Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Флоренс Найтингейл – основоположница сестринского дела




Для того чтобы понять дальнейшие пути развития сестринского дела в России, следует сделать небольшое отступление и сказать несколько слов о влиянии и взглядах английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл (1820-1910г.г.).

Родилась Флоренс Найтингейл во Флоренции, в аристократической английской семье. Она получила блестящее образование, была сведуща в философии, иностранных языках и других свободных искусствах. Флоренс много путешествовала, изучала организацию госпиталей и существовавшие в них порядки. В то время профессия медсестры была неуважаема в обществе. Сёстрами в госпиталях становились представительницы низших слоёв общества и нередко занимающиеся противозаконной криминальной деятельностью. Врачи считали медсестёр девушками для приготовления пищи и наведения порядка. Ухаживая за больными в своей семье, Флоренс всё больше убеждалась в необходимости специального образования для организации и исполнения ухода за больными.

Вся дальнейшая жизнь этой замечательной женщины была посвящена развитию сестринского дела.

Флоренс Найтингейл явилась создателем научной системы ухода за больными и ранеными. В своих знаменитых «Записках об уходе» Флоренс обобщила и систематизировала все накопленные до неё знания и опыт сестёр милосердия, «вся вековая тина осела на дно, и сверху мы видим прозрачное зеркало кристаллически чистой воды, из которой можно черпать без всякого труда». Уход за больными – наука и одновременно искусство, требующее специальной подготовки. Дело сестрымилосердия, считала мисс Найтингейл, – спасти не только физически, но и духовно.

Флоренс переступила пределы госпитального сестринского дела. Веря, что сестринское дело – это не только уход за больными, но и оказание помощи людям в налаживании нормального образа жизни. «Следить надо за здоровыми, чтобы они не стали больными!», – писала мисс Найтингейл. Но для этого необходимы научные знания. Например, до того, как люди узнали о бактериях и микробах, одну кровать использовали для нескольких больных без смены белья. Больница порождала столько же болезней, сколько и лечила. Приобретёнными там болезнями были и пневмония, и сепсис, и лихорадка… Мисс Найтингейл определила причины этого явления: неправильное расположение помещений, скученность больных, недостаток вентиляции, света. Она искала и пути их устранения, чертила планы, подбирала гигиенические материалы для стен и полов. Такой взгляд требовал и новых медсестёр – интеллигентных, образованных, мыслящих, ответственных.

День 24 июня 1860 года стал знаменательной датой в истории Англии. В этот день в больнице Сен-Томас была открыта школа сестёр милосердия под руководством Флоренс Найтингейл. Из тысячи претенденток были приняты только 15 девушек. Мисс Найтингейл разработала для этой школы детальный план обучения, распорядок дня для слушательниц и правила их поведения. Следуя её заветам, выпускницы школы разъезжались в разные уголки мира и становились директорами медицинских школ.

Но всемирную неувядаемую известность мисс Найтингейл приобрела во время Крымской кампании (1854-1856г.г.). Ознакомившись с печальным положением полутора тысяч больных и раненых воинов в военных госпиталях, она с тридцатью «дамами высокой души» отправилась сначала в Скутари, затем в Балаклаву и ввела столь превосходные порядки в деле ведения раненых, что существовавшая до нее ужасающая смертность с 50-ти процентами уменьшилась до 2-х, за счёт внедрения принципов гигиены и питания. Именно в период Крымской войны Флоренс Найтингейл становится известной под именем «Леди с лампой». Часто вечерами она обходила раненых солдат, заботясь о них и у неё в руках была лампа. Лонгфелло обессмертил имя Флоренс в своей поэме «Святая Филомена». «Какое облегчение, - писал один из солдат домой, – приносит даже то, что она просто пройдет мимо. Заговорит с кем-то, кому-то кивнет или улыбнется. Но, понимаете, она могла бы и не делать этого, ведь лежат нас здесь сотни. Нам было достаточно просто поцеловать упавшую рядом её тень, и мы могли откинуться на подушки вполне удовлетворенные».

Идеи и практическая деятельность мисс Найтингейл помогли поднять престиж работы медсестры, оформиться сестринскому делу в качестве самостоятельной профессии. В 1919 году Лига Международного Красного Креста учредила медаль имени Флоренс Найтингейл как высший знак сестринского отличия, присуждаемый 1 раз в два года в день её рождения – 12 мая (международный день медицинской сестры) – только «за исключительные заслуги в сестринском деле, вызывающие восхищение всего человечества».

 

По примеру Флоренс Найтингейл, в России великая княгиня Елена Павловна основала в 1854 году Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия – первый союз русских женщин, объединяющихся для ухода за ранеными на полях сражений. Руководство Крестовоздвиженской общиной взял на себя великий русский хирург Н.И.Пирогов.

В гибельные месяцы Севастопольской обороны крестовоздвиженские сёстры в платьях, напоминавших монашеское одеяние, находились в самом пекле войны и приносили, если не исцеление, то душевное успокоение тысячам раненых солдат и офицеров.

Н.И.Пирогов писал: «Сёстры день и ночь непременно бывают в госпиталях, помогают в операциях и при перевязках, раздают больным чай и вино и наблюдают за служителями и смотрителями и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой, с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий. Трудно решить, чему более удивляться – хладнокровию ли этих сестёр или их самоотвержению. Велика и высока была их обязанность: им поручались и последние желания, и последний вздох умирающих за Отечество!»

Всего на театре военных действий работало 160 сестер, 17 из них погибли.

Помимо сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины, помощь раненым оказывали жёны, сёстры и дочери севастопольцев. Среди них легендарная Даша Севастопольская. Сведения о Дарье Лаврентьевне Михайловой (настоящее имя Даши Севастопольской) сохранились в воспоминаниях Н.И. Пирогова, врачей-современников, участников Крымской кампании. Один из современников пишет: «Когда наши войска, потеряв сражение 8 сентября, возвращались после продолжительной и упорной битвы обратно к Севастополю изнуренными, обессиленными физически и морально, со множеством раненых и изувеченных, истекающих кровью, Дарья, которая, оставшись сиротой, зарабатывала стиркой белья и вместе с прачками следовала со своей повозкой за войсками, обратилась в сестру милосердия и принялась безвозмездно помогать страдальцам. К счастью, нашёлся в её повозке и уксус, и какое-то тряпьё, которое употребила она для перевязки ран… Проходившие мимо неё команды с ранеными являлись к ней как на перевязочный пункт за помощью. Таким образом, повозка Дарьи была первым по приходе неприятеля в Крым перевязочным пунктом, а сама она первой сестрой милосердия». Такой человеколюбивый поступок простой девушки на другой же день разнесся по всему Севастополю. Николай I пожаловал Дарью золотой медалью на Владимирской ленте с надписью «За усердие» и 500 рублей серебром.

После окончания Крымской кампании Крестовоздвиженская община была сохранена, и в мирное время сёстры продолжали свою работу в госпиталях. По её примеру, появились общины сестёр милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси и многих других городах.

Профессия сестёр милосердия была уважаема в обществе, требовала особых душевных качеств, человеколюбия и даже самоотречения. Сёстры милосердия работали в госпиталях во время русско-турецкой (1877-1878г.г.), русско-японской (1904-1905г.г.), Первой мировой (1914-1918г.г.) войн. К 1877 году Россия имела 300 дипломированных сестёр.

Героиней русско-турецкой войны стала сестра милосердия Юлия Вревская. Баронесса, дочь генерала, она считала «самопожертвование за благо других» своим долгом. С началом русско-турецкой войны Юлия Вревская едет на фронт. «На 400 человек, - пишет она – нас 5 сестёр, ранения все очень тяжелые… Я весь день в больнице». Юлия Вревская заразилась тифом в госпитальном бараке и скончалась 24 января 1878 года. И.Тургенев посвятил её памяти стихотворение в прозе «Памяти Ю.П.Вревской»: «На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращённого в походный гошпиталь в разорённой болгарской деревушке – с лишком две недели умирала она от тифа. Она была в беспамятстве – и ни один врач даже не взглянул на неё; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока ещё могли держаться на ногах, поочередно поднимались со своих заражённых логовищ, чтобы поднести к её запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка…»

Среди блистательных имён русских сестёр милосердия видное место занимает Екатерина Михайловна Бакунина. Истинная аристократка, глубоко верующая, Екатерина Михайловна была призвана на высокий пост настоятельницы Крестовоздвиженской общины сестёр. Об этом времени она оставила изумительные «Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины, 1854-1860 годы». «Итак, сбудется моё сердечное желание чуть ли не с самого детства – я буду сестрой милосердия!» - так начинаются её заметки.

В 1860 году Екатерина Михайловна отказалась от своего поста и уехала в родовое имение в Тверской губернии, где она устроили лечебницу для больных крестьян, аптеку с бесплатной раздачей лекарств, ею самой приготовленных.

В годы русско-турецкой войны Екатерина Михайловна возглавила отряд сестёр милосердия, отправляющихся на Кавказ. Простой сиделкой выхаживала она всех, нуждающихся в заботе и милосердии. По окончании войны Екатерина Бакунина была удостоена двух медалей.

В начале двадцатого столетия руководство благотворительными учреждени-ями возглавила великая княгиня Елизавета Фёдоровна. В 1909 году была открыта Марфо-Мариинская обитель для помощи воинам-манчжурцам. К 1911 году Марфо-Мариинская обитель становится центром милосердия в Москве: организуются бесплатные обеды, лечебницы, визиты сестёр милосердия на дом к больным. В 1914 году обитель была превращена в госпиталь. Сюда привозили раненых с фронтов Первой мировой войны.

Деятельность Марфо-Мариинской обители продолжалось и после революции 1917 года вплоть до ареста царской семьи. Судьба Елизаветы Фёдоровны трагична: в 1918 году в Алапаевске её сбросили в шахту и забросали гранатами. Елизавета Фёдоровна была канонизирована русской православной церковью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.