Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав административного правонарушения. Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков

Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние – административное правонарушение. Только наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии – единственное основание наступления административной ответственности за его совершение.

Однотипные признаки состава административного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения. К элементам состава административного правонарушения относятся:

1) объект;

2) объективная сторона;

3) субъект;

4) субъективная сторона.

Объект административного правонарушения – общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые нормами административной ответственности. Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами различных отраслей права, которая охраняется мерами административной ответственности. Помимо общего выделяют также родовой, видовой и конкретный объект административного правонарушения. Родовым объектом признается блок общественных отношений, составляющий неотъемлемую т самостоятельную часть общего объекта (например, права граждан, общественный порядок, собственность). Видовой объект – разновидность родового, специфическая группа общественных отношений для ряда проступков одного ряда (например, избирательные права граждан, трудовые права, права инвалидов, несовершеннолетних). Административное правонарушение причиняет вред какому-то конкретному общественному отношению, охраняемому административным наказанием, - непосредственному объекту.

Объективная сторона административного правонарушения – это система предусмотренных нормами признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения. Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия. Например, нарушение водителями транспортных средств ПДД может выражаться в разных действиях: превышении установленной скорости, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора и др. Последствиями указанных действий могут быть: создание опасности в дорожном движении, создание помехи другим участникам движения, создание аварийной ситуации или совершение ДТП.

Кроме противоправного деяния и наступивших вредных последствий составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно – следственная связь между этим деянием и наступившими в результате его вредными последствиями. Установить такую причинно – следственную связь значит выявить обстоятельства появления вредных последствий, определить, наступили ли они действительно в результате совершения противоправного деяния или по другим причинам, как данное деяние повлияло на величину этих последствий и др. Практически в установлении наличия причинно – следственной связи в составе административного правонарушения, как правило, нет необходимости, поскольку наступившие вредные последствия в основном нематериальны и проявляются только в виде общественного вреда или общественной опасности, и причинно – следственная связь между противоправным деянием и его последствиями не вызывает сомнения. Большее число административных правонарушений не предусматривают наступления какого – либо материального вредного последствия, т.е. имеют формальные составы.

Кроме правонарушений с формальным составом законодательством предусмотрено значительное число правонарушений с так называемым материальным составом, который предполагает наступление вредных материальных последствий.

В правонарушениях с материальным составом причинно – следственная связь между противоправным деянием и наступившими вредными последствиями зачастую не очевидна и требует установления.

Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от таких его признаков, как время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность.

Эти признаки состава правонарушения присущи далеко не всем составам административных правонарушений, в силу чего они называются факультативными признаками состава административного правонарушения, т.е. необязательными признаками.

Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица. При этом физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16 – летнего возраста.

Кроме того, субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не может быть привлечен к административной ответственности.

Принято различать общие субъекты – любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные субъекты – должностные лица, водители, родители, несовершеннолетние и др., а также особые субъекты – военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно – исполнительной системы и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе в конкретных органах.

Субъективная сторона административного правонарушения – это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Обязательный признак субъективной стороны – вина субъекта административного правонарушения. Вина бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности. Умышленная форма вины заключается в том, что лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. В материальных составах правонарушения умышленная вина включает также отношение лица, привлекаемого к ответственности, к наступившим вредным последствиям (либо оно предвидит эти последствия и желает их наступления, либо сознательно допускает их наступление, либо относится к ним безразлично). В зависимости от этого различают прямой и косвенный умысел.

Неосторожная форма вины заключается в том, что лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Характерными примерами подобных правонарушений являются небрежное хранение материалов и данных государственного картографо – геодезического фонда РФ, повлекшее их утрату (ст. 7.26 КоАП РФ), небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату (ст. 21.7 КоАП РФ).

Значительное отличие содержится в понятии вины юридического лица. Если вина физического лица определяется через его психическое отношение к содеянному, то юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Очевидно, что выяснять наличие или отсутствие такой возможности должен орган, рассматривающий дело по существу. Однако в большинстве случаев практическая реализация данного положения вызывает серьезные затруднения, поскольку четких критериев вины юридического лица в приведенном законодательном определении не содержится.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и признаки административного правонарушения. Административное правонарушение и административная | Причины возникновения административных правонарушений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.