Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформационное и контрреформационное движения на украинских землях

Реформация — церковно-религиозное и социально-политическое движение в странах Европы в 16—17 вв., связанное с окончательным формированием европейских наций, их культур, национальных церквей. Главная сила реформации была направлена на изменения в католицизме, из недр которого вышли протестантские церкви. В Украину реформация проникла в первой половине 16 в. В собственно украинских землях позиции протестантизма были слабее, чем в Польше и Литве, даже среди местной украинской и белорусской шляхты. Денационализируясь, она переходила в католицизм, в основном избегая протестантизма. Поддержка мещанства была здесь чересчур слабой. Крестьянские массы воспринимали протестантизм как веру панов и иностранцев. Следовательно, в отличие от Западной Европы протестантизм в Украине не имел сильной поддержки ни снизу, ни сверху. Он не стал здесь выразителем национальных интересов и не взял на себя функцию национальной церкви. Протестантизм оказался в ситуации противоборства между католицизмом и православием. Влияние реформации было непродолжительным, после 1648 г., в связи с началом Национально-освободительной войны, в Украине оно практически прекратилось-Реформация в Украине в 16—17 вв. более всего стимулировала культурные процессы, будучи проводником европейских влияний. Оживлялась просветительская деятельность братств, образование, пропагандировались принципы веротерпимости. В Украине в 16—17 вв. роль национальной церкви (вопреки претензиям римского католицизма) исполнили православие и униатство, а не протестантизм. Составляющей Контрреформации в украинских землях была миссия ордена иезуитов. В 50—60-х гг. иезуиты начали работать в Польше, после Люблинской унии 1569 г. — в Литве. Центром миссии здесь стала иезуитская Виленская коллегия (со временем академия), пользовавшаяся большим авторитетом во всей Речи Посполитой. В украинских землях иезуиты официально появились на Перемышленщине: в 1574 г. в Ярославе возникла первая иезуитская коллегия. Со временем открылись коллегии в Луцке, Остроге, Каменец-Подольске, Киеве. Открытая в 1593 г. Замойская академия специально создавалась для распространения иезуитского влияния на украинские воеводства коронных земель Речи Посполитой. Иезуиты существенно ограничили протестантские влияния в Речи Посполитой. Способствовали они также переходу в католичество представителей православных слоев, в особенности шляхты. Главным средством достижения этой цели была мощная образовательная программа, которую внедрили иезуиты. До конца 16 в. в двух иезуитских академиях (Виленской и Замойской) и в 12 коллегиях насчитывалось 5 тыс. учеников. Среди них было много детей из православных шляхетских семей. Европейский уровень образования, изучение языков, литературы, естественных наук, философии, богословия сделали иезуитские образовательные ячейки подлинными интеллектуальными центрами. Учение в этих школах открывало возможности дальнейшего образования в университетах Польши, Германии, Италии, Франции. Иезуиты умело организовывали публичную пропаганду католической веры: их диспуты с иноверцами и проповеди имели большую популярность, и не только среди католиков. Среди иезуитских руководителей — выходцев из Украины выделялись такие фигуры, как Пётр Скарга, Бенедикт Гербест. Богословская и полемическая литература, изданная иезуитами, стимулировала в конце 16 — начале 17 в. развитие богословской и общественной мысли в среде как протестантов, так и православных. Миссионерская активность иезуитов способствовала распространению тогдашней европейской образованности и культуры на украинских землях Речи Посполитой. Однако целиком положительной такую деятельность назвать нельзя, поскольку иезуиты старались обратить в католическую веру кок можно больше православных.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Административно-политические реформы в Киевском государстве при князе Владимире Святославиче. Место Владимира Великого в истории Украины | Социально-экономическое развитие и политическое положение в подроссийской Украине после административно-политических реформ 60—70-х гг. 19 в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.