Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Споры о богослужении и его состояние к середине XVII века. Кружок «ревнителей благочестия»

Поборником идеи сближения с православными народами Востока стал царь Алексей Михайлович (1645-1676), при котором произошел отказ от изоляционизма и обращение за опытом к Украине, Греции и другим странам православного Востока. В это время возникли новые представления о месте и миссии России в православном мире как защитнице покоренных единоверцев.

В конце 40-х гг. XVII в. вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева сформировалось общество духовных и светских лиц, заинтересованных богословскими вопросами. Оно получило в литературе название кружка «боголюбцев и ревнителей благочестия», что в целом точно отражало его намерения. Вероятнее всего, на начальном этапе деятельности боголюбцами двигало стремление улучшить и упорядочить церковную жизнь через восстановление древних традиций, как они им представлялись, без далеко идущих планов кардинальной церковной реформы. В 1652 г. скончался Патриарх Иосиф. Поиск кандидата на Патриарший Престол составил одну из главных забот «ревнителей». По их мнению, Предстоятелем должен был стать Стефан Вонифатьев, но он отказался от Патриаршества. Окончательный выбор в пользу Новгородского митрополита Никона был сделан царем. В Никоне Алексей Михайлович увидел человека, способного на преобразования в духе близких им обоим идей Вселенского Православия.

Еще до избрания нового Патриарха русское общество пережило ряд потрясений, которые существенно повлияли на отношения духовной и светской властей. В 1648 г. был созван церковно-земский Собор и составлен законодательный кодекс, получивший название Соборного уложения 1649 г. Появлению Уложения предшествовала волна городских и крестьянских восстаний, вызванных ростом государственных повинностей, злоупотреблением властей и неравноправным положением посадских людей по сравнению с дворами, принадлежавшими церковным и светским владельцам, освобожденным от государева тягла. Главными требованиями горожан были: возвращение на посад дворов, перешедших в тягло духовных и светских владельцев, уравнение платежей государева тягла и различного рода сборов на посаде. К этим требованиям добавились притязания на церковные имущества государевых служилых людей. Ответом правительства на обострение социальной ситуации в стране стало Уложение 1649 г., ограничившее имущественные привилегии Церкви. Во-первых, Уложение, безусловно, воспретило всякое новое увеличение церковных вотчин. Во-вторых, стремясь установить «равный суд и расправу» для всяких чинов, составители Уложения столкнулись с судебными привилегиями Церкви. Был учрежден новый государственный орган – Монастырский приказ, в ведение которого передавался суд над духовенством от митрополитов до церковных причетников. Духовенство было очень недовольно новым учреждением, тем более что по неопределенности новых законов и неясности в разграничении церковного и гражданского ведомств между ними тотчас начались недоразумения. Самым усердным и влиятельным противником Монастырского приказа был любимец царя Никон.

Пользуясь близостью к царю, Никон не раз говорил ему, что учреждение монастырского приказа противно церковным правилам, и настойчиво требовал его уничтожения. Но приказ был крепок не столько силой кроткого царя, сколько духом времени потому, что отвечал современным идеям об отношении между церковью и государством. Не добившись отмены Монастырского приказа Никон побудил царя к другому важному действию, в котором должно было выразиться преклонение светского могущества пред величием церковной власти. В 1652 г. решено было перенести в Успенский собор гробы трех святителей, страдальцев от светской власти — Иова из Старицы, Гермогена из Чудова монастыря и митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря. За мощами святого Филиппа поехал сам Никон. Алексей Михайлович от имени своего царственного предка Ивана Грозного, виновного в смерти священномученика Филиппа, принес публичное покаяние царской власти святому, что должно было символизировать как почитание духовной власти царскою, так и примирение в обществе в целом.

 

Патриарх Никон.

Судьба и роль Никона в истории Русской Церкви уникальны. Он родился в 1605 г. в бедной семье крестьянина-мордвина в селе Вельдеманове Нижегородской области. Он скоро лишился матери и все детство провел под нестерпимым гнетом мачехи. Ему рано удалось выучиться грамоте. Чтение книг увлекло его к аскетической жизни, и, будучи всего 12 лет, он убежал из дома в Макарьевский Желтоводский монастырь. Родня вернула его и заставила жениться. Уже в 20 лет он был выбран в священники прихожанами одного соседнего села, но по своим достоинствам недолго мог оставаться в таком захолустье. Через 2 года о нем узнали московские купцы, бывшие на Макарьевской ярмарке, и позвали его с собой в Москву. Через 10 лет, потеряв всех своих детей, он удалился на Белое море в Анзерский скит, где постригся в монахи с именем Никона. В 1646 г. он был в Москве по монастырским делам и был замечен царем, которого поразила его величественная наружность и сильная речь. По своей религиозности и впечатлительности Алексей Михайлович скоро подчинился Никону, сделал его своим другом, отцом. В 1649 г. царь назначил его митрополитом в Новгород. Здесь ему удалось оказать правительству важные услуги во время новгородского бунта 1650 г. В разгар этого бунта он укрыл у себя от ярости народа воеводу Хилкова и торжественно предал бунтовщиков анафеме, но этим обратил народную ярость на себя самого. Чернь избила его до полусмерти. С большим трудом после этого он отслужил Литургию и отправился с крестным ходом в ту часть города, где наиболее бунтовали. Пораженные его твердостью и устрашаясь подходившего к Новгороду царского войска, мятежники просили у Никона прощения и ходатайства перед царем. Не помня собственной обиды, митрополит охотно принял на себя это ходатайство и успел внушить царю благоразумную умеренность в наказании виновных, которая способствовала успокоению народного волнения. С тех пор любовь царя к Никону возросла еще более. Никон и Алексей Михайлович имели много общего во взглядах на будущее России и Русской Церкви. Этим было предрешено Патриаршество Никона и его участие в осуществлении богослужебной реформы, выношенной царем в кружке «ревнителей благочестия».

 

Раскол и расколоучители.

Начало церковной реформы датируется 1653 г., когда накануне Великого поста Патриарх разослал по храмам «память» об ограничении числа земных поклонов при чтении молитвы преподобного Ефрема Сирина и троеперстном (вместо прежнего двоеперстного) крестном знамении. Одновременно началось исправление богослужебных книг с ориентацией на греческую традицию. Собственных знатоков греческого языка и богослужения в России практически не было, авторитет переводчиков поддерживался благодаря усилиям Никона, а при его посредничестве и царя. Работа по исправлению книг была поручена авторитетному книжнику, знатоку греческого и латинского языков Епифанию Славинецкому, который прибыл в 1649 г. в Россию с рекомендациями Киевского митрополита Сильвестра (Косова). Патриарх и его сторонники утверждали, что они правят книги по греческим текстам, однако «ковычные» (корректурные) книги московских справщиков свидетельствуют, прежде всего, о русском юго-западно, а не греческом влиянии, поскольку за основу брались украинские и белорусские издания, в части своей сверенные с греческими книгами венецианской печати при святителе Петре (Могиле). Исправление книг и обрядов в первую очередь было направлено на устранение существовавших расхождений между Русской и Восточными Церквями.

Вероятно, Никону книжная справа первоначально казалась довольно ординарной мерой, поскольку она происходила и прежде по царским и Патриаршим указам. Однако со стороны бывших единомышленников последовала острая реакция неприятия новшеств. По мнению протопопа Аввакума и других бывших членов кружка «ревнителей благочестия», реформа должна была проводиться согласно древнерусской традиции, закрепленной Стоглавым Собором. Для рассмотрения обрядовых вопросов и результатов сверки богослужебных книг Патриарх Никон созвал несколько церковных Соборов, на которых была поддержана позиция царя и Патриарха, заключавшаяся в приверженности в деле преобразований греческой традиции.

Сопротивление реформам сначала со стороны бывших единомышленников Патриарха Никона из кружка «ревнителей благочестия», а затем и широких народных масс привело к расколу в Церкви. К конфессиональным спорам приложился социальный протест, почву для которого подготовило окончательное закрепощение крестьянства Уложением 1649 г. В период правления Алексея Михайловича недовольство церковными преобразованиями воспринималось властями как досадное недоразумение. Царь не раз прилагал усилия к примирению идеологов раннего старообрядчества с Церковью, то приближая их ко двору, то наказывая ссылкой, но отнюдь не прибегая к расправам, как это произошло позднее. Патриарх Никон в свою очередь довольно скоро охладел к богослужебной реформе, неожиданно вызвавшей столь сильный протест. Никона гораздо больше занимали вопросы отношений со светской властью и проблемы вселенского значения русского православия.

Неограниченная дружба соединяла царя и Патриарха почти все шесть лет Патриаршества Никона. Его титуловали, как Патриарха Филарета, великим государем. Таким образом, в государстве снова стало два великих государя, власть Патриаршая приравнивалась к власти царской. Вопреки Уложению, которое запретило увеличивать церковные имения, Патриарший дом обогатился новыми вотчинами. Когда Никон строил свои монастыри — Иверский, Крестный и Воскресенский, или Новый Иерусалим, царь и им дал богатейшие вотчины. Невиданное со времен Патриарха Филарета возвышение Предстоятеля Русской Церкви в делах государственного управления вызвало недовольство при дворе и среди архиереев. Исходя из представлений об особом статусе Патриарха не только в Церкви, но и в государстве, Никон действовал прямолинейно и деспотично, из-за чего испортил отношения не только с боярским окружением царя, но даже с архиереями. Авторитет его держался на его личной силе и на любви к нему царя, опорах слишком непрочных для того, чтобы они могли устоять против исторического хода государственной жизни. Своим крутым характером, привычкой сталкиваться со всеми власть имеющими, он вооружил против себя сильную партию бояр. Боярин Семен Стрешнев до такой степени ненавидел Никона, что назвал его именем свою собаку. Затем много врагов появилось у Никона по поводу его церковных исправлений, которые были им, введены очень круто, с обычной для него самоуверенностью.

 

Московский Собор 1666 г. «Дело Никона»

Недовольство царя Патриархом зрело постепенно. Перемена отношений между ними особенно стала заметна после возвращения Алексея Михайловича из ливонского похода в 1657 г. Монастырский приказ, доселе бессильный, усилился, стал отменять распоряжения Патриарха и отобрал у него несколько вотчин. Никон писал царю резкие послания о мирском вмешательстве в церковные дела. Патриарх видел недовольство царя, но, по своей неуступчивости, не хотел попадаться ему на глаза и выжидал, чтобы царь сам сделал первый шаг к примирению. В начале июля 1658 г. царь не присутствовал на нескольких Патриарших службах в Успенском соборе. Никон расценил это как знак царского гнева и оставил Патриарший Престол. После заочных переговоров с царем о причинах оставления кафедры Никон уехал в подмосковный Воскресенский Ново-иерусалимский монастырь. Демонстративно, под влиянием эмоций отрекшись от Престола, Никон надеялся, что государь одумается и приедет к нему со слезами просить опять принять Патриаршество, как это было в 1652 г., но ожидание это было тщетно. Государь относился к нему вообще милостиво, но о возвращении его на Патриаршество не было и речи. Главной причиной устранения Никона было его вмешательство в политические дела. Вскоре Никон почувствовал перемену своего положения, свою забытость, отсутствие прежней широкой деятельности. Он стал раздражительно жаловаться на то, что его покинули. Спустя некоторое время он стал смягчать и свое отречение, писал царю, что сана с него никто не снимал, что он ушел из Москвы добровольно. Отказываясь воротиться на московскую кафедру, он вместе с тем утверждал, что от самого Патриаршества он не отказывался.

В феврале 1660 г. для решения все более и более запутывавшегося дела о Никоне созван был Собор из русских и бывших в Москве греческих иерархов. Со своей стороны, Никон резко протестовал против Собора, называл его жидовским сонмищем. Никон требовал суда Восточных Патриархов. После этого царь убедился в необходимости пригласить в Россию самих Патриархов и в сентябре 1664 г. послал за ними новое посольство на Восток. Из них приняли приглашение только двое — Паисий Иерусалимский и Макарий Антиохийский; другие двое отказались от поездки, но дали от себя Паисию и Макарию полномочия. В ноябре 1666 г. приехали Патриархи. Целый месяц прошел в торжествах по случаю их прибытия и в совещаниях их с царем, духовными властями и боярами, на которых они были ознакомлены с делом. В конце ноября Никон сам был приглашен на Собор. В декабре в кремлевских палатах в присутствии царя и бояр собрался Собор из греческих и русских иерархов, какого еще никогда не видала Русская Церковь; на нем присутствовали 2 Патриарха, 10 митрополитов, 7 архиепископов, 4 епископа, 30 архимандритов, 9 игуменов и множество других духовных и светских лиц. Никон явился с обычной торжественностью, с преднесением креста и хотел было сесть на Патриаршем месте, но, не видя его приготовленным для себя, не сел, а стоя провел все время заседания, продолжавшегося более 10 часов. Обвинителем явился сам царь. Весь взволнованный, в слезах стоял он пред Никоном, произнося обвинения на своего бывшего друга, жаловался на самовольное его удаление, на восьмилетнюю церковную смуту возникшую по его вине. Никон держался неуступчиво, не делая ни шагу к примирению; на обвинения царя отвечал, что ушел от царского гнева, но Патриаршества не оставлял. На другом заседании 5 декабря, на которое тоже призван был Никон и на котором он вступал в особенно горячие споры со своими обвинителями, он выразил сомнение в полномочиях и правах самих Патриархов, судивших его. На заседании 12 декабря в Благовещенской церкви Чудова монастыря собор, наконец, прочитал Никону обвинение: что он самовольно и с клятвой оставил кафедру, а по оставлении ее самовольно священнодействовал, отнимал для своих монастырей вотчины у других монастырей, мешал избранию нового Патриарха, злоупотреблял анафемой. За все это его объявили лишенным Патриаршества и священства с оставлением за ним только иночества. Патриархи сами сняли с него клобук и панагию. После этого его увезли в Ферапонтов монастырь. Скончался Никон в 1681 г. Царь Феодор Алексеевич велел предать его погребению по архиерейскому чину, и сам нес его гроб до могилы. Вскоре он исходатайствовал у Восточных Патриархов грамоту с разрешением поминовения Никона в Патриаршем сане наряду с другими Московскими Патриархами.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воцарение династии Романовых. Патриарх Филарет | Присоединение Киевской митрополии к Московскому Патриархату
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.