Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематические вопросы

Основы проектирования городов

Конспект лекции 13-19

· Регулирование развития городов.

· Принципы и особенности принятия проектировочных решений. Средовой и географический подходы.

· Значение отдельных отраслей знаний при проектировании городов. Взаимосвязь географии, архитектуры, инженерно-строительных решений и информационных потоков.

· Основы организации проектирования городов. Стадии проектирования города: генеральный план, проект детальной планировки, проект застройки. Графические и текстовые материалы генерального плана города. Масштаб и содержание чертежей.

· Базовые понятия, инструкции, нормативы и правила при проектировании городов.

 

В общем виде развитие можно определить как любое изменение. При положительной направленности, развитие является прогрессивным. В случае отрицательной направленности — наблюдается регресс или деградация. Развитие предполагает систему краткосрочных и долгосрочных целей. Краткосрочными целями развития являются, например, преодоление кризиса и наращивание выпуска продукции, а долгосрочными — становление постиндустриального общества, создание рабочих мест, совершенствование здравоохранения, образования и культуры. Эффективность достижения поставленных целей оценивается на основе специально разработанных критериев (характеристик) или показателей.

В Таблице 1 представлены оптимальные расчетно-теоретические и фактические расстояния между десятью крупнейшими городами в ряде стран и регионов мира в 1990-х годах (Миронов, 1999).

Таблица 1.

Средние расстояния ближайшего соседства между 10 крупнейшими городами в ряде стран и регионов мира в 1990-х гг. по данным Миронова (1999)

Страны и годы Фактическое расстояние (км) В % от расчетно-теоретического*
Германия   55,1
Франция   81,8
Испания   88,1
Италия   86,9
Евросоюз (15 стран)**   64,2
США   29,4/36,5
Канада   37,3/69,4
Китай   32,6/35,9
Бразилия   54,5/72,0
Российская Федерация   29,9/52,9
СССР (1989 г.)   53,4/75,5

* При гипотезе равномерного размещения городов по территории страны. В числителе - расчетное расстояние на всей территории; в знаменателе – расстояние на территории, заселенной с плотностью более 1 человека/км2 (приводится в тех случаях, когда разница значительна).

** Рассчитано для крупнейших агломераций 15 стран ЕС.

Как видно из таблицы расстояние между крупнейшими городами экономически развитых стран Европы значительно меньше, чем в США, Канаде, России и развивающихся странах. При этом следует отметить, что оно близко к оптимальной величине, полученной расчетным способом. Таким образом, можно сделать вывод, что плотность размещения городов в экономически развитых странах, имеющих значительные территории, пока еще не соответствует оптимальной. Наряду с сохраняющимся потенциалом развития городских агломераций в развитых странах, данные таблицы также указывают на необходимость дальнейшего совершенствования крупных городских систем. Еще следует отметить возможности пространственно-территориального развития крупных городов и их значимость для развивающихся стран.

До настоящего времени перспективы развития отдельных городских систем, регионов и даже стран оценивались на основе их территориально-ресурсного потенциала — богатства полезными ископаемыми, лесом, почвами, климатическими условиями, преимуществ географического положения или наличия основных фондов. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки. На первое место выдвигаются такие факторы, как обеспеченность профессиональными кадрами и их квалификация, наличие управленческих технологий, рыночной инфраструктуры, сети бизнеса, культуры организаций. Современные представления об источниках и факторах экономического развития позволяют рассматривать образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как факторы, определяющие темпы и направление экономического развития. В современных условиях развитие городских систем происходит на фоне изменения структуры общественного производства. В частности, на смену индустриальному обществу приходит постиндустриальное, растет число работников нематериального сектора и сокращается занятость в промышленности. Наблюдается переориентация или смена базовых и градообразующих отраслей производства. Информационные ресурсы превращаются в одни из основных факторов производства. Добавленная стоимость создается в нематериальной сфере и приобретает новые черты: начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими благодаря использованию технологических, управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и прогрессивные технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других факторов конкурентоспособности.

Регулирование развития городов — важный элемент рациональной территориальной организации общества, объединяющий пространственное формирование расселения, производства и среды обитания человека. При регулировании развития городов, необходимо выделить общие тенденции городского развития, присущие развитым и развивающимся странам, а также странам с переходной экономикой. Наиболее распространенной тенденцией является усиливающаяся фрагментация городских территорий. Существуют примеры неконтролируемой и, зачастую нелегальной, застройки территорий. В городах образуются либо заброшенные промышленные территории, либо деградирующие трущобные кварталы, или ветшающее и обесценивающееся жилье первых массовых серий застройки. Одновременно с этим городские территории дополняются современным и элитным жильем, новыми деловыми кварталами (Лимонов, 2004). Решение проблемы фрагментации территорий может быть достигнуто благодаря сносу ветхого и некомфортного жилья и созданию на его месте современных жилых зон, оздоровлению общей экологической ситуации городских поселений, включая реорганизацию устаревших производственных объектов, перепрофилирование крупных промышленных предприятий или их вынос за пределы городской черты.

Другой важной тенденцией последнего времени является превращение части городского пространства в финансовый актив в условиях глобализации экономики. Цена земли определяется градостроительной политикой. Но существует и обратная связь, когда развитие городских территорий стимулирует рост цен на землю и недвижимость. Проявлениями таких тенденций являются скачкообразные изменения аренды и цен земли и недвижимости, которые в ряде случаев являются необоснованно высокими (Лимонов, 2004). В целом же формирование ценовой политики, упорядочение форм собственности городской земли и недвижимости не только стимулируют строительство, но и способствуют внедрению современных систем застройки и использования городских территорий.

Третьей особенностью современного городского развития являются целенаправленные меры по его контролю, регулированию и стимулированию со стороны органов местной и центральной власти. Сущность таких мер заключается в создании организованных партнерств по развитию территорий и формировании инвестиционной политики в области градостроительства. Важным условием реализации мероприятий по контролю, регулированию и стимулированию развития городов является упорядочение прав собственности на землю и недвижимость, которые проявляются в совершенствовании систем ее регистрации и налогообложения (Лимонов, 2004). Целенаправленные же мероприятия по организации, управлению и регулированию обеспечивают воспроизводство потенциала территорий и повышают роль социально ориентированного градостроительства.

Как правило, при анализе экономического развития городов выделяется ряд теорий и тенденций. В первую очередь это теория пространственных преимуществ, или теория размещения. Согласно этой теории экономическая деятельность основывается на пространственно-территориальных преимуществах, которые обусловливают размещение конкретных видов производств. Так, алюминиевая промышленность тяготеет к источникам дешевой электроэнергии, металлургические заводы и другие производства, зависящие от сырья — к местам добычи железной руды или другим источникам сырьевых ресурсов. Некоторые производства, ориентированные на местные рынки и предполагающие значительные транспортные издержки, располагаются близко к рынкам сбыта. Каждый город обладает своими территориальными преимуществами, связанными либо с источниками сырья, либо с другими факторами производства (рабочая сила, земля, энергия), либо с близостью к рынкам сбыта. Данные принципы экономического развития городских систем в значительной степени объясняют сложившееся размещение производительных сил.

Другие традиционные представления, связанные с практикой экономического развития, основываются на закономерностях концентрации и комбинации производства. В крупных городах или городских агломерациях дополнительный экономический эффект достигается благодаря формированию дополнительных или сопутствующих производств вокруг успешно действующих основных производств, что позволяет более эффективно использовать общие ресурсы (трудовые, энергетические, инфраструктурные). Высокая концентрация промышленности в крупных городах позволяет получить дополнительную экономию, возникающую благодаря агломерационному эффекту (совокупные затраты на все производства крупной агломерации меньше, чем сумма затрат каждого производства при одиночном его размещении). В крупных городах и агломерациях возникает дополнительный потенциал развития благодаря тому, что некоторые виды высококвалифицированной деятельности возможны только в них: например, финансовая, экспозиционно-выставочная, торгово-ярмарочная, концертно-театральная, медицинская деятельность.

В целом, регулирование развития городов может осуществляться с помощью ряда стратегий, программ, конкретных действий и отдельных управленческих решений, направленных на стимулирование экономики региона, обеспечение занятости, увеличение налоговой базы, расширение возможности осуществления определенных видов экономической деятельности, в которых заинтересовано местное сообщество. Задачи регулирования развития городов приобретают особую значимость в переходный период, когда к традиционным вопросам экономического роста присоединяются вопросы формирования рыночной инфраструктуры и преодоления кризисных явлений, сопровождающих переход экономики из одного состояния в другое. Общими задачами регулирования развития городов являются:

· создание благоприятных условий для деловой и экономической деятельности и

· устойчивое и сбалансированное управление экономикой.

Для развития экономической и деловой активностинеобходимо наличие рыночной инфраструктуры, земли и соответствующих прав на нее, развитых транспортной инфраструктуры, связи, офисного хозяйства. Дополнительным стимулом экономического развития являются международные связи. Содействие международным связям и международной торговле, привлечение иностранных инвестиций становятся эффективным инструментом экономического развития.

Устойчивое и сбалансированное управление экономикой достигается благодаря разработке и принятию административно-правовых решений по уменьшению налогов, предоставлению займов, субсидий, гарантий или заимствований. Особый налоговый режим для новых инвестиционных проектов представляется весьма эффективным средством устойчивого экономического развития городских агломераций и мегалополисов. Выделение земли для жилищного строительства, торговли и промышленного производства способствует привлечению частных инвестиций и развитию деловой активности. Характерной тенденцией последних лет стало участие неправительственных организаций в решении проблем экономического развития городов.

В России особенно остро стоит задача совершенствования функционально-планировочного и социально-территориального проектирования крупных городов и формирующихся в зонах их влияния систем расселения. Проектирование можно определить как конструктивную деятельность по разработке целей и задач устойчивого развития городских систем. К проектированию также относится выявление и анализ проблем, связанных с развитием городских систем, установление причин их возникновения и поиск их решений проблем. Проектная деятельность является инновационной: она предполагает пространственно-территориальные преобразования, основывается на использовании современных технологий и совершенствуется по мере ее реализации (Миронец с соавт., 2008). Принципиальная схема принятия проектировочных решений по развитию городов должна включать следующие этапы:

1. определение и (или) разработка стратегии устойчивого развития городских систем;

2. ситуационный анализ и диагностика состояния городских систем;

3. выявление проблем развития и причин их возникновения;

4. поиск и разработка вариантов решений проблем на основе доступных ресурсов и соблюдения выбранной стратегии развития;

5. комплексная технико-экономическая и социальная оценка возможных последствий реализации каждого из разработанных вариантов;

6. выбор оптимального варианта развития и его оформление в форме проектной разработки с подготовкой соответствующего технико-экономического обоснования и другой документации;

7. разработка формы реализации проекта, материально-технических, финансовых, организационно-правовых и социальных условий его реализации.

Главными особенностями современных проектных разработок, связанных с формированием городов, является значительное расширение круга решаемых проблем, изменение характера мышления и подхода к рассматриваемым явлениям. Проектирование городских систем уже переросло рамки просто инженерных решений и умения применять определенный набор методов и нормативов к четко сформулированным задачам. В условиях сложной и многоуровневой организации городских систем, использования высоких технологий в градостроительстве и при создании городской инфраструктуры, значительно возрастают риски и потери при неудачных проектировочных решениях.

Городские системы – это не только структурно-конструкционные образования. Еще в конце ХХ века Д. Харвей указывал, что современные города являются сложными организмами, чем и объясняются трудности их изучения и проектирования (Харвей, 1974).

В России градостроительное проектирование сосредоточено в проектно-исследовательских институтах. Наиболее известными из них являются Центральный научно-исследовательский и проектный институт градостроительства (ЦНИИП градостроительства) и Государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана Москвы (ГУП НИиПИ Генплана Москвы). В этих организациях сформированы проектные мастерские или отделы, которые разрабатывают проекты с помощью специализированных отделов, занимающихся отдельными инженерными и другими вопросами. Коллектив проектировщиков включает архитектора-градостроителя (руководитель проекта), инженера-экономиста, географа, геолога, климатолога, гидролога и эколога. В создании и развитии городских систем также участвуют социологи, городские планировщики, инвесторы-застройщики, специалисты по инженерному обеспечению (транспорт, водоснабжение и канализация, энергоснабжение, озеленение, инженерная подготовка территории и др.), представители природоохранных и историко-культурных ведомств и общественных организаций. В задачи коллектива входят анализ современного состояния и обоснование перспектив развития города (оценка градообразующего потенциала и расчет населения), проектная организация города (расчет объемов жилищного и культурно-бытового строительства, анализ и выбор вариантов территориального формирования и развития планировочной структуры города), а также определение необходимых капиталовложений. Каждый из специалистов рассматривает задачу проектирования с собственных позиций и представлений.

Например, социолог видит в городе взаимодействие слоев и групп населения, по-разному реагирующих на одни и те же явления окружающей действительности, а историк рассматривает наслоение следов деятельности поколений и веков, требующих сохранения и исследования. Политик видит город как арену столкновения интересов различных групп, частных и общественных организаций, что заставляет его разрабатывать сложные и, зачастую, компромиссные программы. Планировщик воспринимает город как систему заполненных и условно пустых пространств с различным функциональным назначением из которых необходимо сформировать территориально-пространственный комплекс расселения. В свою очередь, специалист по транспорту видит город как сложную систему транспортных потоков, обусловливающих скорости перемещения и зоны доступности. В его задачи входит оценка размеров и форм дорожной сети и потребностей в остановочных пунктах или парковочных площадях в зависимости от перспектив развития общественного и индивидуального транспорта. Однако он не в состоянии учесть все особенности городского развития, при котором прокладка новых и расширение старых транспортных путей во избежание перегрузки транспортных сетей неизбежно приводят к нарастанию транспортной нагрузки на город и окружающий его ландшафт. В задачи географа входят обоснование и эффективное применение знаний географической науки к общим междисциплинарным задачам градостроительного проектирования.

Архитектору принадлежит лидирующая роль в проектировании городов. В своей деятельности он опирается на традиции, уникальные знания и инженерно-технические решения, талант, непрестанные творческие искания, характерные для градостроительной науки. Строитель видит город как сложную систему застройки различной степени износа. Он учитывает различие удельных затрат на новое строительство или реконструкцию в зависимости от выбираемых технологий строительства и способов его финансирования. Строительные подрядчики и инвесторы заинтересованы в новой замещающей застройке, обладающей различным потенциалом коммерческой эффективности. Природоохранные организации настаивают на соблюдении принятых нормативов чистоты атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод. Представители историко-культурных организаций требуют сохранения исторического наследия городов, а общественные движения борются за поддержание привычных условий, сложившихся в местах проживания (Глазычев, 1977).

Но город нельзя рассматривать как искусственную конструкцию, которой может быть придана любая функционально оправданная или эстетически значимая форма. Соответственно преодоление методологической, философской и концептуальной разобщенности мнений и объединение специалистов является главной задачей и залогом успешной разработки градостроительных проектов. Поэтому все большее признание в градостроительстве находит средовой подход,предполагающий системное междисциплинарное исследование интегрированной естественной и искусственной среды, всего, что окружает человека, во взаимосвязи с человеческой деятельностью. Средовой подход предполагает совместную деятельность специалистов различных областей знаний и направлений хозяйственной деятельности, городских властей и промышленных организаций и, наконец, городских жителей по совершенствованию и развитию городских систем расселения. Соответственно в планировании учитываются все социальные, экономические, культурные, экологические и управленческие факторы потенциального развития территории. Средовой подход позволяет рассмотреть связи и взаимодействия между отдельными элементами городской системы в ее динамике и локальных сочетаниях, выделить стратегические цели развития и преобразования планировочной структуры и тактические пути их достижения.

Урбанизированные системы занимают определенное географическое положение, которое важно учитывать при проектировании их развития. Значение географии в градостроительной практике не исчерпывается расчетами и обоснованиями в рамках проекта. Ее влияние обусловлено положением, которое занимает современный город в более крупных пространственных системах агломерации, региона, страны. В свою очередь, такие системы располагаются с учетом рельефа местности, особенностей климата, экономико-географического положения, профиля хозяйственно-экономической деятельности, социальных связей и культурных традиций населения. При планировании также важно учитывать процессы формирования урбанистического ландшафта. Потому альтернативой средовому подходу может быть географический подход. Содержание географического подхода заключается в определении оптимальных параметров развития городов на основе анализа экономико-географических условий их формирования. Использование географических подходов может быть применено при долгосрочном прогнозировании динамики городских территорий, разработке территориальных систем расселения, создании новых поселений, регулировании развития малых и средних городов, а также крупных городских объединений и агломераций. Ошибки и просчеты, связанные с игнорированием географических особенностей территории при размещении долговременных сооружений, нередко необратимы. Например, расположение промышленных предприятий и городских территорий в неблагоприятных условиях (на затесненных площадках, без учета ветрового режима, над залежами полезных ископаемых или горными выработками) приводят к риску возникновения неблагоприятных и, даже катастрофических, природно-экологических явлений. В свою очередь, строительство промышленных предприятий в непосредственной близости от жилой застройки влечет за собой превышение в жилых зонах экологических и санитарных норм, регламентирующих воздействие промышленных предприятий на окружающую среду и здоровье человека, что также недопустимо. Застройка же территорий без учета научно обоснованных долгосрочных перспектив развития городов создает чересполосицу промышленных, транспортных и жилых территорий, труднопреодолимые препятствия при решении вопросов расселения.

В процессе проектирования систем расселения и городов особенное значение имеет движение информации. В современных условиях имеют место многократное увеличение объемов информационных потоков и скорости обмена данными между участниками проектировочной деятельности. Так, внедрение многоэтажной застройки городских систем потребует не только увеличения числа специалистов, занятых в проектно-изыскательской деятельности, но и привлечения ранее в ней не участвовавших специалистов, например, экспертов по безопасности функционирования сложных в конструктивном отношении сооружений. При этом задачей проектирования будет согласование предложений и учет рекомендаций всех участников работ, что невозможно без интенсивного обмена информацией и данными. В свою очередь, применение передовых методов проектной деятельности, таких как математическое моделирование, тематическое картографирование, использование геоинформационных систем, предполагает разработку и использование обширных массивов данных, тем самым усложнив их переработку в процессе проектирования. Следовательно, комплексный характер проектировочной деятельности, участие в ней большого числа специалистов, представляющих различные области знаний и производственной деятельности, обусловливают необходимость переработки значительного количества научно-технической информации, которое будет увеличиваться по мере усложнения проектировочных задач.

Основы организации проектирования городов. В Российской Федерации основные положения градостроительной деятельности определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации, законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, федеральными градостроительными нормативами и правилами, нормативно-техническими документами, государственными стандартами, специальными нормативами и правилами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В состав градостроительной документации федерального уровня входят Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации и схемы градостроительного планирования частей Российской Федерации. Градостроительная документация субъекта Российской Федерации включает территориальные комплексные схемы градостроительного планирования территорий и генеральные планы города и пригородной зоны. Градостроительная документация территорий поселений состоит из проектов планировки частей территорий поселений, межевания территорий, застройки кварталов, микрорайонов и других элементов их планировочной структуры. В документацию входят краткое изложение принятых проектных решений, технико-экономические показатели и схематические чертежи плана проекта (СНиП 11-04-2003).

Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации является обоснованием территориального развития страны. В ней учтены глобальные процессы, положение страны в межконтинентальном коммуникационном пространстве и вклад отдельных регионов в ее общее социально-экономическое развитие. Генеральная схема включает территориальные, экономические, социальные, экологические и инфраструктурные показатели, анализ сложившихся проблем и прогноз развития расселения. В ней также сформулированы принципы и механизмы реализации федеральной градостроительной политики. В соответствии с Генеральной схемой расселения разрабатываются схемы градостроительного планирования, направленные на практическую ее реализацию. Схемы градостроительного планирования включают планы современного и проектируемого использования территории различных масштабов; схемы комплексной оценки и зонирования территории, инженерно-транспортных коммуникаций и защиты от опасных природных и техногенных воздействий. На планах указываются границы субъектов Российской Федерации, системы расселения – мегаполисы, агломерации, городские и сельские поселения, курортные территории и зоны отдыха, особо охраняемые территории, трассы инженерных коммуникаций федерального и регионального значения, границы объектов градостроительного планирования. В схеме комплексной оценки территории содержится информация о природно-климатических, инженерно-геологических и ландшафтных условиях, плотности населения и административно-территориальном делении. Кроме того, в схему комплексной оценки также включены характеристики степени урбанизации, обеспеченности лесными, земельными, топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми и водными ресурсами, а также транспортной, инженерной и социально-производственной инфраструктурой. В пояснительной записке к схеме содержится анализ состояния существующей инфраструктуры, обоснование и порядок реализации принятых проектных решений.

Генеральные планы городских и сельских поселений являются документацией о градостроительном планировании территорий поселений и разрабатываются на основании утвержденных документов федерального уровня и территориальных комплексных схем планирования и развития. При разработке генерального плана учитываются:

  • особенности населения (численность и специализация производственно-хозяйственной деятельности);
  • значение поселения в системе расселения и административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации и страны в целом;
  • особенности типов и форм собственности жилой застройки;
  • состояние инженерной и транспортной инфраструктур и направления их модернизации;
  • природно-ресурсный потенциал;
  • природно-климатические, национальные, исторические и архитектурные особенности поселения.

Примерные масштабы картографических материалов, используемых при проектировании городских поселений и их отдельных элементов, приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Примерный масштаб картографических материалов при проектировании городов

Город или его элемент Вид проектной документации Масштаб картографических материалов
Город Генеральный план города 1: 25 000 — 1: 5 000
Промышленный район Единый генеральный план промышленного района города 1: 10 000 — 1: 5 000
Жилой район Проект детальной планировки жилого района 1: 2 000
Микрорайон Проект застройки микрорайона 1: 1 000 — 1: 500

Графические материалы генерального плана города с проектной численностью населения более 500 тыс. человек выполняются в масштабе 1: 25 000 — 1: 10 000; города с населением 100 — 500 тыс. чел. – 1: 10 000 — 1: 5 000. При численности городского населения менее 100 тыс. чел., масштаб графических материалов составляет 1: 5 000. Графические материалы генерального плана города включают: план современного использования территории (опорный план); схему комплексной оценки территории; генеральный план (основной чертеж); схемы зонирования и благоустройства территории, а также ее транспортной и инженерной инфраструктуры.

На плане современного использования территории указываются границы поселения и предложения по их изменению. Также на плане отображаются территории земель разных форм собственности, планировочная структура поселения, распределение застройки по этажности, сооружения и коммуникации транспортной и инженерной инфраструктуры, линии высоковольтных передач, границы охранных зон памятников природы, истории и культуры, а также других объектов особого регулирования градостроительной деятельности, территории резерва. Схема комплексной оценки территории содержит информацию об ее природно-ресурсном потенциале, обеспеченности транспортной, инженерной, социальной и производственной инфраструктурой, а также экологическом состоянии. Схема зонирования содержит информацию о зонах различного функционального назначения, их границах и характере использования (жилье, общественно-деловые, производственные и другие сооружения, рекреационные зоны). Схема транспортной инфраструктуры отражает существующие и проектируемые территории и сооружения наземного, воздушного и водного внешнего транспорта и иные сооружения транспортной инфраструктуры. На схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые головные сооружения и магистральные сети водопровода, канализации, тепло- и газоснабжения, ливневой канализации, линии высоковольтных передач, объектов связи.

Пояснительная записка генерального плана содержит основные характеристики природно-климатических условий, административные и национально-исторические особенности поселения, анализ его современного состояния, обоснование выбранных проектных решений и их экономическую оценку, организационное и нормативно-правовое обеспечение реализации генеральных планов, включая разработку правил и принципов землепользования и застройки, целевых программ социально-экономического развития. Специальные разделы записки отводятся для описания мер защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по гражданской обороне, охране недр, окружающей природной среды, рациональному использованию природных ресурсов и землеустройству.

Проекты планировки части территорий поселений включают схему размещения проектируемой территории в структуре поселения; план современного использования территории; план и разбивочный чертеж красных линий; схемы организации транспорта и улично-дорожной сети, инженерных сетей и сооружений, вертикальной планировки и инженерной подготовки территории. На схеме размещения проектируемой территории обозначают ее границы и указывают зоны различного функционального назначения в соответствии с генеральным планом поселения. На плане современного использования территории показывают существующую застройку с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности, а также указывают планировочные ограничения, границы землевладений и охраняемых территорий с указанием форм собственности, а также границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства. На плане также обозначают источники загрязнения окружающей среды и санитарно-защитные зоны, улично-дорожную сеть с указанием типов покрытия проезжих частей, сооружения и коммуникации транспорта и инженерной инфраструктуры. Элементы сохраняемой застройки, функциональное использование территории с выделением зеленых насаждений, элементов благоустройства и участков природного ландшафта, линии регулирования застройки, развитие улично-дорожной сети и инженерных коммуникаций обозначаются на плане и разбивочных чертежах красных линий. На схеме организации транспорта и улично-дорожной сети показывают классификацию дорог и улиц, организацию движения транспорта на сложных транспортных узлах, остановочные пункты общественного транспорта и основные пути пешеходного движения. На схеме размещения инженерных сетей и сооружений отображаются существующие, сохраняемые, реконструируемые, ликвидируемые и проектируемые трассы районных сетей водопровода, канализации, газового и электроснабжения, телевидения, радио и телефона, места присоединения этих сетей к городским коммуникациям. На этой же схеме указываются размещение пунктов управления системами инженерного оборудования, а также существующие и проектируемые крупные подземные сооружения. На схеме вертикальной планировки и инженерной подготовки территории показываются вертикальная планировка территории, проектируемые мероприятия по инженерной подготовке территорий и сооружения инженерной защиты территории от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В таблице 3 указан состав проектных материалов, принятых при разработке генеральных планов городских поселений с населением свыше 50 тыс. человек.

Таблица 3.

Состав проектных материалов генерального плана городских поселений

Наименование графических и текстовых материалов Масштабы графических материалов в зависимости от проектируемой численности населения в тыс. чел.
от 50 до 250 от 250 до 500 500 и более
Схема положения города и его пригородной и зеленой зон в системе расселения 1:25 000 — 1:50 000 1:50 000 1:50 000 — 1:100 000
План существующего города (опорный план). Для новых городов — план современного использования территории 1:5 000 1:5 000 — 1:10 000 1:10 000
Опорный историко-архитектурный план 1:5 000 1:5 000 — 1:10 000 1:10 000
Схема планировочных ограничений и оценки существующего состояния окружающей среды 1:5 000 1:10 000 По технико-экономическому обоснованию (ТЭО)
Схема планировочной организации промышленных и коммунально-складских территорий 1:5 000 1: 5 000 — 1:10 000 По ТЭО
Генеральный план (основной чертеж) 1:5 000 1: 5 000 — 1:10 000 1:10 000
Проект среднесрочного и долгосрочного размещения строительства 1:5 000 1: 5 000 — 1:10 000 1:10 000
Макет (эскиз) объемно-пространственной композиции центра города 1:2 000 1:2 000 — 1:5 000 1:5 000
Схема магистралей, городского и внешнего транспорта 1:5 000 1: 5 000 — 1:10 000 1:10 000
Схема инженерного оборудования 1:5 000 1:10 000 1:10 000
Схема инженерной подготовки территорий и прогнозируемого состояния окружающей среды 1:5 000 1: 5 000 — 1:10 000 1:10 000
Схематический чертеж генерального плана Масштаб произвольный Масштаб произвольный Масштаб произвольный
Пояснительная записка Включена Включена Включена
Основные положения генерального плана с технико-экономическими показателями Включены Включены Включены

Базовые понятия, инструкции, нормативы и правила при проектировании городов. Этапы проектирования, состав проектных материалов и основные нормы и правила застройки регулируются инструкциями и нормами. Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими порядок проектирования и строительства городов и сельских поселений, являются Строительные нормы и правила (СНиПы) и государственные или отраслевые стандарты (ГОСТ и ОСТ).

СНиПы разрабатываются специализированными проектно-конструкторскими или изыскательскими учреждениями и утверждаются исполнительными органами власти. Основные области действия СНиПов включают: стандартизацию и нормирование; лицензирование строительной деятельности; экспертиза и надзор; градостроительство, жилищная политика и строительство; проектировании и инженерные изыскания. Городские и сельские поселения проектируются на основе градостроительных прогнозов и программ, генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации, крупных географических регионов, национально-государственных и административно-территориальных образований. При планировке и застройке городских и сельских поселений предусматривается очередность развития, которая включает расчетный срок продолжительностью до 20 лет и градостроительный прогноз на 30-40 лет. По проектной численности населения на расчетный срок города подразделяются на (СНиП 2.07.01-89):

· крупнейшие (свыше 1 млн. чел.);

· крупные (от 250 тыс. до 1 млн. чел.);

· большие (от 100 до 250 тыс. чел.);

· средние (от 50 до 100 тыс. чел.); и

· малые (до 50 тыс. чел.).

В зависимости от функционального использования, территория города подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную. В пределах селитебной, производственной и ландшафтно-рекреационной территорий выделяются зоны различного функционального назначения: жилой застройки, общественные центры, в том числе учреждения и предприятия обслуживания, промышленные, научные и научно-производственные, коммунально-складские, внешнего транспорта, массового отдыха, курортные (при наличии лечебных ресурсов) и охраняемых ландшафтов (СНиП 2.07.01-89).

Селитебная территория предназначена для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон. В пределах селитебной зоны размещаются пути внутригородского сообщения, улицы, площади, парки, сады, бульвары и другие места общего пользования. Планировка территории селитебной зоны городов и других населенных пунктов должна обеспечивать рациональное размещение жилой застройки, учреждений и предприятий обслуживания, общественных центров, уличной сети и зеленых насаждений общего пользования в целях создания наилучших условий проживания населения и выразительного архитектурного облика города (или другого населенного пункта). В пределах селитебной территории допускается размещение промышленных предприятий, которые не выделяют вредные вещества, а их производственные процессы не являются пожароопасными или взрывоопасными, не создают шума, превышающего установленные нормы, и не требуют подъездных железнодорожных путей. Границы таких предприятий должны быть отнесены от жилых зданий и учреждений, а также зон отдыха не менее чем на 50 метров.

Защита атмосферы, водных объектов и почв от загрязнения включает размещение селитебных территорий с наветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к производственным предприятиям – источникам загрязнения атмосферного воздуха, а также тем, которые представляют повышенную пожарную опасность. Селитебные территории, курортные зоны и места отдыха размещаются выше по течению водотоков и водоемов относительно выпусков производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод. При проектировании поселений устанавливаются водоохранные зоны, в пределах которых действуют строгие ограничения хозяйственной деятельности.

Основным структурным элементом селитебной зоны городов и поселков принимается микрорайон, площадь которого составляет не более 80 га, а границами являются линии магистральных и жилых улиц. Расчетная плотность населения микрорайонов не должна превышать 450 чел./га. В пределах микрорайона, кроме жилых зданий, размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования с радиусом обслуживания не более 500 м. Наряду с микрорайонами, структурными элементами селитебной зоны поселений являются кварталы и жилые районы, объединяемые общественным центром с учреждениями и предприятиями обслуживания. Площадь кварталов не превышает 10 га. Они ограничиваются улицами дорогами, пешеходными аллеями и естественными рубежами и включают наряду с жилыми домами встроенные объекты культурно-бытового и обслуживающего назначения. Жилые районы формируются как группа кварталов или микрорайонов в пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог и другими естественными или искусственными рубежами (реки, каналы, водоемы, зеленые насаждения). Площадь жилых районов составляет 80-250 га, а размещение учреждений и предприятий производится исходя из радиуса обслуживания 1500 м. Численность населения жилого района устанавливается в зависимости от общей численности населения и градостроительной ценности территории. При населении города 20-50 тыс. чел. и высокой градостроительной ценности территории, численность жителей жилого района должна составлять 130-165 тыс. человек. В городах с населением более 1 млн. чел. и высокой градостроительной ценностью территории, в жилом районе должно проживать 220 тыс. чел. (показатели плотности населения приведены исходя из расчетной жилищной обеспеченности 18 м2/чел). Этажность жилых зданийустанавливается на основе технико-экономических обоснований с учетом архитектурно-композиционных, социально-бытовых, гигиенических, демографических требований и местных условий. В крупнейших и крупных городах, а также в городах с ограниченными резервами территории для их развития или при наличии территорий, требующих проведения специальных инженерных мероприятий, следует предусматривать смешанную застройку зданиями в 9 и более этажей с частичным применением пятиэтажных зданий. Проектирование многоэтажных зданий и сооружений должно быть соответствующим образом обосновано, а на их строительство требуется получение соответствующих разрешений.

Территории микрорайонов, кварталов и других элементов жилой планировочной структуры отделяются от улиц, проездов и площадей городских и сельских поселений специальной границей — красной линией. Красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе границ землепользований. Для соблюдения норм инсоляции и требований непросматриваемости жилых помещений устанавливаются определенные расстояния между длинными сторонами и торцами жилых зданий, величины которых зависят от этажности построек. Предусматривается также размещение площадок различного назначения, в том числе для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста (из расчета 0,7 м2/чел); отдыха взрослого населения (из расчета 0,1 м2/чел.); для занятий физкультурой (из расчета 2,0 м2/чел.); для стоянки автомашин (из расчета 0,8 м2/чел.).

В городах создается развитая взаимосвязанная система общественных центров, включающая общегородской и специализированные центры, центры планировочных и жилых районов, промышленных районов и зон отдыха, а также общественные центры местного значения. Общественные центры местного значения могут обслуживать несколько микрорайонов, размещенных в пределах территорий, ограниченных магистральными улицами общегородского значения. Система таких центров формируется из архитектурных ансамблей и входит в состав планировочной структуры города. На их территории размещают общественные здания и сооружения районного и городского значения, зеленые насаждения общего пользования, площадки для стоянки автомобилей, а также предусматривают пешеходные улицы, связанные с остановочными пунктами общественного транспорта.

Наряду с общественными в городах планируют и размещают специализированные центры, которыми являются научно-исследовательские, медицинские, учебные, музейно-выставочные и спортивные организации и учреждения. Размер территории общегородского и специализированных центров городов определяется в зависимости от их величины, хозяйственно-экономического профиля, климатического района и значения в системе расселения. В крупных городах общегородские центры следует проектировать с учетом использования подземного пространства для размещения транспортных сооружений, площадок для стоянки автомобилей в увязке с наземными зданиями, а также отдельных учреждений и предприятий обслуживания. Специализированные центры размещаются: медицинские — в благоприятной природной среде, преимущественно в зеленой зоне; научно-исследовательские, учебные, музейно-выставочные и спортивные — в составе центров планировочных районов или в пригородной зоне. Помимо университетов и других высших учебных заведений, учебные центры должны включать общежития для студентов, дома профессорско-преподавательского персонала, спортивные комплексы и другие учреждения и предприятия обслуживания.

Учреждения и предприятия обслуживания размещаются вблизи от мест жительства и работы городского населения. Расчет количества учреждений и предприятий обслуживания производится на основе действующих социальных нормативов обеспеченности и приезжающего населения. Радиус обслуживания учреждениями и предприятиями составляет:

· детских дошкольных учреждений – 300 м (в средних и крупных городах) и 500 м (в сельских поселениях и малых городах);

· общеобразовательных школ – 750 м;

· поликлиник – 1000 м;

· аптек – 500 м;

· предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания – 500 м (в городах многоэтажной застройки), 800 м (в городах одно- и двухэтажной застройки) и 2000 м (в сельских поселениях);

· отделений связи и филиалов сберегательного банка – 500 м.

В местностях со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца минус 32 °С и ниже и при снегопереносе более 400 м3/м за зиму предусматриваются соединения жилых помещений с учреждениями и предприятиями первичного обслуживания (отапливаемыми переходами с естественным освещением). При планировке и застройке микрорайонов необходимо предусматривать размещение детских дошкольных учреждений и площадок отдыха в зоне ветрозащитного здания на расстоянии не более пяти высот этого здания. Предусматривается также защита пешеходных путей от ветров путем применения сплошной застройки зданиями не ниже 4 этажей со стороны преимущественного направления зимних ветров (или применение снегозащитных устройств).

В зависимости от численности населения городов разработаны специальные требования проектирования систем инженерного оборудования, в том числе водоснабжения, канализации, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, связи, радио- и телевещания, а также предприятия по промышленной переработке бытовых отходов. Линии электропередач высокого напряжения проектируют и строят в виде подземных (кабельных) сетей. При строительстве рекомендуется совмещать прокладку тепловых сетей, водопроводов и силовых кабелей среднего напряжения. Но прокладка газо- и трубопроводов, транспортирующих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, совместно с кабельными линями электросети не допускается. Инженерные сети размещают в коллекторах, каналах или тоннелях в пределах поперечных профилей улиц и дорог – под тротуарами или разделительными полосами. Между красной линией и линией застройки размещаются газопроводы низкого давления и кабельные сети.

Транспорт и улично-дорожная сеть проектируются в виде единой системы в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории. Городская улица определяется как путь сообщения на территории поселения, предназначенный преимущественно для общественного и индивидуального легкового транспорта, а также пешеходного движения и расположенный между кварталами застройки. Городская дорога – путь сообщения на территории города или другого поселения, предназначенный для движения автомобильного транспорта, как правило, изолированный от пешеходов, жилой и общественной застройки и обеспечивающий выход на внешние автомобильные дороги.

Улично-дорожная сеть должна обеспечивать удобную, быструю и безопасную связь со всеми функциональными зонами и другими поселениями системы расселения, объектами пригородной зоны, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети. Для целей проектирования нормативы затрат времени на передвижение от мест проживания до мест работы (в один конец) для 90% трудящихся не должны превышать 45 мин. для городов с населением 2 млн. чел. В случае маятниковых миграций, временные затраты могут быть увеличены не более чем в 2 раза.

В зависимости функционального назначения улиц и автомобильных дорог устанавливаются скорость движения по ним, ширина и число полос движения, размеры пешеходной части тротуара и основные требования к строительству (например, величины продольного уклона и радиуса поворотов). При этом магистральные улицы не должны пересекать территорию микрорайонов. При планировании транспортного обслуживания населения городов, линии наземного общественного пассажирского транспорта предусматривают на магистральных улицах с организацией движения транспортных средств в общем потоке, по выделенной полосе проезжей части, или на обособленном полотне. Бульвары и пешеходные аллеипредусматривают вне транспортных магистралей, в направлении массовых потоков пешеходного движения. На бульварах и пешеходных аллеях предусматривают площадки для кратковременного отдыха. Ширину бульваров с одной продольной пешеходной аллеей (дорожкой) необходимо принимать не менее 10 м.

Плотность сети линий наземного общественного пассажирского транспорта на застроенных территориях определяется интенсивностью пассажиропотоков и составляет, как правило, 1,5-2,5 км/км2. Дальность подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта принимается не более 500 метров. В центре города или в зоне концентрации объектов массового посещения дальность подходов сокращается до 250 м, а зонах отдыха и спорта она увеличивается до 800 м от входа на их территорию. Расстояние между остановочными пунктами должно составлять 400-600 м для автобусов, троллейбусов и трамваев, 800-1200 м для автобусов-экспрессов и скоростных трамваев, 1000-2000 м для метрополитена и 1500-2000 м для электрифицированных железных дорог. В жилых районах, кроме магистральных и жилых улиц, а в микрорайонах, кроме проездов, следует предусматривать также обособленные от движения транспорта пешеходные пути к учреждениям и предприятиям обслуживания, остановкам пассажирского общественного транспорта и местам приложения труда (СНиП II-60-75, 1981; СНиП 2.07.01-89; РДС 30-201-98; ТСН 30-303-2000).

Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений. Промышленные предприятия следует размещать в виде группы (промышленный узел), объединенной общими вспомогательными производствами или объектами инфраструктуры. Такая группа носит название промышленной зоны. Между промышленной и селитебной территориями предусматривается санитарно-защитная зона, размеры которой определяются характером производственной деятельности предприятия. Ширина санитарно-защитной зоны может достигать 500 м и более (СНиП II-89-80).

Размещение предприятий и промышленных узлов не допускается в санитарной зоне источников водоснабжения, в зеленых зонах городов, на землях заповедников, зонах охраны памятников истории и культуры, зонах возможного затопления при разрушении плотин или дамб, карстовой активности, оползней, оседаний и провалов, селей, снежных лавин, способных угрожать их строительству и эксплуатации. Их проектирование производится с учетом природно-климатических особенностей территории. Размеры территории предприятий и промышленных узлов определяются в зависимости от их функционально-производственного назначения и общей численности сотрудников. Для регионов с особыми погодно-климатическими условиями предусмотрены специальные требования проектирования территории предприятий и размещения на ней зданий и сооружений. Обязательным элементом проектирования является разработка плана благоустройства территории промышленных предприятий. Площадь участков, предназначенных для озеленения, определяют из расчета 3 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене, но не более 15% территории предприятия (СНиП II-89-80).

Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств. Наряду ландшафтно-рекреационными территориями вокруг городов и поселков создаются пригородные зеленые зоны, которые выполняют средозащитные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции, с установленными режимами особого регулирования градостроительной деятельности. Удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах городов должен быть не менее 40%. Площадь озелененной территории микрорайона (квартала) следует принимать не менее 6 м2/чел. (без учета участков школ и детских дошкольных учреждений) В особых климатических условиях допускается уменьшение площади озеленения до 5 или 3 м2/чел.

Парки, лесопарки, сады, скверы и бульвары распределяют равномерно на селитебной территории по возможности вблизи общественных центров и спортивных комплексов. В крупнейших, крупных и больших городах наряду с общегородскими парками предусматривают районные парки и специализированные детские, спортивные, ботанические, зоологические парки и парки другого назначения, с учетом удовлетворения потребности населения всех возрастов в разнообразных видах отдыха. Площадь парков, садов, скверов, бульваров, размещаемых на селитебной территории городских и сельских поселений, принимается исходя из их размеров: для крупнейших, крупных и больших городов – 10 м2/чел.; средних городов - 7 м2/чел.; малых городов - 8 м2/чел. Размеры территории городских парков, садов и скверов должны быть не менее 15 га. Дорожная сеть ландшафтно-рекреационных территорий должна быть из минеральных материалов (плитка, щебень и др.). Применение асфальтового покрытия допускается лишь в исключительных случаях.

Парки, сады, бульвары и скверы должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, водостоками, освещением, а также хозяйственными помещениями. Покрытия аллей в пределах зеленых насаждений общего пользования следует применять из плиток, щебня и других прочных минеральных материалов, допуская применение асфальтового покрытия в исключительных случаях. В крупнейших, крупных и больших городах следует предусматривать питомники древесных и кустарниковых растений и цветочно-оранжерейные хозяйства для обеспечения посадочным материалом. Их площадь на расчетный срок следует соответственно принимать — 5 и 0,4 м2 на одного человека. Для обеспечения посадочным материалом городов и других населенных пунктов системы группового расселения следует предусматривать районные питомники, площадь которых следует принимать не менее 80 га.

Литература

1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. -М., 1983.

2. Генеральные планы промышленных предприятий. Строительные нормы и правила. СНиП II-89-80. М.: 1994. -51 с.

3. Глазычев В.Л. Организация архитектурного проектирования. М.:, Стройиздат, 1977, -244 с.

4. Грицай О.В. и др. Центр и периферия в региональном развитии. М., 1991.

5. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Строительные нормы и правила. СНиП 2.07.01-89. М.: 1994. -79 с.

6. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации. Руководящий документ системы. РДС 30-201-98. -10 с.

7. Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации. Строительные нормы и правила. СНиП 11-04-2003. М.: 2003. -76 с.

8. Малахов А. Реконструкция в разрушительном порядке. Коммерсанть-Деньги, 2005, 33 (538), с. 61-67.

9. Лимонов Л.Э. Крупный город: регулирование территориального развития и инвестиционные стратегии. Науч. ред. О.П. Литовка. СПб.: Наука, 2004, -270 с.

10. Миронец О.Г., Почепина О.Н., Стерхов М.А.Учебно-методическое пособие по проектированию в социальной сфере, - Ижевск: изд. «Удмурсткий Университет»., 2008. – 42 с.

11. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (ХVIII - начало ХХ в.). - СПб, 1999, т. 1, с. 286.

12. Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика). - М., Высшая школа, 1991. -319 с.

13. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 1999. -232 с.

14. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Территориальные строительные нормы. ТСН ПЗП-99 МО – ТСН 30-303-2000 МО. – М.: Министерство строительства, Администрация Московской области, 2000, -101 с.

15. Строительная газета № 24 от 13.06.2003.

16. Строительные нормы и правила СниП П-60-75. Часть II Нормы проектирования. -М.: Стройиздат, 1981,-80 с.

17. Харвей, Д. Научное объяснение в географии. Общая методология науки и методология географии. М.: Прогресс, 1974, -504 с.

18. Население России 2000. Восьмой ежегодный демографический доклад М., 2001, с. 20.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.