КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Царствование императора Николая II
На рубеже веков общественная жизнь в России усложнилась. Соблазнов стало больше, жизнь стала опаснее, свершавшиеся события серьезнее. Постоянное «откладывание на потом» самодержавной властью назревших преобразований в общественной жизни России, в том числе в положении Церкви, побудили Николая II (1894-1917) решиться на обсуждение главных проблем церковной жизни. Новый царь отличался особенно искренним благочестием. В царствование Николая II было причислено к лику святых больше подвижников, чем за предыдущие два века. Все свои дела император Николай старался совершать по слову Священного Писания, что в кругах далекого от Церкви высшего света нередко вызывало насмешки. Государь встал во главе России в 1894 г. Торжество его коронации было омрачено катастрофой на Ходынском поле, повлекшей за собой многие человеческие жертвы и воспринятой многими современниками как дурное предзнаменование. В годы его царствования Россия перенесла две тяжелые войны (русско-японскую и Первую мировую) и пережила длительный период революционных волнений. Стремясь достичь стабильности русского общества, царь пытался реорганизовать систему государственной власти и управления, однако в условиях разгула революционной стихии и невиданного террора против любых попыток навести порядок эти старания приводили к противоположному результату. Так, созданная для выражения мнений и чаяний народа Государственная Дума по сути дела являлась трибуной для антиправительственной агитации. Супругой императора Николая II была Гессен-Дармштадтская принцесса Алиса, принявшая православие с именем Александра. Их брак покоился на чувстве глубокой любви и уважения друг к другу. Они были образцовыми мужем и женой, любящими родителями, воспитавшими дочерей Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и сына Алексия, наследника престола, в чувстве глубокой любви к Богу. Однако даже их семейная жизнь являлась объектом оскорблений и сплетен со стороны оппозиционных политиков и печати. В годы Первой мировой войны, в которую Россия была вовлечена вопреки своему желанию и которая потребовала напряжения всех сил и средств государства, когда победа России и ее союзников была уже очевидна, ряд политиков и государственных деятелей - в их числе многие из приближенных к императору лиц - воспользовались вызванными военным временем трудностями и лишениями и спровоцированными народными волнениями в Петрограде, чтобы отстранить императора Николая II от власти. Государь, видя измену и обман со стороны своих ближайших сотрудников, осознавал всю опасность междоусобной брани, считая её прямой угрозой самому существованию России как государства, почел за благо отказаться от власти. Государь надеялся, что новая власть сможет утихомирить смуту и даст русскому народу самому определить ту форму правления, которую он предпочтет. Однако жаждавшие власти политики в лице Временного правительства, всевозможных советов и других революционно-общественных организаций, не имея ни опыта, ни знаний для руководства великим государством в столь трудное время, тем не менее узурпировали власть и менее чем за год привели страну к национальной катастрофе. Временное правительство вопреки каким-либо законам взяло царскую семью, в том числе малолетних детей, под стражу, а затем сослало их в Тобольск. Император и его семья со смирением переносили все угрозы, оскорбления и издевательства. После октябрьского переворота положение императора и его семьи в заключении ухудшилось. Весной 1918 г. они были переведены в Екатеринбург, где в ночь на 4 июля были жесточайшим образом убиты. В 2000 г. на Поместном Соборе Николай и вся его семья были причислены к лику святых как царственные страстотерпцы. В Манифесте 1903 г. было подтверждено положение православной Церкви как первенствующей и господствующей, однако Манифест 1905 г. «Об основах веротерпимости» создавал для иных конфессий, в том числе старообрядцев и сектантов, более свободные условия деятельности, чем для православных. Весной 1905 г. по инициативе С.Ю. Витте и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) стали разрабатываться планы «желательных преобразований» в православной Церкви. В них сразу же был поставлен главный вопрос — о церковном управлении, предлагалось восстановление Патриаршества и соборного начала как основ церковного управления. Решительным противником этого выступил К.П. Победоносцев, однако в своем ведомстве, в Синоде он оказался в одиночестве. Несмотря на это, он смог убедить царя в своей правоте. Николай II счел «неуместным» созыв Поместного Собора в «столь тревожное время», хотя позволил собрать у всех епархиальных архиереев их мнения относительно церковных реформ и дозволил в 1906 г. деятельность Предсоборного Присутствия. В эти годы священнослужители оказались прямо втянутыми в политическую жизнь страны. Среди белого духовенства складывались радикально-либеральные группы: депутатами IV Государственной Думы стали священники Г. Петров от партии кадетов и К. Колокольцев от партии эсеров. Крайне правые группы духовенства выступали за неограниченное самодержавие, поддерживали монархические организации и боролись против революции. Можно предположить, что созванный в таких условиях Собор оказался бы чрезмерно политизированным. Как бы то ни было, следует согласиться с мнением депутатов IV Государственной Думы, заявивших при обсуждении бюджета Святейшего Синода на 1916 г.: «...нужно раскрепостить Церковь, освободить Церковь от всех внешних посторонних неответственных влияний... Церковь не должна быть только орудием в руках государства». Однако самодержавная власть оказалась не готова к разрешению этих вопросов. Столь же двойственным оказалось и отношение общества и народа к Церкви. На пороге XX в. вера продолжала жить в народе, тысячи паломников посещали монастыри. В то же время, верхи общества оставляли тысячи на карточных столах и рулетках, десятки тысяч тратили на отделку особняков и дач, оранжерей и покупку новомодных авто, на туалеты, драгоценности, балы и маскарады,— а низы общества несли свои рубли в «казенку», и доходный для правительства алкоголь развращал народ. Активизировались многочисленные секты скопцов, хлыстов, духоборов, молокан. В верхах общества широко распространялись различные мистические увлечения, более всего — спиритизм. В общественном мнении возникло ироническое, а то и враждебное отношение к Церкви и к «церковникам», образованные люди стыдились ходить в храмы и публично креститься. Часть интеллигенции в поисках духовных ценностей предпочла Церкви — искусство. Возникновение символизма стало попыткой ухода от действительности и создания «своего мира». Иные продолжали поиски «своей церкви», «своей веры», выразителем таких идей стал выдающийся литератор В.В. Розанов (1856-1919 гг.), в открытой печати постоянно критиковавший реальные и мнимые недостатки в жизни Церкви. В самой Церкви появились такие одиозные личности, как Георгий Гапон, возглавивший в Петербурге рабочие кружки с видимой целью просветительства и духовного просвещения, а на деле выполнявший указания то революционеров, то охранки. Не менее яркой авантюрной личностью был священник Илиодор Труфанов, демагогическими проповедями вызывавший массовые волнения в народе. В высших кругах столичного общества появился Григорий Распутин, принятый императрицей Александрой Федоровной за истинного представителя православного старчества. Он был зажиточным крестьянином с Урала, имевшим жену и двоих детей. Распутин обладал даром исцеления и провидения. Приблизившись ко двору, он начал вести распутную жизнь и внес разложение в правящие круги своими попытками продвигать людей, почему-либо угодивших ему. Слепая вера императрицы подорвала больше, чем что-либо другое, престиж монархии и подготовила ее к падению. В то же время на местах активизировалась миссионерская деятельность Церкви, в разных городах возникали православные братства, развивалось трезвенническое движение, в котором видную роль играли священники. В общественной жизни возникает течение «богоискательства». Самым громким и ярким поворотным событием в отношении интеллигенции к Церкви и вере стало появление в марте 1909 г. сборника статей «Вехи». Это был сборник статей о русской интеллигенции, которая крайне враждебно встретила его. Авторы впервые за последние десятилетия обратились в поисках истины к Церкви; один из авторов сборника, С.Н. Булгаков (1871-1944), пройдя путь «от марксизма к идеализму», в 1917 г., будучи профессором университета, принял сан священника, а в дальнейшем, в эмиграции стал известным богословом. Стоит заметить, что по мнению подавляющего большинства иерархов, Церковь нуждалась в разного рода преобразованиях и, прежде всего в большей самостоятельности. В церковной и светской печати обсуждались самими священнослужителями вопросы о богослужебном языке (предлагалось заменить церковно-славянский язык русским), об исправлении богослужебных книг, об упорядочении устава, о совершении литургии и обрядов, о возможности богослужебного творчества. Таким образом, в самой церковной среде уже сформировалось понимание неблагополучного положения, и имелись силы для его преодоления. Противоречивым явлением, свидетельствующем, однако, о непрекращающемся духовном творчестве в Церкви, стало возникновение течения имяславцев. В 1907 г. вышла книга старца Илариона «На горах Кавказа», в которой старый монах делился своим опытом совершения известной Иисусовой молитвы. Книга была издана трижды за пять лет, встречена доброжелательно частью духовенства (преподобным Варсанофием Оптинским, епископом Феодором (Поздеевским), епископом Феофан (Быстровым) и др.), однако вызвала и резкую критику. Вскоре с осуждением книги выступил известный и авторитетный иерарх, архиепископ Антоний (Храповицкий), который в 1913 г. обвинил автора и его последователей в том, что они обожествляют самые звуки и буквы имени «Иисус». Вспыхнувшая в печати полемика имела давние корни в спорах об исихазме, учении св. Григория Паламы, но в условиях государственной Церкви ее нормальное завершение оказалось невозможным. На Афоне греческие монашеские власти объявили имяславцев «еретиками», в русских монастырях им запретили совершать богослужения, потом лишили их продовольствия, получения почты, денежных переводов. Для разрешения конфликта прибыл архиепископ Никон (Рождественский), но он не сумел уговорить отказаться от своих идей имяславцев. 3 июля 1913 г. 883 (по иным данным более 1 тысячи) монаха-имяславца были насильственно, с помощью 118 русских солдат выселены с Афона, а после прибытия в Россию они были частью лишены монашества, частью разосланы по монастырям. Спор об имяславии продолжается до настоящего времени.
Учреждение миссий. В период Синодальный русская церковь развила миссионерскую деятельность в больших размерах, чем в предшествующее время. На поприще миссионерской деятельности в эту эпоху подвизались многие отдельные личности и организованные миссии. Благодаря их деятельности пределы Русской Церкви значительно расширились. Казанский край с прилегающими к нему местностями, калмыцкие улусы между Уралом и Каспийским морем, отдаленная Сибирь, Кавказ и азиатские государства — Китай и Япония представляли обширное поле для миссионерской деятельности. Обширные пространства Сибири представляли широкое поле для миссионерской деятельности Церкви в последние века. Наиболее замечательными проповедниками веры в этом крае были Тобольский митрополит Филофей Лещинский. Он вызвал к себе из Киева ученых иноков и посылал их проповедовать к пограничным с Сибирью монголам. Сам он из конца в конец разъезжал по своей обширной, пребывавшей большей частью еще во мраке язычества епархии. Всего им обращено было к вере до 40 000 инородцев и построено 37 церквей. Святой Иннокентий, епископ Иркутский, постриженник Киевской Лавры и воспитанник тамошней академии. Император Петр I в 1721 г. предназначал его в начальники Пекинской миссии в сане епископа, но китайский богдыхан не согласился допустить миссию в свою столицу. Во время тянувшихся переговоров с Китаем Иннокентий жил в Иркутске и впоследствии (1727-1731 гг.) был здесь епископом. При иркутском Вознесенском монастыре на свои средства он устроил школу. Архимандрит Макарий (Глухарев) был основателем и начальником Алтайской миссии (в Бийском и Кузнецком округах Тобольской, Томской епархии). С истинно апостольской ревностью, не щадя ни сил, ни здоровья, он трудился здесь около 14 лет, с 1830 по 1844 г., отдавая в пользу новокрещенных все свои средства. Перевел на алтайский язык много молитв, Евангелия от Матфея и Иоанна и избранные места из других священных книг. Протоиерей Иоанн Вениаминов. Сын беднейшего причетника и с ранних лет сирота, он получил воспитание в Иркутской семинарии. Молодой человек сначала получил место диакона при иркутской Благовещенской церкви, а потом здесь же в 1821 г. был определен священником. Через два года после этого добровольно, повинуясь неодолимому влечению свыше, священник Вениаминов с семьей отправился за 5000 верст, на остров Уналашку для христианской проповеди. Здесь он пробыл десять лет, терпеливо перенося труды и лишения всякого рода; изучил алеутский язык и перевел на этот язык Евангелие и молитвы, устроил училище и церковь. Затем, в 1834 г., Вениаминов переселился на остров Ситху и здесь, изучив язык колошей, проповедовал им святую веру. В 1839 г. после кончины жены он принял монашество с именем Иннокентий (в честь святого Иннокентия Иркутского). В 1840 г. он посвящен в епископа Камчатского. С острова Ситхи Преосвященный Иннокентий в 1853 г. переселился в Якутск. Здесь он изучил якутский язык, перевел на него Евангелие, литургию и молитвы и утвердил в вере до 300 000 якутов. В 1857 г. архиепископ Иннокентий переселился на Амур, в город Благовещенск (названный так по имени прежней его приходской церкви), где обратил в христианство несколько тысяч монголов. Такие необыкновенные труды обратили на него общее внимание, и по смерти митрополита Филарета (Дроздова) он был призван как заслуженный иерарх и подвижник занять Московскую кафедру. В сане митрополита он довершил великий подвиг жизни, выработав новый устав православного миссионерского общества. Скончался митрополит Иннокентий в 1879 г. Из Сибири евангельская проповедь проложила себе путь в соседние страны — Китай и Японию. Свет православной веры в Китай принесен был русскими пленниками в конце XVII века. Они поселены были близ Пекина особой слободой и построили каменную церковь. По просьбе их в начале XVIII века из Тобольска была отправлена в Китай миссия с архимандритом Илларионом во главе; но деятельность этой миссии главным образом направлена была к поддержанию веры между потомками русских пленников. Случаи обращения китайцев были редки. В видах усиления средств Китайской миссии вызваны были в Петербург из разных епархий способные молодые люди для обучения китайскому языку. Трудами их переведены на этот язык наиболее нужные места из богослужебных книг, катехизис митрополита Филарета (Дроздова) и др. Более успешно распространялось православие в Японии благодаря трудам архиепископа Николая (Касаткина), почившего 3 февраля 1912 года. С юных лет отдавшись апостольскому призванию, он по окончании академического курса в 1860 г. занял место настоятеля церкви при русском консульстве в Хакодате. С тех пор в течение 50 лет он неустанно трудился в деле распространения и утверждения православия в Японии. В 1870 г. по его ходатайству учреждена была здесь миссия, которой и был он назначен начальником сначала, в 1870 г., в сане архимандрита, затем с 1880 г. — епископа и архиепископа. Начав свою миссионерскую деятельность при крайне тяжелых условиях, когда за принятие христианства карали смертной казнью, он имел утешение видеть, как постепенно изменялись к лучшему условия японской общественной жизни, и слово Божие росло и множилось и приносило обильный плод в сердцах юных христиан Японской Церкви. Известны миссионеры из самих японцев, в особенности Павел Савабе, бывший жрец. Сам неустанно работая, переводя на японский язык богослужебные и священные книги, проповедуя, путешествуя, архиепископ Николай умел воодушевить той же святой ревностью и своих ближайших сотрудников. В 1891 г. был освящен в самой столице Японии Токио великолепный храм в честь Воскресения Христова. В настоящее время число православных японцев свыше 30 тысяч человек. В Токио имеется православная духовная семинария для подготовки священников и проповедников из природных японцев, а также женское духовное училище, и издается несколько духовных журналов. Значительные успехи христианская проповедь имела и на Кавказе. Здесь приходилось миссионерам частью восстанавливать бывшее там христианство, частью насаждать его вновь между различными кавказскими племенами. По предложению Грузинского архиепископа Иосифа Святейший Синод в 1745 г. отправил на Кавказ миссию под начальством архимандрита Пахомия, которая в течение 25 лет обратила к христианству более 2 000 человек. Новая миссия, назначенная Синодом в 1771 г. под начальством ученого протоиерея Лебедева, в течение 20 лет просветила более 6 000 осетин. Но особенно успешно стала развиваться деятельность миссии с 1814 г. при живом участии Грузинского экзарха Феофилакта. При нем обращено было более 40 тысяч человек, устроено более 40 церквей, богослужебные книги стали печататься на осетинском языке. С покорением Кавказа в 1859 г. еще более успешно стала развиваться миссионерская деятельность Церкви в этом крае. В 1860 г. в Тифлисе учреждено общество восстановления православного христианства на Кавказе. При содействии этого общества многие древние храмы на Кавказе были восстановлены, многие построены вновь, открыты школы и устроены иноческие обители. Начало Северо-Американской православной миссии было положено в конце XVIII в. иноками Валаамского монастыря. Их трудами православие появилось в бывших русских Северо-Американских владениях — на Аляске и Алеутских островах, среди алеутов, эскимосов, колошей и др. Позднее на тех же островах неутомимо и плодотворно трудился знаменитый миссионер XIX в. Иннокентий (Вениаминов). Его трудами была организована здесь особая епархия. С переходом Аляски и Алеутских островов во владение Соединенных Штатов епархия эта оказалась за пределами России и получила наименование Алеутской и Северо-Американской. В последние годы XIX столетия Православная Церковь в Америке стала обильно пополняться переселенцами, по преимуществу угроруссами и галичанами. Униаты по вере, они в Америке стали массами возвращаться к православной вере отцов.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |