие десятилетия достигается то, что обычно создаётся в столетия или тысячелетия...».'

Заслуживает внимания ещё одна мысль В.И. Вернандского по поводу революционных взрывов в науке. Мысль об истоках этих взрывов, о творцах великих открытий в науке. Логика его рассуждений примерно такова. Научная мысль не существует сама по себе, она создаётся человеческой личностью, её мозгом, является проявлением личности. Следовательно взрывы научного творчества, наступающие через столетия и даже тысячелетия, указывают на то, что через столетия повторяются периоды, когда скапливаются в одном или

'Вернандский В.И. Труды по всеобщей истории науки. 2-е изд. М., 1988. с.216.

Немногих поколений, в одной или нескольких странах богато одаренные личности, те, умы которых создают силы, которая изменяет всё дальнейшее развитие общества. Рождение таких умов В.И. Вернандский считал даром природы. Но проявление духовного содержания этих личностей, утверждал он, зависит от социальных и политических условий, в которых находятся эти личности.

Таким образом, делает вывод В.И. Вернандский, для появления революционных периодов научного творчества необходимо совпадение обоих явлений: «и нарождения богато одарённых людей, их сосредоточения в близких поколениях, и благоприятных их проявлению социально-политических и бытовых условий»1. Однако, подчёркивал он, «...основным является нарождение талантливых людей и поколений»2. Подтверждает он свой вывод примерами из истории древней Греции, где на протяжении немногих десятков лет были сосредоточены величайшие гении искусства, литературы, философии, всей исторической эллинской жизни. В истории Франции конец XVIII и начало XIX столетия были периодом скопления великих французских математиков. И наоборот, в развитии французской изящной литературы XVIII век оказался пустым промежутком после её расцвета в XVI-XVII веках и новым возрождением этой литературы в XIX столетии.

Заканчивая рассмотрение вопроса об истории развития науки, общечеловеческих знаний сделаем выводы:

1. История человеческого знания начинается одновременно с появлением человека, как мыслящего существа природы. Первые знания возникали из опыта, из жизни человека. Таким образом, знания - это осмысленный опыт человека.

2. Наука проходит два этапа в своём развитии. Начальный, наиболее длительный этап в истории науки, это этап, когда знания носили эмпирический характер, - эмпирические знания. Второй этап, когда знания стали научными, результатом теоретического мышления человека. Этот период истории науки начался относительно недавно, примерно в XVI-XVII веках.

3. Развитие науки на каждом из этих этапов проходило неравномерно, путём смены периодов эволюционного и революционного развития. В периоды эволюционного развития происходило накапливание знаний, в периоды революционного развития происходил взрыв, революционный скачок, который совершался под воздействием великих открытий в науке.

4. Революцию в науке совершают люди, гении, делая великие открытия. Их появление в ту или иную эпоху является, как говорил академик В.И. Вернандский, «даром природы». Важное значение имеет социальная и политическая среда, в которой работают люди, одарённые природой.

1 Вернандский В.И. Труды по всеобщей истории науки, с. 217.

2 Там же.

5. Она (среда) может ускорить или затормозить развитие науки. Например, в СССР на многие годы было заторможено развитие биологической науки, генетики, кибернетики.

2.

Прежде чем перейти к рассмотрению истории развития техники, дадим определение этого понятия. Слово техника происходит от греческого «1есЬпе», что в переводе на русский означает искусство, мастерство. Понятие «техника» в словаре по научно-техническому прогрессу определяется как совокупность механизмов и машин, а также систем и средств управления, добычи, хранения, переработки вещества, энергии и информации, создаваемых в целях производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.

Техникой также называют совокупность навыков любого вида деятельности (техника быстрого чтения, техника живописи, танца, спортивная техника, техника безопасности и т.п.). Эта двузначность понятия «техники» объясняется тем, что в далёкой исторической эпохе человеческая деятельность была универсальной, нерасчлененной. Техника выражала и орудия труда, приспособления для повышения эффективности труда (орудийная техника), так и наличие определённой системы навыков владения этими орудиями (технические навыки, умение владеть орудийной техникой). Со временем орудия труда совершенствовались, процесс производства становился всё более механизированным и автоматизированным. При этом технические навыки упрощались, сводились на нет до полного исключения человека из производственного процесса. Поэтому в современной практике возобладало первое понимание техники, как орудийной техники'.

Наука и техника тесно связаны между собой. Человек добывал знания не ради знаний, он использовал их в своей жизни, в производственной практике, в борьбе за выживание, для изготовления техники. Техника является производным от науки, её материализованным конечным результатом. Собственно, в этом конечном результате и заключён стимул для развития науки. Принцип «наука ради науки» не имеет этого материального стимула, поэтому он не перспективен. Стало быть человеку знания, в том числе и научные знания, всегда были нужны для того, чтобы создавать и совершенствовать орудия труда, с помощью которых он создаёт для себя материальные блага.

История развития общества, начиная с первых шагов человеческой деятельности, подтверждает эту взаимосвязь между человеческими знаниями и его орудиями труда, техникой. Первым и самым простым орудием человека была обыкновенная палка, с помощью которой он сбивал плоды с деревьев, выкапывал коренья из земли, охотился на животных, защищался от диких

1 См.: Научно-технический прогресс: Словарь/ Сост. В.Г.Горохов, В.Ф. Халипов. - М.: Политиздат, 1987. С. 281-283.

зверей. Проходили века и тысячелетия прежде чем это простейшее орудие труда человек превратил в палицу (палку с тяжёлым утолщением на конце), пику (палку с острым окончанием). Стремясь к тому, чтобы на охоте поражать жертву на большем расстоянии от себя, человек совершенствовал технологию изготовления пики и навыки владения ею. Так пику постепенно он превратил в копьё, которое можно метать на расстояние. Вслед за копьём появились другие метательные орудия, такие как дротик, бумеранг, стрела и лук. Чтобы увеличить их силу поражения, человек стал использовать наконечники на копьях и стрелах. Сначала это были наконечники из костей животных.

На смену деревянным пришли каменные орудия. Когда-то случайно поднятый камень со временем превратился в каменный наконечник для копья и стрелы, каменный нож и топор. Чтобы метать камень на большое расстояние, человек изобрёл катапульту, пращу, баллисту, а затем и каменные ядра для стрельбы из пушек.

На смену каменным орудиям пришли орудия из бронзы, железа и других металлов. С появлением огня человек стая использовать его для обработки различных материалов (дерева, камня, железа и др.). Поэтому К. Маркс и считал, что исторические эпохи следует определять не по тому, что производил человек в ту или иную эпоху, а тем, как производил, при помощи каких орудий труда и средств производства.

Производительные силы общества на ранних этапах истории человечества развивались медленно, но неуклонно. На последующих стадиях развития производительных сил совершенствование орудий труда шло более высокими темпами, появились простейшие механизмы, технические устройства. Затем пришло время машин, т.е. технических устройств, работа которых основывалась на использовании механизмов, механического движения. Слово машина происходит от латинского «machina» — сооружение. Первые машины, например, прялка, ткацкий станок, были несложными и приводились в движение мускульной силой самого человека (например, ткача) или домашнего животного (например, лошади или вола в подъёмных машинах). Затем человек изобрёл двигатель, который стал вместо него выполнять работу, например, приводить в движение станок. Вначале появились ветряные двигатели (на основе использования силы движения воздуха), водяные двигатели (на основе использования силы движения воды). Когда человек научился превращать воду в пар, нагревая её на огне, он сумел использовать силу пара и заставить пар работать на себя, — появился паровой двигатель. Затем человек изобрёл двигатель внутреннего сгорания, электрический двигатель и, наконец, реактивный двигатель — двигатель эпохи научно-технической революции. Чтобы передавать движение от двигателя рабочей машине, стали применяться приводные устройства и механизмы. Двигатель, приводное устройство и рабочая машина (станок) составляли вместе уже систему машин. Так человечество перешло к машинному производству. Это произошло в XIX веке. В мире утвердилась новая социально-экономическая формация — капитализм.

Заводы и фабрики пришли на смену мануфактурной форме организации производства. Этот период вошел в историю как период промышленного переворота. «Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производственные силы, -отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, —чем все предшествующие поколения вместе взятые»1. Основой производительных сил общества стало, подчёркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, машинное производство.

Этот процесс развития техники от первых простейших орудий труда до современного автоматизированного производства стал называться техническим прогрессом. Технический прогресс — это объективная закономерность, он непрерывен и носит глобальный характер. Его нельзя отменить или остановить по чьему-либо указанию или желанию. Но человек может влиять на этот процесс, ускоряя или замедляя темпы технического прогресса. Суть технического прогресса состоит в том, чтобы, применяя технику, высвобождать человека из процесса производства, передавать машинам функции и операции, которые он выполняет сам. Если вначале человек непосредственно участвовал в процессе производства, был главной производительной силой, то затем он постепенно высвобождал себя, выводил из непосредственного процесса производства, заменял свою мускульную силу силой машин.

Технический прогресс и прогресс научный между собой тесно связаны. Человеческие знания, научные открытия материализуются в технике, в новых технологических процессах, новых производствах. В свою очередь, новая техника, новые приборы и аппараты позволяют учёным глубже познать природу, делать новые открытия в науке. Таким образом, прогресс науки и прогресс техники — это единый процесс, который и стал называться научно-техническим прогрессом.

Развитие техники 'проходило также неравномерно, скачкообразно, как и развитие науки. Великие открытия в науке создавали новую базу для изобретения новых машин, новой техники, новых технологий. Поэтому историческая логика такова, что после революций в науке происходили революции в технике. Техническая революция — это качественный скачок в развитии техники (машин, приборов, технических сооружений и т.п.), базирующийся на использовании новых источников энергии, открытых наукой. В качестве первой технической революции в истории человечества рассматривается создание каменных орудий труда, а первого великого технологического достижения — овладение огнём. Изобретение ветряного, а затем водяного и последующих видов двигателей также являлось революционными скачками в истории развития техники.

Одну из революций в технике произвело изобретение парового двигателя, паровой машины. К. Маркс и Ф. Энгельс называли её промышленной революцией. Она проходила в конце XVIII - начале XIX вв. Спустя столетие, в

1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 4. с. 429.

Конце XIX - начале XX веков, новую техническую революцию произвели электрический двигатель, электрическая машина и другая электрическая техника.

Таким образом, научно-технический прогресс - это не равномерно и планово развивающийся процесс, а процесс, в котором чередуются периоды длительного эволюционного развития и периоды революционных скачков. Вначале происходили революции в науке, а через определенное время после каждой такой революции совершалась техническая революция. На ранних этапах истории расстояние по времени между революцией в науке и технической революцией было велико. Проходили столетия, прежде чем научные открытия находили материальное воплощение в новой технике,новых технологиях, совершая в ним переворот. Но со временем этот временной барьер между революциями в науке и технике уменьшался. Например, между временем, когда человек научился добывать огонь, и временем, когда он стал использовать его для обработки простейших орудий, лежали тысячелетия. А создание первых электрических машин и приборов началось менее чем через полвека после получения электрического тока.

Процесс сближения революций в науке и технике продолжался до того времени, когда стало трудно определить конец одной революции и начало другой. Они слились во времени, стали проходить в рамках одного исторического этапа. Едва успевало утвердиться в жизни научное открытие, как его использовали изобретатели. Так, например, после открытия учеными луча лазера сразу же началось освоение его практикой (в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и др.областях). Это слияние революций произошло в середине XX века. Две революции - научная и техническая - слились в единый революционный поток, в одну революцию, которая и стала называться научно-технической революцией (НТР).

Первым это явление проанализировал английский ученый Джон Бернал (он же дал название этой революции). Название далось не сразу. Вначале ее называли производственной революцией, революцией в производительных силах, второй промышленной революцией и т.п. Ученые других стран, в том числе советский ученый академик С.Г.Струмилин, поддержали предложение Джона Бернала называть эту революцию, происходящую одновременно в науке и технике, научно-технической революцией. Так, в середине XX века мир вступил научно-техническую революцию, которая является современным этапом научно-технического прогресса.

Таким образом, рассмотрев вопрос об исторических этапах развития техники, сделаем некоторые выводы:

1. Техника в широком смысле слова (орудия и средства труда) возникает с момента появления труда, как процесса человеческой деятельности. Начиная с первых орудий труда, происходил процесс их совершенствования – технический прогресс. Этот процесс непрерывен, но проходит скачкообразно, когда относительно спокойное развитие (эволюционный этап) сменяется взрывом, революционным скачком. Такие скачки в развитии техники вошли в историю как революции в технике.

2. Развитие науки и техники взаимосвязано и взаимообусловлено. Именно великие открытия в науке, материализуясь в технике, вызывают технические революции. В свою очередь новая техника, взятая на вооружение учеными, позволяет им глубже проникать в тайны природы, делать новые научные открытия.

3. Периоды времени, которые отделяли революции в технике от революций в науке, вначале были велики, но постепенно сокращались. В середине XX века временной барьер между революциями исчез. Революция в науке и революция в технике слились в единый революционный поток – научно-техническую революцию.

Таким образом, наука и техника, находясь в непрерывном развитии, играют важнейшую роль в истории общества. Знания человека, изобретаемая им техника формируют производительные силы общества. А они составляют экономический базис, материальную основу общества на всех этапах его исторического развития.

 


Тема 2. Этапы истории отечественной науки и техники.

План.

1. Становление и развитие отечественной науки и техники.

2. Послеоктябрьский этап истории науки и техники.

Лекция – 6 часов.

1.

На территории, которую занимала наша страна, наука и техника зародилась в древние времена. Открыты стоянки первобытного человека, в которых люди жили 100-400 и 600 тыс.лет назад. Они находятся на территории современной Армении, на Кавказе, к Крыму, на Украине, в Средней Азии, в среднем течении рек Волги и Десны. На этих и более поздних стоянках были найдены скульптурные изображения людей, животных, пещерная живопись.

В период 100-35 тыс.лет назад происходило совершенствование и форм, и техники изготовления каменных орудий, началось производство костяных орудий, освоение способов добывания огня, строительство жилищ.

35-10 тыс.лет назад появились составные орудия из обработанного камня и дерева, большие общинные жилища, одежда, сшитая из шкур зверей.

Еще позднее (10-6 тыс.лет назад) были изобретены лук и стрелы; (6-2 тыс.лет назад) появляются такие виды технологии как шлифовка и полировка, а также пиление и сверление камня.

Важными изобретениями человека в этот период были гончарное производство, прядение и ткачество, новые средства передвижения – челны, лыжи, сани. К концу периода появились первые изделия из металла – меди, бронзы. Рождалась металлургия. В первой половине I-го тысячелетия до н.э. на территории нашей страны стала быстро распространятся металлургия железа. В VI в. был изобретен сыродутый горн, с помощью которого методом прямого восстановления стали получать чистое железо. Освоение производства железа значительно повлияло на развитие сельского хозяйства и ремесел. Применение железных орудий явилось новой ступенью в развитии производительных сил общества, ускорило разложение первобытнообщинных отношений.

Территория Закавказья, как предполагают, явилась одним из мест формирования первобытного человека и развития начальных ступеней человеческого общества. Археологами здесь найдены изделия, изготовленные в начале каменного века. Земледелие, скотоводство и металлургия бронзы получили здесь раннее развитие, особенно на территории теперешней Грузии.

Во второй половине II-го и в начале I тысячелетия до н.э. изделия из бронзы достигли высокого совершенства как с технической, так и с художественной стороны. Это было время высокого подъема культуры бронзы в Грузии. В это же время здесь зарождается металлургия железа, которая достигла высокого по тому времени уровня развития в IX-VII вв. до н. э.

В VI-V вв. до н.э., в период рабовладельческого строя, на побережье Черного моря возникли античные города – полисы (греческие колонии). На Днепро-Бугском лимане был построен г.Ольвия, на Крымском побережье – г.Херсонес (на территории современного Севастополя), г.Феодосия, на обоих берегах Керченского пролива выросла группа городов. В первой половине I-го тысячелетия рабовладельческий строй на территории северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии пришел в упадок. Здесь и в других районах страны началось формирование феодальных отношений. Отметим, что восточные славяне к феодальному строю перешли непосредственно от первобытнообщинного строя. Это происходило в 3-ей четверти I тысячелетия.

При феодальном строе продолжалось развитие ремесел, торговли, культуры, науки. В V-XIII вв. возникают первые очаги культуры, знаний, обучения. Так, в X в. в Киевской Руси важными культурными центрами были высшая школа «учения книжного» и библиотека при Софийском соборе в г.Киеве. В X-XI вв. древнерусская культура обогатилась выдающимися памятниками письменности: «Русская правда» (сборник законов XI в.), летописные своды (XI в.), «Повесть временных лет» (начало XII в.), сочинения митрополита Иллариона, князя Владимира Всеволодовича Мономаха и другие. Князь Владимир Святославович, Ярослав Мудрый и другие также создавали школы, библиотеки, приглашали живописцев, архитекторов, строителей и других замечательных мастеров. В Киеве, Новгороде, Чернигове и других городах работали ремесленники многих специальностей. В X-XI вв. были построены: Десятинная церковь и Золотые ворота в Киеве; Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Спасо-Преображенский собор в Чернигове; монастыри – Киево-Печерский, Выдубецкий. Замечательные произведения создавали в XII-XIII вв. владимиро-суздальские зодчие: Успенский, Дмитрьский соборы, Золотые ворота во Владимире, церковь Покрова на Нерли и другие.

Развивалась наука и культура народов, проживающих на территории Средней Азии и Кавказа. В древнем Хорезме был образован «Дом науки» (XI в.), в Самарканде Улугбек основал обсерваторию. Первые академии были созданы в Грузии: Иколтойская (XI в.) и Гелатская (XII в.). первые университеты появились в Армении: Гладзорский (XIII-XIV вв.) и Татевский (XIV-XV вв.).

В XIV-XVI вв. на Руси росло количество городов и их значение как военно-стратегических пунктов. В них развивались новые ремесла, такие как литейное производство, слесарное дело, кузнечные промысел и другие. В конце XIV-XV вв. русские мастера Москвы, Твери и других городов наладили производство пушек. В первой половине XVI в. крупными центрами железоделательного производства стали Новгород, Серпухово-Тульский район и другие.

Начиная с XVI в. в России в «Приказах» (органы государственного управления того времени) стали складываться группы специалистов по отдельным отраслям знаний. Так, в Аптекарском приказе изучали свойства трав, обучали лекарскому и аптекарскому делу. В Пушкарском приказе разрабатывали отдельные виды пушечного литья, изготавливали порох (зелье). В приказах имелись обширные, по тем временам, специальные собрания книг и рукописей.

В начале XVIII в. в России стали создаваться собственно научные учреждения с целью изучения и освоения природных богатств страны, развития экономически необходимых отраслей науки и техники, подготовки кадров специалистов. При Петре I были проведены первые экспедиции по изучению Каспийского моря – в 1720г., Сибири – в 1720-1727 гг., Камчатки – в 1725-1730 гг.. В 1714 году была создана научная библиотека, ставшая потом библиотекой Академии наук, вышли первые отечественные ученые, в том числе М.В.Ломоносов.

Научными учреждениями Академии наук явились: кунсткамера (первый естественно-научный музей в России); созданная в 1719 г., физический кабинет – 1725 г., обсерватория – 30-е годы, географический департамент – 1739 г., химическая лаборатория, созданная по инициативе М.В.Ломоносова в 1748 г., мастерские, где создавались инструменты и приборы, испытывались изобретения и конструкции.

Крупнейшим центром науки и просвещения был Московский университет, открытый в 1755 году. В 1783 г. Была основана Российская академия для изучения и совершенствования русского литературного языка.

Во второй половине XVIII в. стали возникать первые научные учреждения в Прибалтике: астрофизическая обсерватория в Вильно – 1753 г., астрономическая обсерватория в Митаве (Елгава) – 80-е годы. В эти же годы здесь были открыты ботанический сад и зоологический музей. В 1765 г. В России возникло первое научное общество.

В начале XIX в., в результате дифференциации научных знаний, возникли новые научные направления и учебные дисциплины. Появилась необходимость в организации специальных исследовательских учреждений, объединении усилий ученых. В составе Академии наук стали создаваться научные подразделения. В 1814 г. В нее влилась Российская академия русского литературного языка, как отделение русского языка и словесности (ОРЯС). Кроме того, при нем были открыты Главная астрономическая обсерватория в Пулкове в 1839 г. И Главная физическая обсерватория в 1849 г..

В 1834 г. – Археологическая комиссия – особое ученое учреждение, созданное с целью издания памятников письменности древней русской истории. С 1842 г. комиссия начала издавать Полное собрание русских летописей (В.О.Ключевский – «Курс русской истории», ч.1.)

После проведения в 1802 г. реформы государственного управления в России были учреждены министерства. Потребовались образованные чиновники и квалифицированные специалисты. Это вызвало рост числа высших учебных заведений – университетов, институтов, лицеев. В это время открываются университеты в Петербурге, Киеве, Харькове, Казани, Дерпте (Тарту, Эст.). Были основаны Лесной институт, Институт корпуса инженеров путей сообщения, Технологический институт. В 1828 г. возобновил работу Главный педагогический институт (был открыт в 1819 г.).

С начала XIX в. стала складываться отраслевая наука, возникают научные организации и учреждения при государственных ведомствах. Так, в 1834 г. был образован Ученый комитет горного ведомства, в 1857 г. – сельскохозяйственный учёный комитет министерства государственных имуществ и другие.

В это же время, в первой половине XIX в., возросла роль научных обществ в развитии отечественной науки. Как правило, они создавались в крупных губернских городах, при университетах. Так, в 1811 г. при Харьковском университете было создано филотехническое общество (философско-техническое), в 1824 г. в Минске – белорусское вольное экономическое общество. В Петербурге активно работали физико-медицинское общество, созданное в 1805 г.; минералогическое, созданное в 1817 г., лесное, созданное в 1834 г..

Подобные общества развертывали свою деятельность в Москве, Прибалтике, на Украине и других городах и регионах. Вначале научные общества выполняли функции взаимного обмена информацией. Потом они превратились в центры научно-исследовательской работы: организовывали исследования, выпускали литературу, занимались другой научной деятельностью. Во второй половине XIX в. такими центрами стали Русское техническое общество (1866 г.), Московское математическое общество (1867 г.), Русское физико-химическое общество (1878 г.), политехнические общества в Петербурге, Москве, Риги и другие.

К середине XIX в. сложились основные элементы и структура сети научных учреждений, которая практически не изменилась вплоть до 1917 г. Эта структура включала в себя Академию наук с ее подразделениями, обсерватории, научные подразделения высших учебных заведений, ученые комитеты ведомств, научные ведомства. К тому времени число учреждений, проводивших научные исследования, возросло почти в 4 раза по сравнению с концом XVIII века.

Во второй половине XIX в. научная деятельность в России развивалась в условиях быстрого роста капитализма, развертывания революционного движения, стремительного прогресса естествознания. Создавались новые научно-административные органы при ведомствах: Статический кабинет при Министерстве внутренних дел – 1852 г.; Геологический кабинет – 1882 г.; Главное гидрографическое управление при морском ведомстве – 1885 г. и другие.

Подъем промышленного и сельскохозяйственного производства после реформы 1861 г. был новым импульсом в развитии высшей школы. Появились новые учебные заведения: Петровская земледельческая и лесная академия в Москве, Московское высшее техническое училище, Петербургский электротехнический институт, Харьковский технический институт, Рижский политехнический институт (первый подобного профиля) и другие. Постепенно перемещалась научная жизнь страны сюда, в высшие учебные заведения. Здесь рождались новые направления исследований, складывались отечественные научные школы. Большую известность завоевала, например, Петербургская математическая школа, а также Московская школа биологов-эволюционистов, Казанская школа химиков-органиков и другие.

В конце XIX в. важной формой организации науки стали съезды ученых. Так, в 80-е – 90-е годы XIX в. проходили съезды ученых-историков, деятелей техники и другие. Как и научные общества, съезды ученых сыграли большую роль в объединении научных сил России, организации их научных исследований, распространении естественно-научных и технических знаний.

В начале XX в. процесс бурного развития науки продолжался, научные учреждения стали привлекаться к решению новых проблем, возникла необходимость координации их усилий. Это вызвало к жизни новые формы организации научной деятельности – проблемные комиссии. Самой крупной из них стала комиссия по изучению естественных производительных сил России (КЕПС), созданная при Академии наук в 1915 г. с целью проведения исследований природных ресурсов страны. Кроме этой при Академии наук действовали и другие проблемные комиссии, как, например, сейсмическая, магнитная, полярная.

Накануне Октябрьской революции 1917 г. в России насчитывалось около 300 научных учреждений, включая ведомственные комитеты, проблемные комиссии, высшие учебные заведения и другие организации и учреждения. Почти все они были расположены в Москве, Петербурге и нескольких крупных городах западных и центральных губерний. На территории Урала, Сибири, Дальнего Востока работало всего четыре высших учебных заведения: университет и технологический институт в г.Томске (1888 г.), Восточный институт во Владивостоке, университет в Перми (1916 г.).

В средней Азии, на Кавказе высших учебных заведений не было. Здесь действовало несколько научных учреждений таких как обсерватория в Ташкенте (1873 г.), метеорологические станции в Ашхабаде, Красноводске, Кушке, сейсмическая станция в Самарканде, энтомологический музей в Ташкенте, Репетекская песчанопустынная станция в Туркмении (1912 г.), Кавказский этнографический музей (1853 г.), Тифлисская магнитометеорологическая обсерватория, ботанические сады в Сухуми, Батуми и несколько других более мелких научных учреждений.

Отмеченные факты говорят о том, что научная деятельность на периферии в начале XX в. была чрезвычайно ограниченной, немногочисленные кружки и общества охватывали лишь небольшую часть интеллигенции. Другим недостатком в организации научных исследований в России была их раздробленность. Научные учреждения и в центре, и на местах работали без должной связи и согласования.

Как уже отмечалось, человек накапливал знания для того, чтобы использовать их в своей практической деятельности, для совершенствования орудий труда. Металлургия, особенно металлургия железа, открывала широкие возможности для этого. Но для развития металлургии требовалась руда. На Руси большое внимание уделялось поискам месторождений руд и других полезных ископаемых. Известно, что великий князь Иван III в 1489 г. направлял большую экспедицию в район р.Печеры для поиска руд. В период XVI-XVII вв. было открыто несколько рудных месторождений и на некоторых из них начались разработки. Во второй четверти XVII в. в районе Тулы и Каширы были построены первые доменные печи. Особенно быстрое развитие ремесел, в том числе и металлургии, происходило в конце XVII в. и позже во времена царствования Петра I. К этому времени относится появление в России первых мануфактур, начало применения водяных двигателей, формирование торгово-промышленной буржуазии.

Особо подчеркнем, что русские ученые внесли большой вклад в науку о металлах, в развитие техники и технологии их производства. В 1763 г. М.В.Ломоносов опубликовал труд «Первые основания металлургии или рудных дел», в котором рассмотрел ряд проблем, связанных с добычей руд и получением металлов. В 60-х гг. XVIII в. И.И.Ползунов построил первую доменную воздуходувку, приводимую в движение силой пара. В 1826 г. П.Г.Соболевский положил начало порошковой металлургии. Были сделаны открытия, связанные с термической обработкой металла, кристаллизацией стального листа и другие.

Металлургия непосредственно связана с машиностроением. Наука о машинах (машиноведение) стала развиваться в России с начала XIX в., хотя первые ее идеи возникли раньше и были связаны с исследованиями в области механики, проводившимися в Петербургской академии наук в первой половине XVIII в. Здесь были подготовлены двухтомная работа Л.Эйлера «Механика» (1736 г.) и работа Д.Бернулли «Гидродинамика» (1738 г.).

В XIX в. исследования в области механики, теории механизмов и машин переместились в университеты и высшие технические учебные заведения. В середине XIX в. в Петербурге работали М.В.Остроградский, О.И.Сомов, П.Л.Чебышев, И.А.Вышнеградский и другие ученые. П.Л.Чебышев ввел в механику машин математические методы, заложил основы учения о структуре механизмов. В 80-е годы П.О.Сомов и Х.И.Гохман развили учение о структуре механизмов. В 80-е – 90-е гг. тот же П.О.Сомов, А.П.Котельников и другие предложили новый метод кинематического анализа механизмов. Важной была работа Х.И.Гохмана, В.Н.Лигина, Н.И.Мерцалова и других по теории зубчатых механизмов, которой они занимались в конце XIX – начале XX вв. В начале XX в. также в Петербурге сформировалась инженерно-механическая школа, в которую входили И.Т.Бубнов, В.Л.Кирпичев, А.Н.Крылов, И.В.Мещерский, С.П.Тимошенко и другие.

Московская школа ученых-механиков сложилась во второй половине XIX в., а расцвета достигла в начале XX в., когда ее возглавляли Н.Е.Жуковский и С.А.Чаплыгин. характерным для этой школы была разработка прикладных задач в области механики. В частности, Н.Е.Жуковский разработал теорию быстроходного ветродвигателя. Этим он заложил научную основу создания высокопроизводительных двигателей, способных эффективно использовать энергию ветра. Фундаментальным вкладом в развитие механики на рубеже XX в. явилась созданная А.М.Ляпуновым общая теория устойчивости движения механических систем.

Русским ученым принадлежит ряд крупных открытий в области электротехники. Так, в 1802 г. В.В.Петров открыл явление электрической дуги и методы ее практического использования для электроплавки, в 1832 г. П.Л.Шиллинг изобрел электромагнитный телеграф, в 1834 г. Б.С.Якоби изобрел электродвигатель, а в 1838 г. – гальванопластинку, в 1842 г. Э.Х.Ленц открыл закон о направлении индуцированного тока, создал основы теории электрических машин.

На основе этих и других открытий русские электротехники сделали ряд изобретений. Важными из них являлись первая дуговая лампа П.Н.Яблочкова (70-е гг.), лампочка накаливания А.Н.Ладыгина, дифференциальная дуговая лампа В.Н.Чиколева, дуговая сварка Н.Н.Бенардоса и Н.Г.Славянова и другие. Для развития электротехники важное значение имели труды А.Г.Столетова о магнитной восприимчивости мягкого железа от намагниченного поля (1872 г.), труды М.О.Доливо-Добровольского по разработке трехфазных цепей переменного тока (1888-1891 гг.) и другие.

По мере становления электротехники, как самостоятельной научно-технической отрасли, расширялась сфера применения электрической энергии в промышленности и на транспорте. С конца XIX в. в России на фабриках и заводах всё чаще стал использоваться электропривод рабочих машин, что повлекло коренные преобразования в промышленном производстве. Возникли новые области применения электрической энергии – электротермия и электрохимия. Изобретатели Н.Г.Славянов, С.С.Штейнберг, Г.Е.Евреинов, С.И.Тельной, В.П.Вологдин внесли ряд предложений по устройству электрических печей и улучшению технологии электротермических процессов.

Русские электротехники занимались и проблемой передачи электроэнергии на расстояние. Эти работы приобрели особую актуальность при строительстве крупных районных электростанций на местных источниках топлива. Так, в 1911 г. М.А.Шателен в лаборатории высоких напряжений при Петербургском политехническом институте проводил исследования и опытные работы по созданию линии электропередач (ЛЭП) напряжением более 100 кв. Крупный вклад в разработку технических основ электротехники, в развитие электромашиностроения и аппаратостроения, в подготовку высоко-квалифицированных специалистов в начале XX в. внесли ученые В.М.Миткевич, И.С.Брук, А.П.Александров, А.Н.Ларионов, А.Е.Алексеев и другие.

Отметим, что несмотря на определенные успехи царская Россия в техническом отношении по сравнению с Западными странами, была отсталой страной. Научные исследования по освоению и использованию огромных энергетических ресурсов страны носили разрозненный характер, часто проводились по инициативе отдельных ученых и инженеров. Но и те немногие проекты и предложения, которые разрабатывались учеными, не всегда реализовывались. Например, в 1910-1911 гг. Г.О.Графтио разработал проект Волховской ГЭС, в 1913 г. Г.М.Кржижановский выдвинул идею создания крупной ГЭС на Волге около г. Самары. И проект Графтио, и идея Кржижанского осуществлены не были. Та же судьба постигла ряд работ Г.М.Кржижановского по проблеме строительства мощных районных электростанций на местном топливе и гидроэнергии и объединения их в крупные энергетические системы. Единственная крупная районная электростанция («Электропередача») мощностью 15мВт (1мегаВт=1000 киловатт) была построена в 1912-1914 гг. в Московской области под руководством российского инженера Р.Э.Классона. Это была первая в мире тепловая электростанция (ТЭС), работающая на торфе. Мощность всех электростанций в России в 1917 г. составляла немногим более 1 гВт (1 гигаватт=1000 мВт).

Немалый вклад внесли русские ученые в развитие химической науки. В России химия стала развиваться с середины XVIII в. М.В.Ломоносов заложил основы единой корпускулярно-кинетической теории, сформулировал закон

 

 

сохранения вещества и движения, выполнил множество научных опытов, прикладных исследований по химии. С первой половины XIX в. в России начали успешно проводить исследования по использованию физических методов в химии. С середины XIX в. в области неорганической химии проводились работы по изучения природного сырья, в частности платиновых металлов,

В области органической химии успешно разрабатывались методы изучения и синтеза органических веществ. Так, в 1838 г. А.А.Воскресенский синтезировал хинон, в 1842 г. Н.Н.Зинин синтезировал анилин. Академик А.М.Бутлеров создал теорию химического строения вещества, которая стала фундаментом органической химии. В 1869 г. Д.И.Менделеев открыл периодический закой химических элементов, который составил эпоху в развитии химической науки. Это позволило не только привести в определенную систему все химические элементы и их соединения, но и стало возможным предсказывать существование ряда неизвестных тогда химических элементов и даже давать описание их свойств. В конце ХIХ-начале XX в., в результате работ А.Н.Баха, Н.С.Коновалова, И.А.Каблукова и других ученых начал складываться метод физико-химического анализа. Основу в развитии нефтехимии составили труды В.В.Марковникова (с 1881 г.) и Н.Д.Зелинского (с 1886 г.). Их преемниками в исследовании углеводородов с конца 80-х гг. XIX в. были А.Е.Фаворский и Е.Е.Вагнер,

В начале XX в, стала создаваться химическая технология производства. Большой вклад в ее развитие внесли советские ученые А.К.Крупский и И.А.Тищенко. Они первые разработали систематические учебные курсы по этой науке. Крупский читал свой курс, начиная с 1909 г. в Петербургском технологическом институте, Тищенко — в Московском высшем техническом училище в 1911-1913 гг.

Были достижения и в других отраслях химической науки. Так, В.И.Вернадский и А.Е.Ферсман своими трудами заложили основу отечественной геохимии. В агрохимии и фотосинтезе основополагающими были работы Д.Н.Прянишникова и К.А.Тимирязева.

Таким образом, на территории нашей страны с древнейших времен происходило зарождение очагов науки, создавались первые научные и учебные учреждения. Примерно в XVI-XVII вв. научные знания стали преобладать над эмпирическими, сформировалась наука в современном ее понимании.

Накопленные знания позволяли человеку создавать орудия труда, совершенствовать технологию из изготовления, изобретать новую технику. Как свидетельствует история, народы, населяющие нашу страну в разные времена, производили орудия труда из дерева и камня, бронзы и железа. От умения делать деревянные копья и каменные топоры они поднялись в своем развитии до уровня, позволявшего им создавать и использовать в начале XX в. паровые и электрические двигатели и другую совершенную по тем временам технику.


 

После Октябрьской революции в России начался новый этап истории науки и техники в нашей стране. Их роль и положение в развитии общества коренным образом изменились. Рассмотрим этот этап по отельным периодам.

Первый период охватывает годы от установления советской власти и до конца 20-х гг. Он характеризуется тем, что в эти годы складывались основные принципы организации науки и техники в стране, формировались центры научной деятельности, был определен курс на превращение науки в важный фактор строительства нового общества.

Остро стоял в этот период вопрос о кадрах. Советская Россия своих кадров еще не имела, надо было найти возможности для привлечения на сторону советской власти ученых и специалистов бывшей царской России. Сделать это было нелегко. Им надо было платить высокие оклады, а денег не было, это во-первых. А во-вторых, большинство ученых относилось к новой власти враждебно. Почти каждый из них прошел путь от враждебности к нейтральности и только потом к признанию советской власти. Это удалось сделать благодаря бережному, внимательному отношению к старой интеллигенции. Постепенно крупные ученые, специалисты стали переходить на сторону советской власти.

Правительство создавало для них необходимые условия работы, отпускало по возможности средства, улучшало снабжение топливом, оборудованием, продуктами питания. В январе 1920 г. была образована Петроградская комиссия по улучшению быта ученых (ПетроКУБУ) во главе с А.М.Горьким, а в ноябре 1921 г. — Центральная комиссия по улучшению быта ученых (ЦеКУБУ). Глава советского правительства В.И.Ленин принимал А.М.Горького, академиков В.А.Стеклова, С.Ф.Ольденбурга и других, обсуждал с ними проблемы организации науки в стране.

Важным принципом организации науки было установление прочной и всесторонней связи науки с потребностями и практикой хозяйственного строительства. Наиболее полно этот принцип раскрыт в ленинском «Наброске плана научно-технических работ», написанном в апреле 1918 г. В нем были намечены основные направления исследовательской работы: обеспечение промышленности сырьем и энергией, ее рациональное размещение и организация в стране, работы по электрификации. В «Наброске плана» подчеркивалась мысль о том, чтобы наука не отрывалась от практических нужд страны, чтобы наука перестала быть «модной фразой», а превращалась в составной элемент нашего быта.

Большое внимание уделялось принципу планирования развития науки и техники. Академии наук было предложено образовать ряд комиссий из специалистов для составления плана реорганизации экономики страны и ее быстрого подъема. Предлагалось разработать конкретную программу научно-технических исследований, связанных с созданием этого плана. Таким образом, программа научно-технических исследований становилась составной частью


общегосударственного плана развития народного хозяйства, И такая программа исследований была разработана и стала осуществляться.

При Академии наук была организована Комиссия по изучению естественных производительных сил (КЕПС), которая развернула изучение месторождений черных и цветных металлов, горючих ископаемых, строительных материалов, бокситов, калийных солей, фосфатов и других ископаемых. В частности, ученые участвовали в работах по исследованию Курской магнитной аномалии, химического сырья в Соликамске и Кара-Богаз-Голе, тихвинских бокситов, ухтинской нефти, гидроресурсов на р.Волге в районе г.Самары. В 1918-1925 гг. Академия наук организовала более 200 научных экспедиций на Урал, Кольский полуостров, в Сибирь, Среднюю Азию, Поволжье, где велись и поисково-разведочные работы, и связанные с ними теоретические исследования. Большую теоретическую и практическую ценность имели работы известного геолога И.М.Губкина (1871-1939 гг.) о создании нефтяной базы на территории между Волгой и Уралом. В его труде «Урало-Волжская нефтяная область», изданном в 1940 г. (посмертно), показано, какие огромные богатства хранятся в подземных кладовых «Второго Баку», какая великая промышленная перспектива его ожидает.

Особое место в истории страны занимает план ГОЭЛРО. Он был разработан виднейшими учеными, инженерами, экономистами страны в 1920 году. Возглавлял комиссию по разработке этого плана ученый, инженер-энергетик Г.М.Кржижановский. План предусматривал на ближайшее десятилетие коренную реконструкцию на базе электрификации горнодобывающей промышленности, машиностроения, транспорта, химического производства, увеличение выпуска промышленной продукции в среднем в 2,5 раза против уровня 1913 г. Это был первый народнохозяйственный план страны. Главным в этом плане было строительство электростанций.

На стадии реализации плана ГОЭЛРО внедрялись достижения ученых, в том числе и достижения в фундаментальных областях науки. Так, М.В.Кирпичев и его сотрудники продолжали исследования по совершенствованию системы теплопередачи в котлах. А.Н.Крылов, наряду с работами в области кораблестроения, в 20-х гг. развивал исследования в области строительной механики и это во многом помогло в осуществлении широкой программы строительства новых энергетических и промышленных объектов, предусмотренных планом ГОЭЛРО. Академик А.Ф.Иоффе в 1922-1925 гг. осуществил ряд работ по изучению электрической прочности диэлектриков, которые вписывались в его научное направление — физика твердого тела.

В эти же годы фундаментальные исследования в области строения атома и физики элементарных частиц вели академики П.Л.Капица, Н.Н.Семенов, Д.В.Скобельцын. Нельзя не отметить открытие А.А.Фридмана, которое в то время было событием в развитии физики. Он предсказал «расширение


Вселенной», которое было подтверждено открытием в 1929 г. явления «разбегание галактик».

В 20-е гг. особенно заметны были успехи в развитии химии. Работы Н.С.Курнакова были направлены на создание химических предприятий в Кара-Богаз-Голе, Поволжье и других районах, В.Н.Ипатьев и Н.Д.Зелинский, занимаясь проблемой минерального топлива, открыли новые способы взаимного превращения углеводородов. Именно в эти годы был поставлен вопрос о производстве синтетического каучука, разработаны методы пиролиза (разложения) сланцевых смол и тяжелых нефтяных остатков.

В области развития биологической науки в 20-е гг. важными были открытия, сделанные Н.И.Вавиловым закона гомологических рядов, наследственной изменчивости и естественного иммунитета растений, а также разработка А.И.Опариным теории происхождения жизни, работы Н.К.Кольцова, К.И.Скрябина и других ученых.

В этот же период создавались органы государственного управления наукой и техникой. При Наркомпросе РСФСР в 1918 г. был образован Научный отдел, в ведении которого находились Академия наук, научно-исследовательские институты, научные общества и Государственный ученый совет (ГУС). В том же году при ВСНХ был образован Научно-технический отдел (НТО) и при нем Научная комиссия. На НТО возлагалась организация научного обслуживания промышленности и координация прикладных научно-технических исследований.

Планирование и координирование научной работы в масштабах страны осуществлял Госплан РСФСР (с 1921 г.) и Особый временный комитет науки при СНК РСФСР (1922-1924 гг.). Они обеспечивали курс на единую научно-техническую политику, планомерное создание государственной сети научно-исследовательских учреждений.

Одной из задач в области развития науки и техники в первые годы советской власти было создание сети государственных научных учреждений. Уже в 1918 г. были созданы Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) и физико-химический институты в Москве, рентгенологический и радиологический институт в Петрограде, на базе которого в том же году были организованы оптический и физико-технический институты, Нижегородская радиолаборатория на берегах р.Волги. В 1919-1921 гг. появились институты Физико-химического анализа, Физико-математический, Радиевый, Автомоторный, Теплотехнический, Электротехнический и другие. В 1919 г. была образована первая республиканская академия наук — Академия наук УССР, первым президентом которой был академик В.И.Вернадский. К середине 20-х гг. было создано свыше 70-ти институтов. Академия наук страны в 1925 г. из Наркомпроса РСФСР была передана в ведение СНК СССР, получила официальное наименование Академии наук СССР и стала высшим всесоюзным центром науки.


В сентябре 1925 г. в нашей стране был широко отмечен 200-летний юбилей Академии наук. В июне 1927 г. Академия приняла первый советский устав (до этого жила по уставу 1836 г.), в котором были определены ее новые задачи: а) развивать и совершенствовать научные дисциплины, входящие в круг ее ведения, обогащая их новыми открытиями и методами исследования; б) изучать естественные производительные силы страны и содействовать их использованию; в) приспосабливать научные теории и результаты научных опытов и наблюдений к практическому применению в промышленности и культурно-экономическом строительстве.1 К десятилетию Октября был выпущен трехтомный труд «Наука и техника СССР. 1917-1927», где были освещены достижения отечественной науки и техники в послереволюционный период.

В первые годы Советской власти были заложены основы и отраслевой науки, начали формироваться комплексы научно-исследовательских институтов в промышленности, на транспорте, в связи, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях. Так, в области индустрии действовали Институт прикладной минералогии и металлургии(1919 г.), Институт механической обработки полезных ископаемых — Механобр (1920г.), Государственный теплотехнический институт (1921 г.), Государственный экспериментальный электротехнический институт — ГЭЭИ (1921 г., впоследствии Всесоюзный электротехнический институт им В.И Ленина — ВЭИ), Государственный институт прикладной химии — ГИПХ (1919 г.) и другие. Всего в промышленности в 1925 г.работало около 30 научно-исследовательских институтов и крупных специализированных лабораторий.

В 20-е гг. подобные комплексы по научному обеспечению отрасли формировались в сельском хозяйстве, здравоохранении. В 1925 г. в системе Наркомздрава, например, действовало 8 крупных институтов, которые были объединены под общим названием — ГИНЗ, а позже — в АМН СССР.

С первых лет советской власти стала складываться новая система высшей школы. Массы трудящихся получили доступ к образованию и научному творчеству. Открывались новые университеты, технические и гуманитарные институты и другие научно-образовательные центры. С образованием СССР вузы стали создаваться в союзных республиках на национальных окраинах прежде всего там где их не было. Высшие учебные заведения наряду с учебным процессом выполняли и научные исследования по заданию ведомств и предприятий. В начале 20-х гг. при вузах возникают научно-исследовательские институты. НИИ при вузах в этот период и позже играли важную роль в формировании кадров советских ученых.

Таким образом, в первое десятилетие жизни Советского государства

'См.Устав Академии наук СССР. М.,1974 г., с. 120.


были заложены основы советской науки, создана сеть научных учреждений и центров подготовки научных кадров. В этот период в основном определились три сектора науки в стране: академическая наука, которая вела исследования по фундаментальным направлениям; отраслевая наука, которая носила прикладной характер; вузовская наука, которая способствовала подготовке кадров специалистов, в том числе и для научных учреждений, вела прикладные и фундаментальные исследования.

Вторым периодом на послеоктябрьском этапе развития отечественной истории науки и техники являются 30-е годы. В этот период происходили индустриализация страны, преобразования сельского хозяйства, культурное и духовное развитие советского общества. В годы первых пятилеток упор был сделан на развитие сети отраслевых научно-исследовательских институтов, фабрично-заводских лабораторий, укрепление их материальной базы.

Живительным источником для прикладных научно-исследовательских работ была фундаментальная наука. Деятельность Академии наук СССР расширялась. Создавались филиалы, базы и новые научные институты в национальных республиках СССР и крупных регионах РСФСР. В 1936 г.на основе филиалов и баз Академии наук СССР были созданы академии наук союзных республик. Это создало более широкую базу для развития математики, механики, астрономии, физики, химии, биологии, геологии и других фундаментальных наук. И определенные результаты были получены. Так, достижения отечественных ученых в области механики, особенно в аэрогидродинамике, в тот период позволили заложить теоретические основы современной авиации, ракетной и космической техники, судостроения, создать высокопроизводительные машины и оборудование. Успехи в области физики, прежде всего в оптике, радиофизике, физике твердого тела, способствовали становлению новых отраслей техники и производства, в частности, радиоэлектроники, приборостроения, оптической промышленности. Достижения в различных областях химической науки, таких как химия углеводородов, химия, комплексных соединений, электрохимия и некоторых других, явились теоретической основой развития химической промышлен­ности, создания ее новых отраслей. Так, уже в середине 30-х годов была создана промышленность синтетического каучука. Крупные успехи были достигнуты в ряде направлений биологической науки, особенно в физиологии высшей нервной деятельности, биохимии, физиологии растений, в разработке основ генетики, в агрохимии и некоторых других отраслях биологии. Эти успехи способствовали решению задач в области сельского хозяйства, медицины и здравоохранения. Исследования в геологической науке позволили разработать геохимические и геофизические методы разведки недр, при помощи которых были открыты богатые месторождения полезных ископаемых, промышленность обеспечена минеральным сырьем.

С ростом научных учреждений, расширением исследовательской работы стала острой проблема согласования в их деятельности, создания в стране


единой научной политики. С этой целью были образованы новые государственные органы управления наукой. Так, при СНК СССР в 1931 г. была создана Комиссия по содействию научным работам. Центрами планирования и координации научных исследований стали Госплан и Академия наук СССР. Управление отраслевой наукой осуществляли ведомства. Обсуждение итогов научно-исследовательской работы происходило на всесоюзных научных конференциях и съездах ученых, проводимых по отдельным отраслям науки или комплексным научно-техническим проблемам.

Новая система управления научной деятельностью, совершенствование планирования позволили перейти от отдельных исследований к комплексному решению важнейших общетеоретических и прикладных проблем, расширить фундаментальные исследования. Наука и техника в СССР в этот период во всех своих направлениях поднялись на более высокий уровень развития. Было в основном завершено создание, по определению С.И.Вавилова, «сплошного фронта науки». Это означало, что были заполнены практически все пробелы в изучении естественных производительных сил страны, произошло сияние отдельных направлений науки в целостное единство всей научно-исследовательской деятельности. Сеть научно-исследовательских учреждений охватила всю территорию страны.

Проведенные организационные мероприятия способствовали дальнейшему развитию науки и техники. Расширилось поле деятельности Академии наук СССР. К началу 1941 г. в ее составе работало 167 научных учреждений. Среди них 78 институтов и их объединений, в том числе вновь открытые Институт физической химии (1931 г.), Физический институт им.П.Н.Лебедева — ФИАН (1934 г.), которым руководил С.И.Вавилов, Институт физических проблем (1934 г.), которым руководил П.Л.Капица, и другие. Штабом станкостроительной промышленности стал Экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков (ЭНИМС), созданный в 1933 г.. Государственный институт проектирования металлургических заводов (Гипромез) в 1931-1940 гг. создавал проекты металлургических заводов и отдельных доменных печей. В 1936 г. он спроектировал доменную печь объемом 1300 м3, что было новым этапом в технике доменного производства. Значительные успехи были достигнуты и в развитии качественной металлургии, которая играла важную роль в оборонной промышленности и наиболее сложных отраслях машиностроения. На заводе «Электросталь» в 1935 г. вступил в строй самый мощный тогда в Европе электросталеплавильный цех. В Институте электросварки АН УССР под руководством академика Е.О.Патона в 30-е годы была завершена разработка скоростной автоматической электросварки под слоем флюса, внедренная затем на крупнейших заводах страны. Так, на Брянском заводе транспортного машиностроения (бывший «Красный Профинтерн») в 1940 г. вступила в строй первая в мировой практике поточная линия для автоматической сварки котлов, железнодорожных цистерн.


В 30-е годы начались важные работы в области ракетной техники. Одноступенчатые экспериментальные ракеты ГИРД 0-9 и ГИРД-Х с жидкостно-реактивными двигателями были запущены в 1933 г. В том же году был основан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). В 1936 г. С.П.Королев разработал проект двухместного ракетоплана с жидкостным реактивным двигателем конструкции В.П.Глушко. В 1939 г. были проведены успешные запуски первой составной, двухступенчатой ракеты, созданы новые модели жидкостных реактивных двигателей (ЖРД), испытанные в 1940-1942 гг. на первых экспериментальных самолетах. Летные испытания ракетоплана, сконструированного С.П.Королевым (РП-318), проводились летчиком В.П.Федоровым в 1940 г. Эти и другие работы в области ракетостроения, связанные с




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.