Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6




Роль игры в обучении ИЯ, классификации игр.

2.1. В целом одной из основных целей использования игрового обучения выступает активизация и интенсификация учебного процесса по ИЯ. При этом игровая деятельность может использоваться в следующих случаях: 1) в качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы; 2) как элементы (иногда весьма существенные) какого-то другого метода; 3) в качестве целого урока или его части (объяснения, контроля и др.); 4) при организации внеклассного мероприятия [2].

 

2.2. Игра может использоваться на всех ступенях обучения ИЯ, однако наиболее широкое ее применение наблюдается в младших классах (3-5). Психологической особенностью учащихся данного возраста является подвижность, активность, быстрая утомляемость. Использование игр дает возможность привести методику обучения иноязычной речевой деятельности в соответствие с психологическими особенностями учащихся этой возрастной группы (игра – ведущий вид деятельности у младших школьников), следовательно, сделать урок ИЯ более эффективным. Необеспеченность доминанты на соответствующей ступени обучения – серьезный недостаток в работе учителя, т.к. ведущий вид деятельности – основа формирования основных качеств личности. Игра развивает умственную и волевую активность, являясь сложным, но увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь и выступает одним из ведущих способов создания мотивации, поскольку учащиеся испытывают потребность в игре в любом возрасте. Кроме того, игровая деятельность не только организует процесс общения на ИЯ, но и максимально приближает его к естественной коммуникации.

 

2.3. В общей структуре игры выделяют следующие компоненты: 1. форма игры; 2. цель игры (запрограммированный результат); 3. сам игрок; 4. средства игры (предметы, материалы); 5. основные правила, процессы и механизмы игры (строгий порядок выполнения игровых действий); 6. арбитр игры; 7. анализ игры. К основным формам игровой деятельности относят: индивидуальную, парную, групповую, коллективную, планетарную. В качестве основных законов игры следует назвать: 1) закон свободной коммуникации; 2) закон целеустремленности; 3) закон постоянного действия; 4) закон цикличности; 5) закон ограниченной свободы действий; в качестве принципов игры – открытость и доступность, динамичность, индивидуальность и коллективность, достоверность, наглядность и виртуальность, занимательность и эмоциональность, проблемность и результативность, принцип разыгрывания и исполнения ролей, принцип моделирования.

 

2.4. Наиболее общими этапами игровой деятельности являются: 1) подготовка игры (формулировка темы, целеориентация и целеполагание, характеристика исходной обстановки игры, определение состава участников игры, их ролей и системы стимулирования, разработка сценария игры, проработка сценария игры со всеми учащимися); 2) проведение игры; 3) подведение итогов игры.

 

2.5. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: 1) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; 2) познавательные, воспитательные, развивающие; 3) репродуктивные, продуктивные, творческие; 4) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические. По характеру игровой методики игры можно разделить на: 1) предметные; 2) сюжетные; 3) ролевые; 4) деловые; 5) имитационные; 6) игры-драматизации [2]. Е.А. Маслыко предлагает следующие группы игр в обучении ИЯ: 1) языковые игры; 2) игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом; 3) психотехнические игры для обучения навыкам лексико-грамматического оформления речевых высказываний; 4) игровые упражнения для обучения иноязычному общению; 5) деловые игры в обучении иноязычной речи [7].

 

2.6. Ролевые игры играют важную роль в обучении ИЯ. Ролевая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений. Социальная значимость ролевых игр в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения [2; 5].


Литература

 

1. Ейгер, Г.В. Проблемные задачи в обучении иностранным языкам / Г.В. Ейгер, И.А. Рапопорт // Сборник статей по проблемам обучения иностранным языкам в современной школе / сост.: И.В. Пинюта, Ю.В. Пинюта. – БПК, 1993. – С. 58-63. (см. файл «Сборник статей по методике, избранное»)

2. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку / А.В. Конышева. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – С. 25-36.

3. Меркулова, И.И. Система проблемных заданий в обучении чтению / И.И. Меркулова // Сборник статей по проблемам обучения иностранным языкам в современной школе / сост.: И.В. Пинюта, Ю.В. Пинюта. – БПК, 1993. – С. 20-24. (см. файл «Сборник статей по методике, избранное»)

4. Мильруд, Р.П. Организация обсуждения проблемы на уроке иностранного языка / Р.П. Мильруд // Сборник статей по проблемам обучения иностранным языкам в современной школе / сост.: И.В. Пинюта, Ю.В. Пинюта. – БПК, 1993. – С. 132-136. (см. файл «Сборник статей по методике, избранное»)

5. Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова // ИЯШ. – 2000. – № 5. – С. 20-21.

6. Миньяр-Белоручев, Р.К. Приемы проблемного обучения в преподавании французского языка в школе / Р.К. Миньяр-Белоручев, Б.И. Турчина // Сборник статей по проблемам обучения иностранным языкам в современной школе / сост.: И.В. Пинюта, Ю.В. Пинюта. – БПК, 1993. – С. 11-15. (см. файл «Сборник статей по методике, избранное»)

7. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие / Е.А. Маслыко [и др.]. – Мн.: Вышэйшая школа, 1996; 1997; 2001; 2007. (книга есть в читальном зале и на абонементе)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.