Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности». Аудиторская деятельность в РФ осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом. Федеральным законом от I декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ постоянно реформируется. На современном этапе она включает несколько уровней и в общем виде представлена в табл. 1.
Таблица 1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ
Уровень реагирования
Виды правовых актов
Область регулирования
Степень разработанности/ обязательность применения
I
Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности"
Определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ
Закон вступип в силу / обязателен для всех участников АД
Законодательные акты РФ
Дополняют ФЗ 307-Ф3 в части организации аудиторской деятельности; требований к оказанию отдельных видов аудиторских услуг; установления прав, обязанностей и ответственности участников аудиторской деятельности; критериев обязательности аудита и др.
Законы вступили в силу / обязательны для всех участников АД
II
Подзаконные акты РФ (Указы Президента РФ, Постановления правительства РФ)
Устанавливают функции федеральных органов исполнительной власти по регулированию аудиторской деятельности и др.
Устанавливают обязательность представления аудиторских заключений (в составе БФ01) в органы исполнительной власти, а также обязательность проведения аудита в отношении отдельных предприятий и организаций
Действующих указов Президента нет; Постановления правительства имеются / обязательны для всех участников АД
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД) второго поколения
Определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации
В настоящее время действует 30 ФПСАД, постепенно они будут отменены и заменены на ФСАД / обязательны для всех участников АД, за исключением положений, имеющих рекомендательный характер
III
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти
Принимаются в соответствии с федеральными законами. Определяют требования к порядку организации АД, контроля качества ее осуществления, проведению аудиторских проверок в отношении отдельных групп аудируемых лиц и т.д.
Имеются / обязательны для всех участников АД
Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД) третьего поколения
Определяют требования к порядку осуществления АД, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом Э07-ФЗ
В настоящее время действует 6 ФСАД/обязательны для аудиторских организаций, аудиторов, а также СРО аудиторов и их работников
IV
Внутренние документы саморегулируемых организации аудиторов: аудиторские стандарты, правила определения независимости аудиторов, кодексы этики
Определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям. установленным ФСАД. если это обусповливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг
Разрабатываются саморегулируемыми организациями / обязательны для применения исключительно членами таких СРО
Правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) первого поколения;
Дополняют ФПСАД и ФСАД в части неурегулированных (неотраженных) или не разъясненных в них положений, терминов, технологий проведения аудиторских проверок, оказания сопутствующих аудиту услуг и т.д.
Оказывают методическую помощь аудиторским организациям при разработке внутренних регламентов (стандартов)
Разработано 38 ПСАД / в настоящее время для применения необязательны, так как не являются нормативными документами. 3 ПСАД рекомендованы к применению Минфином и Советом по АД
Методики проведения аудита и контроля качества. утвержденные Советом по аудиторской деятельности при Минфине
Оказывают методическую помощь аудиторским организациям при разработке внутренних регламентов (стандартов)
Разработано 10 методик / носят рекомендательный характер
Внутренние документы (регламенты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов: стандарты аудиторской деятельности, правила контроля качества оказываемых услуг, методики аудита и др.
Реализуют право аудиторской организации самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы в соответствии с ФПСАД (ФСАД). Детализируют требования ФПСАД (ФСАД). Устанавливают конкретные приемы и способы проведения аудиторских проверок, оказания аудиторских услуг
Разрабатываются аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами / применяются в соответствии с внутренними требованиями
Непосредственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется рядом государственных и общественных органов (институтов, регуляторов). Их наименования, функции и основные правовые акты, регулирующие деятельность указанных институтов представлены в табл. 2.
Как следует из приведенной таблицы, саморегулируемые организации аудиторов представляют собой наиболее многочисленную (но количеству вовлеченных участников) группу.
Согласно Закону 307-ФЭ саморегулируемой организацией аудиторов (СРОА) признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.
Некоммерческая организация приобретает статус СРО аудиторов с даты ее включения в государственный реестр СРОА.
Некоммерческая организация включается в государственный реестр СРОА при условии соответствия ее следующим требованиям:
· объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации:
· наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов:
· обеспечения СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.
Таблица 2: Регуляторы аудиторской деятельности в РФ
Орган
Выполняемые функции
Правовая база
Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности — Минфин РФ
§ выработка государственной политики 8 сфере аудиторской деятельности;
§ нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных Федеральным законом № 307-ФЗ;
§ ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
§ анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ;
§ иные функции, предусмотренные Федеральным законом
Федеральный закон № 307-Ф3 (ст. 15);
Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 329 «0 Министерстве финансов РФ»; Постановление Правительства РФ от 7.04.2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов РФ»; Приказ Минфина РФ от 30.04.2009 г. № 41 н «0 порядке ведения государственного реестра саморегулируемьк организаций аудиторов»
Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору — Федеральная служба финансо- во-бюджетного надзора РФ
Функций по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»
Федеральный закон № 307-Ф3 (ст. 15);
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»; Постановление Правительства РФ от 8.04.2004 г. № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»;
Приказ Минфина РФ от 4.09.2007 г. № 75н»0б утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджет- ного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности»
Орган
Выполняемые функции
Правовая база
Совет по аудиторской деятельности при Минфине РФ
§ рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
§ рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;
§ одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов, определяет области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене;
§ оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;
§ вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
§ рассматривает обращения и ходатайства СРО аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
§ осуществляет в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ и положением о совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.
Для осуществпения указанных функций Совет по аудиторской деятельности вправе запрашивать у СРО аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию
Федеральный закон № 307-ФЗ (ст. 16);
Приказ Минфина РФ от 29.12.2009 г. № 146н «0 создании Совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа»
Само регулируемые организации аудиторов
Наряду с функциями, установленными Федеральным законом «0 саморегулируемых организациях», разрабатывает и утверждает стандарты аудиторской деятельное™ саморегулируемой организации аудиторов, принимает правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекс профессионапьной этики аудиторов, разрабатывает проекты федерапьных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в обпасти бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации.
Наряду с исполнением обязанностей, установленных Федеральным законом <>0 саморегулируемых организациях»:
§ участвуют в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности Единой аттестационной комиссии;
§ сообщает в уполномоченный федеральный орган сб изменениях в сведениях о саморегулируемой организации аудиторов для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, а также о возникшем несоответствии саморегулируешй организации аудиторов требованиям не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения соответственно указанных изменений в сведениях или несоответствия;
§ сообщает в уполномоченный федеральный орган о дополнительных к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, требованиях, предусмотренных саморегулируемой организацией аудиторов в своих стандартах аудиторской деятельности, а также о дополнительных требованиях, включенных в принятые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, и дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом;
§ представляет в уполномоченный федеральный орган отчет об исполнении саморегулируемой организацией аудиторов, ее членом или членами требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом;
§ подтверждает соблюдение аудиторами, являющимися членами этой саморегулируемой организации аудиторов, требования об обучении по программам повышения квалификации;
§ не позднее 10 рабочих дней со дня. следующего за днем получения письменного запроса, представляет в уполномоченный федеральный орган, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору и совет по аудиторской деятельности по их запросам копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов;
§ оказывает содействие представителям совета по аудиторской деятельности в ознакомлении с деятельностью саморегулируемой организации аудиторов
Федеральны-'i закон № 307-Ф3 (ст. 17);
Федеральный закон от 1.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»
Единая аттестационная комиссия
Проведение квалификационных экзаменов по проверке квалификации лиц, претендующих на получение квапи- фикационного аттестата аудитора
Федеральный закон № 307-Ф3 (ст. 11);
Приказ Минфина РФ от 27.05.2010 г. № 51 н «Об утверждении порядка создании Единой аттестационной комиссии»
Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации аудиторов некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СРО аудиторов требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации аудиторов мер дисциплинарного воздействия.
Формирование компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов и размещение средств такого фонда (таких фондов) осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».
На середину 2011 г. в РФ зарегистрировано 6 СРО аудиторов (табл. 1.4).
Непосредственными участниками аудиторской деятельности являются аудиторы и аудиторские организации.
Аудитором в РФ признается физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СРО аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Аудитор имеет право осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, а также в качестве индивидуального частного предпринимателя - индивидуального аудитора.
К членству аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов предъявляются следующие требования:
· уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;
· уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов;
· наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы — для индивидуального аудитора.
Для вступления в члены СРО аудиторов в качестве аудитора физическое лицо подаст в СРО аудиторов заявление с указанием фамилии, имени, отчества, реквизитов документа, удостоверяющего личность, адреса места жительства (регистрации), а также представляет следующие документы:
· квалификационный аттестат аудитора;
· письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую (профессиональную) репутацию физического лица, не менее трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не менее чем за три года до дня дачи рекомендаций:
· справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
· документ, подтверждающий внесение записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. — для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем;
· один экземпляр утвержденных правил осуществления внутреннего контроля качества работы — для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем:
· иные документы, предусмотренные правилами приема физических лиц в члены саморегулируемой организации аудиторов.
Таблица 3: Саморегулируемые организации аудиторов в РФ
№ п/п
Дата включения в реестр сведений о СРОА
Полное наименование СРОА
Сокращенное наименование СРОА
Почтовый адрес (место нахождения) исполнительного органа СРОА
Дата принятия и № приказа МФ РФ о внесении сведений о СРОА в реестр
Некоммерческое партнерство «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров»
НП «Гильдия
аудиторов
ИПБР»
Юридический адрес: 127081, г. Москва, Ясный проезд, д. 19. стр. 2. Фактический адрес: Малый Гнездниковский пер., Д. 9/8. стр. 2. 125009. г. Москва. Почтовый адрес: а/я 30,123104, г. Москва
11.12.2009 № 651
23.12.2009
Саморегулируемая организация аудиторов Некоммерческое партнерство «Российская Коллегия аудиторов»
СРО НП
«РКА»
103045. г. Москва, Коло- кольников пер., д. 2/6, стр. 1. офис 302
119192. г. Москва, Мичуринский пр-т, д. 21, корп. 4
30.12.2009 № 721
Аудиторской организацией в РФ признается коммерческая организация, являющаяся членом одной из СРО аудиторов. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является.
Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц. не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».
Закон «Об аудиторской деятельности» устанавливает следующие требования к членству аудиторских организаций в СРО аудиторов:
· коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;
· численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;
· доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51%;
· численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50% состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, должны быть аудиторами. В случае, если полномочия исполнительного органа коммерческой организации переданы по договору другой коммерческой организации. последняя должна быть аудиторской организацией:
· безупречная деловая репутация;
· наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы;
· уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются сю;
· уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов.
Для вступления в члены СРО аудиторов в качестве аудиторской организации коммерческая организация подает в СРО аудиторов заявление о вступлении, а также представляет следующие документы:
· учредительные документы;
· документ, подтверждающий внесение записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
· список аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, с приложенными к нему выписками из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающими, что включенные в список лица являются аудиторами;
· список членов коллегиального исполнительного органа коммерческой организации с указанием тех из них, кто является аудитором, либо выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающая, что индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, является аудитором, либо выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающая, что другая коммерческая организация, которой переданы по договору полномочия исполнительного органа коммерческой организации, является аудиторской организацией;
· список учредителей (участников) коммерческой организации, являющихся аудиторами и аудиторскими организациями, с приложенными к нему выписками из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающими, что включенные в список лица являются аудиторами и аудиторскими организациями, а также документами, подтверждающими размеры долей указанных лиц в уставном (складочном) капитале коммерческой организации:
· письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию коммерческой организации, не менее трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не менее чем за три года до дня дачи рекомендаций и которые не являются учредителями (участниками) данной коммерческой организации, не входят в состав ее органов управления и не состоят в трудовых отношениях с ней;
· один экземпляр утвержденных правил осуществления внутреннего контроля качества работы;
· иные документы, предусмотренные правилами приема коммерческих организаций в члены саморегулируемой организации аудиторов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление