Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преподобный Феодосий - законодатель русского монашества

Великий подвижник, жаждавший высшего подвига - смерти за Христа и за правду, неусыпающий молитвенник, послушливый, кроткий и смиренный, ревностный, но никогда не гневающийся инок, прозорливец и провидец, был в то же время талантливый и практичный администратор и в высшей степени сердечный, отзывчивый на человеческое горе и на житейскую нужду. В свои отношения к миру Феодосий вносит ту целостность личных дарований своих, которая отмечает и его монастырскую игуменскую деятельность. Преподобный Феодосий был первым духовником Печерской братии. Руководствуясь Студийским уставом, Феодосий исповедовал и мирян. Разнообразно выражается это попечение о спасении мирян. Прежде всего, подвижник считает обязанностью монаханепрестанно молиться за мирян, быть учителем, даже пастырем мирян. Еще одна форма служения миру – заступничество, или печалование. Обиженные несправедливым судом обращались к Феодосию, и судьи, по его ходатайству, перерешали дела. Четвертая форма - благотворительность. За монастырской оградой преподобный построил двор с церковью, и на этом дворе принимались калеки, нищие и больные. На них шла десятая часть доходов монастыря. Кроме того, каждую субботу из монастыря отправлялся целый воз хлебов для раздачи заключенным в тюрьмах. Но нищелюбивому Феодосию этого было еще мало, он был заступником вдов, помощником сирот, прибежищем убогим, учил и утешал приходящих, и подавал «еже на потребу и на пищу тем».

На деятельность Феодосия нельзя смотреть как на дело частного инока. Он отец русского монашества, по признанию самих древних иноков наших, – «игумен или архимандрит всея Руси». Ставя его на такое место, наше древнее монашество видело в лице Феодосия обязательный пример.

Родившись в городе Василеве и вскоре переселившись с родителями в Курск, Феодосий, едва начал приходить в сознание и возраст, как уже обнаружил в себе самое благочестивое настроение души. Каждый день посещал он церковь, сам уговорил родителей отдать его на учение книжное к одному из городских учителей. Все дивились его премудрости и разуму. Феодосий отличался совершенной скромностью и покорностью не только учителю, но и соученикам своим. В 14 лет Феодосий лишается отца, и для его домашних подвигов начинается неудобное время. Противодействие аскетическим наклонностям юноши шло со стороны матери. Мать преподобного очень любила своего сына, но всеми мерами старалась отклонить его от церковной жизни. Феодосий бежал в Киев. Обойдя все монастыри, нигде не был принят по молодости и бедности. Тогда он пришел в пещеру Антония и со слезами умолял его взять к себе. Антоний отговаривал юношу, но Феодосий был тверд в своем решении. Антоний повелел Никону постричь Феодосия (1032). Новый инок своими подвигами удивлял самого Антония; он не давал себе покоя ни днем, ни ночью. Высокие духовные подвиги преподобного Феодосия настолько выдвинули его из ряда братии, что по удалении игумена Варлаама Антоний назначил игуменом Феодосия, несмотря на то, что ему не было и тридцати лет от роду (1062). Преподобный Феодосий приступил к устройству Печерского монастыря на иных началах. Он достал список студийского устава и положил его в основание жизни в своем монастыре. На основании устава строго определен был весь строй монастырской жизни, начиная с богослужения до келейных занятий иноков. В монастыре введено было строгое общежитие: иноки должны были довольствоваться общей трапезой и иметь одинаковую одежду; все добытое трудами их рук шло на общую пользу. В отношениях к игумену и старшим требовалось смирение и послушание; всякое дело начиналось с благословения настоятеля. За ограду монастыря выход дозволялся только по крайней необходимости, а равно и в монастырь никого не пускали в неурочное время, не исключая и высокопоставленных особ. Богослужение, физические труды и келейные подвиги наполняли жизнь Печерских иноков. Так как такой строгой жизни не всякий мог вынести, то преподобный игумен не спешил постригать всех, изъявлявших желание поступить в монастырь. Некоторое время оставлял таких в мирской одежде, и когда они свыкались с монастырскими порядками, одевал их в черную одежду и назначал послушания. Только после удовлетворительно пройденного искуса кандидат постригался в монахи. Несмотря на строгие порядки, число монахов в начале игуменства Феодосия возросло с 20 до 100. Руководство их в строгом исполнении монашеского устава и обетов составляло постоянную заботу игумена. Поучая братию в церкви и давая наставления наедине, он бдительно наблюдал за поведением братии. Преподобный игумен был живым примером строгого отношения к монашеским обетам. Он всегда трудился наравне с братией. Особенно было поразительно смирение великого игумена. Милосердие к бедным и сострадательность к несчастным были также отличительными его чертами. Влияние игумена не ограничивалось пределами монастыря: его голос имел силу у князей и других должностных лиц. Заботясь о внутреннем устройстве своего монастыря, Феодосий много сделал и для внешнего его благоустроения. Через 11 или 12 лет своего игуменства Феодосии, вследствие умножения братии и скудости прежних монастырских зданий, решился построить новый, обширнейший монастырь. Место для него было выбрано близ второй пещеры преподобного Антония. На этом месте заложили великую, каменную церковь (1073). Но Феодосий не смог довести до конца эту постройку: 3-го мая 1074 году великий игумен скончался, обещавшись быть небесным молитвенником за свою обитель. Он погребен был в той пещере, в которой под руководством Антония начал свои подвиги. Через 15 лет (1089) Церковь, заложенная Феодосием, была освящена и к ней переведен был монастырь; прежний же пещерный монастырь сделался теперь усыпальницей для погребения умерших.

В Киево-Печерском монастыре в Антониевых и Феодосиевых пещерах почивают мощи 118-ти преподобных. Они канонизированы митрополитом Петром Могилой в 1643 году Но лишь 30 из них получили житийные повествования в Киево-Печерском Патерике. Все они относятся к XI, XII, и даже к XIV векам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Синодальный период для Русской Церкви | Значение Киево-Печерского монастыря для Русской Церкви
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.