1. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и установление рыночной цены. Равновесие по А.Маршаллу и Л.Вальрасу.
| |
На рынке сталкиваются интересы покупателей и продавцов, и каждый акт обмена совершается в результате добровольного соглашения, по цене устраивающей обоих. Рассматривать взаимодействие спроса и предложения в его единстве предложил А. Маршалл, а его концепция рыночного равновесия получила название «компромисс А.Маршалла». А.Маршалл: «…можно с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства как о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».
| |
Покупатели предлагают цену спроса,а продавцы - цену предложения. Следовательно, рыночная цена зависит как от спроса, так и от предложения.
Для графической иллюстрации взаимодействия спроса и предложения необходимо совместить в одной системе координат кривые спроса и предложения.
Рис. 1. Рыночное равновесие
- точка равновесия,
= = ;
= =
| _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| |
Равновесие по Л.Вальрасу отражаетрис.2. Подход основывается на возникновении разницы в объёме спроса (предложения) в результате фактического отклонения цены от равновесной.
Рис. 2. Рыночное равновесие по Вальрасу
Леон Вальрас (1834-1910) – франко-швейцарский экономист, профессор лозаннского университета, основатель математического направления в экономической теории, один из родоначальников маржиналистской революции в экономической теории, автор модели общего экономического равновесия.
| __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| |
Равновесие по А.Маршаллу:подход основывается на разности цены спроса и цены предложения в результате фактического отклонения объёма спроса (предложения) от равновесного. Рис. 3.
Рис. 3 Рыночное равновесие по Маршаллу
Альфред Маршалл (1842-1924) – преподаватель Бристольского университета, Оксфорда и Кембриджа, создал национальную школу экономической науки, распространённую в англосаксонских странах.
| _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| |
Приведённые подходы объясняют природу одного и того же явления, но исходят из разных условий рыночного равновесия и функций спроса и предложения. Вальрас основывается на разности в объёмах спроса и предложения, Маршалл – на разности в ценах спроса и предложения.
Автор подхода
| Функция спроса
| Функция предложения
| Условие рыночного равновесия
| Л. Вальрас
|
|
| =
| А. Маршалл
|
|
| =
|
| |
2. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах.
| |
На различные изменения на рынке более оперативно реагирует спрос.
Приспособление предложения к изменившимся условиям происходит более медленно, поскольку предложение связанно с производством, на изменение которого, необходимо время.
Значит, рассматривая последствия сдвига кривых спроса и предложения для рыночного равновесия, необходимо учитывать фактор времени.
В состоянии рынка различают мгновенный, короткий и длительный периоды.
Мгновенный период – период, в течение которого все факторы, определяющие объем предложения, остаются неизменными. В мгновенном периоде изменяется только спрос c до .
| ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| |
В коротком периоде часть факторов, определяющих объем предложения, остается без изменения.
| __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| |
В длительном периоде все факторы, определяющие объем предложения рассматриваются как переменные.
| ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| |
3. Нарушение рыночного равновесия
|
В реальной действительности нарушение рыночного равновесия происходит в 2-х случаях:
1. при отклонении рыночной цены от равновесной (иллюстрирует подход Л. Вальраса);
2. при изменении неценовых факторов (сдвиге кривых спроса и предложения).
| |
Второй случай: Эффект сдвига кривой спроса. Например, в результате роста дохода кривая спроса смещается вправо-вверх.
Рис. Установление нового равновесия
| __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| |
При смещении кривой спроса влево-вниз (например, при снижении дохода) равновесие достигается при меньшем объёме и цене.
| __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| |
Эффект сдвига кривой предложения. Например, удорожание сырья приведет к росту издержек производства, сокращению прибыли, следовательно, сокращению производства на каждом ценовом уровне – сдвигу кривой предложения влево-вверх.
Рис. Смещение равновесия под воздействием предложения
| _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| |
Возможна ситуация на рынке, когда под комплексным воздействием разных факторов происходит одновременный сдвиг кривых спроса и предложения (растет доход и одновременно сокращаются издержки производства). В этом случае, возможно, что цена равновесия не изменится, но равновесный объем продаж непременно увеличится.
| ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| |
4. Отсутствие рыночного равновесия или его множественность.
| |
Возможны ситуации, когда линии спроса и предложения ни при каких уровнях цены не пересекаются, или имеют две точки пересечения, или общие участки.
| |
Превышение объёма предложения над объёмом спроса
| ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
| |
Превышение цены предложения над ценой спроса
| ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| |
Две точки рыночного равновесия
| ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| |
Наличие общего вертикального (ценового) или горизонтального (объёмного) участка линий спроса и предложения.
Рис. Установление рыночного равновесия в интервале цен и объёмов
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| |
4. Устойчивость рыночного равновесия.
Паутинообразная модель динамического равновесия.
| |
При анализе устойчивости равновесия используют динамические модели, в которых учитывается фактор времени – простейшей является паутинообразная модель.
Допущения:
1. производители не корректируют принятые решения об объемах производства;
2. не допускается создание запасов с последующей их реализацией;
3. производитель основывает ожидания будущей цены исходя из фактической цены на момент начала производства, т.е. цены предшествующего периода.
,
где - объем предложения товара в период времени t,
- фактическая цена товара предшествующего периода
4. потребители не принимают решений об объемах закупок заранее, поэтому объем спроса в любой период зависит от цены товара в данном периоде: ,
где -объем спроса на товар в период t;
-цена товара в период t.
| _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Графически эту ситуацию можно представить в виде динамической паутинообразной модели.
Рис. Паутинообразная модель устойчивого равновесия.
Рис. Затухающие колебания
В состоянии устойчивого равновесия цена совершает затухающие колебания.
| __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Паутинообразная модель неустойчивого равновесия.
Рис. Паутинообразная модель неустойчивого равновесия.
Для неустойчивого равновесия характерны нарастающие колебания цены.
Рис. Нарастающие колебания
| _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Рис. Равномерные колебания
| _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
ВЫВОД: В паутинообразной модели заложены колебания цен и объемов продукции, которые при одних условиях приводят к равновесию, а при других удаляют от него. На практике два последних варианта встречаются крайне редко, так как рыночная система обладает стабилизирующими факторами, приводящими систему в равновесие.
|
6. Излишек (рента) потребителя и производителя.
|
Для определения выгоды, получаемой потребителями (производителями) от приобретения (продажи) товаров, используется концепция излишка (ренты) потребителя (продавца). Теория разработана А. Маршаллом.
| ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Суммарная величина излишка может быть подсчитана на основе кривых рыночного спроса-предложения:
Рис. Рента потребителя и производителя
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Т.о. рента покупателя (продавца) выступает как разность между той ценой, которую потребитель готов уплатить за данное количество товара (а продавец готов получить), и ценой фактической покупки (продажи).
Понятие потребительского излишка позволяет глубже проанализировать рыночное равновесие, меры государственного регулирования рынка, оценить эффективность социально-экономических программ.
| |
| | | |