Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 4. Под психикойпонимается сфера эмоций, чувств и мышления




ТЕМА: ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ (валеологические аспекты)

 

Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления. Психическое здоровье, наряду с физическим, является важной составляющей общего понятия «здоровье». Валеологический аспект психического здоровья – это управление состоянием психики с элементами самопознания и психического оздоровления.

Психическое здоровье ассоциируется с третьей целью существования человека – потребностью самореализации как личности, т.е. обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющей его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям. В понятии психического здоровья, как и физического, присутствует два ключевых слова – «сила» (или мощность) и гармония. Кроме того, для здоровой личности характерна устойчивая позитивная, адекватная, стабильная самооценка. Эти критерии в прямых и косвенных выражениях являются основными при характеристике психического состояния и определении психического здоровья. Однако вследствие слабой научной разработанности данных вопросов эта оценка пока имеет большую долю относительности и субъективизма. В практическом отношении в аспекте социальной адаптации наиболее важен показатель психической адекватности.

Валеогенез (механизмы здоровья) на психическом уровне следует рассматривать в свете способности психики к самоорганизации (саморегуляции, самообновлению, самовосстановлению). Чем мощнее механизмы валеогенеза, тем выше динамическая устойчивость психики. Однако, если на биологическом уровне эти механизмы являются автономными, то на психическом главным является элемент осознания. Поэтому в психическом валеогенезе усматривается акт активного управления, воли. Человек может и должен осознанно помогать себе в разрешении психических проблем. Для понимания проблем психического здоровья остановимся коротко на структуре психики.

Согласно современным представлениям, основанным на работах Юнга, психика человека имеет осознаваемую (собственно сознание) и неосознаваемую часть. Первая вклю­чает всего лишь около 10% психического материала. Неосоз­наваемая часть психики — это подсознание и сверхсознание. Подсознание — это тот психический опыт, который человек уже прошел, но несет его в себе; он связан с нашим биоло­гическим существованием. Сверхсознание — это высшие уров­ни психики, представленные истинной человеческой сущностью без масок, без прикрас - Истинным Я, ощущением себя, несвязанным с личностной сферой.

Осознаваемая часть психики, согласно Юнгу, имеет Эго (наше представление о себе) и Личность (как мы представляем себя обществу). В структуре подсознания выде­лены два особо важных уровня — женское в мужчине и мужское в женщине («ТЕНЬ» и «АНИМА»). В «Тени» находятся те стороны наших качеств, которые мы не хотим демонст­рировать в обществе, которые нам не нравятся. Если человеку не нравится в другом человеке какое-то поведенческое проявле­ние, это значит, что такую же тенденцию он скрывает в глубине своего подсознания. В Тени фиксируются все послед­ствия психических стрессов, психотравмы и психокомплек­сы.

Человеческое сознание (осознаваемая часть психики) вы­ражает себя в знаковой системе (буквы, слова), пользуется законами формальной логики. Проявления его связаны в основном с деятельностью левого полушария головного мозга. Неосознаваемая часть психики имеет другой язык — язык образов и символов (синтетических образов), продуцируе­мых в основном правым полушарием.

Интегральная личность человека состоит из многих суб­личностей, воплощающих отдельные качества, отдельные жизненные программы. Эти субличности могут находиться в разных взаимоотношениях друг с другом (гармонии, взаи­моподстраховки, конфликта). Каждая из них в целостной структуре психики выполняет неповтори­мую роль, и при изменении какой-либо субличности неиз­бежно изменяется вся личность человека. Поэтому из психи­ки ничего нельзя вынуть или что-то привнести в нее без учета внутренних связей. Высшим аспектом, интегрирующим, гармонизирующим психику, является Высшее (Истинное) Я. Оно дает ощущение цели жизни, правильности пути, долга, совести и других высших психических проявлений.

Второй по значимости аспект — это субличность "Мой внутренний ребенок". В каждом взрослом человеке живет маленький ребенок с его личным опытом, с его проблемами, вынесенными из детства, желанием защиты и любви. Отсюда| особая значимость периода становления психики для последующей жизни, т. к. первый психический опыт — это матрица для дальнейшего развития.

Любое нарушение психического здоровья (по аналогии с физическим) связано, с одной стороны, с врожденными особенностями психики, с другой — с воздействующими в процессе жизни факторами — чрезмерными психическими нагрузками и психотравмами. И то, и другое может обусловить низкий уровень психической энергии и, следовательно, низкую работоспособность, а также дисгармонию, неадекватность поведения.

Умение управлять своей психикой (и следовательно, психическим здоровьем) предполагает осознание своей психической структуры и оптимизацию ее функционирования.

Остановимся на врожденных особенностях психики.

Под врожденной обусловленностью психических проявлений понимается следующее. Первый аспект — это особен­ности психического кода человека. Согласно представлениям науки, врожденный психический код человека, определяющий его будущие поведенческие тенденции, в качестве элементов имеет, так называемые, архетипы (первообразы коллективного бессознательного). Это универсальные для всех времен и народов понятия, стандарты восприятия, мышления и поведения, такие как любовь, преданность, потребность в служении, власти, богатстве, агрессия, потребность в общении, милосердие, щедрость, революционность, или потребность перемен, инициативность, ответственность и т. д. Психический код каждого человека имеет свой набор архетипов.

Второй фактор врожденного генеза, влияющий на пси­хическую деятельность и здоровье, — это особенности внутриутробно­го периода и процесса рождения как фактор риска в форми­ровании первых психокомплексов по С.Грофу (1992).

Существуют исследования, показывающие, что ребенок начинает получать психический опыт еще в утробе матери. В его подсознании фиксируются все состоя­ния комфорта и дискомфорта, формируемые в основном на уровне ощущений. Находясь в эмоциональной и энергети­ческой связи с матерью, плод ощущает ее психическое состояние, любовь к себе. Если внутриутробный период проте­кает благополучно, то в будущем человек не боится за свое физическое существование, комфортно чувствует себя в мире, ибо уверен в его доброжелательности. Если же мать не хотела появления на свет ребенка, были попытки его унич­тожения, то в дальнейшем может появиться комплекс своей ненужности и попытки к самоубийству. Период схва­ток, является первым тренингом терпения в жизни ре­бенка. Если имеет место патологическая фиксация в подсоз­нании этого психического опыта, то могут сформироваться комплексы "жертвы и деспотизма", у мальчика — "преда­тельства со стороны женщины", может проявиться клауст­рофобия. Период по­туг связан с активным вовлечением ребенка в про­цесс рождения, получает первый тренинг борьбы за существование. Патологическая фиксация этого психического опыта приводит к появлению вечных борцов, революционе­ров, разрушителей, для которых "жизнь — это борьба". Следующий очень важный момент - выход в но­вую среду. Затруднения в момент рождения (асфиксия, наложение щипцов либо вакуум-экстрактора и т.п.) могут по­родить страх встречи с новым, мешающий в будущем твор­ческой реализации человека. В последующем все эти комп­лексы сопровождают человека всю жизнь (если не предпри­нимаются специальные меры), нарушая его социальную адап­тацию.

Третий врожденной фактор, определяющий психическое здоровье и психические проявления — это особенности темперамента. Темперамент представляет собой совокупность психодинамических свойств индивида (сила, подвижность и уравновешенность мозговых процессов, по И.П.Павлову), получаемых по наследству и являющихся физиологической основой характера. Темпера­мент имеет два основных проявления — эмоциональность и активность. Его особенности придают окраску тем или иным чертам характера, определяют их выраженность.

Существует гипотеза (П. В. Симонов и П. М. Ершов, 1984), связывающая формирование четырех типов темперамента, экстра- и интроверсии с преимущественным развитием (наследственно детерминированным) тех или иных структур го­ловного мозга и установлением взаимных влияний между ними. Так, например, гипоталамус и лобные доли обусловливают силу и возбудимость нервной системы (холерический темпера­мент), преимущественное развитие миндалины и гиппокампа свойственно меланхолическому темпераменту, гипоталамус и гиппокамп формируют сангвиника, миндалина и лобные доли — флегматика. Сильные связи лобной доли и гиппо­кампа обусловливают экстраверсию, а гипоталамуса и мин­далины — склонность к интроверсии.

Все три фактора врожденной обусловленности психичес­ких процессов вносят свою лепту в формирование характера. Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности, общении и обусловливающая типичные для нее способы поведения. Чрезмерное усиление отдельных черт, выражающееся в избирательной уязвимости личности, на­зывается акцентуацией. Акцентуация личности связана в ос­новном с особенностями темперамента, оформляется в подростковом возрасте, затем постепенно сглаживается, прояв­ляясь только в острых психотравмирующих ситуациях. Про­цент акцентуаций очень велик.

Выделяют следующие типы акцентуированных характеров:

а) циклоидный - склонный к резкой смене настроения в
зависимости от внешних влияний;

б) астенический — быстроутомляющийся, тревожный,
нерешительный, раздражительный, склонный к депрессии;

в) сенситивный — очень чувствительный, робкий, застенчивый;

г) шизоидный — эмоционально холодный, отгороженный,
малоконтактный;

д) застревающий (паранойяльный) — повышенно раздражительный, подозрительный, обидчивый, честолюбивый, с
высокой стойкостью отрицательных аффектов;

е) эпилептоидный — характерны слабая управляемость,
импульсивность поведения, нетерпимость, конфликтность,
вязкость мышления, педантичность;

ж) демонстративный (истероидный) — характеризуется
склонностью к детским формам поведения, что выражается в тенденции к вытеснению неприятных фактов и событий, лживости, фантазировании и притворстве, авантюризме, тщеславии, отсутствии угрызений совести, "бегстве в болезнь" при неудовлетворении потребности в признании;

з) гипертимный — с постоянно приподнятым настроением и жаждой деятельности, но не доводящий дело до конца, разбрасывающийся, болтливый;

и) дистимный — чрезмерно серьезный и ответственный,
сосредоточенный на мрачных мыслях, недостаточно активен,
склонен к депрессии;

к) неустойчивый — чрезмерно поддающийся влиянию окружающей среды, компании.

Вышеуказанные черты характера могут проявляться не только в острых психотравмирующих ситуациях, а постоян­но, что препятствует адаптации к социальной среде. В этих случаях речь идет о патологии характера, т. е. о психопатиях. Названия психопатий в основном такие же, как и акцентуа­ций. Психопатии относятся к пограничным состояниям.

Вылечить психопатию практически невозможно, так как в ее основе лежат особенности темперамента. Темперамент человека с трудом поддается коррекции (но он может не­сколько меняться с возрастом). Иногда положительный ре­зультат дает психологическая работа, направленная на со­циальную адаптацию такой личности. Характер может под­вергаться некоторой коррекции через осознание отрицатель­ных форм поведения и развитие положительных через изме­нение системы ценностей.

Второй важный аспект, нарушающий психическое здоровье, — приобретенный в процессе жизни. К нему отно­сятся психический стресс, связанный с эмоциональными и интеллектуальными перегрузками, и психотравма. Второе ча­сто сочетается с первым. Тип реагирования человека на пси­хическую нагрузку зависит от его психической конституции.

"Стресс" означает "напряжение", напряжение в системе при ее адаптационной перестройке. Этот термин предложил выдающийся канадский ученый Г. Селье, создавший науч­ную концепцию этого состояния. Стрессор — это любой фак­тор, необычный по силе и длительности действия на чело­века. Если стрессор психической природы, то стресс назы­вают психическим, или психоэмоциональным. Стресс является проявлением и одновременно инстру­ментом адаптационной перестройки человека при чрезмер­ном действии на него как физических, так и психических факторов. Комплекс стереотипных неспецифических реак­ций, сопровождающих стресс и обеспечивающих приспособ­ление к изменившимся условиям, выживание во время перестройки и ликвидацию последствий перегрузки, был на­зван Г.Селье "общим адаптационным синдромом".

Целью, результатом психической перестройки является принятие новой концепции жизни, соответствующей новым условиям, т. е. концептуализация. После осмысления проис­шедшего, изменения взглядов во имя жизни в будущем, т. е. после "перераспределения психического материала" стресс угасает. Аналогом этого процесса на физическом уровне яв­ляется формирование "структурного следа адаптации" (по Ф.З.Меерсону, 1981) в виде гипертрофии и гиперплазии ор­ганов и тканей, работающих с повышенной нагрузкой.

Процесс концептуализации имеет стадии.

Первая стадия — игнорирование психотравмирующего фактора, попытка вый­ти из ситуации с минимальной потерей энергии. Этот тип реагирования свойствен всем людям, но является домини­рующим у детей и инфантильных, демонстративных, истероидных личностей, которые не вовлекаются в глубокие пси­хологические переживания.

Вторая стадия — возбуждение. Она характеризуется хаотическим проявлением активности, на­правленной на преодоление, ликвидацию психотравмирующей ситуации. Как доминантная форма реагирования она свойственна поведенчески активным личностям. Эта актив­ность всегда сопровождается так называемой регрессией воз­раста, возвратом к детским формам психических проявле­ний. Поэтому требовать принятия решения, говорить на языке логики, убеждения с человеком, находящимся в таком со­стоянии, бессмысленно. Он понимает только язык прикосновений (нужен сенсорный контакт) и эмоций.

Третья стадия характеризуется депрессивным состояни­ем. Эта депрессия связана с потерей психической энергии и является по сути своей реактивной. Она выражается в подавленном настроении, заниженной самооценке, слабой фи­зической активности. При этом идет интенсивная психичес­кая работа, направленная на осознание происшедшего и поиск путей выхода из создавшейся ситуации. Такая форма реагирования является доминантной у людей меланхолического, философского склада. Помощь человеку, находя­щемуся на этой стадии адаптационного процесса, заключа­ется в восполнении дефицита энергии за счет психоэмоционального (сочувствия, понимания) и энергетического ре­зонанса.

Четвертая стадия — это концептуализация. Принятие ре­шения, новой концепции как руководства к дальнейшему действию и восприятию жизни приводит к угасанию стресса. Когда адаптационная перестройка закончена, стресс в ка­честве ее инструмента уже больше не нужен. Лучшими концептуализаторами являются люди философского склада. Они, по сравнению с "людьми действия", растворяющимися в сиюминутности жизни (чаще людьми пикнической консти­туции), быстрее и лучше выходят из психотравмирующих ситуаций. В то же время, имея часто астеническую сомати­ческую конституцию, к физическим нагрузкам представите­ли этого типа адаптируются с трудом.

Выше представленная динамика адаптационной перестрой­ки особенно ярко проявляется при острых психических стрес­сах, психотравмах. При не очень сильных, но постояных психических напряжениях, дающих кумулятивный эффект, эта динамика выражена менее отчетливо. Адаптационный процесс, нередко затягивающийся на годы, у изначально нормального человека приводит к хроническому стрессу, что проявляется невротическим состоянием (невротизмом). Наиболее частые формы этого про­явления — эмоциональная неустойчивость, плохое самочув­ствие, тревожность, раздражительность, снижение самооцен­ки, вегетативные расстройства. Акцентуированная личность реагирует при этом неврозом. Невроз является формой пси­хической адаптации (с проявлением признаков дезадапта­ции) акцентуированной личности. Он всегда обусловлен конституционально, связан с особенностями психики, а не с характером психотравмирующей ситуации. Форма невроза у человека не меняется на протяжении всей жизни. Невроти­ческая форма реагирования закладывается в детстве как про­явление сверхкомпенсации какого-либо качества при нару­шении значимых отношений с микроокружением и имеет детский оттенок.

Выделяют три основные формы невроза:

1. Неврастения. Наиболее распространенная форма невро­за, выражающаяся в психическом истощении, отрицатель­ном эмоциональном фоне, раздражительности, обидчивос­ти, слезливости. Чрезмерно выражены реакции пассивной защиты. При этом волевая активность снижена, возникает чувство бесперспективности на фоне сверхответственности.

2. Истерия. Возникает у инфантильных, истероидных лич­ностей со слабой психической адаптацией (часто с пикни­ческой соматической конструкцией). Формы ее отражают два известных животных (и детских) типа реагирования перед лицом опасности — "мнимая смерть" (замирание) и "дви­гательная буря" (пугание, избегание, нападение). Различные формы этого поведения патологически фиксируются (иног­да частично) у людей истероидного склада. Частичная фик­сация может проявляться функциональными параличами и парезами, расстройствами болевой чувствительности, коор­динации движений, расстройствами речи (заикание, беззву­чие вплоть до полной немоты) и др.

3. Невроз навязчивых состояний. Встречается чаще у асте­ников, людей меланхолического склада. Характеризуется фобиями, повышенной тревожностью, что приводит к по­вторению некоторых действий (для уверенности). Настрое­ние при этом имеет тенденцию к снижению, возникают ве­гетативные расстройства.

Для обоснования принципов профилактики и коррекции психического стресса остановимся на его психических и фи­зиологических механизмах.

Механизмом, запускающим психический стресс, являет­ся эмоция. Отрицательные эмоции сильнее и продолжитель­нее положительных. Отрицательная эмоция — это побуди­тель для достижения цели, удовлетворения потребности и возникает при фрустрации (неудовлетворении потребности), ситуации выбора, при чрезмерно сильных психических на­грузках. Потребности могут быть разных уровней. На биоло­гическом, или базовом, уровне — это потребность в безопасности, пище, удовлетворении полового, родительского инстинктов. На более высоком уровне — потребность в эмо­циональном и интеллектуальном резонансе, в личной тер­ритории авторитета, творчества и др.

Положительная эмоция — это сигнал об удовлетворении потребности. Иногда в силу чрезмерности проявления она может стать нагрузочной для организма и включить психофизиологические механизмы, характерные для отрицатель­ных эмоций. Стресс может сопровождаться отрицательными эмоциями, а может проходить с положительной установкой при сохранении возможности выбора, контроля ситуации и предвидения последствий. Первая форма была названа дист­рессом, вторая — эустрессом. Эустресс в отличие от дист­ресса оказывает стимулирующее воздействие. Его нейро-эндокринные механизмы также имеют особенности в виде ак­тивизации синтеза "медиаторов счастья" — эндорфинов, энкефалинов и др.

Разные люди запоминают преимущественно разные эмо­ции. "Люди действия" с интенсивным обменом катехолами­нов в головном мозге лучше запоминают отрицательные эмоции как опыт, необходимый для их жизни. Люди творческие удерживают в памяти в основном положительные эмоции, так как творить можно только в атмосфере альтруизма.

Реакция на стрессор "Беги, сражайся или замри", описан­ная в общих чертах Г.Селье, является абсолютно универ­сальной. Она обеспечивает сохранение жизни. При этом импульсы по двигательным нервам идут к мышцам скелета, а по вегетативным проводникам — к органам и системам, непо­средственно и опосредованно через эндокринные механизмы, готовя их к нагрузке. Дадим краткую характеристику нейроэндокринных механизмов адаптационной перестройки.

Основная заслуга в разработке данного вопроса принад­лежит Г.Селье. Он показал важнейшую роль гипофизарно-надпочечниковой системы в развитии общего адаптационного синдрома. Однако еще до Г.Селье (в 1932 г.) американ­ский физиолог У.Кеннон отмечал роль симпатической не­рвной системы как триггера в реакциях восстановления гомеостаза. Этот же механизм был описан академиком Л. А. Орбели при мобилизации функций организма в ответ на дей­ствие повреждающих факторов.

Современное представление о механизмах развития об­щего адаптационного синдрома включает, прежде всего, воз­буждение центральных нервных структур — гипоталамуса и лимбической системы, а также симпатического отдела веге­тативной нервной системы. Гипоталамус по симпатическим нейрональным путям, а также опосредованно через гипо­физ активизирует ряд периферических эндокринных желез. Усиливается секреция адреналина и кортикостероидов, гор­монов щитовидной и паращитовидных желез, глюкагона. На­ряду с этим снижается выделение инсулина, а при глубоких стрессах — соматотропина и половых гормонов. Все это при­водит к мобилизации энергоресурсов организма, что обес­печивает его выживание в изменившихся условиях. Энергия при этом поставляется, прежде всего, из энергетических депо, что выражается в повышении уровня глюкозы и жирных кислот в крови.

Однако при наиболее глубокой перестройке организм на­чинает платить за выживание своим пластическим материа­лом, частично переводя его в углеводы. Это обеспечивается за счет активизации гликонеогенеза под влиянием глюкокортикоидов. Белки некоторых органов и тканей, прежде всего, соединительной ткани, в том числе лимфоидной, слизистой оболочки желудка и кишечника, частично "сжигаются". При физическом стрессе протеокатаболический эффект глюко­кортикоидов, кроме того, обеспечивает перераспределение пластического материала в пользу тканей, работающих под увеличенной нагрузкой, т. е. формирование "структурного следа адаптации". Мобилизация энергоресурсов при общем адаптационном синдроме происходит на всех уровнях струк­турной организации организма — клеточном, тканевом, органном, системном, организменном (у каждого уровня — свои специфические механизмы) и это обеспечивает повы­шение неспецифической резистентности (устойчивости) с целью выживания всей системы.

Существуют конституциональные отличия в формах по­ведения и нейроэндокринной перестройки при стрессе. Есть прирожденные бойцы, "львы", имеющие высокую концентрацию норадреналина в структурах головного мозга, а есть "кролики", "адреналиновые особи", более подверженные страху, которые чаще уходят от конфликта или замирают. Нейроэндокринная перестройка имеет отличия в основном в степени вовлеченности щитовидной железы и коры надпочечников.

Последствиями стресса являются психосоматические про­явления в результате истощения психики и ухудшения со­стояния самого слабого звена в организме. Спровоцирован­ные болезни называются "болезнями адаптации". Интенсив­ное и длительное действие глюкокортикоидов, приводящее к гипергликемии за счет активизации гликонеогенеза, мо­жет способствовать истощению инсулярного аппарата и воз­никновению сахарного диабета. К болезням адаптации, свя­занным с гиперсекрецией этих гормонов, относятся также язвенный процесс в желудке и кишечнике, иммунодефицитные состояния, нарушения овуляции у женщин, замед­ление роста и др. Чрезмерная секреция минералокортикоидов может способствовать развитию гипертензии, инфаркта миокарда, нефросклероза, отеков, активизировать воспали­тельные процессы в силу своего провоспалительного дей­ствия.

Длительная гиперсекреция гормона паращитовидных желез может приводить к вымыванию кальция из костей и остеопорозу. Нарушения психического состояния при стрес­се выражаются в хронической усталости, агрессивности, раз­дражительности либо, наоборот, депрессивности, головной боли или головокружении, нарушении сна, булимии как средстве обретения силы и уверенности, потребности в ал­коголе и курении и т. д.

Одним из самых частых последствий психического стресса является депрессия, представляющая собой невротическое состояние с ипохондрической окраской (чрезмерное внимание к своему здоровью, необоснованная тревога за него, страх заболевания неизлечимой болезнью). Психические стрессы всегда имеют со­матические (телесные) резонансы, каждое психическое возбуждение по­лучает то или иное отражение в телесных ощущениях и про­цессах. Посредником между ЦНС и внутренними органами при этом выступает вегетативная нервная система. От­рицательные эмоции всегда вызывают вегетативные реак­ции, сопровождающиеся нарушением функций органов. "У каждой существующей печали — сто отражений" (У.Шекс­пир). Особенно опасны постоянные воздействия, "стрессо-планктон", "этот микромир крошечных, но многочислен­ных чудовищ, где слабые, но ядовитые укусы незаметно подтачивают древо жизни" (A.A.Крон). У людей со склонностью к депрессии или уже сформировавшейся депрессией наблюдается гиперболизация ощущений, идущих от внутренних органов.

Возможность проявления каждого конкретного симпто­ма при стрессе связана с психосоматической конституцией человека, наличием "уяз­вимых мест". При этом проявляется склонность к конкретным эмоциям. Так, женщина агрессивная и раздражительная (часто вследствие своей андрогенности) предрасположена к нарушени­ям в репродуктивной системе, а человек с постоянно угнетенным настроением (чаще астеник) — к заболеваниям пищеварительной системы. Склонность к страхам коррелирует с нарушением функции почек, к гневу — печени.

Однако существует представление, акцентирующее сугу­бо психологический аспект, согласно которому человек сам привлекает (часто не вполне осознанно) определенную фор­му заболевания, привычную для него, как форму ухода от решения проблем или форму защиты, форму получения недостающего вни­мания. Психоаналитики показали, что при этом определен­ная система поражается у человека согласно характеру пере­живаемого конфликта. Например, нежелание беременности может вызывать нарушение в менструальном цикле.

Стресс у современного человека изменил свой характер. Проблемы стали менее очевидными, более изощренными, существование их более длительным. Это — борьба человека с самим собой, проблемы выбора и ответственности, мно­жественные и противоречивые требования, предъявляемые жизнью. Современный мужчина, имея очень напряженную социальную жизнь, в то же время, в отличие от мужчины прошлого, сталкивается со смещением приоритетов в семье. От него по-прежнему ждут авторитетности и твердости и в то же время требуют ласки и нежности, конкретного учас­тия в делах семьи. Женщина находится в аналогичной ситуа­ции. Она пытается совместить социальную карьеру с ролью матери и жены.

Имеются различия в стрессе у мужчины и женщины. Они касаются как причин, так и форм проявления. У женщин причины стрессов чаще связаны с быстрым бегом "биоло­гических часов", необходимостью одновременно выполнять свои биологические и социальные функции, утерей внеш­ней привлекательности и отходом детей от семьи. У мужчин, более ориентированных на социальные аспекты, происхо­дит постоянная поэтапная оценка своих достижений и по­становка новых задач. Более частые причины стрессов у них — это непризнание социальных и личностных достоинств, а также уменьшение мышечной силы.

В проявлениях стресса у мужчин в силу их большей симпатотоничности доминируют сосудистые нарушения (гипертензия, инфаркт миокарда, гиперхолестеринемия, атеро­склероз). Кроме того, характерны алкоголизм и курение (как формы ухода от отрицательных эмоций), язвенная болезнь желудка, функциональные расстройства половой сферы. Жен­щины более ваготоничны, более чувствительны и эмоцио­нальны. Они чаще страдают расстройствами пищеварения, дисфагиями, более подвержены страхам и депрессиям. Осо­бого внимания в инициации и создании фона для развития стресса у женщин заслуживают дисфункции, связанные с репродуктивной сферой (недомогания при менструациях и беременности, напряжение, связанное с родами). Различны и психологические проявления в стрессе у мужчин и жен­щин. Мужчины больше склонны к нападению и обороне, способность принимать решения у них почти не нарушается. У женщин на первом месте стоит дезорганизованность, рас­сеянность и сложность в принятии решений, склонность к депрессии.

Профилактика психического стресса и коррекция его по­следствий.

Этот аспект деятельности валеолога (или любого другого специалиста, деятельность которого связана со здоровьем человека), включает сле­дующие принципы.

1. Повышение устойчивости к психическому стрессу. Сюда относится все, что связано с психологической подготовкой человека к встрече со стрессовыми ситуациями, вооружении его соот­ветствующей философией, а также приобретение навыков управления состоянием психики (всевозможные психосома­тические тренинги).

2. Отреагирование отрицательных эмоций. Оно может быть непосредственным либо в позже смоделированной ситуации. В настоящее время существуют хорошо разработанные мето­дики, позволяющие с помощью определенных состоя­ний избавляться от психического напряже­ния. В зависимости от типа психосоматической конституции формы реагирования могут быть разными: агрессия с двига­тельным возбуждением (чаще у холериков, людей атлети­ческой конституции), речевое возбуждение с руганью (чаще у сангвиников с пикнической конституцией), слезы (у людей меланхолического склада).

3. Психокоррекция. При острых кратковременных стрес­сах она включает: а) комплекс движений, соответствующих психодинамике человека, которые должны быть достаточно ритмичными (ритм возвращает чувство безопасности и кон­троля ситуации) и достаточно трудными (чтобы способство­вать утилизации катехоламинов); б) релаксацию всевозмож­ными способами; в) самовнушение; г) использование вне­шних расслабляющих воздействий (музыка, запахи, природ­ные факторы и др.).

При хроническом стрессе, являющемся результатом всей жизни человека, требуется устранение стресспродуцирующих моментов и стереотипов, изменение образа жизни и модели поведения, замена образа мыслей и чувств на более положительный, конструктивный. Желательно при этом со­здать такое окружение, которое будет "сетью поддержки".

4. Общее оздоровление.

 

Современные подходы к психическому оздоровлению.

На современном этапе развития науки острие интересов от тех­нократических проблем повернулось к вопросам самопозна­ния, к психической жизни человека. Глубокое внимание к неосознаваемой, но управляющей нашим поведением части психики — подсознанию и сверхсознанию — является пер­вой особенностью современной психологии и психотерапии. Неосознаваемая часть психики, изучаемая глубинной и транс­персональной психологией, имеет свой язык — язык обра­зов и символов и свои особенности функционирования. Так, подсознание хранит память обо всех объектах и событиях, с которыми когда-либо встречался человек; оно "понимает" только однозначные команды без подтекстов и без частицы "не"; подсознание не знает этических норм, так как вся его деятельность направлена на индивидуальное выживание, и т.д. Сверхсознание имеет свои особенности. Умение работать с подсозна­нием раскрывает огромные возможности в психическом оз­доровлении, ибо все последствия психотравм, все психо­комплексы фиксированы именно в этой части психики.

В настоящее время считается общепринятым, что оздоравливающий психический эффект можно получить тремя путями:

1) воздействием непосредственно на психику;

2) используя дыхательные психотехники;

3) работая первично с телом (так называемая телесно
ориентированная психотерапия), при этом вторично оздоравливается психика.

К психотехникам первого типа относятся дианетика, нейролингвистическое программирование (НЛП), гештальт-терапия, психоанализ, психосинтез и др. В большинстве из них используются легкие состояния транса. Особую популяр­ность в оздоровительной практике имеет НЛП.

Это направление, начатое М.Эриксоном и разработан­ное Д.Гриндером и Р.Бендлером. Особенностями НЛП яв­ляются его высокая эффективность и быстрота достижения результата, активная позиция пациента в процессе оздоров­ления, конструктивная помощь в перестройке его личности (с созданием соответствующих моделей).

К дыхательным психотехникам, очень популярным в на­стоящее время, относятся, прежде всего, холотропное дыха­ние по С. Грофу и Свободное Дыхание. Истоки второй мето­дики — в работах Л. Орра. Суть методик сводится к воспроиз­ведению трансового состояния путем изменения глубины, частоты и рисунка дыхания. Ослабление контроля сознания при этом позволяет неосознаваемой части психики проявить свою активность. Подсознание в неспецифической форме (мышечное либо секторное в виде слез отреагирования) вы­плескивает отрицательный психический материал. Всплыв­шие из глубин подсознания в такой модельной ситуации пси­хотравмы, проблемы, будучи отреагированными (с после­дующим осознанием), постепенно растворяются и переста­ют волновать человека. При этом вторично, в силу психо­соматических связей, из мышечных структур тела уходят очаги локального напряжения, являющиеся телесными эквивален­тами психических напряжений. Психика меняется, человек оздоравливается и психически, и телесно. Сеансы проходят с использованием музыки, либо активной, ведущей челове­ка через ситуацию борьбы (холотропное дыхание), либо ме­дитативной, помогающей возвыситься над проблемами, по­нять, простить. Дыхательные психотехники являются весьма эффективными при невротических состояниях, психоэмо­циональных стрессах и их последствиях, психокомплексах, депрессиях как путь самопознания и конструктивной рабо­ты с психикой.

Телесно ориентированная психотерапия ведет свое нача­ло от работ В.Райха. Она имеет много форм. Самые извест­ные направления — это холистические палсинги (специаль­ные массажи, вибрационные или использующие технику ка­чания), изменение схемы тела, танцевальная терапия. С по­мощью телесных приемов, сопровождающихся развитием лег­кого транса, у человека вызывается катарсис, эмоциональ­ное отреагирование при этом завершается, как говорил Ари­стотель, "очищением души", гармонизацией психического состояния.

Дыхательные психотехники и приемы телесноориентированной терапии входят в арсенал основных при психосо­матической гармонизации человека.

Поскольку состояние здоровья человека в значительной степени зависит от внешних средовых факторов, говоря о со­хранении психического здоровья, нельзя не говорить и о психоэкологии жизненного пространства. Люди, живущие на одной территории, находятся в едином психическом поле, постоянно обмениваются между собой эмоциями, мысля­ми, т. е. между ними существует взаимное наведение поло­жительных и отрицательных психических состояний. Сохра­нение эмоционального и интеллектуального равновесия тре­бует соответствующей психоэкологии окружающей среды. Под психоэкологией понимается: этика поведения, знание зако­нов коммуникации; совместимость общающихся людей по темпераменту, информационному метаболизму, интересам, уровню понимания жизни и т. д. Существует множество под­ходов к определению совместимости.

В настоящее время осо­бую популярность приобрело одно из направлений приклад­ной психологии — соционика. Соционика разрабатывает принципы информационного обмена между людьми, соглас­но этому выделяет типы людей и изучает их взаимоотноше­ния.

Подводя итог, еще раз следует подчеркнуть, что валеологический объем работы в области психического здоровья — это просветительская и профилактическая деятельность, психосоматические тренинги и коррекция состояний с от­рицательной эмоциональной окраской. Его можно структу­рировать в следующие направления: 1) индивидуальную психогигиену с элементами самопознания, т. е. сохранение здоровья психики на высоком уровне за счет управления ее состоянием; 2) психоэкологию жизненного пространства; 3) психическое оздоровление, т. е. восстановление психичес­кой работоспособности и адаптивности к социальной среде за счет восстановления количества энергии и гармоничнос­ти психики человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.