Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная власть

Исполнительная власть Российской Федерации

Законодательная власть Российской Федерации

Глава государства

Тема 4. Система власти

4.1. Глава государства.

4.2. Законодательная власть.

4.3. Исполнительная власть.

4.4. Судебная власть.

 

Статья 3 Конституции Российской Федерации 1993 г. гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

В соответствии с республиканской формой правления государственная власть в России осуществляется на основе разделения на три самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти обеспечивает глава государства – Президент Российской Федерации.

Институт Президента Российской Федерации был учрежден 17 марта 1991 г. на Всероссийском референдуме, когда Россия была еще частью СССР. Его деятельность регулируется 4 главой Конституции РФ 1993 г. По правовому статусу Президент РФ является главой государства и не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти. Он является гарантом Конституции Российской Федерации; прав и свобод человека и гражданина, государственной целостности, независимости и суверенитета России; координатором деятельности государственных властных структур и представителем Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях.

Президент Российской Федерации наделен Конституцией РФ обширными функциями и полномочиями. Он, в частности:

- определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

- обеспечивает согласованное взаимодействие органов государственной власти;

- формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

- является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ;

- руководит работой Правительства РФ, являясь главой исполнительной власти;

- издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России;

- назначает выборы Государственной Думы, принимает решение о ее роспуске и реализует другие полномочия, связанные с деятельностью Федерального собрания РФ, Правительства РФ и других властных структур.

Президент Российской Федерации до настоящего времени избирался на четыре года путем всеобщих выборов на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий вновь избранного Президента России продлен до шести лет. Возможно и повторное избрание, но не более, чем на два срока. Эта процедура препятствует узурпации власти одним лицом или группой лиц и присуща большинству демократических государств.

В своей деятельности Президент России опирается на различные органы института Президента РФ, укрупненная структура которых представлена на рис. 1.

Администрация Президента РФ является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ и осуществляющим контроль за исполнением его решений. Поэтому Администрация Президента РФ организует:

- подготовку законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу;

- подготовку проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой РФ;

- обеспечивает деятельность Совета Безопасности РФ, Государственного Совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;

- осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ;

- обеспечивает взаимодействие Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями и выполняет иные закрепленные за ней функции.

Институт полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе учрежден Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. №849. Полномочные представители Президента РФ в восьми федеральных округах – это должностные лица, которые представляют Президента РФ на территории соответствующего Федерального округа и обеспечивают реализацию конституционных полномочий Президента РФ на территории округа. Они непосредственно подчиняются Президенту и подотчетны ему.

Совет Безопасности является конституционно-совещательным органом при Президенте РФ. Образован в 1992 г. Разрабатывает важнейшие концептуальные документы и подготавливает решения Президента РФ в области обеспечения безопасности страны. Возглавляется Президентом – Председателем Совета, которому непосредственно подчинен Секретарь Совета Безопасности. Секретарь обеспечивает деятельность Совета Безопасности и руководит его аппаратом.

Государственный совет как высший законосовещательный институт был учрежден Александром I первого января 1810 г. на основе программы либеральных преобразований М.М. Сперанского. Прекратил свое существование после Февральской революции 1917 г. Заново Государственный совет был образован в 1991 г. Президентом СССР М.С. Горбачевым. Ныне действующий Государственный совет образован Президентом РФ В.В. Путиным 1 сентября 2000 г.

Президент В.В.Путин образовал Госсовет в целях сохранения и использования потенциала высших должностных лиц субъектов Федерации. Как это уже было в отечественной истории, нынешний Госсовет – совещательный орган при главе государства. Он содействует реализации полномочий Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов власти. Председателем Государственного совета является Президент РФ. В состав Государственного совета входят высшие руководители субъектов Федерации, но по решению Президента могут входить и другие лица.

Одним из вновь созданных в 2005 г. советов при Президенте РФ стал Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике для решения качественно новой для страны масштабной, общенациональной задачи – повышение качества жизни граждан России. Всего в составе совета были 41 человек: чиновники, ученые и губернаторы. В 2011 г. преобразован в комиссию при Президенте РФ.

Проект №1. «Образование». Основные цели – компьютеризация школ, финансовая поддержка талантливой молодежи, создание двух бизнес-школ, доплата учителям за классное руководство (1000 руб.), ежегодные стипендии лучшим учителям (10 тыс. премий по 100 тыс.рублей). Финансирование через Министерство образования и науки, бюджет региона и местное управление образования.

Проект №2. «Развитие АПК». Основные цели проекта –. увеличить производство молока, мяса, закупить по лизингу 100тыс. голов племенного скота, создать и развивать существующие сельскохозяйственные производственные кооперативы, увеличить объемы продажи продукции, произведенной в личных хозяйствах, на 5-7%.

Финансирование – через Министерство сельского хозяйства и через региональные банки. Проект условно разделен на две части. Первая – стимулирование развития животноводства за счет погашения государством части кредитной ставки. Вторая – поддержка мелкого товаропроизводителя за счет выдачи беспроцентных ссуд для производства картофеля, капусты и других овощей.

Проект №3. «Доступное и комфортное жилье». Основные цели – рост жилищного строительства, увеличение выдачи ипотечных кредитов. Финансирование – через Министерство регионального развития и бюджеты региона, строительные организации – через ипотечные программы.

Проект №4. «Здоровье». Основные цели увеличение заработной платы участковых врачей на 10 тыс. руб., медицинских сестер на 5 тыс. руб., приобретение 12 тысяч машин скорой помощи, оснащение 5512 поликлиник диагностическим оборудованием. Финансирование через Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС РФ), Фонд социального страхования РФ (ФСС) и Министерство здравоохранения и социального развития РФ, а затем через региональные фонды ФОМС и ФСС.

В рамках государственных закупок – все, что приобретается для нужд государственных организаций федерального, регионального и муниципального уровней: лекарства и медицинское оборудование для больниц и поликлиник, оплата питания в школах, детских садах и яслях, оплата ремонтно-строительных работ, подключение школ к сети Интернет и т.д.

Кроме советов при Президенте РФ сегодня работает 14 комиссий, большая часть их которых представлена на рис.5.



Законодательная власть представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. В демократических государствах законодательными органами являются законодательные собрания, парламент, местные законодательные ассамблеи и т.п.

Парламент – это высший выборный законодательный орган, осуществляющий представительство основных социально и политически активных групп населения. В большинстве демократических государств функционируют двухпалатные парламенты. Так, парламент США – Конгресс США – состоит из двух палат: Сената и Палаты представителей.

В России в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. представительным и законодательным органом Российской Федерации является парламент Российской Федерации – Федеральное Собрание. Оно состоит из двух палат: верхней – Совета Федерации и нижней – Государственной Думы.

Двухпалатная структура Федерального Собрания отражает федеративное устройство нашего государства и различные основания у палат в их организации и осуществлении функции представительства народа России.

Обычно парламенты выполняют три основные функции:

а) принятие законов;

б) утверждение бюджета;

в) контрольные функции.

Последние в российском парламенте реализованы слабее, чем в парламентах западных стран.

Помимо этих функций общей компетенции Государственная Дума РФ имеет специальные функции, закрепленные в Конституции РФ. Она:

- дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

- решает вопрос о доверии Правительству РФ;

- назначает и смещает Председателя Центрального банка РФ;

- назначает и смещает председателя Счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов;

- назначает и смещает Уполномоченного по правам человека;

- объявляет амнистию;

- выдвигает обвинение против Президента РФ с целью импичмента.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации избирается непосредственно гражданами России на основе прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Ее численность – 450 депутатов.

Право избирать депутатов Государственной Думы имеют граждане РФ, достигшие на день выборов 18 лет. Право быть избранными депутатом Госдумы имеют граждане РФ, достигшие 21 года.

Не имеют избирательного права лица, признанные судом недееспособными, и лица, по приговору суда отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы.

Срок полномочий действующей Государственной Думы – четыре года. Ее структура (выборы 2 декабря 2007г.) представлена на рис.6. Для вновь созываемой Государственной Думы в декабре 2011 г. – 5 лет.

Выборы в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации VI созыва назначены на 4 декабря 2011 года (в случае, если не изменится действующее законодательство, не будет введено чрезвычайное или военное положение и Президент Российской Федерации не распустит Государственную думу раньше срока окончания её полномочий). Во второй и последний раз для полноценного представительства в Государственной Думе партиям будет необходимо преодолеть 7%-й барьер.

Особенностью предстоящих выборов будет частичное электронное голосование. К предстоящим выборам в Государственную думу 5 тыс. избирательных участков (5% от общего количества) оборудуют техническими средствами голосования. При этом на 1% участков установят комплексы для полноценного электронного голосования, а на остальных 4% сканеры, автоматически распознающие данные из бумажных бюллетеней. К президентским выборам в марте 2012 г. количество участков с автоматизированным голосованием может увеличиться. Любопытно, что при электронном голосовании бюллетень испортить невозможно.

Нынешнее законодательство о выборах не позволяет использовать полностью электронное голосование более, чем на 1% избирательных участков. Тем не менее, по оценке экспертов, именно этот вид голосования является самым перспективным.

При электронном голосовании избирателю выдается карточка со штрихкодом. С ее помощью он получает доступ к бюллетеню на экране устройства для электронного голосования. При этом возникает большая экономия, поскольку не нужно печатать бумажные бюллетени. По данным ЦИК, в России 108 млн. избирателей, значит, на декабрьских выборах экономия составит 1 млн бюллетеней.[ http://marker.ru/news/497739]/

 


Рис. 6. Укрупненная структура Государственной Думы РФ по состоянию на 11.09.2011 г. [http://www.duma.gov.ru].


Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

решает ряд вопросов общей компетенции. Наиболее важные направления общей компетенции:

- финансы;

- оборона и безопасность;

- международная политика.

В законодательном процессе Совет Федерации имеет в отношении принятых Государственной Думой обычных федеральных законов право отлагательного вето, преодолеваемого, правда, Думой квалифицированным большинством голосов. Только Совет Федерации имеет право на пересмотр или изменение Конституции и принятие федеральных конституционных законов по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров РФ;

д) статуса и защиты государственной границы РФ;

е) войны и мира (статья 106 Конституции РФ).

Эти законы имеют высшую силу и действуют на территории всей России.

От каждого субъекта Российской Федерации в Совет Федерации сегодня входят по два представителя: один назначается высшим должностным лицом субъекта РФ; другой избирается представительным (законодательным) органом субъекта Российской Федерации на срок полномочий данного органа. В настоящее время вхождение сенаторов в Совет Федерации начинает осуществляться в соответствии с инициативой, высказанной Президентом России Д.А.Медведевым, «только из числа лиц, избранных в представительные органы власти, и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации».

Российской Конституцией право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, депутатам государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному суду РФ и высшему арбитражному суду РФ по вопросам их ведения.

В субъектах федерации законодательная власть осуществляется законодательным (представительным) органом этих субъектов. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ.

Наиболее распространенные названия законодательного (представительного) органа - законодательное собрание; областной (краевой) совет; областная Дума; парламент; государственное собрание; государственный совет.

Встречаются также и уникальные названия: Эл Курултай (Республика Алтай); Хурал (Бурятия, Калмыкия); государственная Дума (Ставропольский край); Суглан (Эвенкийский автономный округ).

Как правило, данные органы имеют однопалатную структуру.

Сложная (двухпалатная) структура законодательных органов предусмотрена основными законами ряда субъектов Федерации: Карелии; Республики Саха (Якутии); Свердловской области и других.

Количество депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации устанавливается также конституцией (основным законом) субъекта Российской Федерации. Обычно эта численность от 80 до 120 человек.

Ранее законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта РФ избирались по смешанной (мажоритарно-пропорциональной системе). В настоящее время – только по пропорциональной системе.

В Тульской области законодательным (представительным) органом является Тульская областная Дума. Областная Дума 5-го созыва избрана 30 октября 2009г. Она состоит из 48 депутатов, избираемых населением области сроком на 5 лет. Председателем Тульской областной Думы является Игорь Владимирович Панченко. Основными полномочиями законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации являются:

- принятие конституции (основного закона) субъекта Российской Федерации;

- принятие законов, иных нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации;

- утверждение бюджета субъекта Российской Федерации;

- избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации;

- утверждение программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

- введение налогов и сборов субъекта Российской Федерации;

- установление: административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, системы исполнительных органов системы власти субъекта Российской Федерации, системы органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации;

- назначение: референдума субъекта Российской Федерации, выборов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации;

- наделение полномочиями некоторых должностных лиц субъекта Российской Федерации (судей конституционных (уставных) судов субъекта Российской Федерации, должностных лиц, чье утверждение предусмотрено законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации;

- утверждение договоров, заключенных субъектом Российской Федерации;

- осуществление, наряду с другими, уполномоченными на то органами, контроля: за соблюдением и исполнением законов Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации за соблюдением установленного порядка распоряжением собственностью субъекта Российской Федерации;

- осуществление иных полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в случаях:

- принятия указанным органом решения о самороспуске;

- роспуска этого органа высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и Президентом Российской Федерации;

- вступления в силу судебного решения о неправомерности данного состава его депутатов.

Исполнительная власть представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования (административного нормотворчества), полномочия внешнеэкономического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, иногда и законодательные полномочия (в порядке делегирования или чрезвычайного законоведения), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации и другие органы исполнительной власти. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства РФ, назначаемого Президентом России с согласия Государственной Думы, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Общее руководство деятельностью Правительства РФ осуществляет Президент России, непосредственное руководство – Председатель правительства РФ. Его кандидатура вносится Президентом РФ на рассмотрение Государственной Думе РФ и утверждается большинством голосов от общего числа депутатов.

Если Государственная Дума РФ трёхкратно отклонит кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ, то Президент РФ назначает Председателя правительства РФ своим указом и распускает Государственную Думу.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия до окончания работы Президента РФ. Перед вновь избранным Президентом РФ оно слагает свои полномочия. Возможно и досрочное сложение полномочий: по воле Президента РФ, в случае внесения ему вотума недоверия Государственной Думой РФ или по собственной инициативе.

Правительство РФ обладает как общими, так и специальными полномочиями.

К общим полномочиям относятся:

- реализация внутренней и внешней политики страны;

- регулирование в социально-экономической сфере;

- обеспечение единства системы исполнительной власти в стране;

- формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;

- реализация предоставленной Правительству РФ законодательной инициативы.

В Конституции РФ определены и специальные полномочия правительства нашей страны:

- разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; предоставление отчёта об исполнении бюджета;

- обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики в Российской Федерации;

- обеспечение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, охраны окружающей среды;

- управление государственной собственностью;

- обеспечение обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

- обеспечение законности, прав и свобод граждан; охрана собственности и общественного порядка; борьба с преступностью;

- иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительство РФ является вершиной двухступенчатой системы исполнительной власти в стране.

На первой (верхней) ступени находятся федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют полномочия на всей территории России в рамках отведённых им функций государственного управления, например, обороны, юстиции, внешней торговли, социальной защиты населения и т.д.

На второй (нижней) ступени исполнительной власти работают территориальные отделения федеральных органов исполнительной власти, например, управления юстиции или внутренних дел в субъектах Федерации. Органы исполнительной власти каждой ступени выполняют закрепленные за ними полномочия.

Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004г. №314 была начата крупная реформа системы федеральных органов государственной власти для ликвидации дублирующих полномочий, закрепленных за разными органами исполнительной власти; для сокращения количества федеральных органов исполнительной власти; для соответствия ее структуры мировой практике. В рамках реформы проведены следующие мероприятия.

Во-первых, сокращено количество видов федеральных органов исполнительной власти. Их осталось три: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Во-вторых, с позиции подчинения федеральных органов исполнительной власти они делятся на два класса:

а) федеральные министерства с подведомственными федеральными органами, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

б) федеральные министерства с подведомственными федеральными органами, а также федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Председатель Правительства РФ.

В-третьих, между органами исполнительной власти разных видов установлена следующая иерархия. Председатель Правительства РФ руководит деятельностью федеральных министров и подведомственных только ему федеральных служб. Министры руководят деятельностью подчиненных им министерств и курируют деятельность нескольких подведомственных им служб и агентств.

В-четвертых, в рамках реформы сокращено число министерств с 30 до 18 (на 12 сентября 2011 г.). Для сравнения: в США их 5, в Англии - 6.

В-пятых, перераспределены дальнейшими нормативными актами, принятыми в исполнение Указа № 314, функции и полномочия между органами исполнительной власти разных видов. Так, министерства разрабатывают стратегию развития в своей области деятельности и принимают нормативные правовые акты. Федеральные службы контролируют, как граждане и организации исполняют законы, то есть осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а федеральные агентства оказывают государственные услуги и управляют государственным имуществом. При этом службы и агентства могут работать вполне автономно, а определённые законодательством федеральные службы нести специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы России, борьбы с преступностью и общественной безопасности.

С этих позиций в системе федеральных органов исполнительной власти выделились три уровня власти по объёму возложенных на них функций:

а ) суперведомства – министерство финансов РФ, министерство экономического развития РФ, министерство промышленности и торговли РФ, министерство обороны РФ, министерство здравоохранения и социального развития РФ, министерство транспорта РФ, министерство связи и массовых коммуникаций РФ;

б) укрупнённые ведомства – министерство культуры РФ, министерство природных ресурсов и экологии РФ, министерство сельского хозяйства РФ, министерство юстиции РФ, министерство внутренних дел РФ, министерство образования и науки РФ, министерство регионального развития РФ;

в) обычные ведомства – министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министерство иностранных дел РФ, государственная фельдъегерская служба РФ, служба внешней разведки РФ, федеральная служба безопасности (ФСБ) и другие федеральные службы и агентства, не входящие в структуру федеральных министерств (рис.3.).

На региональном уровне, то есть в субъектах РФ, исполнительную власть осуществляют высшие исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, например, правительство субъекта РФ, администрация субъекта РФ и другие.

В Тульской области высшим исполнительным органом весь постсоветский период была Администрация Тульской области. 1-го сентября 2011 г. Тульской областной Думой принят закон «О поправках в Устав (Основной Закон) Тульской области». В соответствии с ним создается новый исполнительный орган государственной власти - правительство Тульской области. Он будет образован вместо администрации Тульской области.

Высшим должностным лицом субъекта Федерации может быть президент республики в составе РФ, глава администрации (губернатор) субъекта РФ, реже – глава правительства субъекта РФ и др.

С 2005г. избрание высшего должностного лица субъекта РФ осуществляется законодательным (представительным) органом субъекта РФ по предложению Президента РФ.

Идея перехода от непосредственного избрания населением субъекта Федерации главы его администрации, которое существовало в России на протяжении 1994 – 2004 гг., была озвучена Президентом РФ 13 сентября 2004 г. после трагических событий в городе Беслане. Целями установления нового порядка избрания глав субъектов Федерации стали:

- дальнейшая централизация системы государственного управления через усиление вертикали власти, подчиненной Президенту России;

- усиление борьбы с преступностью и терроризмом;

- выдвижение новых кадров региональных элит для борьбы с коррупцией.

Сегодня глава субъекта Федерации осуществляет следующие полномочия:

- представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления, гражданами и организациями;

- подписывает договоры и соглашения от имени субъекта Российской Федерации;

- обнародует региональные законы или отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом субъекта Федерации;

- формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации и принимает решение об его отставке;

- обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Федерации с иными органами государственной власти субъекта Федерации, с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами местного самоуправления и общественными объединениями;

- осуществляет иные полномочия.

Наименование, структура и порядок формирования высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией (Уставом) и другими нормативными актами субъекта Федерации с учетом его национальных и исторических традиций.

Депутаты Тульской областной Думы 1-го сентября на 27-м экстренном заседании приняли три закона, инициированные губернатором Тульской области В. С. Груздевым. Они предусматривают кардинальное изменение структуры исполнительной власти региона. Это изменение должно способствовать оптимизации структуры исполнительной власти, повышению эффективности ее работы.

Закон "О поправках в Устав (Основной Закон) Тульской области" определяет состав нового исполнительного органа государственной власти и уточняет перечень государственных должностей Тульской области. В связи с поправками, вносимыми в Устав области, принят закон "О системе органов исполнительной власти Тульской области", определяющий статус, структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности правительства Тульской области. Предусмотрено также создание иных органов исполнительной власти, статус которых будет определен в зависимости от возлагаемых на них функций.

Депутаты также рассмотрели вопрос "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Тульской области". В связи с созданием правительства Тульской области внесены изменения в законы "О Реестре должностей государственной гражданской службы Тульской области", "Об оплате труда государственных гражданских служащих Тульской области" и другие. В частности, уточняются условия и список должностей, которым положены компенсации при увольнении. Теперь законодательно прописано, что компенсации не будут выдавать покинувшим должность по собственному желанию, заподозренным в коррупции и тем, кто проработал на государственной должности менее трех лет.

Новое правительство региона будет возглавлять губернатор Владимир Сергеевич Груздев. Он же формирует состав правительства и принимает решение о его отставке. Главное нововведение: 12 министерств вместо существующих 19 департаментов.

В новых законах прописано и количество замов главы региона. Всего их будет семь (ранее их было девять.), из них первых замов – три. Задача заместителей – правильно координировать работу министерств и департаментов плюс отстаивать интересы области перед Федерацией (получение инвестиций и господдержки).

«Общее количество чиновников сократится на 15%,» – говорит В.С.Груздев. – Снизим расходы на содержание аппарата на 5%, но при этом поднимем на 20% зарплату чиновникам». Зарплата не индексировалась с 2007 года: это основание для коррупции. В большей степени зарплата повысится у рабочего персонала, в меньшей степени – у руководителей. Кроме этого, будет сокращено количество министерств, которые имеют право производить госзакупки, чтобы многие вещи централизовать и сделать более прозрачной процедуру принятия решений.

В связи с этим по тексту Устава Тульской области были внесены изменения в наименование высшего исполнительного органа исполнительной власти области. Аналогичные изменения вносятся в законы области о государственной службе области, об оплате труда лиц, замещающих государственные должности области и должности государственной гражданской службы. Перечень государственных должностей Тульской области излагается в новой редакции, которая предусматривает учреждение новых должностей: заместитель губернатора области – руководитель аппарата Правительства Тульской области – начальник главного управления государственной службы и кадров аппарата Правительства Тульской области; первый заместитель губернатора Тульской области; заместитель губернатора Тульской области – председатель государственно-правового комитета Тульской области; заместитель губернатора Тульской области – руководитель представительства Правительства Тульской области при Правительстве Российской Федерации; министр Тульской области.

Учреждение указанных государственных должностей в Правительстве Тульской области позволит изменить зоны ответственности по конкретным направлениям экономики региона, добиться более эффективного взаимодействия органов исполнительной власти при решении смежных вопросов, обеспечить оперативность решения поставленных задач и реализовать надлежащий контроль за их исполнением.

http://www.tula.rodgor.ru/gazeta/874/live/9182/

 

 

Порядок формирования Правительства предусматривает назначение и освобождение его членов губернатором области.

Для членов Правительства области предусматривается принесение присяги после назначения на должность, а также установлен перечень ограничений, связанных с пребыванием в составе Правительства области, полномочия Правительства области.

Также установлен порядок подготовки проведения заседаний Правительства области, определен круг лиц, которые могут присутствовать на его заседаниях. Предусмотрено, что для решения оперативных вопросов образуется президиум Правительства области, состав которого утверждается губернатором области.

Устанавливается, что Правительство и его аппарат являются правопреемниками администрации и ее аппарата, что позволит обеспечить постоянство функционирования органов исполнительной власти области.

Первый состав Правительства должен быть сформирован губернатором Тульской области в течение 30 дней со дня вступления в силу закона «О системе органов исполнительной власти Тульской области», т.е. с 13 сентября 2011 г.

Губернатор В. С. Груздев выдвинул идею о создании в области народного правительства. В него должны войти люди, пользующиеся доверием и поддержкой населения. Предложено более 70 кандидатур на должности министров и руководителей департаментов:

  должность Заместителя губернатора по социальной политике
  должность Заместителя губернатора в сфере строительства, транспорта, дорожного хозяйства и ЖКХ
  должность Заместителя губернатора - Руководителя Государственно-правового комитета
  должность Министра здравоохранения и социального развития
  должность руководителя Департамента здравоохранения
  должность руководителя Департамента социального развития
  должность руководителя Департамента труда и занятости
  должность руководителя Комитета по опеке и попечительству
  должность Министра образования и культуры
  должность руководителя Департамента образования
  должность руководителя Департамента культуры
  должность руководителя Комитета по спорту и молодежной политике
  на должность руководителя Инспекции по надзору и контролю в сфере образования
  должность Министра строительства и ЖКХ
  должность руководителя Департамента строительства
  должность руководителя Департамента ЖКХ
  должность руководителя Комитета по архитектуре и градостроительству
  должность руководителя Государственной жилищной инспекции
  должность Министра транспорта и дорожного хозяйства
  должность руководителя Департамента транспорта
  должность руководителя Департамента дорожного хозяйства
  должность Министра природных ресурсов и экологии
  должность руководителя Департамента охраны окружающей среды и экологического надзора
  должность руководителя Департамента недропользования и водопользования
  должность Министра сельского хозяйства
  должность руководителя Департамента государственной политики в сфере АПК и сельского развития
  должность руководителя Департамента растениеводства, животноводства, пищевой и перерабатывающей промышленности
  должность руководителя Комитета лесного хозяйства
  должность руководителя Комитета по государственному ветеринарному надзору
  должность руководителя Комитета по охоте и рыболовству
  должность Министра финансов
  должность руководителя Департамента бюджетной политики
  должность руководителя Департамента финансирования общегосударственных вопросов и обеспечения деятельности аппарата Министерства финансов
  должность руководителя Департамента организации исполнения бюджета области и контроля
  должность руководителя Департамент прогнозирования доходов и финансирования отраслей экономики
  должность Министра экономического развития и промышленности
  должность руководителя Департамента экономического развития
  должность руководителя Департамента промышленной политики и ТЭК
  должность Министра имущественных и земельных отношений
  должность руководителя Департамента имущественных отношений
  должность руководителя Департамента земельных отношений
  должность Министра инвестиционной политики, государственно-частного партнерства и ВЭС
  должность руководителя Департамента инвестиционной политики и ВЭС
  должность руководителя Департамента государственно-частного партнерства
  должность руководителя Комитета государственного заказа
  должность руководителя Комитета по предпринимательству, туризму и потребительскому рынку
  должность руководителя Комитета по тарифам
  должность заместителя руководителя Государственно-правового комитета
  должность руководителя Контрольного комитета
  должность заместителя руководителя Контрольного комитета
  должность руководителя Службы по организационному обеспечению деятельности мировых судей
  должность руководителя Комитета по печати и телерадиовещанию

 

Голосование проходило на официальном сайте Тульского регионального отделения партии «Единая Россия».

На 17 сентября 2011 г. в соответствии с принятыми законами и поправками в Устав области, планируется опубликование новой структуры Правительства региона, а на 10 октября – завершение его формирования.

Отметим ряд особенностей новой системы органов исполнительной власти Тульской области.

Первая особенность – в выделении структур правительства по трем направлениям - аналитическому, прогнозному и контрольно-надзорному.

Вторая особенность – в формировании двух новых департаментов- финансирование общегосударственных вопросов (работа с федеральными целевыми программами) и организации и исполнения бюджета области (работа с областными расходами).

Третьей особенность является появление новой структуры - министерства инвестиционной политики, государственно - частного партнерства и внешнеэкономических связей

(По материалам сайтов http://www.tulapressa.ru/2011/09/tuloblduma-prinyala-v-trex-chteniyax-predlozhennyj-gruzdevym-zakon-o-sozdanii-pravitelstva/

http://www.tula.rodgor.ru/gazeta/874/live/9182/

"Российская газета" – www.rg.ru)

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет полномочия, указанные в приложении 2.

 

Судебная власть в Российской Федерации наряду с законодательной и исполнительной является самостоятельной и независимой сферой публичной власти. Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, то есть, полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в судебной системе государства. Все суды Российской Федерации относятся к федеральным органам государственной власти, осуществляя правосудие именем Российской Федерации. Это должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Поэтому в России действует единая федеральная судебная система, а не смешанная, как, например, в США, где сосуществуют единая судебная система государства и независимые судебные системы каждого штата. В настоящее время в судебную систему Российской Федерации входят суды трех категорий:

- обычные суды (суды общей юрисдикции и военные трибуналы);

- арбитражные суды;

- конституционные (уставные) суды.

Так, в судебную систему на территории Тульской области входят Тульский областной суд, Тульский областной арбитражный суд, городские и районные суды.

Высшими судебными органами Российской Федерации являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции РФ принимаемых и действующих федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ.

В состав Конституционного суда РФ входят 19 судей, назначенных Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок полномочий каждого – 12 лет.

Высшим судебным органом по разрешению экономических споров является Высший Арбитражный суд РФ.

Арбитражные суды наделены специальной подсудностью, осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений:

1) между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя;

2) между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Кроме того, арбитражные суды рассматривают дела об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, о несостоятельности, банкротстве организаций и граждан. Поэтому арбитражные суды имеют и другие названия: хозяйственные, торговые.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам является Верховный Суд Российской Федерации

Субъекты РФ не могут устанавливать собственные судебные системы. В то же время есть два исключения из этого положения.

Во-первых, каждый субъект Российской Федерации может создавать свой конституционный (или уставный) суд (в зависимости от статуса субъекта РФ) для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативно-правовых актов государственной власти субъекта РФ, правовых актов органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (или уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции или устава субъекта РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ не составляют единой конституционно-судебной системы с Конституционным Судом РФ, поэтому их финансирование идет из бюджета субъекта РФ.

Во-вторых, в 1998 г. в России был возрожден институт мировых судей. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Субъекты РФ своими законами определяют должности мировых судей, порядок их деятельности и размеры судебных участков.

Рис.7. Судебная власть РФ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Региональный уровень административного деления в России | История развития местного самоуправления в России на рубеже XX – XXI веков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.132 сек.