Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции и периодизация исторического процесса





По предметам изучения обычно выделяют три теории исторического развития: религиозно-историческую, всемирно-историческую, локально-историческую.

В религиозно-исторической теории предметом изучения является движение человека к Богу.

Во всемирно-исторической теории предметом изучения является общемировой прогресс человечества, позволяющий получать по возрастающей материальные блага. В свою очередь, в рамках всемирно-исторической теории существуют такие направления, как: а) материалистическое – отдает приоритет развитию общества и общественных отношений, связанных с формами собственности, классовой борьбы, проходящей через века и ведущей к уничтожению частной собственности и утверждению общественной; б) либеральное – отдает приоритет развитию личности, обеспечению ее прав и свобод и, прежде всего, права частной собственности; в) технологическое – отдает приоритет технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе.

В локально-исторической теории предметом изучения являются локальные цивилизации, каждая из которых самобытна, слитна с природой и проходит в своем развитии стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели.

 

Историческая периодизацияэто условное выделение последовательных этапов в общественно-историческом развитии:

· Гесиод (древнегреческий поэт) делил историю народов на пять периодов – божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже.

· Пифагортеория круга, т.е. развитие идет по одной и той же схеме: зарождение, расцвет, гибель.

· Французские историки в XVIII в. стали выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации.

· Гильдебранд Б.периодизации по типу хозяйства (натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство).

· Русский ученый Л. И. Мечников – периодизация истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (Средние века), океанический (Новое и Новейшее время).

· Маркс К.формационная концепция.



· Тойнби А.цивилизационный подход, в соответствии с которым исторический процесс рассматривается как чередование одних и тех же циклов (зарождение, расцвет, гибель) круговорота 13 локальных цивилизаций.

· Ростоу У.теория 6 стадий экономического роста: традиционное общество; период предпосылок или переходного общества; период «взлета» или сдвига; период зрелости; эра высокого массового потребления; стадия поиска путей качественного улучшения жизненных условий человека.

· Современная историко-либеральная периодизация делит историю на следующие этапы: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный). Подобная периодизация получила широкое применение.

 

Цивилизации (от лат. civilis – гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) – это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые включают в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т.д.).

В основу типологизации цивилизаций положены четыре основных критерия: 1) общие фундаментальные черты духовной жизни; 2) общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития; 3) взаимопереплетение культур; 4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации: 1) природные сообщества – это тип непрогрессивной формы существования, к которому относятся исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в гармонии с природой; 2) восточный тип цивилизации -исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте (традиционализм, коллективизм, деспотия, корпоративная или государственная форма собственности, созерцательность, слабая подвижность жизнедеятельности, растворение «я» в «мы»); 3) западный тип цивилизации – особый тип цивилизационного развития, включающий в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки (динамизм, уважения к человеческой личности, автономия личности, рациональность, демократия, частная собственность); 4) современный тип цивилизации (техногенная цивилизация) – исторический этап в развитии западной цивилизации, сформировавшийся в Европе в XV-XVII вв. и распространившийся по всему земному шару (научная рациональность, быстрое изменение техники и технологии, научно-техническая революция, динамика социальных связей).

На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества – индустриальное и постиндустриальное.

Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется также разделение всех типов цивилизаций на два основных типа: первичные цивилизации (древние цивилизации, выросшие непосредственно из первобытности и не опиравшиеся на предшествующую цивилизационную традицию) и вторичные цивилизации (возникли позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ).

Кроме того, современное состояние цивилизационного развития привело к формированию глобальной цивилизации современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог. Его общие принципы: 1) усвоение прогрессивного опыта при сохранении особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа; 2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей; 3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество; 4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.



Исследователи отмечают, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние и, следовательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастание значения результатов социально-экономического и культурного развития восточных и традиционных обществ.

 

Место история России во всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.

Всемирная история изучает и представляет весь долгий и сложный путь, пройденный человечеством с древнейших времен до наших дней. История России является частью всемирной истории. Объектом изучения нашей отечественной истории является процесс возникновения и развития человеческого сообщества на территориях, которые входили и в настоящее время входят в состав российского государства. История России не может не быть одновременно и русской историей, или историей русского народа, который составляет 80% населения Российской Федерации. Русский человек с его характером, традициями, менталитетом стал творцом самобытной российской (русской) цивилизации, главной фигурой российской жизни и истории.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3078; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.