Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика крестьянских реформ 1861 и 1907гг




До начала 20 века Россия оставалась аграрной страной: с преобладанием населения, занятого сельскохозяйственным и ремесленным трудом, с применением ручных орудий труда, с неразвитой промышленностью. Условия труда и жизнедеятельности определяли систему ценностей и трудовых мотивов: выживание путем удовлетворения простых потребностей и сохранения общины. Общинная коллективность поддерживалась и политическим устройством гос-ва, в которой царизм видел свою опору. После поражения России в Крымской войне 1856г. Резко усилилась критика крепостного права, и общество было вовлечено в обсуждение путей реформ аграрных отношений. Александр II принял сторону меньшинства (за выкуп земли крестьянами по рыночным ценам). Содержание реформы было перераспределение земли между сословиями в аграрном секторе. В результате должен был сформироваться самостоятельный производительный класс. Темпы преобразования аграрных отношений влияли на возможность индустриализации и на социально-экономические преобразования в аграрном секторе. Темпы эти были очень низкими, т.к. 1) условия выкупа земли забирали у крестьянина до 90% чистого дохода с земли; 2) власть общины над крестьянином не ослабла. С позиции решения продовольственной проблемы итоги реформы были неутешительными. Реформа не устранила роли общины в аграрных отношениях, и сельская община продолжала оказывать большое влияние на соц. жизнь крестьянства и на производство, определяя структуру производства, технологии получения продукции. Община осталась опорой царизма (легче собирать налог). Реформа повлияла на поместья – лишившись даровой рабочей силы, они не смогли наладить производство. Итог: оскудение деревни (т.е. рост малоземелья и снижение производства хлеба на душу населения). 1886-1890 Р.6 раз голодала и 4 раза была на грани голода.

Витте понимал необходимость ускорения капитализации крестьянства, что предполагало распад общины и индивидуализацию хоз. жизни крестьянства. Он представлял этот процесс постепенным, не допускающим форсирования. Но было неизбежно применение административных методов (т.к. революция 1905-1907гг;не было изобилия продуктов, хотя производством продовольствия было занято 80% населения; вывозили не избыток, а выгодную по условиям конкуренции и получения иностранной валюты продукцию). Реформа П.А.Столыпина В стране набирала ход индустриализация, появлялись крупные производства монополистического типа, росла дифференциация в уровне развития регионов, растущих городов и патриархальной деревни. Царизм все меньше справлялся с управлением новых экономич. отношений, гос. политика не соответствовала изменениям в соц. структуре и системе экономич. Интересов Þ реформы Столыпина-коррекция гос. политики – спасение самодержавия. Реформы предполагали комплекс мер, направленных против общины и общинного землепользования с целью формирования класса мелких собственников в деревне и решения продовольственной проблемы. 1.01.1907 аннулирование всех долгов крестьян по выкупу земли. Выход из общины макс. упрощен. За Урал переселилось более 2,5 млн. человек, и формировали там крупные товарные хозяйства.

Были созданы условия для разрушения общины, но вековые традиции основной массы крестьян, живущих по общинным заповедям с ее скромными, но гарантиями были препятствием. Результат весьма скромен (реформа замышлялась на 20 лет). Вековые традиции и незаконченность индустриализации в промышленности, транспорте не позволили увлечь самостоятельное крестьянство перспективой фермерства. Но реформа нанесла ощутимый удар по общинному землепользованию и общинным отношениям.

 

47. История и содержание экономических процессов, лежащих в основе политики ВК.

Политика Военного Коммунизма – политика основанная на всепоглощающей монополии гос-ва и подавлении рынка.

Россия была страной молодого, слабого капитализма, который становился под жестким патронажем гос-ва Þ в начале XX века капитализм в России оказался не способным к руководству обществом, не завершив своей исторической миссии – создания индустриальной экономики, изменения социальной структуры общества, трансформации экономических отношений.

Р. к 1914г не была готова вести войну с более развитыми странами: сложно было наладить производство вооружений в достаточном количестве, быстро были исчерпаны запасы продовольствия => инфляция + сокращение производства в ее гражданском секторе.

Возникшие проблемы царское прав-во пытается решать при помощи борьбы с рынком, которая начинается в 1915г в период губернского регулирования рынка: на рынках разных губерний цены на продовольствие не совпадали Þ крестьяне по мотивам выгоды перемещали массы продуктов из губернии в губернию Þ администрация губерний, отвечая за поставку продовольствия на фронт, стала выставлять заградотряды.

В условиях инфляции прав-во должно было закупать большое кол-во зерна для снабжения армии, оплачивать военные заказы и т.п. Бюджетный дефицит покрывался за счет эмиссии, что обесценивало гос.доходы, а эмиссия, раскручивая инфляцию, увеличивала госрасходы Þ установление фиксированных цен на закупаемую прав-вом продукцию, в целях защиты бюджета от роста расходов Þ давление на цены в сторону их понижения Þ в 1916г рыночные цены резко подскочили Þ крестьяне отказываются продавать хлеб по фиксированным ценам Þ при избытке хлеба в стране город и армия испытывали его нехватку Þ осенью 1916г царское пр-во вводит продразверстку.

Административное регулирование порождало эк-кий саботаж производителей, который усиливал административный нажим. Все вместе взятое порождало механизм, который в своем продолжении и логическом завершении получил название военного коммунизма.

Со сферы хлебозаготовок этот механизм распространяется и на другие отрасли народного хозяйства – транспорт, легкую промышленность, машиностроение, добычу угля. И теперь уже вопрос о гос.монополии на важнейшие виды продукции – хлеб, уголь, нефть, сахар, хлопок – встает в повестку дня. Это означало бы исключительное право гос-ва закупать эти продукты у производителей и распределять их потребителям => административный механизм все более вытесняет рыночный в движении продуктов между производителями и потребителями. Свободный рынок при этом не исчез, он был придавлен, ушел в подполье, принял криминальный характер, а расплачивался за это потребитель.

Временное правительство добавило к уже перечисленным мерам следующие:

22* Март 1917г – издается закон о хлебной монополии, Этот закон предусматривал не только изъятие всего зерна по фиксированным ценам, но и контроль над условиями деятельности пр-ля: технологией пр-ва, его структурой, условиями и сроками найма работников.

23* Август 1917г вводится угольная монополия.

Государственные монополии были еще одним приемом борьбы с рынком и расширяли вмешательство государства в экономику.

Советское пр-во продолжило политику подавления рынка. Политика Советского пр-ва базировалось на натурализации отношений гос-ва и эк-ких субъектов, и соответствовала представлениям о социализме как о безденежном хозяйстве. Новыми звеньями политики, добавленными Советским пр-вом были:

24* 1918г – вводится всеобщая трудовая повинность.

25* 1920г – переход на пайки вместо денежной зарплаты Þ осуществление перехода к безденежно-плановону хозяйству.

26* Национализация промышленности.

Таким образом, военный коммунизм – случайно-историческое явление, порожденное конкретной исторической обстановкой. В основе ВК лежали развал денежного обращения и финансовой системы. Это и способствовало переходу к мобилизации государством ресурсов в натуральной форме, а всеобщая национализация облегчала такой способ мобилизации.

 

 

48. НЭП: реформа в промышленности.

Кризис политики военного коммунизма и его неспособность восстановить разрушенную войнами экономику привели к необходимости разработать новые принципы формирования экономической политики.

Цель Возрождение товарно-денежных отношений, товарообмена между городом и деревней
Задачи Перевод промышленности на коммерческий расчет
1 этап (1921–1923 гг) 1. Введение хозрасчета: самостоятельность, самофинансирование; 2. Госзаказ: 50% продукции реализовывалось по государственным ценам, а 50% разрешалось реализовать по рыночным; 3. Искусственное трестирование. Средние и мелкие предприятия предполагалось сдавать частным лицам, товариществам, артелям, а тресты переводились на хозрасчет или превращались в концессии. 4. Тресты сами определяли ассортимент выпускаемой продукции, выбирали поставщиков сырья, устанавливали цены, ориентируясь на рынок, самостоятельно отвечали за свои долги. Существовало две группы трестов: первая, в нее входили тресты тяжелой промышленности, финансируемые из бюджета, ее продукция по низким ценам распределялась внутри госсектора, а излишки, проданные на рынке, давали чистую прибыль государству; вторая группа, куда входили тресты легкой промышленности, они могли свободно продавать свою продукцию на рынке и 20% прибыли от этого оставлять у себя; 5. Для планомерной организации горизонтальных связей между предприятиями создаются синдикаты; 6. Аренды предприятий способствовала восстановлению мелких и средних предприятий, обеспечивала людей работой, позволила насытить рынок потребительскими товарами, особенно необходимых деревне и не требовала значительных капиталовложений, что позволило мелкотоварному производству быстрее обновляться; 7. К концу НЭПа все концессии давали в казну государства 26 млн. рублей, но их доля была незначительна. В целом концессии способствовали восстановлению экономики, сокращению безработицы, но неприемлемость капиталистических принципов привела в конце 20-х годов к их полному исчезновению.
2 этап (1924 – 1928 гг) Государство начинает применять методы административного вмешательства в деятельность трестов и сворачивать политику НЭПа.
Основные характеристики 1. Отделение собственно хозяйских функций от функций владения; 2. Разнообразие экономических форм предприятий (концессии, аренда, смешанные предприятия, тресты); 3. Сосуществование государственного и рыночного ценообразования; 4. Экономические методы регулирования.

 

Концессия – договор (само предприятие на основе такого договора) о передаче государством в эксплуатацию частным предпринимателям, иностранным фирмам на определенный срок предприятий, других хозяйственных объектов, участков земли с правом добычи полезных ископаемых и т.д.

Выводы:

1. В период НЭПа реформирование в промышленности выражалось, прежде всего, в изменении функций государственной собственности: владение, распоряжение и использование собственности было разделено.

2. В результате такого изменения возникли тресты, концессии, аренда и смешанные общества, охватившие от мелкотоварного до крупного производства и сумевшие мобилизовать их возможности для восстановления и обновления промышленного производства.

3. Возникшие перекосы, связанные с двойственным положением трестов, исправлялись административными методами из-за отсутствия опыта регулирования рынка, что привело постепенно к свертыванию негосударственных и смешанных предприятий.

4. В период НЭПа можно выделить два периода: первый – 1921-1923г. и второй – 1924-1928гг. В первый период деятельность предприятий определялась рыночными условиями без жестких регламентов в условиях успешной денежной реформы.

 

49. НЭП: реформа в аграрном секторе.

 

Накануне НЭПа: 1) 80-85 % населения жило вне города и занималось аграрным трудом и промыслом. 2) основной продукцией в результате развала индустриального сектора экономики стала с/х продукция и продукция мелкотоварного сектора экономики. 3) городу нужны были продовольствие и сырье, которые не прирастали из-за отсутствия к этому стимулов вследствие реквизиций и конфискаций Þ центральным звеном НЭПа считают замену продразверстки продовольственным налогом.

Деревня и соц. отношения в ней, характер пр-ва не переступили доиндустриальную стадию пр-ва Þ слитность производственных, семейных и социальных отношений, слабое развитие общественного разделения труда, специализации хозяйств, совмещение в крестьянине хозяйских и исполнительных функций. Масштаб пр-ва кр-на ограничен величиной надела, сохой, плугом и количеством тягловой силы. Поэтому меры НЭПа были направлены на стимулирование с/х пр-ва и роста его товарности. Продналог восстанавливал товарность крестьянского хозяйства, поскольку составлял чуть меньше половины от объема продразверстки.

Программа восстановления с/х на 1921-22 гг. строилась вокруг крестьянского хозяйства, как саморегулирующейся системы, а кооперация (сбытовая, снабженческая, кредитная) крестьянских хозяйств являлась сцепляющей силой разрозненных хозяйствующих субъектов.

Получив землю и налоговые облегчения, крестьянство ответило быстрым ростом пр-ва зерна и животноводческой продукции; ростом слоя середняков Þ минимальные потребности города могли быть удовлетворены. Шла дифференциация крестьянства, хотя и очень медленно. Противодействие диф-ии основывалось на факте национализации земли, прогрессивном налогообложении и монополии внешней торговли. Негативность последствий медленной диф-ии состояла в ограничении накоплений капитала в аграрном секторе. Крестьянин стал жить лучше горожанина, но возможности накопления капитала в деревне были еще крайне ограничены.

Такова одна сторона социально-экономической картины НЭПа в деревне. Другая связана с взаимодействием гос-ва и деревни. Рынок с/х продукции включал 2 сегмента: на одном кр-нин сам продавал товары горожанину или через свои самодеятельные организации, а на другом сегменте покупателем выступало гос-во. Гос-во отказалось от хлебной монополии и становилось собственником лишь той части зерна, которая поступала как фиксированный натуральный налог. Кроме гос-ых органов покупателями хлеба явл. частные оптовые покупатели, промышленные предприятия, которые напрямую обменивали свою продукцию на сельскохозяйственную. Но в собственности гос-ва оставались элеваторы, складское хоз-во, порты, транспортные коммуникации, что являлось важной предпосылкой для влияния на зерновой рынок.

Наиболее благоприятными для кр-ва годами были 1922-24, в этот период замысел НЭПа в отношении к кр-ву был реализован наиболее полно. Либерализация цен на зерно не означала, что гос-во оставило попытку воздействия на них. В случае падения цен, гос-во увеличивало покупку зерна, чтобы поддержать приемлемый уровень цен. Угроза повышения цен на зерно приводила либо к хлебным интервенциям или спец. сокращениям спроса со стороны гос-ва. Гос-во также прибегало к административному вмешательству в ценообразование путем введения предельных цен. В 1925-26гг. гос-во пытается опред. цены в виде средних закупочных по районам, по культурам, по периоду продажи хлеба. Но рынок снова победил, стимулируя рост предложения повышенными по сравнению с гос-ыми ценами (последние пришлось отменить). В 1925-26 окрепшие гос-ые и кооперативные заготовительные организации начали наступление на частного оптового покупателя зерна, т.к. он срывал попытки установления фиксированных цен. Но роль частника была значима настолько, что ослабление его деятельности породило сбои в снабжении городов хлебом Þ в 1925 году пришлось отменить многие ограничения на участие частного оптовика в межрайонном хлебообороте. В 1926-27гг. гос-во установило для своих заготорганизаций твердые цены. В начале S было > D и кр-не с большой выгодой продавали хлеб гос-ву.

 

Когда ситуация поменялась на противоположную, гос-во прибегло к хлебной интервенции Þ цены были сохранены. В 1927-28гг. гос-во пытается повторить свой предыдущий опыт, хотя D>S и гос. резервы зерна исчерпаны. Зажиточные кр-не не спешат предлагать свой хлеб по гос. ценам Þ гос-во переходит к жестким мерам по изъятию хлеба в деревне. Была устранена конкуренция не только со стороны частника, но и между гос-ыми заготовительными организациями. Они были укрупнены при сокращении кол-ва и хлебный рынок был закреплен за каждым из них по региональному и функциональному признаку. В этих условиях заготовительная кооперация стала также частью гос-ой системы закупки хлеба.

Опыт Советского правительства по регулированию цен на зерно показывал, что практика установления цен ниже рыночных должна сопровождаться нерыночным механизмом изъятия зерна, включающим ограничение собственности товаропроизводителя на его продукт.

Возможность решения прод-ой проблемы на основе сложившейся структуры кр-их хоз-в: У значительной массы кр-их дворов была низкая производительность; заметная диф-ия. Ставку следовало бы делать именно на такие хоз-ва, которые способны осуществить в будущем накопление капитала в виде машин и механизмов. Исходя из приоритета соц. справедливости и недопущения капитализма в с/х нужно поддерживать бедняцкие и середняцкие хоз-ва. А их продуктивность ограничена Þ основная часть населения должна быть оставлена в аграрной сфере, чтобы кормить себя и небольшую часть населения, связанную с небольшим индустриальным сектором.

Дифференциация по производительности и отдаче ресурсов имеет следствием диф-ию доходов и потребления. Последний аспект диф-ии был поставлен под жесткий гос-ый контроль. Механизмом контроля были налоги (в начале НЭПа разница в налогах на бедняцкое кулацкое хоз-во составляла 12 раз) Þ медленное изменение структуры кр-их хоз-в, имущественное выравнивание Þ медленное восстановление их товарности.

В стремлении гос-ва к приблизительному выравниванию уровня жизни в деревне проявилось не столько общинное наследие, сколько необходимость выживания по причине чрезвычайной бедности населения, сто сыграло важную роль в свертывании НЭПа. Похоже, что социалистическим преобразованиям должны предшествовать капиталистические.

Выводы:

1. Замена продразверстки продналогом стимулировала развертывание инициативы кр-их хоз-в, способствовала наращиванию пр-ва с/х продукции, постепенному восстановлению товарности кр-их хоз-в.

2. Аграрная политика правительства привела к относительному выравниванию имущественного положения кр-их хоз-в, к улучшению их потребления. Но середняцкие хоз-ва решить продовольственную проблему быстро не могли.

3. Государственная политика в отношении аграрного сектора включала как экономические (хлебные интервенции, субсидии, налоговые льготы, допущение конкуренции на рынке оптовых покупателей), так и административные (попытки установления фиксированных цен, устранении конкуренции частника на этом рынке) методы воздействия на зерновой рынок, где гос-во выступало основным покупателем.

4. Преобладание тех или иных методов, их результативность позволяет провести периодизацию НЭПа в аграрном секторе: 1921-24 годы – наиболее благоприятный период в развитии экономических отношений в деревне и взаимодействия с гос-вом. Ведение хлебозаготовки преимущественно на рыночной основе, при конкуренции оптовых покупателей и при росте доли зерна, закупаемого гос-ом и кооперативами. В 1925-26 годах гос-во усиливает административный нажим, однако вынуждено было уступить рыночным силам в ценообразовании. После 1926 года гос-во занимает практически монопольное положение покупателя зерна, что позволяет более успешно реализовывать политику фиксированных цен, но встает вопрос о способах изъятия хлеба у основных его производителей.

5. Преграды для быстрого развития аграрного капитализма:

– преобладание аграрного сектора по числу занятых;

– низкий уровень развития с/х в России;

– отрицательное отношение населения к имущественной дифференциации;

– ограниченные возможности накопления капитала в с/х и низкий общий уровень потребления.

Страна не преодолела своего доиндустриального состояния.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.