КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛЕКЦИЯ 4. Под психикойпонимается сфера эмоций, чувств и мышления
ТЕМА: ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ (валеологические аспекты)
Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления. Психическое здоровье, наряду с физическим, является важной составляющей общего понятия «здоровье». Валеологический аспект психического здоровья – это управление состоянием психики с элементами самопознания и психического оздоровления. Психическое здоровье ассоциируется с третьей целью существования человека – потребностью самореализации как личности, т.е. обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющей его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям. В понятии психического здоровья, как и физического, присутствует два ключевых слова – «сила» (или мощность) и гармония. Кроме того, для здоровой личности характерна устойчивая позитивная, адекватная, стабильная самооценка. Эти критерии в прямых и косвенных выражениях являются основными при характеристике психического состояния и определении психического здоровья. Однако вследствие слабой научной разработанности данных вопросов эта оценка пока имеет большую долю относительности и субъективизма. В практическом отношении в аспекте социальной адаптации наиболее важен показатель психической адекватности. Валеогенез (механизмы здоровья) на психическом уровне следует рассматривать в свете способности психики к самоорганизации (саморегуляции, самообновлению, самовосстановлению). Чем мощнее механизмы валеогенеза, тем выше динамическая устойчивость психики. Однако, если на биологическом уровне эти механизмы являются автономными, то на психическом главным является элемент осознания. Поэтому в психическом валеогенезе усматривается акт активного управления, воли. Человек может и должен осознанно помогать себе в разрешении психических проблем. Для понимания проблем психического здоровья остановимся коротко на структуре психики. Согласно современным представлениям, основанным на работах Юнга, психика человека имеет осознаваемую (собственно сознание) и неосознаваемую часть. Первая включает всего лишь около 10% психического материала. Неосознаваемая часть психики — это подсознание и сверхсознание. Подсознание — это тот психический опыт, который человек уже прошел, но несет его в себе; он связан с нашим биологическим существованием. Сверхсознание — это высшие уровни психики, представленные истинной человеческой сущностью без масок, без прикрас - Истинным Я, ощущением себя, несвязанным с личностной сферой. Осознаваемая часть психики, согласно Юнгу, имеет Эго (наше представление о себе) и Личность (как мы представляем себя обществу). В структуре подсознания выделены два особо важных уровня — женское в мужчине и мужское в женщине («ТЕНЬ» и «АНИМА»). В «Тени» находятся те стороны наших качеств, которые мы не хотим демонстрировать в обществе, которые нам не нравятся. Если человеку не нравится в другом человеке какое-то поведенческое проявление, это значит, что такую же тенденцию он скрывает в глубине своего подсознания. В Тени фиксируются все последствия психических стрессов, психотравмы и психокомплексы. Человеческое сознание (осознаваемая часть психики) выражает себя в знаковой системе (буквы, слова), пользуется законами формальной логики. Проявления его связаны в основном с деятельностью левого полушария головного мозга. Неосознаваемая часть психики имеет другой язык — язык образов и символов (синтетических образов), продуцируемых в основном правым полушарием. Интегральная личность человека состоит из многих субличностей, воплощающих отдельные качества, отдельные жизненные программы. Эти субличности могут находиться в разных взаимоотношениях друг с другом (гармонии, взаимоподстраховки, конфликта). Каждая из них в целостной структуре психики выполняет неповторимую роль, и при изменении какой-либо субличности неизбежно изменяется вся личность человека. Поэтому из психики ничего нельзя вынуть или что-то привнести в нее без учета внутренних связей. Высшим аспектом, интегрирующим, гармонизирующим психику, является Высшее (Истинное) Я. Оно дает ощущение цели жизни, правильности пути, долга, совести и других высших психических проявлений. Второй по значимости аспект — это субличность "Мой внутренний ребенок". В каждом взрослом человеке живет маленький ребенок с его личным опытом, с его проблемами, вынесенными из детства, желанием защиты и любви. Отсюда| особая значимость периода становления психики для последующей жизни, т. к. первый психический опыт — это матрица для дальнейшего развития. Любое нарушение психического здоровья (по аналогии с физическим) связано, с одной стороны, с врожденными особенностями психики, с другой — с воздействующими в процессе жизни факторами — чрезмерными психическими нагрузками и психотравмами. И то, и другое может обусловить низкий уровень психической энергии и, следовательно, низкую работоспособность, а также дисгармонию, неадекватность поведения. Умение управлять своей психикой (и следовательно, психическим здоровьем) предполагает осознание своей психической структуры и оптимизацию ее функционирования. Остановимся на врожденных особенностях психики. Под врожденной обусловленностью психических проявлений понимается следующее. Первый аспект — это особенности психического кода человека. Согласно представлениям науки, врожденный психический код человека, определяющий его будущие поведенческие тенденции, в качестве элементов имеет, так называемые, архетипы (первообразы коллективного бессознательного). Это универсальные для всех времен и народов понятия, стандарты восприятия, мышления и поведения, такие как любовь, преданность, потребность в служении, власти, богатстве, агрессия, потребность в общении, милосердие, щедрость, революционность, или потребность перемен, инициативность, ответственность и т. д. Психический код каждого человека имеет свой набор архетипов. Второй фактор врожденного генеза, влияющий на психическую деятельность и здоровье, — это особенности внутриутробного периода и процесса рождения как фактор риска в формировании первых психокомплексов по С.Грофу (1992). Существуют исследования, показывающие, что ребенок начинает получать психический опыт еще в утробе матери. В его подсознании фиксируются все состояния комфорта и дискомфорта, формируемые в основном на уровне ощущений. Находясь в эмоциональной и энергетической связи с матерью, плод ощущает ее психическое состояние, любовь к себе. Если внутриутробный период протекает благополучно, то в будущем человек не боится за свое физическое существование, комфортно чувствует себя в мире, ибо уверен в его доброжелательности. Если же мать не хотела появления на свет ребенка, были попытки его уничтожения, то в дальнейшем может появиться комплекс своей ненужности и попытки к самоубийству. Период схваток, является первым тренингом терпения в жизни ребенка. Если имеет место патологическая фиксация в подсознании этого психического опыта, то могут сформироваться комплексы "жертвы и деспотизма", у мальчика — "предательства со стороны женщины", может проявиться клаустрофобия. Период потуг связан с активным вовлечением ребенка в процесс рождения, получает первый тренинг борьбы за существование. Патологическая фиксация этого психического опыта приводит к появлению вечных борцов, революционеров, разрушителей, для которых "жизнь — это борьба". Следующий очень важный момент - выход в новую среду. Затруднения в момент рождения (асфиксия, наложение щипцов либо вакуум-экстрактора и т.п.) могут породить страх встречи с новым, мешающий в будущем творческой реализации человека. В последующем все эти комплексы сопровождают человека всю жизнь (если не предпринимаются специальные меры), нарушая его социальную адаптацию. Третий врожденной фактор, определяющий психическое здоровье и психические проявления — это особенности темперамента. Темперамент представляет собой совокупность психодинамических свойств индивида (сила, подвижность и уравновешенность мозговых процессов, по И.П.Павлову), получаемых по наследству и являющихся физиологической основой характера. Темперамент имеет два основных проявления — эмоциональность и активность. Его особенности придают окраску тем или иным чертам характера, определяют их выраженность. Существует гипотеза (П. В. Симонов и П. М. Ершов, 1984), связывающая формирование четырех типов темперамента, экстра- и интроверсии с преимущественным развитием (наследственно детерминированным) тех или иных структур головного мозга и установлением взаимных влияний между ними. Так, например, гипоталамус и лобные доли обусловливают силу и возбудимость нервной системы (холерический темперамент), преимущественное развитие миндалины и гиппокампа свойственно меланхолическому темпераменту, гипоталамус и гиппокамп формируют сангвиника, миндалина и лобные доли — флегматика. Сильные связи лобной доли и гиппокампа обусловливают экстраверсию, а гипоталамуса и миндалины — склонность к интроверсии. Все три фактора врожденной обусловленности психических процессов вносят свою лепту в формирование характера. Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности, общении и обусловливающая типичные для нее способы поведения. Чрезмерное усиление отдельных черт, выражающееся в избирательной уязвимости личности, называется акцентуацией. Акцентуация личности связана в основном с особенностями темперамента, оформляется в подростковом возрасте, затем постепенно сглаживается, проявляясь только в острых психотравмирующих ситуациях. Процент акцентуаций очень велик. Выделяют следующие типы акцентуированных характеров: а) циклоидный - склонный к резкой смене настроения в б) астенический — быстроутомляющийся, тревожный, в) сенситивный — очень чувствительный, робкий, застенчивый; г) шизоидный — эмоционально холодный, отгороженный, д) застревающий (паранойяльный) — повышенно раздражительный, подозрительный, обидчивый, честолюбивый, с е) эпилептоидный — характерны слабая управляемость, ж) демонстративный (истероидный) — характеризуется з) гипертимный — с постоянно приподнятым настроением и жаждой деятельности, но не доводящий дело до конца, разбрасывающийся, болтливый; и) дистимный — чрезмерно серьезный и ответственный, к) неустойчивый — чрезмерно поддающийся влиянию окружающей среды, компании. Вышеуказанные черты характера могут проявляться не только в острых психотравмирующих ситуациях, а постоянно, что препятствует адаптации к социальной среде. В этих случаях речь идет о патологии характера, т. е. о психопатиях. Названия психопатий в основном такие же, как и акцентуаций. Психопатии относятся к пограничным состояниям. Вылечить психопатию практически невозможно, так как в ее основе лежат особенности темперамента. Темперамент человека с трудом поддается коррекции (но он может несколько меняться с возрастом). Иногда положительный результат дает психологическая работа, направленная на социальную адаптацию такой личности. Характер может подвергаться некоторой коррекции через осознание отрицательных форм поведения и развитие положительных через изменение системы ценностей. Второй важный аспект, нарушающий психическое здоровье, — приобретенный в процессе жизни. К нему относятся психический стресс, связанный с эмоциональными и интеллектуальными перегрузками, и психотравма. Второе часто сочетается с первым. Тип реагирования человека на психическую нагрузку зависит от его психической конституции. "Стресс" означает "напряжение", напряжение в системе при ее адаптационной перестройке. Этот термин предложил выдающийся канадский ученый Г. Селье, создавший научную концепцию этого состояния. Стрессор — это любой фактор, необычный по силе и длительности действия на человека. Если стрессор психической природы, то стресс называют психическим, или психоэмоциональным. Стресс является проявлением и одновременно инструментом адаптационной перестройки человека при чрезмерном действии на него как физических, так и психических факторов. Комплекс стереотипных неспецифических реакций, сопровождающих стресс и обеспечивающих приспособление к изменившимся условиям, выживание во время перестройки и ликвидацию последствий перегрузки, был назван Г.Селье "общим адаптационным синдромом". Целью, результатом психической перестройки является принятие новой концепции жизни, соответствующей новым условиям, т. е. концептуализация. После осмысления происшедшего, изменения взглядов во имя жизни в будущем, т. е. после "перераспределения психического материала" стресс угасает. Аналогом этого процесса на физическом уровне является формирование "структурного следа адаптации" (по Ф.З.Меерсону, 1981) в виде гипертрофии и гиперплазии органов и тканей, работающих с повышенной нагрузкой. Процесс концептуализации имеет стадии. Первая стадия — игнорирование психотравмирующего фактора, попытка выйти из ситуации с минимальной потерей энергии. Этот тип реагирования свойствен всем людям, но является доминирующим у детей и инфантильных, демонстративных, истероидных личностей, которые не вовлекаются в глубокие психологические переживания. Вторая стадия — возбуждение. Она характеризуется хаотическим проявлением активности, направленной на преодоление, ликвидацию психотравмирующей ситуации. Как доминантная форма реагирования она свойственна поведенчески активным личностям. Эта активность всегда сопровождается так называемой регрессией возраста, возвратом к детским формам психических проявлений. Поэтому требовать принятия решения, говорить на языке логики, убеждения с человеком, находящимся в таком состоянии, бессмысленно. Он понимает только язык прикосновений (нужен сенсорный контакт) и эмоций. Третья стадия характеризуется депрессивным состоянием. Эта депрессия связана с потерей психической энергии и является по сути своей реактивной. Она выражается в подавленном настроении, заниженной самооценке, слабой физической активности. При этом идет интенсивная психическая работа, направленная на осознание происшедшего и поиск путей выхода из создавшейся ситуации. Такая форма реагирования является доминантной у людей меланхолического, философского склада. Помощь человеку, находящемуся на этой стадии адаптационного процесса, заключается в восполнении дефицита энергии за счет психоэмоционального (сочувствия, понимания) и энергетического резонанса. Четвертая стадия — это концептуализация. Принятие решения, новой концепции как руководства к дальнейшему действию и восприятию жизни приводит к угасанию стресса. Когда адаптационная перестройка закончена, стресс в качестве ее инструмента уже больше не нужен. Лучшими концептуализаторами являются люди философского склада. Они, по сравнению с "людьми действия", растворяющимися в сиюминутности жизни (чаще людьми пикнической конституции), быстрее и лучше выходят из психотравмирующих ситуаций. В то же время, имея часто астеническую соматическую конституцию, к физическим нагрузкам представители этого типа адаптируются с трудом. Выше представленная динамика адаптационной перестройки особенно ярко проявляется при острых психических стрессах, психотравмах. При не очень сильных, но постояных психических напряжениях, дающих кумулятивный эффект, эта динамика выражена менее отчетливо. Адаптационный процесс, нередко затягивающийся на годы, у изначально нормального человека приводит к хроническому стрессу, что проявляется невротическим состоянием (невротизмом). Наиболее частые формы этого проявления — эмоциональная неустойчивость, плохое самочувствие, тревожность, раздражительность, снижение самооценки, вегетативные расстройства. Акцентуированная личность реагирует при этом неврозом. Невроз является формой психической адаптации (с проявлением признаков дезадаптации) акцентуированной личности. Он всегда обусловлен конституционально, связан с особенностями психики, а не с характером психотравмирующей ситуации. Форма невроза у человека не меняется на протяжении всей жизни. Невротическая форма реагирования закладывается в детстве как проявление сверхкомпенсации какого-либо качества при нарушении значимых отношений с микроокружением и имеет детский оттенок. Выделяют три основные формы невроза: 1. Неврастения. Наиболее распространенная форма невроза, выражающаяся в психическом истощении, отрицательном эмоциональном фоне, раздражительности, обидчивости, слезливости. Чрезмерно выражены реакции пассивной защиты. При этом волевая активность снижена, возникает чувство бесперспективности на фоне сверхответственности. 2. Истерия. Возникает у инфантильных, истероидных личностей со слабой психической адаптацией (часто с пикнической соматической конструкцией). Формы ее отражают два известных животных (и детских) типа реагирования перед лицом опасности — "мнимая смерть" (замирание) и "двигательная буря" (пугание, избегание, нападение). Различные формы этого поведения патологически фиксируются (иногда частично) у людей истероидного склада. Частичная фиксация может проявляться функциональными параличами и парезами, расстройствами болевой чувствительности, координации движений, расстройствами речи (заикание, беззвучие вплоть до полной немоты) и др. 3. Невроз навязчивых состояний. Встречается чаще у астеников, людей меланхолического склада. Характеризуется фобиями, повышенной тревожностью, что приводит к повторению некоторых действий (для уверенности). Настроение при этом имеет тенденцию к снижению, возникают вегетативные расстройства. Для обоснования принципов профилактики и коррекции психического стресса остановимся на его психических и физиологических механизмах. Механизмом, запускающим психический стресс, является эмоция. Отрицательные эмоции сильнее и продолжительнее положительных. Отрицательная эмоция — это побудитель для достижения цели, удовлетворения потребности и возникает при фрустрации (неудовлетворении потребности), ситуации выбора, при чрезмерно сильных психических нагрузках. Потребности могут быть разных уровней. На биологическом, или базовом, уровне — это потребность в безопасности, пище, удовлетворении полового, родительского инстинктов. На более высоком уровне — потребность в эмоциональном и интеллектуальном резонансе, в личной территории авторитета, творчества и др. Положительная эмоция — это сигнал об удовлетворении потребности. Иногда в силу чрезмерности проявления она может стать нагрузочной для организма и включить психофизиологические механизмы, характерные для отрицательных эмоций. Стресс может сопровождаться отрицательными эмоциями, а может проходить с положительной установкой при сохранении возможности выбора, контроля ситуации и предвидения последствий. Первая форма была названа дистрессом, вторая — эустрессом. Эустресс в отличие от дистресса оказывает стимулирующее воздействие. Его нейро-эндокринные механизмы также имеют особенности в виде активизации синтеза "медиаторов счастья" — эндорфинов, энкефалинов и др. Разные люди запоминают преимущественно разные эмоции. "Люди действия" с интенсивным обменом катехоламинов в головном мозге лучше запоминают отрицательные эмоции как опыт, необходимый для их жизни. Люди творческие удерживают в памяти в основном положительные эмоции, так как творить можно только в атмосфере альтруизма. Реакция на стрессор "Беги, сражайся или замри", описанная в общих чертах Г.Селье, является абсолютно универсальной. Она обеспечивает сохранение жизни. При этом импульсы по двигательным нервам идут к мышцам скелета, а по вегетативным проводникам — к органам и системам, непосредственно и опосредованно через эндокринные механизмы, готовя их к нагрузке. Дадим краткую характеристику нейроэндокринных механизмов адаптационной перестройки. Основная заслуга в разработке данного вопроса принадлежит Г.Селье. Он показал важнейшую роль гипофизарно-надпочечниковой системы в развитии общего адаптационного синдрома. Однако еще до Г.Селье (в 1932 г.) американский физиолог У.Кеннон отмечал роль симпатической нервной системы как триггера в реакциях восстановления гомеостаза. Этот же механизм был описан академиком Л. А. Орбели при мобилизации функций организма в ответ на действие повреждающих факторов. Современное представление о механизмах развития общего адаптационного синдрома включает, прежде всего, возбуждение центральных нервных структур — гипоталамуса и лимбической системы, а также симпатического отдела вегетативной нервной системы. Гипоталамус по симпатическим нейрональным путям, а также опосредованно через гипофиз активизирует ряд периферических эндокринных желез. Усиливается секреция адреналина и кортикостероидов, гормонов щитовидной и паращитовидных желез, глюкагона. Наряду с этим снижается выделение инсулина, а при глубоких стрессах — соматотропина и половых гормонов. Все это приводит к мобилизации энергоресурсов организма, что обеспечивает его выживание в изменившихся условиях. Энергия при этом поставляется, прежде всего, из энергетических депо, что выражается в повышении уровня глюкозы и жирных кислот в крови. Однако при наиболее глубокой перестройке организм начинает платить за выживание своим пластическим материалом, частично переводя его в углеводы. Это обеспечивается за счет активизации гликонеогенеза под влиянием глюкокортикоидов. Белки некоторых органов и тканей, прежде всего, соединительной ткани, в том числе лимфоидной, слизистой оболочки желудка и кишечника, частично "сжигаются". При физическом стрессе протеокатаболический эффект глюкокортикоидов, кроме того, обеспечивает перераспределение пластического материала в пользу тканей, работающих под увеличенной нагрузкой, т. е. формирование "структурного следа адаптации". Мобилизация энергоресурсов при общем адаптационном синдроме происходит на всех уровнях структурной организации организма — клеточном, тканевом, органном, системном, организменном (у каждого уровня — свои специфические механизмы) и это обеспечивает повышение неспецифической резистентности (устойчивости) с целью выживания всей системы. Существуют конституциональные отличия в формах поведения и нейроэндокринной перестройки при стрессе. Есть прирожденные бойцы, "львы", имеющие высокую концентрацию норадреналина в структурах головного мозга, а есть "кролики", "адреналиновые особи", более подверженные страху, которые чаще уходят от конфликта или замирают. Нейроэндокринная перестройка имеет отличия в основном в степени вовлеченности щитовидной железы и коры надпочечников. Последствиями стресса являются психосоматические проявления в результате истощения психики и ухудшения состояния самого слабого звена в организме. Спровоцированные болезни называются "болезнями адаптации". Интенсивное и длительное действие глюкокортикоидов, приводящее к гипергликемии за счет активизации гликонеогенеза, может способствовать истощению инсулярного аппарата и возникновению сахарного диабета. К болезням адаптации, связанным с гиперсекрецией этих гормонов, относятся также язвенный процесс в желудке и кишечнике, иммунодефицитные состояния, нарушения овуляции у женщин, замедление роста и др. Чрезмерная секреция минералокортикоидов может способствовать развитию гипертензии, инфаркта миокарда, нефросклероза, отеков, активизировать воспалительные процессы в силу своего провоспалительного действия. Длительная гиперсекреция гормона паращитовидных желез может приводить к вымыванию кальция из костей и остеопорозу. Нарушения психического состояния при стрессе выражаются в хронической усталости, агрессивности, раздражительности либо, наоборот, депрессивности, головной боли или головокружении, нарушении сна, булимии как средстве обретения силы и уверенности, потребности в алкоголе и курении и т. д. Одним из самых частых последствий психического стресса является депрессия, представляющая собой невротическое состояние с ипохондрической окраской (чрезмерное внимание к своему здоровью, необоснованная тревога за него, страх заболевания неизлечимой болезнью). Психические стрессы всегда имеют соматические (телесные) резонансы, каждое психическое возбуждение получает то или иное отражение в телесных ощущениях и процессах. Посредником между ЦНС и внутренними органами при этом выступает вегетативная нервная система. Отрицательные эмоции всегда вызывают вегетативные реакции, сопровождающиеся нарушением функций органов. "У каждой существующей печали — сто отражений" (У.Шекспир). Особенно опасны постоянные воздействия, "стрессо-планктон", "этот микромир крошечных, но многочисленных чудовищ, где слабые, но ядовитые укусы незаметно подтачивают древо жизни" (A.A.Крон). У людей со склонностью к депрессии или уже сформировавшейся депрессией наблюдается гиперболизация ощущений, идущих от внутренних органов. Возможность проявления каждого конкретного симптома при стрессе связана с психосоматической конституцией человека, наличием "уязвимых мест". При этом проявляется склонность к конкретным эмоциям. Так, женщина агрессивная и раздражительная (часто вследствие своей андрогенности) предрасположена к нарушениям в репродуктивной системе, а человек с постоянно угнетенным настроением (чаще астеник) — к заболеваниям пищеварительной системы. Склонность к страхам коррелирует с нарушением функции почек, к гневу — печени. Однако существует представление, акцентирующее сугубо психологический аспект, согласно которому человек сам привлекает (часто не вполне осознанно) определенную форму заболевания, привычную для него, как форму ухода от решения проблем или форму защиты, форму получения недостающего внимания. Психоаналитики показали, что при этом определенная система поражается у человека согласно характеру переживаемого конфликта. Например, нежелание беременности может вызывать нарушение в менструальном цикле. Стресс у современного человека изменил свой характер. Проблемы стали менее очевидными, более изощренными, существование их более длительным. Это — борьба человека с самим собой, проблемы выбора и ответственности, множественные и противоречивые требования, предъявляемые жизнью. Современный мужчина, имея очень напряженную социальную жизнь, в то же время, в отличие от мужчины прошлого, сталкивается со смещением приоритетов в семье. От него по-прежнему ждут авторитетности и твердости и в то же время требуют ласки и нежности, конкретного участия в делах семьи. Женщина находится в аналогичной ситуации. Она пытается совместить социальную карьеру с ролью матери и жены. Имеются различия в стрессе у мужчины и женщины. Они касаются как причин, так и форм проявления. У женщин причины стрессов чаще связаны с быстрым бегом "биологических часов", необходимостью одновременно выполнять свои биологические и социальные функции, утерей внешней привлекательности и отходом детей от семьи. У мужчин, более ориентированных на социальные аспекты, происходит постоянная поэтапная оценка своих достижений и постановка новых задач. Более частые причины стрессов у них — это непризнание социальных и личностных достоинств, а также уменьшение мышечной силы. В проявлениях стресса у мужчин в силу их большей симпатотоничности доминируют сосудистые нарушения (гипертензия, инфаркт миокарда, гиперхолестеринемия, атеросклероз). Кроме того, характерны алкоголизм и курение (как формы ухода от отрицательных эмоций), язвенная болезнь желудка, функциональные расстройства половой сферы. Женщины более ваготоничны, более чувствительны и эмоциональны. Они чаще страдают расстройствами пищеварения, дисфагиями, более подвержены страхам и депрессиям. Особого внимания в инициации и создании фона для развития стресса у женщин заслуживают дисфункции, связанные с репродуктивной сферой (недомогания при менструациях и беременности, напряжение, связанное с родами). Различны и психологические проявления в стрессе у мужчин и женщин. Мужчины больше склонны к нападению и обороне, способность принимать решения у них почти не нарушается. У женщин на первом месте стоит дезорганизованность, рассеянность и сложность в принятии решений, склонность к депрессии. Профилактика психического стресса и коррекция его последствий. Этот аспект деятельности валеолога (или любого другого специалиста, деятельность которого связана со здоровьем человека), включает следующие принципы. 1. Повышение устойчивости к психическому стрессу. Сюда относится все, что связано с психологической подготовкой человека к встрече со стрессовыми ситуациями, вооружении его соответствующей философией, а также приобретение навыков управления состоянием психики (всевозможные психосоматические тренинги). 2. Отреагирование отрицательных эмоций. Оно может быть непосредственным либо в позже смоделированной ситуации. В настоящее время существуют хорошо разработанные методики, позволяющие с помощью определенных состояний избавляться от психического напряжения. В зависимости от типа психосоматической конституции формы реагирования могут быть разными: агрессия с двигательным возбуждением (чаще у холериков, людей атлетической конституции), речевое возбуждение с руганью (чаще у сангвиников с пикнической конституцией), слезы (у людей меланхолического склада). 3. Психокоррекция. При острых кратковременных стрессах она включает: а) комплекс движений, соответствующих психодинамике человека, которые должны быть достаточно ритмичными (ритм возвращает чувство безопасности и контроля ситуации) и достаточно трудными (чтобы способствовать утилизации катехоламинов); б) релаксацию всевозможными способами; в) самовнушение; г) использование внешних расслабляющих воздействий (музыка, запахи, природные факторы и др.). При хроническом стрессе, являющемся результатом всей жизни человека, требуется устранение стресспродуцирующих моментов и стереотипов, изменение образа жизни и модели поведения, замена образа мыслей и чувств на более положительный, конструктивный. Желательно при этом создать такое окружение, которое будет "сетью поддержки". 4. Общее оздоровление.
Современные подходы к психическому оздоровлению. На современном этапе развития науки острие интересов от технократических проблем повернулось к вопросам самопознания, к психической жизни человека. Глубокое внимание к неосознаваемой, но управляющей нашим поведением части психики — подсознанию и сверхсознанию — является первой особенностью современной психологии и психотерапии. Неосознаваемая часть психики, изучаемая глубинной и трансперсональной психологией, имеет свой язык — язык образов и символов и свои особенности функционирования. Так, подсознание хранит память обо всех объектах и событиях, с которыми когда-либо встречался человек; оно "понимает" только однозначные команды без подтекстов и без частицы "не"; подсознание не знает этических норм, так как вся его деятельность направлена на индивидуальное выживание, и т.д. Сверхсознание имеет свои особенности. Умение работать с подсознанием раскрывает огромные возможности в психическом оздоровлении, ибо все последствия психотравм, все психокомплексы фиксированы именно в этой части психики. В настоящее время считается общепринятым, что оздоравливающий психический эффект можно получить тремя путями: 1) воздействием непосредственно на психику; 2) используя дыхательные психотехники; 3) работая первично с телом (так называемая телесно К психотехникам первого типа относятся дианетика, нейролингвистическое программирование (НЛП), гештальт-терапия, психоанализ, психосинтез и др. В большинстве из них используются легкие состояния транса. Особую популярность в оздоровительной практике имеет НЛП. Это направление, начатое М.Эриксоном и разработанное Д.Гриндером и Р.Бендлером. Особенностями НЛП являются его высокая эффективность и быстрота достижения результата, активная позиция пациента в процессе оздоровления, конструктивная помощь в перестройке его личности (с созданием соответствующих моделей). К дыхательным психотехникам, очень популярным в настоящее время, относятся, прежде всего, холотропное дыхание по С. Грофу и Свободное Дыхание. Истоки второй методики — в работах Л. Орра. Суть методик сводится к воспроизведению трансового состояния путем изменения глубины, частоты и рисунка дыхания. Ослабление контроля сознания при этом позволяет неосознаваемой части психики проявить свою активность. Подсознание в неспецифической форме (мышечное либо секторное в виде слез отреагирования) выплескивает отрицательный психический материал. Всплывшие из глубин подсознания в такой модельной ситуации психотравмы, проблемы, будучи отреагированными (с последующим осознанием), постепенно растворяются и перестают волновать человека. При этом вторично, в силу психосоматических связей, из мышечных структур тела уходят очаги локального напряжения, являющиеся телесными эквивалентами психических напряжений. Психика меняется, человек оздоравливается и психически, и телесно. Сеансы проходят с использованием музыки, либо активной, ведущей человека через ситуацию борьбы (холотропное дыхание), либо медитативной, помогающей возвыситься над проблемами, понять, простить. Дыхательные психотехники являются весьма эффективными при невротических состояниях, психоэмоциональных стрессах и их последствиях, психокомплексах, депрессиях как путь самопознания и конструктивной работы с психикой. Телесно ориентированная психотерапия ведет свое начало от работ В.Райха. Она имеет много форм. Самые известные направления — это холистические палсинги (специальные массажи, вибрационные или использующие технику качания), изменение схемы тела, танцевальная терапия. С помощью телесных приемов, сопровождающихся развитием легкого транса, у человека вызывается катарсис, эмоциональное отреагирование при этом завершается, как говорил Аристотель, "очищением души", гармонизацией психического состояния. Дыхательные психотехники и приемы телесноориентированной терапии входят в арсенал основных при психосоматической гармонизации человека. Поскольку состояние здоровья человека в значительной степени зависит от внешних средовых факторов, говоря о сохранении психического здоровья, нельзя не говорить и о психоэкологии жизненного пространства. Люди, живущие на одной территории, находятся в едином психическом поле, постоянно обмениваются между собой эмоциями, мыслями, т. е. между ними существует взаимное наведение положительных и отрицательных психических состояний. Сохранение эмоционального и интеллектуального равновесия требует соответствующей психоэкологии окружающей среды. Под психоэкологией понимается: этика поведения, знание законов коммуникации; совместимость общающихся людей по темпераменту, информационному метаболизму, интересам, уровню понимания жизни и т. д. Существует множество подходов к определению совместимости. В настоящее время особую популярность приобрело одно из направлений прикладной психологии — соционика. Соционика разрабатывает принципы информационного обмена между людьми, согласно этому выделяет типы людей и изучает их взаимоотношения. Подводя итог, еще раз следует подчеркнуть, что валеологический объем работы в области психического здоровья — это просветительская и профилактическая деятельность, психосоматические тренинги и коррекция состояний с отрицательной эмоциональной окраской. Его можно структурировать в следующие направления: 1) индивидуальную психогигиену с элементами самопознания, т. е. сохранение здоровья психики на высоком уровне за счет управления ее состоянием; 2) психоэкологию жизненного пространства; 3) психическое оздоровление, т. е. восстановление психической работоспособности и адаптивности к социальной среде за счет восстановления количества энергии и гармоничности психики человека.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |