Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные сведения о государственной гражданской службе

Понятие системы государственной службы

Государственная служба в лице специально подготовленных государственных служащих претворяет в жизнь властные функции государства. От качества ее функционирования зависит результативность всего государственного управления, степень удовлетворения потребностей граждан. Поэтому любое государство придает огромное значение построению эффективной публично-правовой системы государственной службы, включающей вопросы структуры органов государственной службы, правового статуса государственного служащего, нормативно установленной технологии поступления на гражданскую службу и продвижения по служебной лестнице, оплаты труда государственных служащих, дисциплины и гарантий и других элементов.

В соответствии с федеральным законом №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» под государственной службой в России понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

– Российской Федерации;

– федеральных государственных органов;

– субъектов Российской Федерации;

–- государственных органов субъектов Российской Федерации;

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации);

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации).

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы (рис. 13):

государственная гражданская служба (федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации);

военная служба;

правоохранительная служба.

 

Рис. 13. Система государственной службы Российской Федерации

 

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий:

– федеральных государственных органов;

– государственных органов субъектов Российской Федерации;

– лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Следует различать два понятия: «государственная должность» и «государственная должность государственной службы». Лица, занимающие государственные должности, исполняют полномочия России или ее субъектов. Например, Президент РФ, депутаты законодательных собраний федерального и регионального уровня. Лица, занимающие государственные должности государственной службы, только обеспечивают исполнение полномочий России или ее субъектов. Например, начальник аппарата Тульской областной Думы.

В Российской Федерации установлены следующие должности государственной службы:

– должности федеральной государственной гражданской службы;

– должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

– воинские должности;

– должности правоохранительной службы.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента Российской Федерации.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.

В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.

В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются классные чины.

Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента Российской Федерации.

Классные чины государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются с учетом положений настоящей статьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

– федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

– законность;

– приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

– равный доступ граждан к государственной службе;

– единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

–взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

– открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

– профессионализм и компетентность государственных служащих;

– защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

 

Российской Федерации

Изложены в федеральном законе №79-ФЗ от 27 июля 2004года «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Данный закон регламентирует отношения, связанные:

– с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации;

– с ее прохождением и прекращением;

– а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

На гражданскую службу по закону вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным законом. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет.

Гражданская служба осуществляется на контрактной основе в рамках заключения служебного контракта на неопределенный срок или срочного служебного контракта (на срок от одного года до пяти лет).

В основе классификации должностей гражданской службы лежит их деление на категории и группы. Под должностью гражданской службы [ гос и мун упр] понимают предусмотренную штатным расписанием, реестром служебную единицу в федеральных или региональных органах государственной власти с установленными:

– статусом (местом в системе иных должностей;

– кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа;

– набором прав;

– денежным содержанием:

– ответственностью за исполнение обязанностей.

Выделены четыре категории должностей гражданской службы:

1) руководители – должности, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий, руководителей и заместителей руководителей:

– государственных органов и их структурных подразделений;

– территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений;

– представительств государственных органов и их структурных подразделений;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

При этом должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Должности федеральной государственной гражданской службы включены в Реестр должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Они классифицированные в нем по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений данного Федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Порядок ведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы РФ утверждается указом Президента Российской Федерации.

Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы:

– для высшей группы – действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

– для главной группы – государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

– для ведущей группы – советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

– для старшей группы – референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

– для младшей группы – секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

При этом гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Присвоение классных чинов производится следующими должностными лицами:

действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации.

– государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса в федеральных органах исполнительной власти присваивается Правительством Российской Федерации.

– иные классные чины – руководителем государственного органа или представителем нанимателя.

На рис.8.2. приведена классификационная схема должностей государственных гражданских служащих.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Они устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тыс. чел | Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.