Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирование аудиторской деятельности в РФ


 

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности». Аудиторская деятельность в РФ осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом. Федеральным законом от I декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ постоянно реформируется. На современном этапе она включает несколько уровней и в общем виде представлена в табл. 1.

Таблица 1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Уровень реагирования Виды правовых актов Область регулирования Степень разработанности/ обязательность применения
I Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности" Определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ Закон вступип в силу / обязателен для всех участников АД
  Законодательные акты РФ Дополняют ФЗ 307-Ф3 в части организации аудиторской деятельности; требований к оказанию отдельных видов аудиторских услуг; установления прав, обязанностей и ответственности участников аудиторской деятельности; критериев обязательности аудита и др. Законы вступили в силу / обязательны для всех участников АД
II Подзаконные акты РФ (Указы Президента РФ, Постановления правительства РФ) Устанавливают функции федеральных органов исполнительной власти по регулированию аудиторской деятельности и др. Устанавливают обязательность представления аудиторских заключений (в составе БФ01) в органы исполнительной власти, а также обязательность проведения аудита в отношении отдельных предприятий и организаций Действующих указов Президента нет; Постановления правительства имеются / обязательны для всех участников АД
  Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД) второго поколения Определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации В настоящее время действует 30 ФПСАД, постепенно они будут отменены и заменены на ФСАД / обязательны для всех участников АД, за исключением положений, имеющих рекомендательный характер
III Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти Принимаются в соответствии с федеральными законами. Определяют требования к порядку организации АД, контроля качества ее осуществления, проведению аудиторских проверок в отношении отдельных групп аудируемых лиц и т.д. Имеются / обязательны для всех участников АД
  Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД) третьего поколения Определяют требования к порядку осуществления АД, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом Э07-ФЗ В настоящее время действует 6 ФСАД/обязательны для аудиторских организаций, аудиторов, а также СРО аудиторов и их работников
IV Внутренние документы саморегулируемых организации аудиторов: аудиторские стандарты, правила определения независимости аудиторов, кодексы этики Определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям. установленным ФСАД. если это обусповливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг Разрабатываются саморегулируемыми организациями / обязательны для применения исключительно членами таких СРО
  Правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) первого поколения; Дополняют ФПСАД и ФСАД в части неурегулированных (неотраженных) или не разъясненных в них положений, терминов, технологий проведения аудиторских проверок, оказания сопутствующих аудиту услуг и т.д. Оказывают методическую помощь аудиторским организациям при разработке внутренних регламентов (стандартов) Разработано 38 ПСАД / в настоящее время для применения необязательны, так как не являются нормативными документами. 3 ПСАД рекомендованы к применению Минфином и Советом по АД
  Методики проведения аудита и контроля качества. утвержденные Советом по аудиторской деятельности при Минфине Оказывают методическую помощь аудиторским организациям при разработке внутренних регламентов (стандартов) Разработано 10 методик / носят рекомендательный характер
  Внутренние документы (регламенты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов: стандарты аудиторской деятельности, правила контроля качества оказываемых услуг, методики аудита и др. Реализуют право аудиторской организации самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы в соответствии с ФПСАД (ФСАД). Детализируют требования ФПСАД (ФСАД). Устанавливают конкретные приемы и способы проведения аудиторских проверок, оказания аудиторских услуг Разрабатываются аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами / применяются в соответствии с внутренними требованиями

 



Непосредственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется рядом государственных и общественных органов (институтов, регуляторов). Их наименования, функции и основные правовые акты, регулирующие деятельность указанных институтов представлены в табл. 2.

Как следует из приведенной таблицы, саморегулируемые организации аудиторов представляют собой наиболее многочисленную (но количеству вовлеченных участников) группу.

Согласно Закону 307-ФЭ саморегулируемой организацией аудиторов (СРОА) признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Некоммерческая организация приобретает статус СРО аудиторов с даты ее включения в государственный реестр СРОА.

 

Некоммерческая организация включается в государственный реестр СРОА при условии соответствия ее следующим требованиям:

· объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации:

· наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов:

· обеспечения СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.

 

Таблица 2: Регуляторы аудиторской деятельности в РФ

 

Орган Выполняемые функции Правовая база
Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности — Минфин РФ § выработка государственной политики 8 сфере аудиторской деятельности; § нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных Федеральным законом № 307-ФЗ; § ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций; § анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ; § иные функции, предусмотренные Федеральным законом Федеральный закон № 307-Ф3 (ст. 15); Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 329 «0 Министерстве финансов РФ»; Постановление Правительства РФ от 7.04.2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов РФ»; Приказ Минфина РФ от 30.04.2009 г. № 41 н «0 порядке ведения государственного реестра саморегулируемьк организаций аудиторов»
Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору — Федеральная служба финансо- во-бюджетного надзора РФ Функций по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» Федеральный закон № 307-Ф3 (ст. 15); Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»; Постановление Правительства РФ от 8.04.2004 г. № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»; Приказ Минфина РФ от 4.09.2007 г. № 75н »0б утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджет- ного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности»
Орган Выполняемые функции Правовая база
Совет по аудиторской деятельности при Минфине РФ § рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности; § рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом; § одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов, определяет области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене; § оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности; § вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору внешнего контроля качества работы аудиторских организаций; § рассматривает обращения и ходатайства СРО аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа; § осуществляет в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ и положением о совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах. Для осуществпения указанных функций Совет по аудиторской деятельности вправе запрашивать у СРО аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию Федеральный закон № 307-ФЗ (ст. 16); Приказ Минфина РФ от 29.12.2009 г. № 146н «0 создании Совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа»
Само регулируемые организации аудиторов Наряду с функциями, установленными Федеральным законом «0 саморегулируемых организациях», разрабатывает и утверждает стандарты аудиторской деятельное™ саморегулируемой организации аудиторов, принимает правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекс профессионапьной этики аудиторов, разрабатывает проекты федерапьных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в обпасти бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации. Наряду с исполнением обязанностей, установленных Федеральным законом <>0 саморегулируемых организациях»: § участвуют в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности Единой аттестационной комиссии; § сообщает в уполномоченный федеральный орган сб изменениях в сведениях о саморегулируемой организации аудиторов для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, а также о возникшем несоответствии саморегулируешй организации аудиторов требованиям не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения соответственно указанных изменений в сведениях или несоответствия; § сообщает в уполномоченный федеральный орган о дополнительных к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, требованиях, предусмотренных саморегулируемой организацией аудиторов в своих стандартах аудиторской деятельности, а также о дополнительных требованиях, включенных в принятые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, и дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом; § представляет в уполномоченный федеральный орган отчет об исполнении саморегулируемой организацией аудиторов, ее членом или членами требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом; § подтверждает соблюдение аудиторами, являющимися членами этой саморегулируемой организации аудиторов, требования об обучении по программам повышения квалификации; § не позднее 10 рабочих дней со дня. следующего за днем получения письменного запроса, представляет в уполномоченный федеральный орган, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору и совет по аудиторской деятельности по их запросам копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов; § оказывает содействие представителям совета по аудиторской деятельности в ознакомлении с деятельностью саморегулируемой организации аудиторов Федеральны-'i закон № 307-Ф3 (ст. 17); Федеральный закон от 1.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»

 

Единая аттестационная комиссия Проведение квалификационных экзаменов по проверке квалификации лиц, претендующих на получение квапи- фикационного аттестата аудитора Федеральный закон № 307-Ф3 (ст. 11); Приказ Минфина РФ от 27.05.2010 г. № 51 н «Об утверждении порядка создании Единой аттестационной комиссии»

 

 

Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации аудиторов некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СРО аудиторов требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации аудиторов мер дисциплинарного воздействия.

 

Формирование компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов и размещение средств такого фонда (таких фондов) осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».

На середину 2011 г. в РФ зарегистрировано 6 СРО аудиторов (табл. 1.4).

Непосредственными участниками аудиторской деятельности являются аудиторы и аудиторские организации.

 

Аудитором в РФ признается физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СРО аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Аудитор имеет право осуществлять аудиторскую деятельность в качествеработника аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, а также в качестве индивидуального частного предпринимателя -индивидуального аудитора.

К членству аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов предъявляются следующие требования:

· наличие квалификационногоаттестата аудитора;

· безупречная деловая (профессиональная) репутация;

· уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;

· уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов;

· наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы — для индивидуального аудитора.

 

Для вступления в члены СРО аудиторов в качестве аудитора физическое лицо подаст в СРО аудиторов заявление с указанием фамилии, имени, отчества, реквизитов документа, удостоверяющего личность, адреса места жительства (регистрации), а также представляет следующие документы:

· квалификационный аттестат аудитора;

· письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую (профессиональную) репутацию физического лица, не менее трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не менее чем за три года до дня дачи рекомендаций:

· справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

· документ, подтверждающий внесение записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. — для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем;

· один экземпляр утвержденных правил осуществления внутреннего контроля качества работы — для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем:

· иные документы, предусмотренные правилами приема физических лиц в члены саморегулируемой организации аудиторов.

 

Таблица 3: Саморегулируемые организации аудиторов в РФ

 

№ п/п Дата включения в реестр сведений о СРОА Полное наименование СРОА Сокращенное наименование СРОА Почтовый адрес (место нахождения) исполнительного органа СРОА Дата принятия и № приказа МФ РФ о внесении сведений о СРОА в реестр
01.10.2009 Некоммерческое партнерство «Аудиторская палата России» НПАПР 105120. г. Москва, 3-й Сыромятнический пер., Д. 3/9 01.10.2009 W 455
30.10.2009 Некоммерческое партнерство «Институт Профессиональных Аудиторов» НП «ИПАР» 117420, г. Москва, ул. Наметкина, д. 14. стр. 1. офис 419 30.10.2009 № 514
27.11.2009 Некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата» «МоАП» 107031. г. Москва, Петровский пер., д. 8, стр. 2 26.11.2009 № 578
14.12.2009 Некоммерческое партнерство «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров» НП «Гильдия аудиторов ИПБР» Юридический адрес: 127081, г. Москва, Ясный проезд, д. 19. стр. 2. Фактический адрес: Малый Гнездниковский пер., Д. 9/8. стр. 2. 125009. г. Москва. Почтовый адрес: а/я 30,123104, г. Москва 11.12.2009 № 651
23.12.2009 Саморегулируемая организация аудиторов Некоммерческое партнерство «Российская Коллегия аудиторов» СРО НП «РКА» 103045. г. Москва, Коло- кольников пер., д. 2/6, стр. 1. офис 302 22.12.2009 № 675
30.12.2009 Некоммерческое партнерство «Аудиторская Ассоциация Содружество» НП ААС 119192. г. Москва, Мичуринский пр-т, д. 21, корп. 4 30.12.2009 № 721
                   

 

Аудиторской организацией в РФ признается коммерческая организация, являющаяся членом одной из СРО аудиторов. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является.

Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц. не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».

Закон «Об аудиторской деятельности» устанавливает следующие требования к членству аудиторских организаций в СРО аудиторов:

· коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;

· численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;

· доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51%;

· численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50% состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, должны быть аудиторами. В случае, если полномочия исполнительного органа коммерческой организации переданы по договору другой коммерческой организации. последняя должна быть аудиторской организацией:

· безупречная деловая репутация;

· наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы;

· уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются сю;

· уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов.

Для вступления в члены СРО аудиторов в качестве аудиторской организации коммерческая организация подает в СРО аудиторов заявление о вступлении, а также представляет следующие документы:

· учредительные документы;

· документ, подтверждающий внесение записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

· список аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, с приложенными к нему выписками из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающими, что включенные в список лица являются аудиторами;

· список членов коллегиального исполнительного органа коммерческой организации с указанием тех из них, кто является аудитором, либо выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающая, что индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, является аудитором, либо выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающая, что другая коммерческая организация, которой переданы по договору полномочия исполнительного органа коммерческой организации, является аудиторской организацией;

· список учредителей (участников) коммерческой организации, являющихся аудиторами и аудиторскими организациями, с приложенными к нему выписками из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающими, что включенные в список лица являются аудиторами и аудиторскими организациями, а также документами, подтверждающими размеры долей указанных лиц в уставном (складочном) капитале коммерческой организации:

· письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию коммерческой организации, не менее трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не менее чем за три года до дня дачи рекомендаций и которые не являются учредителями (участниками) данной коммерческой организации, не входят в состав ее органов управления и не состоят в трудовых отношениях с ней;

· один экземпляр утвержденных правил осуществления внутреннего контроля качества работы;

· иные документы, предусмотренные правилами приема коммерческих организаций в члены саморегулируемой организации аудиторов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профессиональное аудиторское объединение | Конструктивное обеспечение экологической безопасности автомобиля

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.01 сек.