Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №4. Граждане как субъекты административного права




 

§ 1. Понятие субъекта административного права

Субъектом административного права признается физическое лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть участниками регулируемых административным правом управленческих отношений. Круг их многообразен и объединяет их то, что они обладают особым юридическим качеством (административной правоспособностью).

Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений при наличии:

- административно-правовых норм, предусматривающих права и обязанности субъекта;

- административной правосубъектности (правоспособности и дееспособности);

- юридического факта, являющегося основанием возникновения правоотношения.

В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российское государство, субъекты Федерации, государственные и негосударственные организации.

Административная правоспособность и административная дееспособность являются главными составляющими административно-правового статуса субъектов административного права.

Административная правоспособность является видом общей правоспособности субъекта права. Ю.Н. Старилов выделяет следующие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права:

- управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности;

- наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления;

- юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;

- реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения;

- обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане;

- юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке.[12]

Административная правоспособность гражданина возникает со дня его рождения и прекращается с его смертью. У организаций (государственных органов) она возникает с момента их учреждения (образования), а у должностных лиц с момента поступления на государственную должность, назначения на государственную должность государственной службы.

Административная дееспособность – способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

Часто административная правоспособность и административная дееспособность неразделимы, так как являются по существу двумя элементами единого административно-правового статуса. Это относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, т. е. с момента образования и юридического закрепления их компетенции.

Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства (апатриды). Также специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие и должностные лица.

К коллективным субъектам относятся различного рода объединения граждан. В их числе государственные и негосударственные организации.

Государственные организации как субъекты административного права это:

- органы исполнительной власти (государственного управления);

- государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т. п.);

- структурные подразделения исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные организации как субъекты административного права:

- общественные объединения (партии, союзы, фонды, движения и др.);

- трудовые коллективы;

- органы местного самоуправления;

- частные предприятия и учреждения;

- коммерческие структуры.

 

§ 2. Основы административно-правового статуса гражданина

Гражданин как субъект административного права - это участник общественных отношений, в которых он выступает в качестве носителя конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормативных актах. Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. При этом административно-правовой статус гражданина во всех его разновидностях характеризуется определенными особенностями, отличающими его от других отраслевых правовых статусов (трудового, гражданско-правового и др.):

во-первых, он включает в себя чрезвычайно большое, несоизмеримое с другими отраслями права количество правовых норм, закрепляющих права и обязанности граждан во взаимоотношениях с многочисленными и разнообразными государственными и муниципальными органами и их служащими;

во-вторых, нормы, регламентирующие административно-правовой статус гражданина, продолжают, развивают, детализируют, обеспечивают реализацию норм многих других отраслей права (конституционного, гражданского, трудового, финансового и т.д.);

в-третьих, права и обязанности, составляющие административно-правовой статус гражданина, носят неотчуждаемый характер, т.е. не могут быть кому-то передоверены, переданы по наследству, и вообще отчуждены от личности своего носителя каким – либо другим способом;

в-четвертых, содержанием административной правосубъектности гражданина могут быть только права без каких-либо обязанностей (право на жалобу, право на изменение фамилии, имени, отчества и др.), только обязанностей (соблюдать все правила общественного порядка и безопасности, выполнять законные требования представителя власти и т.д.) или и то и другое одновременно (право и обязанность получить и иметь основное общее образование, получить паспорт по достижении 14-летнего возраста и т.д.).

Общий административно-правовой статус гражданина включает в себя всеобщие права и обязанности, закрепленные в гл. 2 Конституции Российской Федерации и реализуемые гражданином при вступлении его в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами. Они принадлежат всем гражданам и не связаны с какими-либо особенностями и спецификой конкретной общественно-государственной, производственн0-хозяйственной и трудовой, личностно- психологической и социальной деятельности человека и гражданина во всех областях, отраслях и сферах его деятельности.

Особенный административно-правовой статус охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти. Это особенные права гражданина как субъекта, выступающего, например, в качестве предпринимателя, фермера, военнослужащего, пациента и т.д. Составляющие особенный административно-правовой статус права и обязанности гражданина регламентируются в основном нормами Особенной части административного права.

Специальный административно-правовой статус включает в себя специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти. К специальному административно-правовому статусу относятся, например, реализуемые в административно-правовых отношениях права и обязанности безработных, вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства и др.

Административно-правовой статус гражданина определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», другими законами, иными нормативными правовыми актами.

Многие права и обязанности граждан РФ в административно-правовых отношениях производны от их конституционных прав и обязанностей и находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления.

Среди основных прав граждан РФ, являющихся составной частью их административно-правового статуса и имеющих существенное значение с точки зрения взаимоотношений граждан с органами исполнительной власти, местного самоуправления, общественными объединениями, администрацией предприятий, учреждений, в первую очередь необходимо назвать следующие.

1. Право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению (ст. 22 Конституции РФ);

2. Право частной собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ);

3. Право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих там граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании решения суда (ст. 25 Конституции РФ);

4. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений допускается только на основании судебного решения (ст. 23 Конституции РФ);

5. Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно выезжать за пределы страны, причем граждане РФ могут беспрепятственно возвращаться в Россию (ст.27 Конституции РФ);

6. Право участвовать в управлении государством, в том числе избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ);

7. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ);

8. Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ);

9. Право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ);

10. Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ);

Вообще права граждан РФ классифицируются следующим образом:

1. В зависимости от механизма их реализации:

- абсолютные – права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, а наоборот, защищать (право на труд, право на отдых и т.д.);

- относительные – права, для реализации которых нужен пат государственного органа (лицензия на осуществление вида деятельности, приказ о назначении на должность и т.д.).

2. В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права и оснований их возникновения:

- общие права граждан – распространяются на все отрасли и сферы управления (право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц);

- специальные права – это права граждан в той или иной сфере или отрасли управления (каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности).

3. В зависимости от содержания:

- право на участие в государственном управлении (право на государственную должность, право на получение необходимых документов и т.д.);

- право на государственное участие, содействие, помощь компетентных органов (право на получение медицинской помощи, технической помощи и т.д.);

- право на защиту. Основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций.

Граждане РФ, имея права, должны также выполнять возложенные на них Конституцией РФ и законами обязанности. Среди конституционных, имеющих существенное значение для организации процесса государственного управления, следует указать такие обязанности, как: защищать Отечество, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и др.

Административно-правовые обязанности граждан РФ подразделяются на два вида.

1. Абсолютные – возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (соблюдение законов, уплата установленных налогов, регистрация по месту жительства и т.д.).

2. Относительные – возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользования ими (обязанность хранить гражданское оружие в условиях, недоступных для посторонних лиц).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 8080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.