Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие культуры в период раннего и зрелого средневековья




В V-VIII вв. н.э. на развалинах старого Рима возникли варварские государства. "Варвары", разрушившие римскую империю, омолодили мир, внесли свежую струю. Было окончательно покончено с рабовладельческим строем, главным стал труд свободного крестьянина.

Античная культура была разрушена, многие города, торговые пути запустели. Утвердилось общество земледельцев и воинов, первоначально не знавших ни роскоши, ни чинопочитания, ни придворных церемоний, не имевших понятия о философии и науках, не умевших читать, не ценивших памятников античной культуры.

Для раннего средневековья было характерно преобладание сельского населения. Они никогда не бывали за пределами своей округи, а их знания часто ограничивались тем, что было видно с самого высокого здания их села. В условиях господства натурального хозяйства связи даже между отдельными селениями были редкими.

Еще одной характерной чертой общественного развития было профессиональное и социальное размежевание. Грамотных людей было очень мало, главным образом это были служители церкви. Христианская церковь заботилась о сохранении некоторых аспектов античной культуры (школы, письменность, отдельные знания).

От культуры этого периода сохранилось мало следов. До наших дней дошли образцы декоративно-прикладного искусства: украшение оружия, сбруи, утвари, одежды, в виде металлических подвесок, пряжек, пластин.

Когда варварские государства приняли христианскую религию, их культура не могла остаться прежней, она стала видоизменяться. Стали строить каменные церкви – небольшие грубые, но принимающие вид римских церквей. Поэтому этот стиль стал называться романским, что значит в переводе "римский".

Стали изображать христианских святых – сначала в прежней манере, погружая их в орнамент из причудливых растений и зверей.

Стали появляться монастыри, которые тогда являлись центрами культуры, поскольку обязательно имели школу, библиотеку, мастерскую по изготовлению книг. Книги в этот период времени писали на пергаменте.

К X столетию разрушительные силы варварства остались в прошлом, в действие все больше вступали созидательные силы.

Культура периода зрелого средневековья развивалась под влиянием двух важнейших факторов. Во-первых, это появление и рост городов, а во-вторых, – начало крестовых походов.

С начала город был военным или административным центром. Однако уже XI в. город приобретает черты культурно-политического центра. Достаточно быстро формируется и своя городская культура, собственная система ценностей. Появляются специалисты нового типа – юристы, врачи, ученые, относительно независимые от монастырской культуры.

Городская жизнь породила университеты и не церковные, а частные школы. Именно они обеспечивали дальнейшее развитие и повсеместное распространение знаний. Хотя церковь и контролировала образование, делать это становилось все труднее. Светское образование в этих школах постепенно брало вверх над религиозным. Некоторые из местных не церковных школ еще в XII веке были преобразованы в Корпорации учителей, магистров и учащихся (школяров). Позднее они получили название университета (от лат. universitas – совокупность). Первые университеты появились в странах Западной Европы (Италии, Англии, Франции, Испании). Первым университетом считается университет в городе Болонья.

В противовес светским церковь создавала свои университеты. Так, в 12 в. был открыт Парижский университет. В 13 в. в Испании, Португалии, Неаполе возникли университеты, созданные королевской властью. Как правило, средневековые университеты имели 4 факультета: факультет искусств или подготовительный. Это была первая ступень университетского образования, где студенты готовились продолжить обучение на 3 других факультетах – медицинском, юридическом и теологическом. Обучение велось на латыни – международном языке науки того времени.

В XV действовало уже около 65 университетов.

Для периода зрелого средневековья характерно быстрое развитие светского искусства, которое в это время выступало альтернативой церковного. В XI-XII вв. продолжает развиваться "романский" общеевропейский стиль, в Италии и Германии он захватил и большую часть XIII в. Стилевые особенности зрелого средневекового искусства в большей степени выражала архитектура, которая носила суровый, оборонительный характер. Наиболее распространенными типами зданий были: каменные монастырские комплексы, церкви, преимущественно трехнефные базилики с мощными стенами и башнями сначала с плоскими перекрытиями, позже – иногда с куполами; укрепления, замки, городские стены, жилые дома.

Особенностью художественного развития западноевропейских стран было широкое распространение скульптуры, которая украшала церковные и светские здания. Скульптурные изображения сосредотачивались вокруг входа в храм, украшали створки дверей. Помещалась скульптура и в интерьере.

Во второй половине XII века в Западной Европе формируется архитектура нового стиля – готика. "Готическим", то есть созданным готами, а потому варварским, итальянские писатели эпохи Возрождения именовали любое искусство, далекое от классических античных образцов. Ныне понятием "готика" принято обозначать стиль в средневековом искусстве Западной Европы. Классическим периодом готического искусства были XIII и XIV век. Ведущая роль по-прежнему принадлежала архитектуре, главным образом церковной. Готические каменные соборы имели стрельчатые окна, украшенные витражами. Главным нововведением стала арочная система. Она состояла из стрельчатых арок, опирающихся на столбы. Это позволило сооружать здания невиданной ранее высоты до 40 метров.

В готике широко использовался рельеф, но главный ее скульптурный жанр – статуя. Фреска почти совсем исчезает. Важную роль в архитектуре готики имели светские общественные постройки, такие как ратуша, торговые ряды, замки, жилые дома и др.

Высокого совершенства достигло декоративно-прикладное искусство готики (резьба по камню, кости, металлические изделия, эмали), была распространена также в Германии, Италии, Испании, скандинавских странах и т.д.

Важную роль в культурной жизни средневековья играла рыцарская культура.

Вместе с куртуазностью которая была сложным комплексом обычаев, ритуалов, манер, придворных развлечений (например, рыцарских турниров), ей присуща и своеобразная литература (рыцарская поэзия и роман). Тогда же были сделаны литературные записи средневекового эпоса и героических песен, которые воспевали образы рыцарей – участников войны с "иноверцами". Широко известными стали в Европе "Песня о моем Сиде","Песня о Нибелунгах" и т.д.

Своеобразной формой протеста против социальной и корпоративной регламентации жизни общества стала поэзия вагантов, основными темами которой были лирические мотивы и морализаторские сентенции, а идеалом – братство добрых и веселых людей, несмотря на их социальную, имущественную, национальную принадлежность.

Таким образом, эпоха средневековья не может рассматриваться как период провала в развитии западноевропейской культуры от античности к новому времени. Именно в это время сложились важнейшие черты культуры на основе повсеместного распространения христианства. Институт церкви, христианское вероучение занимало в рассмотренный период доминирующие позиции практически во всех сферах культурной жизни средневекового общества. Однако уже в период зрелого средневековья отчетливо проявилась тенденция к секуляризации общественного сознания на основе распространения гуманистических идей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.