КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельностью
Лекция № 29. Управление антимонопольной и предпринимательской
Важным условием и необходимой предпосылкой становления и развития системы рыночной экономики является всемерное развитие конкуренции при одновременной решительной борьбе с различными проявлениями рыночного монополизма и недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика – это политика, направленная против монополизма, т. е. против абсолютного преобладания на рынке единоличного поставщика или продавца, против концентрации производства и сбыта в руках некоего хозяйствующего субъекта при его исключительных правах осуществлять экономическую деятельность в определенной сфере. Правовой базой антимонопольного регулирования являются Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а также Федеральный закон РФ от 23 июня 1999 г. № 118-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на российских рынках, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 9 марта 1994 г. установила: – цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития конкуренции в общей политике экономических реформ; – этапы и методы формирования и развития конкурентной среды; – задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях; – ограничения деятельности в этой области. Согласно Федеральному закону РФ от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях», естественная монополия – это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективно в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. Указанный закон регулирует деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: – железнодорожные перевозки; – транспортировка газа по трубопроводам; – транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; – услуги транспортных терминалов, портов, аэрофлотов; – услуги по передаче тепловой энергии; – услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; – услуги по передаче электрической энергии; – услуги общедоступной и связи. Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образованы федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий, которые для осуществления своих полномочий создают территориальные органы и наделяют их полномочиями в пределах своей компетенции.
Органом антимонопольного государственного регулирования на товарных рынках выступает Федеральная антимонопольная служба. Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. упразднено Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и учреждена Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) с передачей ей функций по контролю и надзору в данной сфере. Федеральная антимонопольная служба, в соответствии с Положением о ней, утверждённым постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по: – принятию нормативных правовых актов, – контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, – защите конкуренции на рынке финансовых услуг, – деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), – рекламе. Руководство Федеральной антимонопольной службой осуществляет правительство РФ. Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие полномочия: 1) вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ведения службы, а также проект ежегодного плана работы и прочие показатели деятельности службы; 2) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ самостоятельно принимает следующие правовые акты в установленной сфере деятельности: – порядок определения доминирующего положения финансовых организаций на рынке банковских услуг; – порядок определения доминирующего положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг; – порядок определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг; – порядок определения доминирующего положения негосударственных пенсионных фондов; – формы уведомления о соглашениях или согласованных действиях финансовых организаций; – порядок принятия антимонопольным органом решений о проведении дополнительной проверки уведомлений о соглашениях или согласованных действиях финансовых организаций, ограничивающих конкуренцию на рынке финансовых услуг; – порядок выдачи согласия на совершение сделок, связанных с приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций, а также прав, позволяющих определять условия предпринимательской деятельности либо осуществлять функции исполнительного органа финансовой организации; – правила рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг; – порядок выдачи согласия на совершение сделок, связанных с приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций, а также прав, позволяющих определить условия предпринимательской деятельности либо осуществлять функции исполнительного органа финансовой организации; – порядок предоставления антимонопольному органу ходатайств и уведомлений; – правила рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства; – акт о реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов; – формы реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов; – нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности; 3) осуществляет контроль и надзор за: – соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа); – действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка; – соблюдением установленных законодательством о естественных монополиях требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий; – соблюдением установленных антимонопольным законодательством требований о заключении договоров хозяйствующими субъектами и финансовыми организациями, занимающими доминирующее положение на соответствующих рынках и т. д.; 4) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности. Частично органами антимонопольного государственного регулирования являются федеральная служба по финансовым рынкам и федеральная служба по тарифам. Задачи, функции и полномочия указанных органов раскрыты в предыдущих параграфах. Указом Президента от 31 декабря 2008 года № 183 была образована Федеральная службу по регулированию алкогольного рынка, на которую были возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка является правопреемником Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по тарифам в отношении всех обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 154. Согласно Положению Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере. Руководство деятельностью Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка осуществляет Правительство Российской Федерации. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет следующие полномочия: - вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Службы, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы. Федеральная служба осуществляет: - пломбирование автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции; пломбирование технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; пломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; - лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; - выдачу федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации; - формирование и ведение государственного реестра выданных лицензий на производство и оборот (за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; - функции государственного заказчика работ по разработке и модернизации программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; - ведение в установленном порядке единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; - государственный контроль за процессом денатурации (введения денатурирующих веществ) этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции и содержанием в них денатурирующих веществ; - государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства Российской Федерации в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями. Федеральная служба осуществляет контроль и надзор за: - представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции; фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Росалкогольрегулирование обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности. Служба осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц в установленной сфере деятельности, осуществляет рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: 1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности; 2. заказывать проведение необходимых исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности; 3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности; 4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов; 5. создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, группы и коллегии) в установленной сфере деятельности; 6. издавать индивидуальные правовые акты по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности; 7. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации; Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы. При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Служба не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |